Занятие с элементами тренинга для детей старшего дошкольного возраста "Управляем настроением"
план-конспект занятия (старшая группа)
Краткое содержание: Занятие-путешествие по страницам Лэпбука «Управляем настроением».
Актуальность:
Для современного общества эмоциональное развитие дошкольников является актуальной проблемой, так как дети в данном возрасте эмоционально неустойчивы, часто непосредственно реагируют на внешние события.
Изменения, которые происходят в познавательной деятельности у детей 5-7 лет необходимо связывать, как справедливо указывал Л.С.Выгодский, с глубоким изменением в мотивационно - эмоциональной сфере личности ребёнка. Воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.
Поэтому, при воспитании эмоций важно:
- научить детей не бояться отрицательных эмоций, ибо не возможно представить себе какую-то деятельность без ошибок и неудач;
- помочь справиться со своими эмоциями, контролировать поведение.
Инновационность: Инновационность разработки заключается в использовании технологии лэпбук. Лэпбук — это папка-раскладушка с кармашками, дверками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы, обобщенные общей темой. Это отличный способ разносторонне изучить конкретную тему с детьми дошкольного возраста, осмыслить содержание папки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kospekt.docx | 449.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами тренинга для детей старшего дошкольного возраста
"Управляем настроением"
Составила: Поддубная Татьяна Ивановна
педагог-психолог МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29 с.Красный Октябрь»
с. Красный Октябрь 2021
Тема занятия: "Управляем настроением"
Цель: обучать детей управлять своим психоэмоциональным состоянием доступными для дошкольников средствами.
Образовательные задачи:
- продолжать обучать анализу своего внутреннего состояния;
- обучать методам саморегуляции психоэмоционального состояния;
Коррекционно - развивающие задачи:
- продолжать развивать произвольность поведения;
- развивать способности ребенка к отвлечению от негативных мыслей, релаксации, рефлексии;
- продолжать повышать уверенность в себе;
- обучать приемам саморасслабления, снятию психомышечного напряжения.
Воспитательные задачи: продолжать воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, способствовать сплочению детского коллектива.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, продуктивная.
Методы работы с детьми: игра, беседа, игровые упражнения, поисковая деятельность.
Количество участников: 2-3 человека подготовительной группы.
Время проведения занятия: 30 минут.
Ожидаемый результат: самостоятельное использование приемов саморегуляции для стабилизации психоэмоциональных состояний.
Оборудование: Лэпбук на тему «Управляем настроением», (книжка «Позитивчик», листы с изображением Мандалы, альбом «Я-утверждаю», игрушка «Антистресс» , кольцо 2 -3 шт, диск с музыкой, карандаши, фломастеры, бусинки, камешки, музыкальные записи : Грусть. Осенняя песня П. И. Чайковский (фрагмент); Злость. ТРИ ПОДРУЖКИ. ЗЛЮКА. Д. Кабалевский; Страх. Гном М. Мусоргский (фрагмент); Радость. ТРИ ПОДРУЖКИ. РЕЗВУШКА, Д. Кабалевский.
Предварительная работа:
Изготовление лэпбука «Управляем настроением». Знакомство детей с понятием «Мандала» и инструкцией по работе с ней.
Ход занятия
1. Приветствие. Цель - эмоциональный настрой на взаимодействие:
П.-п.:- Здравствуйте ребята! Повернитесь друг к другу и пожмите руки, а теперь нарисуйте на смайликах какое у вас сейчас настроение.
Настроение хорошее и мы начинаем наше занятие. (звучат музыкальные фрагменты с разной эмоциональной насыщенностью)
- Друзья, а что мы сейчас слышим?
- Какое настроение в музыке вы услышали?
- Ответы детей.
- Настроение может быть разным. Ребята, как вы считаете, можно ли управлять настроением, или можно вообще не обращать на него никакого внимания?
- А, вы, хотите научиться управлять своим настроением?
2. Основной этап занятия: Цель — познакомить воспитанников с различными методами саморегуляции эмоционального состояния.
П.-п.: - Ребята, у каждого из нас есть друг. Другом может быть не только человек, но и любимая игрушка. У меня есть необычный друг - это машинка- Маквин, она живет в папке-домике которая называется «лэпбук». Моя машинка любит путешествовать и сегодня Маквин приглашает нас совершить увлекательную поездку по страницам лэпбука, в пути мы узнаем много интересного.
- Вы согласны путешествовать?
- Машинка моя оборудована современным прибором «Навигатором». А вы, знаете, что это такое? В навигаторе указан маршрут нашего путешествия - пункт прибытия «Хорошее настроение». Поможем Маквину добраться до пункта назначения?? (Психолог демонстрирует навигатор, на котором изображены пункты в форме различных по виду остановок).
Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь.
Садимся поудобнее, заводим мотор (длинный продолжительный звук [Р] на выдохе).
Вот и первая остановка «Рулетка настроения»
Цель: познакомить детей со способом управления своим настроением
Инструкция: Перед вами поле с эмоциями, вам нужно поставить фишку на понравившуюся эмоцию, после этого мы будем крутить барабан. Если эмоции совпадают, участники получают наклейки с эмоциями. Тем игрокам, кому не повезло, поможет кукла «антистресс».
- Ребята я вижу, что настроение у вас хорошее и мы можем продолжить путешествие.
Игра "Волшебное колечко"
Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.
Педагог -психолог достает из шкатулки - колечко.
- «Вот колечко из сказочной шкатулки, это не простое колечко, а волшебное. Если надеть его на мизинец, станешь маленьким-маленьким – это твое прошлое. Если надеть его на средний палец, останешься самим собой – это твое настоящее. Если надеть колечко на указательный палец, станешь большим, сильным и красивым – это твое будущее. Кто хочет путешествовать во времени?». Ответы детей.
Если ребенок выбирает «прошлое», он садится на корточки или сворачивается клубочком, а остальные ребята гладят его, укачивают, баюкают… Если ребенок выбирает «настоящее», то ему предлагается оценить его, что с ним происходит, с помощью жеста («в моей жизни все хорошо»- большой палец вверх, «в моей жизни не все хорошо» - большой палец вниз). Если он выбирает «будущее», то закрывает глаза и фантазирует – что интересного и увлекательного случится в его жизни.
Друзья, вот мы с вами и добрались до второго пункта нашего путешествия. Работа с книжкой- «Позитивчик».
Упражнение "Складывание картинки" и беседа по книжке «Позитивчик».
Цель: закрепить знания детей о радостном настроении.
Инструкция: каждому ребенку предлагается индивидуальная картинка с позитивными рисунками, на которых отсутствует какая-либо часть рисунка. Детям необходимо подобрать к данной картинке - соответствующие недостающие части рисунка.
П.-п.: - Ребята, я предлагаю вам найти недостающие части к картинкам.
- Что же у вас получилось?
Беседа по картинкам:
Расскажите, что чувствуют эти персонажи. Ответы детей
Какие звуки приносит с собой Радость? Какого цвета радость? Ответы детей
Часто ли к вам приходит радость? Ответы детей
Когда у Вас веселое настроение, с кем вы делитесь своей радостью?
Ребята, как вы думаете, что нужно делать для того, чтобы настроение всегда было хорошим? Ответы детей (не ссориться, не драться, не обзывать друг друга, уважать и т. п.)
Какие вы молодцы! Но нам пора продолжать путешествие. Посмотрим на наш навигатор. Что за остановка впереди?
«Волшебный круг».
Цель: познакомить с новым способом избавления от неприятных эмоций.
Дети: у нас впереди очень красивая картинка, давайте подъедем к ней на нашей автомобиле и рассмотрим.
Педагог - психолог:
Что вы видите на рисунке? Ответы детей (большой красивый круг).Обратите внимание на узор, какой он? (необычный, разный)
А знаете, почему мандала называется «волшебный круг»?
Потому что в процессе создания мандалы человек успокаивается, обретает жизненные силы и хорошее настроение. Хотите самостоятельно создать такой рисунок?
Ответы детей.
В кармашке лежат фломастеры и карандаши, а еще бусинки, камешки для украшения.
Пожалуйста, выберите понравившуюся картинку и приятного творчества. (звучит тихая, спокойная музыка)
Педагог – психолог предлагает обсудить процесс работы:
Что ты сейчас чувствуешь? Ответы ребенка
Ты доволен результатом? Ответы ребенка
Хотел ли ты что-нибудь изменить? Ответы ребенка
- У вас получились замечательные рисунки, давайте украсим ими нашу доску и отправимся дальше.
Педагог – психолог: Я хочу вам предложить познакомиться с альбом
«Я- утверждаю».
Цель — познакомить дошкольников в занимательной форме с позитивными утверждениями для достижения желаемых результатов, научить детей создавать позитивные утверждения.
–П-п.: - Ребята, что же такое позитивные утверждения – это как сказочные заклинания, только более эффективные, вы можете выбрать уже готовые, а можете придумать их сами!
Задание «Добавь слово»
Инструкция: детям предлагается альбом с позитивными утверждениями, но в ней есть чистые листы, куда можно записать придуманные ими утверждения. Например, начнем с краткого утверждения «Я хороший человек», и попросим ребенка добавить что-то, к примеру «Я хороший человек и очень добрый друг», и так повторить несколько раз. Затем повторить вместе все, что мы составили в полном объеме.
- Эти утверждения ребята помогут вам сохранять хорошее настроение и быть уверенными в себе.
Задание на дом «Я - утверждаю»
Цель: закрепить знания детей о позитивных утверждениях, научить использовать позитивные утверждения в разных ситуациях.
П.-п.: - Я предлагаю вам дома с родителями, для того чтобы научиться преодолевать страхи, обрести уверенность в себе и своих силах, быть добрее и всегда в хорошем настроении повторять фразы-утверждения перед сном.
Психолог раздаёт детям раздаточный материал (листы с перечнем фраз-утверждений)
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Педагог – психолог:
- Друзья мы прибыли в пункт «Хорошее настроение» и наше путешествие подошло к концу. Понравилось ли вам путешествие? Ответы детей
- Кому занятие понравилось – поднимите левую руку и улыбнитесь.
- Кому было интересно – поднимите правую руку и еще раз улыбнитесь.
- А теперь давайте друг другу поаплодируем.
Заряд хорошего настроения, приобретённый в нашем путешествии, сохранится у вас надолго. Я желаю вам удачи и успехов.
Ритуал прощания
Дети кладут руку ладошкой на руку ведущему и произносят «До новых встреч!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Физкультурные занятия с элементами дзюдо" для детей старшего дошкольного возраста
Данный материал является авторской методической разработкой использования альтернативных, нетрадиционных методик в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. В данном м...
Занятие с элементами тренинга для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Большое сердце»
Занятие подготовлено для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, проводится в форме психологического тренинга, с элементами телесно-ориентированной терапии, дыхательной гимнастики, т...
Занятие с элементами сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста "Серое Ухо"
Занятие направленно на снятие внутреннего напряжения у детей испытывающих страх темноты, общую боязливость....
Конспект коррекционной деятельности с элементами тренинга для детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ»
Коррекция агрессивного поведения дошкольников...
Занятие с элементами тренинга для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Доброе сердце»
Занятие подготовлено для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, проводится в форме психологического тренинга, с элементами телесно-ориентированной терапии, дыхательной гимнастики, творчес...
Логопедическое занятие с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста по теме "Цветочная полянка"
Обобщение и уточнение знаний у детей по теме "Цветы" через народные игры, упражнения....
Физкультурное занятие с элементами ЛФК для детей старшего дошкольного возраста
Формирование мышечного корсета, выработка выносливости мышц, развитие координационных способностей, профилактика плоскостопия и нарушения осанки, а так же их коррекция.Занятия проводятся в носках. Для...