Кружок "Физкультурные занятия с элементами дзюдо" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Прудникова Василиса Станиславовна

Данный материал является авторской методической разработкой использования альтернативных, нетрадиционных методик  в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. В данном материале отражены:

  • пояснительная записка, в которой обосновывается целесообразность применения элементов дзюдо на физкультурных занятиях
  • основные задачи и содержание кружковой работы
  • конспекты физкультурных занятий с элементами дзюдо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka._kruzhok.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

 Автор: Прудникова В.С.

Кружок

« Физкультурные занятия с элементами дзюдо »для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи.

  1. Содействовать всестороннему физическому развитию детей и укреплять их здоровье.
  2. Обеспечить общую и специальную физическую подготовку.
  3. Развивать у детей физические качества : силу, выносливость, координацию движений.
  4. Воспитывать нравственно-волевые качества личности : смелость, настойчивость, упорство, выдержку, умение принять поражение.
  5. Закреплять навыки:

а ) бега;

б ) ходьбы;

в ) прыжков;

г ) навыки выполнения захватов, бросков.

     6.   Развивать организаторские способности :

          - показывать упражнения вместо педагога;

          - умение выступать в роли судьи.    

Пояснительная записка.

Педагогам физического воспитания порой трудно пробудить у детей интерес к выполнению того или иного физического упражнения. А именно через обучение детей элементам борьбы Дзюдо мы даем ребенку игру, стремление и интерес к которой не угасает у ребенка никогда.

Важно отметить, что дети дошкольного возраста воспринимают восточные единоборства как игру и в этом заключается преимущество занятий Дзюдо наряду с другими способами физического воспитания дошкольников.

Работа в данном направлении играет большую, важную роль в развитии ребенка. По словам основателя Дзюдо Дзигаро Кано « цель физического образования заключается в том, чтобы сделать тело « сильным, полезным и здоровым ». В процессе физического образования все мышцы тела должны развиваться симметрично. Для занимающихся Дзюдо разработан определенный набор упражнений развивающий все мышцы тела, тем самым достигается укрепление и прогрессивное развитие опорно-двигательной системы организма. Так как дети занимаются босиком, происходит, своего рода, профилактика плоскостопия. Так как одежда удобна, не сковывает движений ребенка, максимально расслабляются, отдыхают и восстанавливают свои силы суставы и конечности. Так как воздух в помещении свежий и прохладный происходит постепенное закаливание организма, что ведет к повышению жизненного тонуса и самочувствия ребенка.

Следует отметить, что занятия ведутся не только в данном узком русле, их рамки гораздо шире. Занятия строятся при систематической или единичной связи и использовании других методик. Это, прежде всего, математического развития: ориентировка детей в пространстве, счет; а так же методика музыкального воспитания: слушание музыки при расслаблении.

Все элементы прямой и косвенных методик гармонически сочетаются в структуре.

Структура занятий Дзюдо представляет собой 3 логически организованных части, которые основываются на принципе « разумности, последовательности и сочетаемости упражнений ».

Первая часть представлена комплексом разогревающих и растягивающих упражнений в ходьбе, затем по мере утомляемости нервной системы детей , переход на ползание и, в конечном итоге, кувыркание. Завершают первую часть беговые и прыжковые движения.

Вторая часть представляет собой комбинацию упражнений в статике и динамике.

Используются различные исходные положения: стоя, стоя на коленях, сидя, лежа и т.д.

Во второй части происходит обучение детей технике одного приема, его возможных модификаций и сочетаний в ситуациях борьбы.

Разряжают обстановку различные игры, например, на развитие внимания, быстроты реакции на команду.

В конце второй части борьба: учитывая возрастные особенности, детям предлагается поиграть в « Неваляшки » по схеме: упал-встал.

Данный подход не понижает эффективности схватки, но зато ликвидирует возможную агрессию, вызывая у детей массу положительных эмоций.

Третья часть представляет комплекс упражнений на расслабление под музыку, дыхательных упражнений.

В такой последовательности строится каждое занятие, меняются лишь частные цели и задачи, на достижение и реализацию которых направлено занятие.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительностью 35 минут.  

В процессе занятий ребенок овладевает определенными знаниями, умениями, навыками. Ведь Дзюдо для него, прежде всего, способ общения. Дзюдо учит делать это с уважением, взаимопониманием, сочувствием к товарищу. Дзюдо учит терпению, настойчивости, уверенности, корректности в отношениях. Дзюдо учит быть смелым, сильным и честным, а не агрессивным и беспощадным. Дзюдо учит состраданию и сопереживанию.

Теория о Дзюдо формирует ребенка, как личность, а это основная цель воспитания в целом.

Отличительной особенностью данных занятий является новизна граней, в которых рассматривается и преподносится ребенку уже ранее многократно изученный и апробированный материал по физическому воспитанию.

Дзюдо - наиболее безопасный и  не менее эффективный способ восхождения к личности, развитой во всех отношениях.

И пусть Дзюдо еще открыто не используется в физическом воспитании дошкольников в ДОУ, но, безусловно, что прогрессивные молодые кадры  подходят к тому, чтобы отразить эффективность использования данного вида борьбы в программах воспитания дошкольников в детском саду.


План-график на месяц

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАНЯТИЯ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Закреплять навыки правильной ходьбы (спина прямая, голову приподнять, не шаркать, движения рук свободные от плеча ) [1]

2.Закреплять у детей умение  бегать легко, непринужденно, ритмично, не наталкиваясь друг на друга [2]

3.Закреплять у детей правильную технику разных способов бега [2]

4.Упражнять детей в четком принятии различных исходных положений [4,5]

5.Учить детей точно выполнять разнообразные направления движений отдельных частей тела в соответствии с образцом, объяснением воспитателя или только по его указанию [4,5]

6.Учить детей простые известные упражнения выполнять самостоятельно [4]

7.Учить детей понимать, использовать в речи и действовать в соответствии с командами:

ХАДЖИМЭ, МАТЭ, СОРО-МАТЭ [5]

8.Учить принимать правильное положение в стойке, партере, с партнером при выполнении  приема и в борьбе

[5 б, д, е, ж]

9.Учить детей выполнять правильный захват в медленном и быстром темпе [5 в, г]

10.Учить детей проводить приемы четко, быстро, стоя на месте и в движении

[5 д, е, ж]

1.

Ходьба: обычная

               на носках

               на пятках

               на внешнем своде стопы

               с высоким подниманием бедра

               с перекатом с пятки на носок

               в полуприседе

               спиной вперед

               со сменой направления

               выпадами

               приставными шагами      

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Бег: обычный

        с высоким подниманием бедра

        со сменой направления

        змейкой

        боковой галоп    

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

Ползание: по-медвежьи

                  с опорой на колени и предплечья

                  по пластунски  

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4.

ОРУ: Лескова, Буцинская, Васюкова « Общеразвивающие упражнения в детском саду », Н, Просвещение, 1991 г.

Комплекс № 5 стр. 104

Комплекс № 8 стр.107

Комплексы выполняются в ходьбе

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.

Элементы Дзюдо:

а) разучивание команд

б) стойки

в) захват рукав-ворот

г) захват рукав-пояс

д) передняя подножка

е) задняя подножка

ж) бросок через бедро

з)  упражнения на расслабления под музыку

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Конспект № 1-3

Части

Содержание

Дозировка

Вводная

  1. Построение в шеренгу.

Вводная беседа.

Здравствуйте, ребята, сегодня у нас первый день  занятий кружка, который называется «Элементы Дзюдо». Кто помнит, что такое борьба Дзюдо?

Борьба Дзюдо – это умение нападать и обороняться через упорные занятия, закаляя свое тело и воспитывая свою волю.

Появилась эта борьба в Японии, ее создателем является Дзигаро Кано.

Борьба Дзюдо стала такой популярной, что распространилась за пределы Японии и появилась во всех странах мира под девизом Дзюдо - мягкий путь.

Борьба, которой мы с вами будем заниматься, единственная входит в Олимпийские игры.

Тех, кто будет заниматься упорно, старательно и трудолюбиво, Дзюдо научит быть сильным, смелым и честным.

Хотите стать таким?

Тогда вы должны внимательно послушать и запомнить важные правила поведения на наших занятиях:

  1. Вы, как настоящие дзюдоисты, должны входить в зал тихо и спокойно, только в чистой одежде, с чистыми руками и ногами.
  2. Чтобы выучить настоящие японские команды, вы должны слушать меня внимательно, не перебивать.
  3. Как настоящие дзюдоисты, когда начинается занятие, мы должны приветствовать друг друга.

Для этого вы должны построиться в шеренгу, стоя на коленях, по моей команде ХАДЖИМЭ, выполнить поклон.

  1. Во время занятий четко и правильно выполнять все мои задания.
  2. Так как мы с вами будем заниматься серьезной борьбой могут случиться «боевые раны». Запомните: Дзюдоист никогда не плачет. Вы просто должны пожать друг другу руку.

Если вы будете выполнять все эти правила , сможете много добиться.

Тогда начнем наш с вами « гибкий путь » через упорные тренировки.

 

  1. Ходьба: обычная, на носках, на пятках, на внешнем своде стопы, спиной вперед, со сменой направления, выпадами – спина прямая, голова приподнята, движение рук свободное

 от плеча.

  1. Бег: обычный, с высоким подниманием бедра, змейкой – спина прямая, высоко поднятое бедро.
  2. Ползание: по-медвежьи – опора на ладонь, не торопиться.

2 мин.

3 мин.

1 мин.

Основная

Комплекс ОРУ в ходьбе:

  1. И. п.: руки к плечам, локти спущены

1 – поднять локти вверх – вдох

2 – опустить вниз – выдох

  1. И. п.: руки на пояс
    1 – 4 – вращение головой вправо, затем влево
  2. И. п.: руки в стороны
    1 – наклон вперед с поворотом к правой ноге и хлопком между ног
    2 – и. п.
    3 – 4 – то же к другой ноге
  3. И. п.: руки на пояс
    1 – мах правой ногой вперед
    2 – и. п.
    3 – 4 – то же другой ногой
  4. И. п.: руки в замок перед собой
    1 – поворот вправо
    2 – и. п.
    3 – 4 – в другую сторону
  5. И. п.: руки опущены
    1 – правые руку и ногу вперед
    2 – и. п.
    3 – 4 – то же другой рукой и ногой
  6. Прыжки на двух ногах – 4 прыжка вперед, 4 прыжка назад

Элементы Дзюдо:

  1. Разучивание команд: (построение в шеренгу)
    ХАДЖИМЭ – начало схватки ( начинай ) - дети делают поклон
    МАТЭ – стой ( остановись ) – дети прекращают движение
    СОРО – МАТЭ – конец схватки – дети выполняют поклон
  2. Разучивание положений в стойке, в партере, с партнером при выполнении приема и в борьбе:

    Положение в стойке, в партере – построение в рассыпную.
    1. Опора на правую ногу, стоящую впереди, колени чуть согнуты, корпус наклонен вперед – в стойке.
    2. То же, стоя на коленях – в партере.

    Положения с партнером при выполнении приема (построение в парах в шахматном порядке)
    один – во фронтальной стойке
    второй – стойка в положении борьбы (смотри выше ).
    Положение с партнером в борьбе: оба в стойке борьбы (смотри выше).
  3. Разучивание захвата рукав – ворот: построение в парах в шахматном порядке.
    Захват: левая рука держит нижнюю часть рукава, правая рука держит ворот.
  4. Прием: передняя подножка (построение в парах в рассыпную).
    Показ совместно с ребенком.    

3 раза

3 раза

4 – 5 раз

4 – 5 раз

4 – 5 раз

4 – 5 раз

5 – 6 раз

3 раза

3 раза

3 раза

5 – 6 раз

5 – 6 раз

5 – 6 раз

3 раза

6 – 7 раз

Заключительная

Упражнение на расслабление: в рассыпную, лежа на спине (под музыку).

3 мин.




Конспект № 4 – 5

Части

Содержание

Дозировка

Вводная

  1. Ходьба: обычная, на носках, на пятках, на внешнем своде стопы, спиной вперед,

      со сменой       направления, выпадами – спина прямая, голова приподнята, движение рук  свободное от плеча.

  1. Бег: обычный, с высоким подниманием бедра, змейкой – спина прямая, высоко поднятое бедро.
  2. Ползание: с опорой на колени и предплечья.

2 мин.

3 мин.

1 мин.

Основная

Комплекс ОРУ смотри конспект № 1

Элементы Дзюдо:

  1. Повторение команд.
  2. Повторение положений в стойке в партере, с партнером при выполнении приема и в борьбе.
  3. Повторение захвата рукав – ворот.

Разучивание приема: задняя подножка (построение в парах в рассыпную).
Показ совместно с ребенком.

6 – 7 раз

Заключительная

Упражнение на расслабления: в рассыпную, лежа на спине (под музыку).

3 мин.


Конспект № 6

Части

Содержание

Дозировка

Вводная

      1. Ходьба: обычная, с высоким поднимание бедра, с перекатом с пятки на носок,  в полуприседе,

         спиной вперед, приставными шагами – спина прямая, голова приподнята, движение рук  

         свободно   от плеча.

  1. Бег: обычный, со сменой направления, боковой галоп – голова приподнята, спина прямая.
  2. Ползание: с опорой на колени и предплечье – не торопиться, не обгонять других.

2 мин.

3 мин.

1 мин.

Основная

     Комплекс ОРУ в ходьбе:

  1. И. п.: руки назад, пальцы в кулак
    1 – махом поднять руки на уровне пояса
    2 – махом руки на уровне груди
    3 – махом руки вверх
    4 – руки через стороны в и. п.
  2. И. п.: руки вверху
    1 – наклон вперед с одновременным отведением рук назад – выдох
    2 – и. п. – вдох
    То же из и. п. на коленях
  3. И. п.: руки за головой
    1 – 2 – наклон вправо, руки вверх – выдох
    3 – 4 – и. п. – вдох
    То же, в другую сторону
  4. И. п.: руки на пояс
    1 – поднять согнутую в колене ногу
    2 – отвести колено в сторону
    3 – снова колено вперед
    4 – и. п.
    То же, другой ногой
  5. И. п.: о. с.
    Подскоки с ноги на ногу, чередуя с ходьбой
    Повторить.
  6. 1 - 8 – поочередное поднимание рук в стороны – вверх, в стороны – вниз.
    Упражнение на координацию движения.

Элементы Дзюдо:

  1. Повторить команды.
  2. Повторение положений в стойке, партере, с партнером при выполнении приема и в борьбе.
  3. Разучивание захвата: рукав – пояс (построение в парах в шахматном порядке).
    Захват: левая рука держит нижнюю часть рукава, правая рука держит пояс.
  4. Повторение приема: задняя подножка.

5 – 6 раз

5 – 6 раз

3 – 4 раза

3 – 4 раза

3 раза по 20 подскоков

3 – 4 раза

3 раза

5 – 6 раз

Заключительная

Упражнение на расслабление: в рассыпную, лежа на спине (под музыку).

3 мин.


Конспект № 7 – 10

Части

Содержание

Дозировка

Вводная

  1. Ходьба: обычная, с высоким поднимание бедра, с перекатом с пятки на носок,

       в полуприседе, спиной вперед, приставными шагами – спина прямая, голова приподнята,

      движение рук свободно   от плеча.

  1. Бег: обычный, со сменой направления, боковой галоп – голова приподнята, спина прямая.
  2. Ползание: с по – плостунски – не торопиться.

2 мин.

3 мин.

1 мин.

Основная

Комплекс ОРУ в ходьбе смотри конспект № 6.

Элементы Дзюдо:

  1. Повторение команд.
  2. Повторение положений в стойке, в партере, с партнером при выполнении приема и в борьбе.
  3. Повторение захвата: рукав – пояс.
  4. Разучивание приема: бросок через бедро.
    Построение в парах в рассыпную.
    Показ совместно с ребенком.

6 – 7 раз

Заключительная

Упражнение на расслабление: в рассыпную, лежа на спине (под музыку).

3 мин.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей. Тема: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повышать компетентность родителей в умении оказывать помощь детям при выполнении заданий по обучению грамоте.Задачи:1.     Дать теоретические представления об этапах работы п...

«Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС»

В данной статье рассматривается опыт работы педагога ДОУ по обучению грамоте детей коррекционной логопедической группы. Автором обосновывается актуальность и раскрывается система работы по данной теме...

Конспект НОД по обучению элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста «Согласный звук [П], [П’].Буква П»

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.Буквы являются графическим си...

Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста , с элементами прикладного плавания

Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста "В поисках сокровищ", с использованием элементов прикладного плавания...