Кружок "Физкультурные занятия с элементами дзюдо" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему
Данный материал является авторской методической разработкой использования альтернативных, нетрадиционных методик в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. В данном материале отражены:
- пояснительная записка, в которой обосновывается целесообразность применения элементов дзюдо на физкультурных занятиях
- основные задачи и содержание кружковой работы
- конспекты физкультурных занятий с элементами дзюдо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._kruzhok.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Автор: Прудникова В.С.
Кружок
« Физкультурные занятия с элементами дзюдо »для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
- Содействовать всестороннему физическому развитию детей и укреплять их здоровье.
- Обеспечить общую и специальную физическую подготовку.
- Развивать у детей физические качества : силу, выносливость, координацию движений.
- Воспитывать нравственно-волевые качества личности : смелость, настойчивость, упорство, выдержку, умение принять поражение.
- Закреплять навыки:
а ) бега;
б ) ходьбы;
в ) прыжков;
г ) навыки выполнения захватов, бросков.
6. Развивать организаторские способности :
- показывать упражнения вместо педагога;
- умение выступать в роли судьи.
Пояснительная записка.
Педагогам физического воспитания порой трудно пробудить у детей интерес к выполнению того или иного физического упражнения. А именно через обучение детей элементам борьбы Дзюдо мы даем ребенку игру, стремление и интерес к которой не угасает у ребенка никогда.
Важно отметить, что дети дошкольного возраста воспринимают восточные единоборства как игру и в этом заключается преимущество занятий Дзюдо наряду с другими способами физического воспитания дошкольников.
Работа в данном направлении играет большую, важную роль в развитии ребенка. По словам основателя Дзюдо Дзигаро Кано « цель физического образования заключается в том, чтобы сделать тело « сильным, полезным и здоровым ». В процессе физического образования все мышцы тела должны развиваться симметрично. Для занимающихся Дзюдо разработан определенный набор упражнений развивающий все мышцы тела, тем самым достигается укрепление и прогрессивное развитие опорно-двигательной системы организма. Так как дети занимаются босиком, происходит, своего рода, профилактика плоскостопия. Так как одежда удобна, не сковывает движений ребенка, максимально расслабляются, отдыхают и восстанавливают свои силы суставы и конечности. Так как воздух в помещении свежий и прохладный происходит постепенное закаливание организма, что ведет к повышению жизненного тонуса и самочувствия ребенка.
Следует отметить, что занятия ведутся не только в данном узком русле, их рамки гораздо шире. Занятия строятся при систематической или единичной связи и использовании других методик. Это, прежде всего, математического развития: ориентировка детей в пространстве, счет; а так же методика музыкального воспитания: слушание музыки при расслаблении.
Все элементы прямой и косвенных методик гармонически сочетаются в структуре.
Структура занятий Дзюдо представляет собой 3 логически организованных части, которые основываются на принципе « разумности, последовательности и сочетаемости упражнений ».
Первая часть представлена комплексом разогревающих и растягивающих упражнений в ходьбе, затем по мере утомляемости нервной системы детей , переход на ползание и, в конечном итоге, кувыркание. Завершают первую часть беговые и прыжковые движения.
Вторая часть представляет собой комбинацию упражнений в статике и динамике.
Используются различные исходные положения: стоя, стоя на коленях, сидя, лежа и т.д.
Во второй части происходит обучение детей технике одного приема, его возможных модификаций и сочетаний в ситуациях борьбы.
Разряжают обстановку различные игры, например, на развитие внимания, быстроты реакции на команду.
В конце второй части борьба: учитывая возрастные особенности, детям предлагается поиграть в « Неваляшки » по схеме: упал-встал.
Данный подход не понижает эффективности схватки, но зато ликвидирует возможную агрессию, вызывая у детей массу положительных эмоций.
Третья часть представляет комплекс упражнений на расслабление под музыку, дыхательных упражнений.
В такой последовательности строится каждое занятие, меняются лишь частные цели и задачи, на достижение и реализацию которых направлено занятие.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительностью 35 минут.
В процессе занятий ребенок овладевает определенными знаниями, умениями, навыками. Ведь Дзюдо для него, прежде всего, способ общения. Дзюдо учит делать это с уважением, взаимопониманием, сочувствием к товарищу. Дзюдо учит терпению, настойчивости, уверенности, корректности в отношениях. Дзюдо учит быть смелым, сильным и честным, а не агрессивным и беспощадным. Дзюдо учит состраданию и сопереживанию.
Теория о Дзюдо формирует ребенка, как личность, а это основная цель воспитания в целом.
Отличительной особенностью данных занятий является новизна граней, в которых рассматривается и преподносится ребенку уже ранее многократно изученный и апробированный материал по физическому воспитанию.
Дзюдо - наиболее безопасный и не менее эффективный способ восхождения к личности, развитой во всех отношениях.
И пусть Дзюдо еще открыто не используется в физическом воспитании дошкольников в ДОУ, но, безусловно, что прогрессивные молодые кадры подходят к тому, чтобы отразить эффективность использования данного вида борьбы в программах воспитания дошкольников в детском саду.
План-график на месяц
ЗАДАЧИ | СОДЕРЖАНИЕ | ЗАНЯТИЯ | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1.Закреплять навыки правильной ходьбы (спина прямая, голову приподнять, не шаркать, движения рук свободные от плеча ) [1] 2.Закреплять у детей умение бегать легко, непринужденно, ритмично, не наталкиваясь друг на друга [2] 3.Закреплять у детей правильную технику разных способов бега [2] 4.Упражнять детей в четком принятии различных исходных положений [4,5] 5.Учить детей точно выполнять разнообразные направления движений отдельных частей тела в соответствии с образцом, объяснением воспитателя или только по его указанию [4,5] 6.Учить детей простые известные упражнения выполнять самостоятельно [4] 7.Учить детей понимать, использовать в речи и действовать в соответствии с командами: ХАДЖИМЭ, МАТЭ, СОРО-МАТЭ [5] 8.Учить принимать правильное положение в стойке, партере, с партнером при выполнении приема и в борьбе [5 б, д, е, ж] 9.Учить детей выполнять правильный захват в медленном и быстром темпе [5 в, г] 10.Учить детей проводить приемы четко, быстро, стоя на месте и в движении [5 д, е, ж] | 1. | Ходьба: обычная на носках на пятках на внешнем своде стопы с высоким подниманием бедра с перекатом с пятки на носок в полуприседе спиной вперед со сменой направления выпадами приставными шагами | + + + + + + + | + + + + + + + | + + + + + + + | + + + + + + + | + + + + + + + | + + + + + + | + + + + + + | + + + + + + | + + + + + + | + + + + + + |
2. | Бег: обычный с высоким подниманием бедра со сменой направления змейкой боковой галоп | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | |
3. | Ползание: по-медвежьи с опорой на колени и предплечья по пластунски | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
4. | ОРУ: Лескова, Буцинская, Васюкова « Общеразвивающие упражнения в детском саду », Н, Просвещение, 1991 г. Комплекс № 5 стр. 104 Комплекс № 8 стр.107 Комплексы выполняются в ходьбе | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
5. | Элементы Дзюдо: а) разучивание команд б) стойки в) захват рукав-ворот г) захват рукав-пояс д) передняя подножка е) задняя подножка ж) бросок через бедро з) упражнения на расслабления под музыку | + + + + + | + + + + + | + + + + + | + + + + + | + + + + + | + + + + + | + + + + + | + + + + + | + + + + + | + + + + + |
Конспект № 1-3
Части | Содержание | Дозировка |
Вводная |
Вводная беседа. Здравствуйте, ребята, сегодня у нас первый день занятий кружка, который называется «Элементы Дзюдо». Кто помнит, что такое борьба Дзюдо? Борьба Дзюдо – это умение нападать и обороняться через упорные занятия, закаляя свое тело и воспитывая свою волю. Появилась эта борьба в Японии, ее создателем является Дзигаро Кано. Борьба Дзюдо стала такой популярной, что распространилась за пределы Японии и появилась во всех странах мира под девизом Дзюдо - мягкий путь. Борьба, которой мы с вами будем заниматься, единственная входит в Олимпийские игры. Тех, кто будет заниматься упорно, старательно и трудолюбиво, Дзюдо научит быть сильным, смелым и честным. Хотите стать таким? Тогда вы должны внимательно послушать и запомнить важные правила поведения на наших занятиях:
Для этого вы должны построиться в шеренгу, стоя на коленях, по моей команде ХАДЖИМЭ, выполнить поклон.
Если вы будете выполнять все эти правила , сможете много добиться. Тогда начнем наш с вами « гибкий путь » через упорные тренировки.
от плеча.
| 2 мин. 3 мин. 1 мин. |
Основная | Комплекс ОРУ в ходьбе:
1 – поднять локти вверх – вдох 2 – опустить вниз – выдох
Элементы Дзюдо:
| 3 раза 3 раза 4 – 5 раз 4 – 5 раз 4 – 5 раз 4 – 5 раз 5 – 6 раз 3 раза 3 раза 3 раза 5 – 6 раз 5 – 6 раз 5 – 6 раз 3 раза 6 – 7 раз |
Заключительная | Упражнение на расслабление: в рассыпную, лежа на спине (под музыку). | 3 мин. |
Конспект № 4 – 5
Части | Содержание | Дозировка |
Вводная |
со сменой направления, выпадами – спина прямая, голова приподнята, движение рук свободное от плеча.
| 2 мин. 3 мин. 1 мин. |
Основная | Комплекс ОРУ смотри конспект № 1 Элементы Дзюдо:
Разучивание приема: задняя подножка (построение в парах в рассыпную). | 6 – 7 раз |
Заключительная | Упражнение на расслабления: в рассыпную, лежа на спине (под музыку). | 3 мин. |
Конспект № 6
Части | Содержание | Дозировка |
Вводная | 1. Ходьба: обычная, с высоким поднимание бедра, с перекатом с пятки на носок, в полуприседе, спиной вперед, приставными шагами – спина прямая, голова приподнята, движение рук свободно от плеча.
| 2 мин. 3 мин. 1 мин. |
Основная | Комплекс ОРУ в ходьбе:
Элементы Дзюдо:
| 5 – 6 раз 5 – 6 раз 3 – 4 раза 3 – 4 раза 3 раза по 20 подскоков 3 – 4 раза 3 раза 5 – 6 раз |
Заключительная | Упражнение на расслабление: в рассыпную, лежа на спине (под музыку). | 3 мин. |
Конспект № 7 – 10
Части | Содержание | Дозировка |
Вводная |
в полуприседе, спиной вперед, приставными шагами – спина прямая, голова приподнята, движение рук свободно от плеча.
| 2 мин. 3 мин. 1 мин. |
Основная | Комплекс ОРУ в ходьбе смотри конспект № 6. Элементы Дзюдо:
| 6 – 7 раз |
Заключительная | Упражнение на расслабление: в рассыпную, лежа на спине (под музыку). | 3 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чем мы можем помочь в обучении элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста.
Организация групповых занятий в МБОУ ЦДК...
Тренинг для родителей. Тема: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повышать компетентность родителей в умении оказывать помощь детям при выполнении заданий по обучению грамоте.Задачи:1. Дать теоретические представления об этапах работы п...
Конспект занятия с элементами обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
Интерес к игре в шахматы....
Конспект занятия с элементами обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения....
«Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС»
В данной статье рассматривается опыт работы педагога ДОУ по обучению грамоте детей коррекционной логопедической группы. Автором обосновывается актуальность и раскрывается система работы по данной теме...
Конспект НОД по обучению элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста «Согласный звук [П], [П’].Буква П»
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.Буквы являются графическим си...
Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста , с элементами прикладного плавания
Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста "В поисках сокровищ", с использованием элементов прикладного плавания...