Программа по самообразованию "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
рабочая программа (младшая группа)

Леонтьева Елена Викторовна

Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО позволил выявить затруднения (профессиональные дефициты) и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями. Мною были выявлены следующие профессиональные дефициты:

  1. Недостаточность теоретических знаний об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста.
  2. Недостаточность практических умений для педагогического сопровождения сенсорного развития воспитанников в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

В связи с этим, основными направлениями профессионального самообразования я выбрала:

- формирование необходимых профессиональных знаний по эффективной организации образовательного процесса с детьми раннего возраста;

- формирование необходимых профессиональных умений по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по самообразованию

«Сенсорное развитие

детей раннего возраста посредством

 нетрадиционных техник рисования»

Разработала:

Леонтьева Е.В.

воспитатель

высшей квалификационной

категории

Содержание

1.

Паспорт Программы

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Актуальность выбранной темы

5

4.

Цель и задачи  Программы

7

5.

Предполагаемые результаты

7

6.

Этапы реализации Программы

8

7.

План деятельности по теме самообразования

9

7.1.

Модуль «Научно-методическое обеспечение»

10

7.2.

Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»

14

7.3.

Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»

16

7.4.

Модуль «Обобщение результатов»

17

8.

Литература

18

  1. Паспорт Программы

Название

программы

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Автор-разработчик

Леонтьева Елена Викторовна

Нормативный срок освоения

программы

Один год

Основания для разработки

программы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
  5. Устав МБДОУ Детский сад «Рябинушка»
  6. Программа развития МБДОУ Детский сад «Рябинушка»
  7. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ Детский сад «Рябинушка».

Цель

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

Задачи

  1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику сенсорного развития детей раннего возраста.
  2. Изучить различные техники и технологии нетрадиционного рисования.
  3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования.
  4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал  по данной теме.
  5. Организовать и провести мониторинг по сенсорному развитию воспитанников.
  6. Создать условия для сенсорного развития детей раннего возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды. 
  7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
  8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам обучения детей нетрадиционным техникам рисования.
  9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Предполагаемые результаты

Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач сенсорного развития детей раннего возраста.
  2. Разработаны творческие проекты на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
  3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры,  упражнения, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
  5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для  воспитанников:

  1. Сформированы первоначальные  знания о нетрадиционных способах рисования.
  2. Ребенок овладел различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом.
  3. Ребенок умеет  выделять цвет, форму, величину как свойства предметов.
  4.  Ребенок умеет обследовать и группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету по образцам-эталонам.
  5.  У ребенка развита мелкая моторика рук.

  1. Пояснительная записка

Настоящая программа по самообразованию (далее – Программа) разработана в соответствии с профессиональными запросами педагога, выявленными в процессе работы с детьми раннего возраста.

Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей.

Данные компетенции реализуется с помощью:

- развития представлений о своих профессиональных возможностях;

- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей раннего возраста;

  • освоения познавательной базы решения проблемы;
  • расширения собственного профессионального образовательного пространства;
  • активного взаимодействия с родителями воспитанников.

Профессиональное самообразование проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.

  1. Актуальность выбранной темы

Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО позволил выявить затруднения (профессиональные дефициты) и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями.  

Мною были выявлены следующие профессиональные дефициты:

  1. Недостаточность теоретических знаний об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста.
  2. Недостаточность практических умений для педагогического сопровождения сенсорного развития воспитанников в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

В связи с этим, основными направлениями профессионального самообразования я выбрала:

- формирование необходимых профессиональных знаний по эффективной организации образовательного процесса с детьми раннего возраста;

- формирование необходимых профессиональных умений по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.

Для детей раннего возраста сенсорное развитие имеет важнейшее значение, так как благодаря ему происходит развитие органов чувств, формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, а также запахе и вкусе. Успешность познавательного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, то есть, от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Для реализации задач развития и обогащения сенсорного опыта воспитанников я выбрала нетрадиционные техники рисования.

Актуальность данной темы заключается в том, что у детей посредством  оригинальной игровой формы взаимодействия накапливаются представления о свойствах и качествах предметов, углубляется восприятие этих предметов.

Особенности применения нетрадиционных техник рисования:

- складывается новый тип внешних ориентировочных действий;

- эффективнее развивается мелкая моторика рук и тактильное восприятие;

- активнее формируются изобразительные навыки и умения;

- осваиваются сенсорные эталоны;

- формируются навыки контроля и самоконтроля;

- закладываются основы наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Кроме того, в процессе этой деятельности дети легче осваивают приемы группировки и классификации предметов и объектов, отношения и зависимости между предметами по их размеру, форме и цвету.

Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми раннего возраста, а также в соответствии с современными подходами к сенсорному развитию воспитанников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.

  1. Цель и задачи Программы

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику сенсорного развития детей раннего возраста.
  2. Изучить различные техники и технологии нетрадиционного рисования.
  3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования.
  4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал  по данной теме.
  5. Организовать и провести мониторинг по сенсорному развитию воспитанников.
  6. Создать условия для сенсорного развития детей раннего возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды. 
  7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
  8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам обучения детей нетрадиционным техникам рисования.
  9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

  1. Предполагаемые результаты

Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач сенсорного развития детей раннего возраста.
  2. Разработаны творческие проекты на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
  3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, пальчиковые игры и упражнения, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
  5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для  воспитанников:

  1. Сформированы первоначальные  знания о нетрадиционных способах рисования.
  2. Ребенок овладел различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом.
  3. Ребенок умеет  выделять цвет, форму, величину как свойства предметов.
  4.  Ребенок умеет обследовать и группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету по образцам-эталонам.
  5.  У ребенка развита мелкая моторика рук.

  1. Этапы реализации Программы

Программа по самообразованию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности:

I этап – проектный

Задачи этапа:

  1. Анализ собственных профессиональных проблем.
  2. Определение приоритетного направления в организации самообразования.
  3. Определение условий организации профессионального развития, средств контроля, материально-технического и научно-методического обеспечения.

На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты) изучается научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определяются теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению, психолого-педагогические условия реализации темы и средства эффективного формирования профессиональной компетентности в процессе повышения собственной квалификации.

II этап – практикоориентированный

Задачи этапа:

  1. Разработка тематического планирования.
  2. Обеспечение условий для реализации программы.
  3. Ознакомление, апробация и внедрение в профессиональную  деятельность необходимых умений, знаний и трудовых действий.

На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме самообразования. План включает комплекс различных форм самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы,  показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, дидактических игр и др.

Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий - обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой проблемы, а также овладеть необходимыми навыками и умениями.

III этап – обобщающий

Задачи этапа:

  1. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
  2. Обобщение опыта работы по теме самообразования.  
  3. Определение перспективы и дальнейшего развития своей профессиональной деятельности.

На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы.

  1. План деятельности по теме самообразования

Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.

7.1. Модуль «Научно-методическое обеспечение»

№/№

Направления деятельности

по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Обучение по теме самообразования

- прохождение курсов повышения квалификации;

- обучение на вебинарах, семинарах по данной теме;

- изучение опыта других педагогов по вопросам сенсорного  развития детей раннего возраста посредством ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

2.

Ознакомление с  научной и методической литературой по теме

- изучить методические пособия и программы:

  1. Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Московский психолого-социальный институт, 2007;
  2. Петрова И.В., Лиханова Т.И., Присяжнюк С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие: Сфера, 2012;
  3. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012;
  4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017;
  5. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», М.: Просвещение, 2004 г.

- изучить и проанализировать современные подходы ознакомления и обучения дошкольников   нетрадиционным техникам изодеятельности:

1) Нетрадиционные художественные техники. Выпуск № 6. 2008 год.
Научно-методический журнал № 6. 2008;

2) «Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2;

3) Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008;

4) Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006;

5) Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004;

- разработать дидактические  игры на основании методических  пособий:

1) Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010;

2) Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005;

3) Лыкова И.А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015;

4) «Волшебный мир народного творчества», п/р Шпикаловой Т.Я., - М.: Просвещение, 2001.

3.

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

 

Разработать учебно-методический комплект, включающий:

- дидактические игры и игровые  упражнения: «Волшебные картинки», «Цвета вокруг нас», «Подбери цвет», «Художники-волшебники», «Наряди елочку», «Радуга», «Подбери краски», «Волшебные картинки», «Собери букет» и др.;

- игровые обучающие ситуации и упражнения-тренинги «Угадай, что получится?», «Что это может быть?», «Поможем художнику», «Придумай сам», «Составь из частей», «Волшебные картинки»,

«Составь портрет» и др.

- развивающие игры «Игра в цвета», «На что похоже», «Хитрые картинки», «Нарисуй  иначе», «А если бы …» и др.;

- конспекты НОД «Волшебные пальчики», «Незнайка-художник», «Веселые краски» и др.;

- развлечения, праздники «В гостях у художника», «Палка, палка, огуречик …»;

- пальчиковые игры «Волшебные бусы», «Елочка», «Курочка», «Мышки», «Пальчики», «Сорока-белобока», «Цветок» и др.

- рекомендации и консультации для родителей и педагогов «Как развивать сенсорные способности ребенка», «Учимся рисовать пальчиками», «Пальчиковые игры для детей», «Развивающие игры с природным материалом», «Формы взаимодействия с воспитанниками по сенсорному развитию» и др.;

- буклеты, папки-передвижки для родителей: «Как самостоятельно сделать новогодние игрушки?», «Как сделать поздравительную открытку?», «Способы нетрадиционных техник рисования», «Как развить мелкую моторику у ребенка?», «Дидактические игры для детей», «Учим ребенка различать цвета».

4.

Проектирование деятельности

- разработка проектов на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности: «Волшебные поделки», «Юные художники», «Что нам стоит дом построить!»;

- разработка перспективного и тематического планов по теме самообразования.

5.

Мониторинг деятельности

- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

- обработка полученных данных;

- отслеживание промежуточных результатов;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

7.2. Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в группе

- проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты;

- оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

- поддерживание

доброжелательных отношений воспитанников  друг к другу;

-  поддерживание взаимодействия воспитанников  друг с другом в разных видах деятельности;

- ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;
- поддерживание инициативы и самостоятельности воспитанников;

- применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей

В течение года

2.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

проведение совместно с родителями и для родителей:

- образовательных мероприятий «Рисуем вместе», «Веселые карандаши»;

-  развлечений и досугов «Семь цветов радуги», «Праздник рисования» и др.;

- мастер-классов «Пальчиковые игры для детей», «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности»;

- собраний в клубе «Родительская школа».

3.

Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования

подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников:

- с библиотекой: «В картинной галерее», «Каждый художник желает знать»;

- со школой искусств: «Путешествие в мир красок», «Художественная  гостиная»;

- с Домом культуры: «Мир удивительных картин», «Учимся рисовать».

7.3. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

- оформление в группе  развивающих зон сенсорной направленности: «Юные художники», «Экспериментальная мастерская»;

- оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм;

- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:

подбор специальных книг, альбомов, журналов, энциклопедий; подбор раздаточного и  демонстрационного материала по теме;

- пополнение видеотеки по сенсорному и художественно-эстетическому развитию детей.

7.4. Модуль «Обобщение результатов»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

 представление опыта в форме:

- проектов «Волшебные поделки», «Юные художники», «Что нам стоит дом построить!»;

- презентаций «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования», «Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию детей»;

- выступлений «Природный материал как средство для нетрадиционных техник рисования»,  «Организация развивающей предметно-пространственной среды в  группе по сенсорному развитию»;

- проведения непосредственно образовательной деятельности;

- публикаций «Развитие художественного творчества детей раннего возраста в условиях ДОУ», «Активные методы взаимодействия с детьми раннего возраста в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования».

  1. Литература:

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

Научная и методическая литература:

  1. «Необыкновенное рисование». Учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  3. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». -  М.: Просвещение, 2004.
  4. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  6.  Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010.
  7.  Лыкова И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М.: Цветной мир, 2014.
  8.  Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017.
  9.  Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы. – М.: Цветной мир, 2015.
  10.  Лыкова И.А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015.
  11.  Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012.
  12.  Лыкова И.А. Я леплю свою лошадку. – М.: Карапуз, 2012.
  13.  Нетрадиционные художественные техники // Научно-методический журнал, № 6, 2008.
  14. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб.: «Детство-Пресс», 2012.
  15. Петрова И.В., Лиханова Т.И., Присяжнюк С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. : Сфера, 2012.
  16.  Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  17. Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Московский психолого-социальный институт, 2007.
  18. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004.
  19. Шайдурова Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», М.: ТЦ «Сфера», 2008.

Леонтьева Елена Викторовна. Группа «Почемучки»                                                               Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ (опыт работы)

Проблема развития творческого воображения дошкольников является весьма важной. Изобразительная деятельность, в частности использование нетрадиционных техник рисования, позволяет на наш взгляд решить э...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»

Образовательная программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования«Волшебная кисточка»...

Программа «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.Анализ результатов самоанализа собственной проф...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза....

Консультация для педагогов на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

АктуальностьЗначение сенсорного развития в раннем детстве заключается в том, что именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об...

Развитие творческих способностей детей раннего возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.

Один из видов нетрадиционной техники в изобразительной деятельности — «Манкография»....

Консультация для педагогов на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

Значение сенсорного развития в раннем детстве заключается в том, что именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем ...