Программа «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
рабочая программа по рисованию (младшая, средняя группа)
Программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.
Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности позволил обнаружить затруднения и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями.
Мною были выявлены следующие профессиональные дефициты:
- Недостаточность теоретических знаний об особенностях развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
- Недостаточность практических умений по развитию моторной техники рук у воспитанников посредством нетрадиционных техник рисования.
В связи с этим, темой по самообразованию я выбрала «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_melk_motorika.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
л УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 89
Василенко А.Ю._________________
«__» ___________ 2021 г.
Программа по самообразованию
«Развитие мелкой моторики
у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Разработала:
Кочергина Наталья Викторовна
Воспитатель МАОУ СОШ № 89 г. Тюмень
Дошкольное отделение
Содержание
1. | Паспорт Программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Актуальность выбранной темы | 5 |
4. | Цель и задачи Программы | 6 |
5. | Предполагаемые результаты | 7 |
6. | Этапы реализации Программы | 8 |
7. | План деятельности по теме самообразования | 9 |
7.1. | Модуль «Научно-методическое обеспечение» | 9 |
7.2. | Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение» | 14 |
7.3. | Модуль «Условия реализации темы по самообразованию» | 15 |
7.4. | Модуль «Обобщение результатов» | 16 |
8. | Литература | 17 |
- Паспорт Программы
Название программы | Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования |
Автор-разработчик | Воспитатель Кочергина Наталья Викторовна |
Нормативный срок освоения программы | Один год |
Основания для разработки программы |
Образовательная программа дошкольного образования МАОУ СОШ № 89 (дошкольное отделение) |
Цель | Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности. |
Задачи |
|
Предполагаемые результаты | Для педагога:
Для воспитанников:
|
- Пояснительная записка
Настоящая программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.
Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности позволил обнаружить затруднения и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями.
Мною были выявлены следующие профессиональные дефициты:
- Недостаточность теоретических знаний об особенностях развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
- Недостаточность практических умений по развитию моторной техники рук у воспитанников посредством нетрадиционных техник рисования.
В связи с этим, темой по самообразованию я выбрала «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Профессиональное самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых организационных формах с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, а также развивающих проектных и информационно-коммуникационных технологий.
- Актуальность выбранной темы
Для детей дошкольного возраста одним из необходимых условий полноценного развития является развитая мелкая моторика рук.
В настоящее время у большинства современных детей наблюдается общее моторное отставание. Это происходит потому, что у них нет возможности для развития моторных движений рук: ботинки и сапожки не на шнуровках, а на липучках, курточки не на пуговицах, а на молнии. Детям стало проще одеваться и раздеваться, но исчез навык завязывания и застёгивания.
А ведь развитие мелкой моторики – это основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Благодаря моторике происходит формирование представлений о некоторых внешних свойствах предметов: форме, величине, материале.
Определив актуальную тему, я решила, что активизировать и развить моторную технику рук дошкольников можно посредством художественно-творческой деятельности, в частности – нетрадиционных техник рисования. В процессе этой продуктивной деятельности будет развиваться сила кисти и пальцев, мускулатура рук. К тому же, сформируются навыки ручного труда, дети приобретут сенсорный опыт.
Актуальность данной темы заключается ещё и в том, что у детей посредством оригинальной игровой формы взаимодействия накапливаются представления о свойствах и качествах предметов, углубляется восприятие этих предметов.
Особенности применения нетрадиционных техник рисования:
- складывается новый тип внешних ориентировочных действий;
- эффективнее развивается мелкая моторика рук и тактильное восприятие;
- активнее формируются изобразительные навыки и умения;
- осваиваются сенсорные эталоны;
- формируются навыки контроля и самоконтроля;
- закладываются основы наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми дошкольного возраста, а также в соответствии с современными подходами к развитию дошкольников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.
- Цель и задачи Программы
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Изучить различные техники и технологии нетрадиционного рисования.
3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования.
4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
5. Организовать и провести мониторинг по развитию мелкой моторики у детей.
6. Создать условия для развития моторики рук у дошкольников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
7. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития мелкой моторики у детей и обучения их нетрадиционным техникам рисования.
9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
- Предполагаемые результаты
Для педагога:
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач по развитию мелкой моторики у дошкольников.
2. Разработаны творческие проекты на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, упражнения, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
1. Сформированы первоначальные знания о нетрадиционных способах рисования.
2. Ребенок овладел различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом.
3. У ребенка сформирован сенсорный опыт: умеет выделять цвет, форму, величину как свойства предметов.
4. У ребенка развита моторная техника рук: сила кисти и пальцев, мускулатура рук.
- Этапы реализации Программы
Программа по самообразованию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития моей профессиональной компетентности:
I этап – проектный
В рамках этого этапа я:
- Анализирую свои профессиональные проблемы.
- Определяю приоритетные направления по самообразованию.
- Создаю условия для профессионального развития, а также материально-техническое и научно-методическое обеспечение.
На первом этапе я изучаю научно-методическую литературу, современное состояние проблемы, определяю психолого-педагогические условия реализации темы и средства для эффективного формирования профессиональной компетентности.
II этап – практикоориентированный
На втором этапе я:
- Разрабатываю план деятельности по теме самообразования.
- Обеспечиваю условия для реализации программы.
- Внедряю в свою профессиональную деятельность необходимые знания и умения.
План деятельности по теме самообразования включает различные форм самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых занятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, дидактических игр и др.
Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, которые включены в программу.
III этап – обобщающий
На третьем этапе я:
- Анализирую результаты программы с поставленными целью и задачами.
- Обобщаю опыт работы по теме самообразования.
- Определяю перспективы и дальнейшее развитие своей профессиональной деятельности.
На третьем этапе провожу качественную и количественную обработку полученных результатов, их теоретическую интерпретацию. После анализа и обобщения результатов внедряю в практику полученный опыт работы и популяризирую его.
7. План деятельности по теме самообразования
Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.
7.1. Модуль «Научно-методическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Обучение по теме самообразования | - прохождение курсов повышения квалификации; - обучение на вебинарах, семинарах по данной теме; - изучение опыта других педагогов по вопросам развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности. | |
2. | Ознакомление с научной и методической литературой по теме | - изучить методические пособия и программы:
- изучить и проанализировать современные подходы ознакомления и обучения дошкольников нетрадиционным техникам изодеятельности: 1) Нетрадиционные художественные техники. Выпуск № 6. 2008 год. 2) «Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2; 3) Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008; 4) Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006; 5) Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004; - разработать дидактические игры на основании методических пособий: 1) Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010; 2) Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005; 3) Лыкова И.А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015; 4) «Волшебный мир народного творчества», п/р Шпикаловой Т.Я., - М.: Просвещение, 2001; 5) Дмитриева В.Г. Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики. – М.: АСТ, 2017. | |
3. | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
| Разработать учебно-методический комплект, включающий: - дидактические игры и игровые упражнения «Волшебные верёвочки», «Цвета вокруг нас», «Подбери цвет», «Художники-волшебники», «Наряди елочку», «Весёлые пальчики», «Подбери краски», «Пальчики и краски», «Собери букет» и др.; - игровые обучающие ситуации и упражнения-тренинги на основе нетрадиционных техник рисования: «Угадай, что получится?», «Что это может быть?», «Поможем художнику», «Придумай сам», «Волшебные картинки», «Составь портрет» и др. - развивающие игры «Игра в цвета», «На что похоже», «Хитрые картинки», «Нарисуй иначе», «А если бы …» и др.; - конспекты НОД «Волшебные пальчики», «Незнайка-художник», «Веселые краски» и др.; - развлечения, праздники «В гостях у художника», «Палка, палка, огуречик …»; - пальчиковые игры «Волшебные бусы», «Елочка», «Курочка», «Мышки», «Пальчики», «Цветок», «Замок», «Домик», «Пианино», «Веселая семейка», упражнения типа «кулачок – ребро – ладошка» и др. - рекомендации и консультации для родителей «Учимся рисовать пальчиками», «Пальчиковые игры для детей», «Развивающие игры с природным материалом», «Тренируем пальчики детей дома» и др.; - консультации для педагогов «Формы взаимодействия с воспитанниками по сенсорному развитию», «Методы развития мелкой моторики у дошкольников», - буклеты, папки-передвижки для родителей: «Как самостоятельно сделать новогодние игрушки?», «Как сделать поздравительную открытку?», «Способы нетрадиционных техник рисования», «Как развить мелкую моторику у ребенка?», «Дидактические игры для детей», «Учим ребенка различать цвета». | |
4. | Проектирование деятельности | - разработка проектов на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности: «Волшебные поделки», «Юные художники», «Что нам стоит дом построить!»; - разработка комплексно-тематического плана по теме самообразования. | |
5. | Мониторинг деятельности | - проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов; - обработка полученных данных; - отслеживание промежуточных результатов; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами |
7.2. Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в группе | - проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты; - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников; - поддержка доброжелательных отношений воспитанников друг к другу; - ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; - поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников; - применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей | В течение года |
2. | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | проведение совместно с родителями и для родителей: - образовательных мероприятий «Рисуем вместе», «Веселые карандаши»; - развлечений и досугов «Семь цветов радуги», «Праздник рисования» и др.; - мастер-классов «Пальчиковые игры для детей», «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности». | |
3. | Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования | подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников: - с библиотекой: «В картинной галерее», «Каждый художник желает знать»; - со школой искусств: «Путешествие в мир красок», «Художественная гостиная»; - с Домом культуры: «Мир удивительных картин», «Учимся рисовать». |
7.3. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание развивающей предметно-пространственной среды | - оформление в группе развивающих зон сенсорной направленности: «Юные художники», «Экспериментальная мастерская»; - оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм на развитие мелкой моторики; - создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме: подбор специальных книг, альбомов, журналов, энциклопедий; подбор раздаточного и демонстрационного материала по теме; - пополнение видеотеки по сенсорному и художественно-эстетическому развитию детей. |
7.4. Модуль «Обобщение результатов»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования | представление опыта в форме: - проектов «Волшебные поделки», «Юные художники», «Что нам стоит дом построить!»; - презентаций «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования», «Сенсомоторные игры по художественно-эстетическому развитию детей»; - выступлений «Природный материал как средство для нетрадиционных техник рисования», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по развитию мелкой моторики у воспитанников»; - проведения непосредственно образовательной деятельности по теме; - публикаций «Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ», «Активные методы взаимодействия с дошкольниками в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования», «Игры, развивающие мелкую моторику рук у детей». |
8. Литература:
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Научная и методическая литература:
- «Необыкновенное рисование». Учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
- Гаврина С.Е. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2007.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Дмитриева В.Г. Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики. – М.: АСТ, 2017.
- Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». - М.: Просвещение, 2004.
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010.
- Лыкова И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М.: Цветной мир, 2014.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017.
- Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы. – М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова И.А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012.
- Лыкова И.А. Я леплю свою лошадку. – М.: Карапуз, 2012.
- Нетрадиционные художественные техники // Научно-методический журнал, № 6, 2008.
- Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб.: «Детство-Пресс», 2012.
- Петрова И.В., Лиханова Т.И., Присяжнюк С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. : Сфера, 2012.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Московский психолого-социальный институт, 2007.
- Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004.
- Шайдурова Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», М.: ТЦ «Сфера», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...
Педсовет на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельно...
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Консультация для педагогов...
Доклад «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Доклад на РМО...
Самообразование «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2019 – 2020 учебный год....
Аннотация опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования...
Самообразование «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
laquo;Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....
- Мне нравится (1)