Программа «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
рабочая программа по рисованию (младшая, средняя группа)
Программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.
Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности позволил обнаружить затруднения и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями.
Мною были выявлены следующие профессиональные дефициты:
- Недостаточность теоретических знаний об особенностях развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
- Недостаточность практических умений по развитию моторной техники рук у воспитанников посредством нетрадиционных техник рисования.
В связи с этим, темой по самообразованию я выбрала «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
л УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 89
Василенко А.Ю._________________
«__» ___________ 2021 г.
Программа по самообразованию
«Развитие мелкой моторики
у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Разработала:
Кочергина Наталья Викторовна
Воспитатель МАОУ СОШ № 89 г. Тюмень
Дошкольное отделение
Содержание
1. | Паспорт Программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Актуальность выбранной темы | 5 |
4. | Цель и задачи Программы | 6 |
5. | Предполагаемые результаты | 7 |
6. | Этапы реализации Программы | 8 |
7. | План деятельности по теме самообразования | 9 |
7.1. | Модуль «Научно-методическое обеспечение» | 9 |
7.2. | Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение» | 14 |
7.3. | Модуль «Условия реализации темы по самообразованию» | 15 |
7.4. | Модуль «Обобщение результатов» | 16 |
8. | Литература | 17 |
- Паспорт Программы
Название программы | Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования |
Автор-разработчик | Воспитатель Кочергина Наталья Викторовна |
Нормативный срок освоения программы | Один год |
Основания для разработки программы |
Образовательная программа дошкольного образования МАОУ СОШ № 89 (дошкольное отделение) |
Цель | Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности. |
Задачи |
|
Предполагаемые результаты | Для педагога:
Для воспитанников:
|
- Пояснительная записка
Настоящая программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.
Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности позволил обнаружить затруднения и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями.
Мною были выявлены следующие профессиональные дефициты:
- Недостаточность теоретических знаний об особенностях развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
- Недостаточность практических умений по развитию моторной техники рук у воспитанников посредством нетрадиционных техник рисования.
В связи с этим, темой по самообразованию я выбрала «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Профессиональное самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых организационных формах с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, а также развивающих проектных и информационно-коммуникационных технологий.
- Актуальность выбранной темы
Для детей дошкольного возраста одним из необходимых условий полноценного развития является развитая мелкая моторика рук.
В настоящее время у большинства современных детей наблюдается общее моторное отставание. Это происходит потому, что у них нет возможности для развития моторных движений рук: ботинки и сапожки не на шнуровках, а на липучках, курточки не на пуговицах, а на молнии. Детям стало проще одеваться и раздеваться, но исчез навык завязывания и застёгивания.
А ведь развитие мелкой моторики – это основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Благодаря моторике происходит формирование представлений о некоторых внешних свойствах предметов: форме, величине, материале.
Определив актуальную тему, я решила, что активизировать и развить моторную технику рук дошкольников можно посредством художественно-творческой деятельности, в частности – нетрадиционных техник рисования. В процессе этой продуктивной деятельности будет развиваться сила кисти и пальцев, мускулатура рук. К тому же, сформируются навыки ручного труда, дети приобретут сенсорный опыт.
Актуальность данной темы заключается ещё и в том, что у детей посредством оригинальной игровой формы взаимодействия накапливаются представления о свойствах и качествах предметов, углубляется восприятие этих предметов.
Особенности применения нетрадиционных техник рисования:
- складывается новый тип внешних ориентировочных действий;
- эффективнее развивается мелкая моторика рук и тактильное восприятие;
- активнее формируются изобразительные навыки и умения;
- осваиваются сенсорные эталоны;
- формируются навыки контроля и самоконтроля;
- закладываются основы наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми дошкольного возраста, а также в соответствии с современными подходами к развитию дошкольников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.
- Цель и задачи Программы
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Изучить различные техники и технологии нетрадиционного рисования.
3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования.
4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
5. Организовать и провести мониторинг по развитию мелкой моторики у детей.
6. Создать условия для развития моторики рук у дошкольников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
7. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития мелкой моторики у детей и обучения их нетрадиционным техникам рисования.
9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
- Предполагаемые результаты
Для педагога:
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач по развитию мелкой моторики у дошкольников.
2. Разработаны творческие проекты на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, упражнения, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
1. Сформированы первоначальные знания о нетрадиционных способах рисования.
2. Ребенок овладел различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом.
3. У ребенка сформирован сенсорный опыт: умеет выделять цвет, форму, величину как свойства предметов.
4. У ребенка развита моторная техника рук: сила кисти и пальцев, мускулатура рук.
- Этапы реализации Программы
Программа по самообразованию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития моей профессиональной компетентности:
I этап – проектный
В рамках этого этапа я:
- Анализирую свои профессиональные проблемы.
- Определяю приоритетные направления по самообразованию.
- Создаю условия для профессионального развития, а также материально-техническое и научно-методическое обеспечение.
На первом этапе я изучаю научно-методическую литературу, современное состояние проблемы, определяю психолого-педагогические условия реализации темы и средства для эффективного формирования профессиональной компетентности.
II этап – практикоориентированный
На втором этапе я:
- Разрабатываю план деятельности по теме самообразования.
- Обеспечиваю условия для реализации программы.
- Внедряю в свою профессиональную деятельность необходимые знания и умения.
План деятельности по теме самообразования включает различные форм самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых занятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, дидактических игр и др.
Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, которые включены в программу.
III этап – обобщающий
На третьем этапе я:
- Анализирую результаты программы с поставленными целью и задачами.
- Обобщаю опыт работы по теме самообразования.
- Определяю перспективы и дальнейшее развитие своей профессиональной деятельности.
На третьем этапе провожу качественную и количественную обработку полученных результатов, их теоретическую интерпретацию. После анализа и обобщения результатов внедряю в практику полученный опыт работы и популяризирую его.
7. План деятельности по теме самообразования
Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.
7.1. Модуль «Научно-методическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Обучение по теме самообразования | - прохождение курсов повышения квалификации; - обучение на вебинарах, семинарах по данной теме; - изучение опыта других педагогов по вопросам развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности. | |
2. | Ознакомление с научной и методической литературой по теме | - изучить методические пособия и программы:
- изучить и проанализировать современные подходы ознакомления и обучения дошкольников нетрадиционным техникам изодеятельности: 1) Нетрадиционные художественные техники. Выпуск № 6. 2008 год. 2) «Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2; 3) Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008; 4) Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006; 5) Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004; - разработать дидактические игры на основании методических пособий: 1) Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010; 2) Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005; 3) Лыкова И.А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015; 4) «Волшебный мир народного творчества», п/р Шпикаловой Т.Я., - М.: Просвещение, 2001; 5) Дмитриева В.Г. Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики. – М.: АСТ, 2017. | |
3. | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
| Разработать учебно-методический комплект, включающий: - дидактические игры и игровые упражнения «Волшебные верёвочки», «Цвета вокруг нас», «Подбери цвет», «Художники-волшебники», «Наряди елочку», «Весёлые пальчики», «Подбери краски», «Пальчики и краски», «Собери букет» и др.; - игровые обучающие ситуации и упражнения-тренинги на основе нетрадиционных техник рисования: «Угадай, что получится?», «Что это может быть?», «Поможем художнику», «Придумай сам», «Волшебные картинки», «Составь портрет» и др. - развивающие игры «Игра в цвета», «На что похоже», «Хитрые картинки», «Нарисуй иначе», «А если бы …» и др.; - конспекты НОД «Волшебные пальчики», «Незнайка-художник», «Веселые краски» и др.; - развлечения, праздники «В гостях у художника», «Палка, палка, огуречик …»; - пальчиковые игры «Волшебные бусы», «Елочка», «Курочка», «Мышки», «Пальчики», «Цветок», «Замок», «Домик», «Пианино», «Веселая семейка», упражнения типа «кулачок – ребро – ладошка» и др. - рекомендации и консультации для родителей «Учимся рисовать пальчиками», «Пальчиковые игры для детей», «Развивающие игры с природным материалом», «Тренируем пальчики детей дома» и др.; - консультации для педагогов «Формы взаимодействия с воспитанниками по сенсорному развитию», «Методы развития мелкой моторики у дошкольников», - буклеты, папки-передвижки для родителей: «Как самостоятельно сделать новогодние игрушки?», «Как сделать поздравительную открытку?», «Способы нетрадиционных техник рисования», «Как развить мелкую моторику у ребенка?», «Дидактические игры для детей», «Учим ребенка различать цвета». | |
4. | Проектирование деятельности | - разработка проектов на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности: «Волшебные поделки», «Юные художники», «Что нам стоит дом построить!»; - разработка комплексно-тематического плана по теме самообразования. | |
5. | Мониторинг деятельности | - проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов; - обработка полученных данных; - отслеживание промежуточных результатов; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами |
7.2. Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в группе | - проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты; - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников; - поддержка доброжелательных отношений воспитанников друг к другу; - ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; - поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников; - применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей | В течение года |
2. | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | проведение совместно с родителями и для родителей: - образовательных мероприятий «Рисуем вместе», «Веселые карандаши»; - развлечений и досугов «Семь цветов радуги», «Праздник рисования» и др.; - мастер-классов «Пальчиковые игры для детей», «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности». | |
3. | Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования | подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников: - с библиотекой: «В картинной галерее», «Каждый художник желает знать»; - со школой искусств: «Путешествие в мир красок», «Художественная гостиная»; - с Домом культуры: «Мир удивительных картин», «Учимся рисовать». |
7.3. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание развивающей предметно-пространственной среды | - оформление в группе развивающих зон сенсорной направленности: «Юные художники», «Экспериментальная мастерская»; - оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм на развитие мелкой моторики; - создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме: подбор специальных книг, альбомов, журналов, энциклопедий; подбор раздаточного и демонстрационного материала по теме; - пополнение видеотеки по сенсорному и художественно-эстетическому развитию детей. |
7.4. Модуль «Обобщение результатов»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования | представление опыта в форме: - проектов «Волшебные поделки», «Юные художники», «Что нам стоит дом построить!»; - презентаций «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования», «Сенсомоторные игры по художественно-эстетическому развитию детей»; - выступлений «Природный материал как средство для нетрадиционных техник рисования», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по развитию мелкой моторики у воспитанников»; - проведения непосредственно образовательной деятельности по теме; - публикаций «Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ», «Активные методы взаимодействия с дошкольниками в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования», «Игры, развивающие мелкую моторику рук у детей». |
8. Литература:
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Научная и методическая литература:
- «Необыкновенное рисование». Учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
- Гаврина С.Е. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2007.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Дмитриева В.Г. Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики. – М.: АСТ, 2017.
- Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». - М.: Просвещение, 2004.
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010.
- Лыкова И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М.: Цветной мир, 2014.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017.
- Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы. – М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова И.А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012.
- Лыкова И.А. Я леплю свою лошадку. – М.: Карапуз, 2012.
- Нетрадиционные художественные техники // Научно-методический журнал, № 6, 2008.
- Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб.: «Детство-Пресс», 2012.
- Петрова И.В., Лиханова Т.И., Присяжнюк С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. : Сфера, 2012.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Московский психолого-социальный институт, 2007.
- Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004.
- Шайдурова Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», М.: ТЦ «Сфера», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-886012-1485869161.jpg)
Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-886012-1485869161.jpg)
Педсовет на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-803468-1586440401.jpg)
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-803468-1586440401.jpg)
Доклад «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Доклад на РМО...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/23/picture-1251675-1590231941.jpg)
Самообразование «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2019 – 2020 учебный год....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-1197389-1578643666.jpg)
Аннотация опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования...
Самообразование «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
laquo;Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....
- Мне нравится (1)