План по самообразованию педагога на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
материал (подготовительная группа)
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию педагога на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность посредством внедрения здоровьесберегающих технологий;
- расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений;
- формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
- формировать представления дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;
- формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;
- формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека;
- формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье;
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- подготовить (провести) консультации для родителей и педагогов по теме самообразования;
- взаимодействовать с родителями по вопросу использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье, объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Актуальность
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений о здоровом образе жизни.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- консультации;
- индивидуальные и групповые беседы;
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты:
- овладение детьми навыками ЗОЖ;
- снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;
- совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
- повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
- стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности;
- пополнена РППС группы.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей.
- Пополнение методической копилки.
- Презентация педагога по теме самообразования.
Приложение 1
План саморазвития воспитателя
Подготовительный этап
Содержание работы | Цель |
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. | Углубленное изучение методов и форм работы с детьми по теме самообразования. |
Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. | Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию. |
Изучение нормативных документов, периодических изданий. | Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении. |
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. | Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей деятельности. |
Участие в профессиональных конкурсах. | Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. |
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. | Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков. |
Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. | Освоить формы работы с родителями. |
Сообщение для родителей на тему «Слагаемые здорового образа жизни» | Привлечь внимание родителей к теме самообразования |
Основной этап
Месяц | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Развивающая среда |
Сентябрь | Занятие «Как устроено тело человека?» | «Создание здоровье сберегающего пространства» - практические рекомендации для воспитателей образовательного учреждения. | Методические рекомендации | Создание с детьми алгоритма |
Октябрь | Презентация «Кожа – помощница» Цель: сформировать представление детей о защитной функции кожи человека ; закрепить гигиенические навыки по уходу за кожей. | Методические рекомендации: «Игра – как средство здоровья сбережения ребёнка». | Консультации: «Здоровые дети – в здоровой семье» « ОРВИ и грипп» | Д\И «Лабиринты здоровья». Задачи закрепить знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Учить детей видеть границы рисунка (в данном случае дорожки, вести линии не отрывая пальца от картинки; развивать мышление, логику, глазомер, усидчивость, волю; приучать охватывать всю картину целиком, мысленно строить маршрут «путешествия» . Материал: карточки с изображением лабиринтов. Описание: перед ребёнком ставится задача: найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела , для которой он предназначен. Объяснить , как и для чего используется данный предмет. |
Ноябрь | Игра «Дышите – не дышите» Цель: дать знания о строении органов дыхания, о значении чистого воздуха для здоровья человека. | Консультация «Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья» | Спортивный праздник | Изготовление с детьми схем «Точечный массаж». |
Декабрь | Беседа «Микробы и вирусы» | Практические рекомендации на тему: «Игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка» | Консультации: «Прогулка и её значение для здоровья ребёнка» | «Создание своей лаборатории в группе» - подбор игрового оборудования, изготовление совместного с детьми атрибутов к игре. |
Январь | Беседа «Что происходит, когда мы едим?» | Методические рекомендации: «Организация взаимодействия с семьёй по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» | Консультации: «Вкусно и полезно ли?» | Д\И «Вредно – полезно» Задачи: формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание , логическое мышление , грамматически правильную речь. Материал: парные карточки противоположные по значению к здоровью фишки – картинки с изображением действий вредных или полезных в той или иной ситуации Описание: 1.Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, и определить на каких из них изображены действия, вредящие здоровью человека, а на каких наоборот являющихся полезными. Вариант 2. Ребёнку предлагаются карточки противоположные по значению к здоровью. Ему необходимо заполнить пустые окошки на их фишками – картинками, соответствующими условиям заданной ситуации. |
Февраль | Беседа «Режим дня» | Доклад на тему: | Консультации «Лечебная гимнастика» | Д\И «Что сначала – что потом |
Март | Беседа «Если хочешь быть – закаляйся!» | Консультация "Слагаемые здорового образа жизни" | Консультации: «Влияние природных факторов на закаливание». | Лепка «Спортсмены» - учить изображать человеческую фигуру в движении, правильно соблюдая пропорции. |
Апрель | Беседа «Осанка – стройная спина» Цель: познакомить детей с правилами сохранения правильной осанки. | Консультация: «Здоровье ребёнка и фундамент культуры будущего взрослого человека». | Консультации: «Культурно – гигиеническое воспитание в семье» «Осанка и её значение для укрепления здоровья детей». | Создание фотоальбома семейных плакатов: «Моя семья и спорт» |
Май | Итоговое ООД "Поможем Буратино стать здоровым" | Опыт работы по созданию с родителями «Семейных традиций по ЗОЖ». | Консультации: «Здоровый образ жизни в семье» | Оснащение участка группы для развития двигательной активности детей в летний период. |
В течение года | Привлечение родителей воспитанников к изготовлению игр и материалов для обогащения центра здоровья своими руками. | |||
Май | День открытых дверей. Презентация Центра здоровья | |||
Презентация отчета работы по теме самообразования |
Литература:
1. Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.;
2. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г.;
3. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г.;
4. Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006г.;
5. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.;
6. Брязгунов И.П. «Научите детей не болеть» - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.;
7. Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез, 2010г.;
8. Научно-практический журнал «Медработник» Дошкольного Образовательного Учреждения №3, 2009г.;
9. Ресурсы сети Интернет, точка доступа: www.refoteka.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда дошкольного образовательного учреждения»
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы ...
Мастер - класс для педагогов на тему: "Здоровьесберегающие технологии"
Мастер - класс для педагогов на тему: "Здоровьесберегающие технологии"...
Семинар практикум для педагогов по теме "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольной организации"
Семинар практикум для педагогов по теме "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольной организации" с презкнтацией....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога на тему: Здоровьесберегающие технологии как средство приобщения детей к здоровому образу жизни
Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога....
План по самообразованию педагога на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» 2022-2023 год.
План по самообразованию педагога на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»2022-2023 год....
План самообразования педагога ДОУ Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.В Федеральном государственном образователь...