План по самообразованию педагога по теме " Игровые технологии как средство развития логического мышления у дошкольников"
материал (младшая группа)

Шатаева Наталия Владимировна

вторая младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_po_samoobrazovaeiyu.doc37.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №41» корпус 3

План самообразования  педагога

Тема: Игровые технологии как средство развития логического мышления у дошкольников

Начало работы: __сентябрь 2023

Шатаева Наталия Владимировна, воспитатель

г. Бийск, 2024

Актуальность

        В наше время остро стоит проблема организации игры для современных дошкольников. Детей балует обилие и разнообразие игрушек и игр, не всегда содержащих необходимую психолого-педагогическую информацию. И родители, и педагоги сталкиваются с трудностями - в какие игры играли родители, и какие игры педагоги  практиковали годами и использовали в своей жизни, теперь перестали работать. Поэтому педагог должен уметь ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя при этом баланс между желанием ребенка и пользой для него.

В настоящее время учебные коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют инновационные технологии в свою работу. Существует более сотни образовательных технологий. Для развития  логического мышления у младших дошкольников предпочтение отдается игровым технологиям.

Логическое мышление - это процесс, который не только помогает усвоить и преобразовать полученную информацию, но и применить ее. Обучение детей логическому мышлению означает оснащение их инструментами, необходимыми для успешного обучения, обучение их вести себя рационально и осмысленно во всех ситуациях, находить выход из сложной ситуации и вести себя надлежащим образом в обществе.

Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не каждый взрослый, а что уж говорить о дошкольнике! Зачем это ребёнку? Дело в том, что навыки и умения, приобретенные в младшем дошкольном возрасте, служат фундаментом для получения знаний и развития познавательных способностей в более старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Целенаправленный процесс формирования логического мышления — необходимый этап на пути развития и обогащения интеллектуальной сферы дошкольника. Обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать — всеми этими мыслительными операциями ребенок эффективней всего овладевает в наиболее естественной для него деятельности, то есть игре. Таким образом, использование игровых приемов в развитии логического мышления у дошкольников является актуальным и оправданным.

Цель работы: создание условий для  развития логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий.

     Задачи:

  • Теоретически обосновать проблему развития логического мышления у дошкольников посредством игровых технологий.
  • Подобрать диагностический материал для оценки и контроля уровня развития логического мышления дошкольников.
  • Создать и реализовать систему мероприятий по развитию логического мышления посредством игровых технологий для детей  дошкольного возраста.
  • Оценить эффективность системы воздействия игровых технологий  на развитие у детей дошкольного возраста логического мышления и творческом использовании новых форм, методов и приемов.
  • Организовать работу с родителями по данной проблеме.
  • Разработать методические рекомендации по использованию игровых технологий в процессе развития логического мышления у детей дошкольного возраста
  • Выявить позитивный опыт педагогической деятельности, довести до социального окружения.
  • Распространить педагогический опыт на уровне ДОУ.

      Задачи для детей:

  • Формировать у  дошкольников представления об окружающем мире, обогатить и активизировать словарь, научить сопоставлять, сравнивать, классифицировать предметы и явления, научить делать простые умозаключения.
  • Развивать речь, память, мышление, внимание, воображение.
  • Воспитывать положительное отношение к играм.

     Задачи для родителей:

  • Привлечь родителей к  использованию игр в домашних условиях.
  • Способствовать гармонизации отношений в семье.

Предполагаемый результат:

  • Углубленное изучение темы по самообразованию поможет мне усовершенствовать свои знания, умения и навыки по данному вопросу, повысить уровень педагогического мастерства.
  • Повышение уровня знаний у родителей об использовании игровых технологий.
  • Распространение опыта по данной теме.

Сентябрь, октябрь, ноябрь 2023 – 2024 учебный год (вторая младшая группа)

Этапы работы

Содержание деятельности

Задачи

Итоги

Теоретическое изучение

Диагностика и анализ литературы по проблеме.

  • Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] /А.В. Брушлинский. – М.: Просвещение, 1983.
  • Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]: собрание сочинений. /Л.С. Выготский. В 6 т. Т.2. – М: Просвещение, 1982.
  • Запорожец, А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста [Текст] //Вопросы психологии. – 1998. - №5.- С.14-25.
  • Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010., № 2
  • Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.

Оформление предметно-развивающей среды в группе.

 Форумы, конференции, вебинары.

Совершенствование психолого-педагогических знаний.

Анализ литературы через интернет, изучение опыта работы.

Конспектирование теоритических аспектов по исследуемой проблеме

Зонирование группового помещения.

Оснащение зон оборудованием и материалами по теме

Участие в вебинарах, конференциях и т.д.

Создание библиотеки научной и методической литературы в группе.

Конспекты изучаемых материалов по теме.

Оформление портфолио педагога по самообразованию.

 

Оформление картотеки

По технологии ТРИЗ для детей 3-4 лет

-

Работа с детьми.

Проведение мониторинга развития логического мышления детей через организацию специальной игровой деятельности, через педагогические ситуации.

 Индивидуальные беседы с детьми.

Анализ продуктов и процесса детской деятельности.

Наблюдения.

Определить уровень развития логического мышления у младших дошкольников

Анализ результатов мониторинга

Результаты мониторинга занесены в таблицу.

Сводная таблица по разделам образовательной программы

Работа с родителями.

Индивидуальные беседы, групповые консультации, совместная творческая деятельность.

Консультация «Игры для сенсорного развития»

Консультация «Какие игрушки необходимы детям»

Привлечь к оформлению предметно-развивающей среды в группе

Оказать помощь  по вопросам использования игр в домашних условиях.

Оснащение группы

Оказание помощи в распечатывании цветных картинок к играм по ТРИЗ и их ламинировании.

Декабрь,   январь,  февраль  2023 - 2024учебный год

Этапы работы

Содержание деятельности

Задачи

Итоги

Теоретическое изучение.

Диагностика и анализ литературы по проблеме.

  • Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] /А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
  • Возрастная и педагогическая психология [Текст] /Под ред. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1979.
  • Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. – В кн.: Исследование мышления в советской психологии [Текст] /П.Я. Гальтерин. – М.: Просвещение, 1966.
  • Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
  • Люблинская, А.А. Воспитание мышления у детей [Текст] //Дошкольное воспитание. - 1991. - №12. - С. 26-34.

Оформление предметно-развивающей среды в группе.

Форумы, конференции, вебинары.

Совершенствование психолого-педагогических знаний.

Изучение инновационных игровых технологий на педагогических сайтах

Составление перспективного плана работы с детьми

Совершенствование группового помещения.

Оснащение зон оборудованием и материалами по теме

Участие в вебинарах, конференциях и т.д.

 

Конспекты материалов по теме

Пополнение педагогического портфолио  информацией по данной проблеме

Изготовление игры с элементами ТРИЗ «Кто кем будет?»

-

Работа с детьми.

Реализация системы мероприятий по развитию логического мышления детей посредством игровых технологий

Формировать у  дошкольников представления об окружающем мире, обогатить и активизировать словарь, научить сопоставлять, сравнивать, классифицировать предметы и явления, научить делать простые умозаключения.

Развивать речь, память, мышление, внимание, воображение.

Воспитывать положительное отношение к играм.

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Кто кем будет?»

Дидактическая игра «За грибами»

Дидактическая игра «Найди фигуру» (развитие умения сравнивать предметы по цвету и величине)

Дидактическая игра «Раздели фигуры»

Игра – ситуация «Кулинары»

(сравнение и обобщение предметов по форме)

Работа с родителями.

Индивидуальные беседы, групповые консультации, совместная творческая деятельность.

Папка – передвижка «Игры на развитие мелкой моторики»

Консультация «Логическое мышление младших дошкольников»

Помочь правильно выбирать игры для своего ребенка, ориентируясь на пользу игр и игрушек для мыслительной деятельности ребенка.

Фотоотчет родителей «Как и во что мы играем дома со своими детьми»

    Март, апрель, май  2023 – 2024 учебный год

Этапы работы

Содержание деятельности

Задачи

Итоги

Теоретическое изучение.

Диагностика и анализ литературы по проблеме.

  • Люблинская, А.А. Ранние формы мышления ребенка. [Текст] В кн. Исследование мышления в советской психологии /А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1966.
  • Дональдсон, М. Мыслительная деятельность детей [Текст] /Под ред. В.И. Любовского. – М.: Педагогика, 1985.
  • Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. – М.: Просвещение, 2000.
  • Тихомирова, Л. Ф. - Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. – М.; Академия Холдинг, 1999. - 250с.

Оформление предметно-развивающей среды в группе.

Форумы, конференции, вебинары.

Вебинар (онлайн) «Пескография как инновационная технология в развитии дошкольников»

Совершенствование психолого-педагогических знаний.

Ознакомление с публикациями в печатных изданиях

Знакомство с работами других педагогов

Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Проведение мониторинга на конец учебного года.

Продолжить создание развивающей среды

Знакомство с технологией «пескография»

Конспекты изучаемых материалов

Диалоги с коллегами по проблеме

Занесение данных в сводную таблицу.

Изготовление игры с элементами ТРИЗ «Цветные дорожки»

Сертификат участника вебинара на портале «ФГОС онлайн»

Работа с детьми.

Реализация системы мероприятий по развитию логического мышления детей посредством игровых технологий

Формировать у  дошкольников представления об окружающем мире, обогатить и активизировать словарь, научить сопоставлять, сравнивать, классифицировать предметы и явления, научить делать простые умозаключения.

Развивать речь, память, мышление, внимание, воображение.

Воспитывать положительное отношение к играм.

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Цветные дорожки»

Игра – драматизация «Бусы в подарок кукле»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дидактическая игра «Кто быстрее соберет» (сравнение предметов по форме, цвету, величине»

Работа с родителями.

Индивидуальные беседы, групповые консультации, совместная творческая деятельность.

Беседа «Логические игры для малышей»

Беседа «О логических кубах»

Привлечение родителей к организации игровой деятельности

Информационно-наглядный материал для родителей (стенды, буклеты)

                                                        Отчет по работе по теме самообразования  2023 -2024  учебный год

Этапы работы

Содержание деятельности

Итоги

Распространение педагогического опыта

Семинары, МО, выступления, конкурсы и т.д.

Публикация в электронном СМИ. Тема «Методические рекомендации по использованию игровых технологий в процессе развития логического мышления у дошкольников»

Свидетельство о публикации.

Работа с детьми

Проведение игр на развитие логического мышления расширило у детей кругозор, познавательную активность, развило внимание, память, мышление, воображение.

Фото

Работа с родителями

Знакомство родителей с картотекой развивающих игр, проведение консультаций, бесед, выставок игр, игры с детьми дома, оказание помощи в изготовлении игр  очень заинтересовало родителей и позволило тесно с ними сотрудничать.

Конспекты консультаций, бесед, фото информационных стендов.

Вывод:  В течение года был разработан перспективный план для второй младшей  группы, в котором отражена  вся система  мероприятий для развития логического мышления посредством использования игровых технологий. Были разработаны консультации, папки передвижки для родителей, которые приобщили их к правильному использованию игры в домашних условиях. Родители с удовольствием используют игры в домашних условиях, что способствует гармонизации отношений в семье.

Используя игровые технологии как средство обучения, развития и воспитания   были выявлены положительные результаты.  У детей расширились представления об окружающем мире, обогатился и активизировался словарь. Дошкольники научились вдумываться в каждое слово, научились сопоставлять, сравнивать предметы и явления, находить в них сходство и различие, научились делать простые умозаключения. Это доказывает эффективность использования игровых технологий как одной из форм  работы с  дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме :"Интеллектуальные игры, как средство развития логического мышления старшего дошкольника"

Интеллектуальная игра – одно из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, они позволяют решить актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным...

Статья на тему «Занимательный материал как средство развития логического мышления у дошкольников»

Использование занимательных игр для развития логического мышления дошкольников....

Конспект по теме самообразования в подготовительной группе: Арифметические задачи, как средство развития логического мышления у детей 6-7 лет

Совершенствовать у детей навыки прямого и обратного счета;Формировать умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач;Совершенствовать умение составлять изображение из геометрическ...

Мастер-класс для педагогов «Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»

Мастер-класс для педагогов«Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Игровые технологии как средство развития мелкой моторики у детей - инвалидов».

ПЛАНПО САМООБРАЗОВАНИЮТема: «Игровые технологии как средство развития мелкой моторики у детей - инвалидов»....

Консультация для педагогов на тему "Блоки Дьенеша, как средство развития логического мышления у дошкольников"

              Здесь можно найти консультацию для педагогов на тему "Блоки Дьенеша, как средство развития логического мышления у дошкольников"...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в процессе развития логического мышления у дошкольников

Каждый воспитатель и родитель заинтересован в успешном обучении ребенка. Исследование психологов показывают, что это зависит от уровня развития его познавательных способностей, а также от уровня разви...