План по самообразованию педагога по теме " Игровые технологии как средство развития логического мышления у дошкольников"
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №41» корпус 3
План самообразования педагога
Тема: Игровые технологии как средство развития логического мышления у дошкольников
Начало работы: __сентябрь 2023
Шатаева Наталия Владимировна, воспитатель
г. Бийск, 2024
Актуальность
В наше время остро стоит проблема организации игры для современных дошкольников. Детей балует обилие и разнообразие игрушек и игр, не всегда содержащих необходимую психолого-педагогическую информацию. И родители, и педагоги сталкиваются с трудностями - в какие игры играли родители, и какие игры педагоги практиковали годами и использовали в своей жизни, теперь перестали работать. Поэтому педагог должен уметь ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя при этом баланс между желанием ребенка и пользой для него.
В настоящее время учебные коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют инновационные технологии в свою работу. Существует более сотни образовательных технологий. Для развития логического мышления у младших дошкольников предпочтение отдается игровым технологиям.
Логическое мышление - это процесс, который не только помогает усвоить и преобразовать полученную информацию, но и применить ее. Обучение детей логическому мышлению означает оснащение их инструментами, необходимыми для успешного обучения, обучение их вести себя рационально и осмысленно во всех ситуациях, находить выход из сложной ситуации и вести себя надлежащим образом в обществе.
Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не каждый взрослый, а что уж говорить о дошкольнике! Зачем это ребёнку? Дело в том, что навыки и умения, приобретенные в младшем дошкольном возрасте, служат фундаментом для получения знаний и развития познавательных способностей в более старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Целенаправленный процесс формирования логического мышления — необходимый этап на пути развития и обогащения интеллектуальной сферы дошкольника. Обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать — всеми этими мыслительными операциями ребенок эффективней всего овладевает в наиболее естественной для него деятельности, то есть игре. Таким образом, использование игровых приемов в развитии логического мышления у дошкольников является актуальным и оправданным.
Цель работы: создание условий для развития логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий.
Задачи:
- Теоретически обосновать проблему развития логического мышления у дошкольников посредством игровых технологий.
- Подобрать диагностический материал для оценки и контроля уровня развития логического мышления дошкольников.
- Создать и реализовать систему мероприятий по развитию логического мышления посредством игровых технологий для детей дошкольного возраста.
- Оценить эффективность системы воздействия игровых технологий на развитие у детей дошкольного возраста логического мышления и творческом использовании новых форм, методов и приемов.
- Организовать работу с родителями по данной проблеме.
- Разработать методические рекомендации по использованию игровых технологий в процессе развития логического мышления у детей дошкольного возраста
- Выявить позитивный опыт педагогической деятельности, довести до социального окружения.
- Распространить педагогический опыт на уровне ДОУ.
Задачи для детей:
- Формировать у дошкольников представления об окружающем мире, обогатить и активизировать словарь, научить сопоставлять, сравнивать, классифицировать предметы и явления, научить делать простые умозаключения.
- Развивать речь, память, мышление, внимание, воображение.
- Воспитывать положительное отношение к играм.
Задачи для родителей:
- Привлечь родителей к использованию игр в домашних условиях.
- Способствовать гармонизации отношений в семье.
Предполагаемый результат:
- Углубленное изучение темы по самообразованию поможет мне усовершенствовать свои знания, умения и навыки по данному вопросу, повысить уровень педагогического мастерства.
- Повышение уровня знаний у родителей об использовании игровых технологий.
- Распространение опыта по данной теме.
Сентябрь, октябрь, ноябрь 2023 – 2024 учебный год (вторая младшая группа)
Этапы работы | Содержание деятельности | Задачи | Итоги |
Теоретическое изучение | Диагностика и анализ литературы по проблеме.
Оформление предметно-развивающей среды в группе. Форумы, конференции, вебинары. | Совершенствование психолого-педагогических знаний. Анализ литературы через интернет, изучение опыта работы. Конспектирование теоритических аспектов по исследуемой проблеме Зонирование группового помещения. Оснащение зон оборудованием и материалами по теме Участие в вебинарах, конференциях и т.д. | Создание библиотеки научной и методической литературы в группе. Конспекты изучаемых материалов по теме. Оформление портфолио педагога по самообразованию.
Оформление картотеки По технологии ТРИЗ для детей 3-4 лет - |
Работа с детьми. | Проведение мониторинга развития логического мышления детей через организацию специальной игровой деятельности, через педагогические ситуации. Индивидуальные беседы с детьми. Анализ продуктов и процесса детской деятельности. Наблюдения. | Определить уровень развития логического мышления у младших дошкольников Анализ результатов мониторинга | Результаты мониторинга занесены в таблицу. Сводная таблица по разделам образовательной программы |
Работа с родителями. | Индивидуальные беседы, групповые консультации, совместная творческая деятельность. Консультация «Игры для сенсорного развития» Консультация «Какие игрушки необходимы детям» | Привлечь к оформлению предметно-развивающей среды в группе Оказать помощь по вопросам использования игр в домашних условиях. | Оснащение группы Оказание помощи в распечатывании цветных картинок к играм по ТРИЗ и их ламинировании. |
Декабрь, январь, февраль 2023 - 2024учебный год
Этапы работы | Содержание деятельности | Задачи | Итоги |
Теоретическое изучение. | Диагностика и анализ литературы по проблеме.
Оформление предметно-развивающей среды в группе. Форумы, конференции, вебинары. | Совершенствование психолого-педагогических знаний. Изучение инновационных игровых технологий на педагогических сайтах Составление перспективного плана работы с детьми Совершенствование группового помещения. Оснащение зон оборудованием и материалами по теме Участие в вебинарах, конференциях и т.д. |
Конспекты материалов по теме Пополнение педагогического портфолио информацией по данной проблеме Изготовление игры с элементами ТРИЗ «Кто кем будет?» - |
Работа с детьми. | Реализация системы мероприятий по развитию логического мышления детей посредством игровых технологий | Формировать у дошкольников представления об окружающем мире, обогатить и активизировать словарь, научить сопоставлять, сравнивать, классифицировать предметы и явления, научить делать простые умозаключения. Развивать речь, память, мышление, внимание, воображение. Воспитывать положительное отношение к играм. | Дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Кто кем будет?» Дидактическая игра «За грибами» Дидактическая игра «Найди фигуру» (развитие умения сравнивать предметы по цвету и величине) Дидактическая игра «Раздели фигуры» Игра – ситуация «Кулинары» (сравнение и обобщение предметов по форме) |
Работа с родителями. | Индивидуальные беседы, групповые консультации, совместная творческая деятельность. Папка – передвижка «Игры на развитие мелкой моторики» Консультация «Логическое мышление младших дошкольников» | Помочь правильно выбирать игры для своего ребенка, ориентируясь на пользу игр и игрушек для мыслительной деятельности ребенка. | Фотоотчет родителей «Как и во что мы играем дома со своими детьми» |
Март, апрель, май 2023 – 2024 учебный год
Этапы работы | Содержание деятельности | Задачи | Итоги |
Теоретическое изучение. | Диагностика и анализ литературы по проблеме.
Оформление предметно-развивающей среды в группе. Форумы, конференции, вебинары. Вебинар (онлайн) «Пескография как инновационная технология в развитии дошкольников» | Совершенствование психолого-педагогических знаний. Ознакомление с публикациями в печатных изданиях Знакомство с работами других педагогов Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год Проведение мониторинга на конец учебного года. Продолжить создание развивающей среды Знакомство с технологией «пескография» | Конспекты изучаемых материалов Диалоги с коллегами по проблеме Занесение данных в сводную таблицу. Изготовление игры с элементами ТРИЗ «Цветные дорожки» Сертификат участника вебинара на портале «ФГОС онлайн» |
Работа с детьми. | Реализация системы мероприятий по развитию логического мышления детей посредством игровых технологий | Формировать у дошкольников представления об окружающем мире, обогатить и активизировать словарь, научить сопоставлять, сравнивать, классифицировать предметы и явления, научить делать простые умозаключения. Развивать речь, память, мышление, внимание, воображение. Воспитывать положительное отношение к играм. | Дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Цветные дорожки» Игра – драматизация «Бусы в подарок кукле» Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Дидактическая игра «Кто быстрее соберет» (сравнение предметов по форме, цвету, величине» |
Работа с родителями. | Индивидуальные беседы, групповые консультации, совместная творческая деятельность. Беседа «Логические игры для малышей» Беседа «О логических кубах» | Привлечение родителей к организации игровой деятельности | Информационно-наглядный материал для родителей (стенды, буклеты) |
Отчет по работе по теме самообразования 2023 -2024 учебный год
Этапы работы | Содержание деятельности | Итоги |
Распространение педагогического опыта | Семинары, МО, выступления, конкурсы и т.д. Публикация в электронном СМИ. Тема «Методические рекомендации по использованию игровых технологий в процессе развития логического мышления у дошкольников» | Свидетельство о публикации. |
Работа с детьми | Проведение игр на развитие логического мышления расширило у детей кругозор, познавательную активность, развило внимание, память, мышление, воображение. | Фото |
Работа с родителями | Знакомство родителей с картотекой развивающих игр, проведение консультаций, бесед, выставок игр, игры с детьми дома, оказание помощи в изготовлении игр очень заинтересовало родителей и позволило тесно с ними сотрудничать. | Конспекты консультаций, бесед, фото информационных стендов. |
Вывод: В течение года был разработан перспективный план для второй младшей группы, в котором отражена вся система мероприятий для развития логического мышления посредством использования игровых технологий. Были разработаны консультации, папки передвижки для родителей, которые приобщили их к правильному использованию игры в домашних условиях. Родители с удовольствием используют игры в домашних условиях, что способствует гармонизации отношений в семье.
Используя игровые технологии как средство обучения, развития и воспитания были выявлены положительные результаты. У детей расширились представления об окружающем мире, обогатился и активизировался словарь. Дошкольники научились вдумываться в каждое слово, научились сопоставлять, сравнивать предметы и явления, находить в них сходство и различие, научились делать простые умозаключения. Это доказывает эффективность использования игровых технологий как одной из форм работы с дошкольниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме :"Интеллектуальные игры, как средство развития логического мышления старшего дошкольника"
Интеллектуальная игра – одно из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, они позволяют решить актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным...
Статья на тему «Занимательный материал как средство развития логического мышления у дошкольников»
Использование занимательных игр для развития логического мышления дошкольников....
Конспект по теме самообразования в подготовительной группе: Арифметические задачи, как средство развития логического мышления у детей 6-7 лет
Совершенствовать у детей навыки прямого и обратного счета;Формировать умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач;Совершенствовать умение составлять изображение из геометрическ...
Мастер-класс для педагогов «Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»
Мастер-класс для педагогов«Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Игровые технологии как средство развития мелкой моторики у детей - инвалидов».
ПЛАНПО САМООБРАЗОВАНИЮТема: «Игровые технологии как средство развития мелкой моторики у детей - инвалидов»....
Консультация для педагогов на тему "Блоки Дьенеша, как средство развития логического мышления у дошкольников"
Здесь можно найти консультацию для педагогов на тему "Блоки Дьенеша, как средство развития логического мышления у дошкольников"...
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в процессе развития логического мышления у дошкольников
Каждый воспитатель и родитель заинтересован в успешном обучении ребенка. Исследование психологов показывают, что это зависит от уровня развития его познавательных способностей, а также от уровня разви...