Проект "Зимующие птицы"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Эрхирикский детский сад «Ручеек»
Исследовательско – творческий проект
в подготовительной группе «Капитошка»
«Зимующие птицы»
Разработала и провела воспитатель
Нимбуева Л.Т.
2021 г.
Проект «Зимующие птицы»
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст детей-участников:5-6 лет.
Участники: педагог, дети и родители группы.
Актуальность:
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 15 опрошенных воспитанников меньше половины группы узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.
3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Подготовительный этап
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Подбор необходимой литературы по данной теме.
Основной этап.
Взаимодействие с детьми.
Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Понедельник – занятие «Зимующие птицы»
Вторник - дидактические игры «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь».
Цель: Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).
Среда - Отгадывание загадок о зимующих птицах.
Грудка ярче, чем заря, У кого?.. У снегиря. | Всех я за день навещу, Всё, что знаю, растрещу. Сорока. |
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. Синица. | В серой шубке перьевой, И в морозы он герой, Назови его скорей, Кто там скачет? Воробей. |
Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей, Прячется в морозных кронах, А зовут её … Ворона. | Эти птички с хохолком, Очень яркие притом. На рябину прилетели, Птички эти… Свиристели. |
Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица – почтальон, Пролетит любой маршрут. Голубь. | Над жуком и короедом Держит он всегда победу. По деревьям тук да тук: Кто для леса верный друг? Дятел. |
Четверг - Аппликация «Снегири на ветке рябины»
Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.
Пятница – Итоговая викторина «Зимующие птицы».
Взаимодействие с родителями
Консультации – Буклеты «Покормите птиц зимой!»
Заключительный этап.
Взаимодействие с родителями
Изготовление кормушки - «Мастерим кормушки для птиц». Фотоотчет.
Взаимодействие с детьми.
Викторина «Кто больше знает о птицах?»
Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.
Ожидаемый результат:
-у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;
- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
-у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.
Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».
Конспект занятия по аппликации «Снегири на ветке рябины»
Задачи:
Учить детей работать с шаблонами.
Учить детей выполнять аппликацию способом скручивания салфетки.
Закреплять умение детей пользоваться ножницами.
Развивать мелкую моторику.
Развивать умение детей передавать образ птиц.
Формировать творческое воображение.
Материалы:
Образец.
Салфетки бумажные красного цвета.
Квадрат красного цвета для грудки.
Три черных прямоугольника для крылышек и хвостика
Квадрат черного цвета для головы.
Цветная бумага для веточки, глазок и клюва.
Ножницы
Лист цветного картона форматом 1/2 А4
Клей
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки. Рассматривание иллюстраций. Чтение познавательной литературы. Вывесить вместе с детьми кормушки для птиц.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель читает детям стихотворение «Снегири»:
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо
На берёзе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней
И глазам не верится
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.
2. Рассказ воспитателя о снегирях.
А кто-нибудь из вас знает, как выглядит снегирь? Чем питается? Где зимует? Как человек заботится о нем? Почему снегирь прилетел к нам зимовать?
А теперь послушайте рассказ о снегирях.
«Еще наряднее становится природа зимой, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы – снегири. Они называются так потому, что появляются в наших краях с первым снегом.
Снегирь – пухленькая красногрудая птичка с голубовато – зеленой спинкой и черной головкой. Летает снегирь легко и красиво. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка (7-10 птичек, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день.
Чем питается снегирь? Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена. Закусив рябиной, снегирь чистит клюв. К клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки клюва они падают на землю. Весной они прорастут.
С приближением темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует, скрывшись в ветках. И так в течение всей зимы.
Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием».
Теперь вы знаете, какие снегири и где они живут.
3. Изготовление снегирей.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть образец работы. Обратите внимание на детали изображения, на их геометрическую форму. Из каких геометрических фигур состоят крылья и хвост птицы? А Голова и грудка?
Давайте подготовим детали для птиц – голову и грудку, крылышки и хвостик. У квадратов плавно срежьте углы так, чтобы получилась форма круга, а у прямоугольников, чтобы получились треугольники.
Теперь нужно сделать веточку, на которой будут сидеть наши птички.
Воспитатель предлагает детям расположить детали аппликации на листе бумаги с опорой на образец, последовательно наклеить каждую деталь.
Чего не хватает нашим снегирям? Правильно, давайте вырежем и приклеим им глазки и клювик.
4. Физминутка «Снегири».
Вот на ветках посмотри, Руками хлопают себя по бокам
В красных майках снегири. Показывают грудки
Распустили перышки, Руки слегка в стороны,
Греются на солнышке. Шевелят пальчиками
Головой вертят, вертят, Повороты головой вправо, влево
Улететь они хотят. Бегут по кругу, взмахивая руками
Кыш! Кыш! Улетели!
А метелью, за метелью! Разбегаются по группе, машут руками
5. Воспитатель предлагает детям украсить грудки снегирям. Возьмите красную салфетку, аккуратно отрываем от нее маленькие кусочки и скручиваем из них комочки. Этими маленькими комочками украсим грудки снегирям.
По желанию детей, выполнивших работу быстро, можно сделать с помощью салфеток ягодки рябины на веточке.
6. Итог.
Молодцы, какие красивые снегири у нас получились.
Беседа «Что ты знаешь о птицах?»
Программные задачи:
Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;
Активизировать словарь по теме: орнитология, символ; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память;
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.
Ход занятия:
1. Вступительная часть
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие (гости). А куда? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»).
Правильно, мы отправимся в мир птиц!
2. Закрепление знаний о видах птиц
Воспитатель:
Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?
Дети:
Перелётные и зимующие.
Воспитатель:
Почему птицы улетают на юг?
Дети:
Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.
Воспитатель:
Каких представителей перелётных птиц вы знаете?
Дети:
Перелётные – утки, журавли, ласточки.
Воспитатель:
Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?
Дети:
Необходимо развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.
Воспитатель:
Вот послушайте стихотворение на эту тему:
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
Воспитатель:
Каких представителей зимующих птиц вы знаете?
Дети:
Зимующие – дятел, синица, воробей.
Воспитатель:
Как человек заботится о птицах с приходом весны?
Дети:
Строит и развешивает скворечники.
Воспитатель:
Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?
Дети:
Из дерева.
Воспитатель:
Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.
Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?
Дети:
Морские – живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин;
Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;
Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки;
Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч;
Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;
Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова;
Экзотические – живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.
Воспитатель:
Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! У меня для вас есть интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему.
3. Игра «Четвёртый лишний»
Ласточка, павлин, воробей, журавль.
(Павлин – обитатель жарких стран).
Соловей, канарейка, щегол, трясогузка.
(Трясогузка не певчая птица).
Аист, фламинго, страус, альбатрос.
(Альбатрос – птица с короткими ногами).
Грач скворец, ласточка, индюк.
(Индюк – домашняя птица).
Сойка, фазан, гусь, сова.
(Гусь - водоплавающая птица).
Сова, утка, голубь, сойка.
(Сова – ночная птица).
4. Сравнение птиц по разным признакам
Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?
Дети:
У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.
Воспитатель:
Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения птиц и разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того где они живут (у воды, в лесу или других местах).
Воспитатель:
Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?»
Дети:
У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.
Воспитатель:
Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Что ещё у птиц разного?
Дети:
У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.
Воспитатель:
А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).
Опыт: жир отталкивает воду
Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?
Дети:
Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.
Воспитатель:
Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода».
Воспитатель:
Как называются дети птиц? (Птенцы). Давайте посмотрим на макет яйца в нашем музее, из чего оно состоит? (Скорлупа, желток, белок, воздушная камера) Как развивается птенец?
Дети:
Птенец развивается из желтка, питание он получает из белка, воздух из воздушной камеры, который поступает из маленьких отверстий на поверхности скорлупы.
Воспитатель:
Верно, мы наблюдали с вами эти отверстия через лупу.
5. Игра «У кого кто?»
А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «У кого кто?»
Грач-грачата,
Дрозд – дроздята,
Стриж-стрижата,
Журавль-журавлята,
Кукушка-кукушата,
Ласточка-ласточата.
6. Игра-перевоплащение
Воспитатель:
Давайте сейчас с вами тоже превратимся в птиц! Я буду называть, а вы их изображать.
7. Игра «Чей дом?»
У меня для вас есть интересная игра– «Чей дом?» Давайте поможем нашим птицам расселиться в свои гнёзда. Объясните свой выбор.
8. Обобщение признаков, выведение типичного строения птиц
Воспитатель:
Вы хорошо справились с заданием. Всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы. Как же мы отличаем птиц от других животных?
Дети:
(Опираясь на модель). Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями.
9. Игра «Угадай по описанию»
Воспитатель:
Молодцы. А сейчас давайте поиграем с вами в игру. Дайте описание птицы, но не называйте её. Ребята должны догадаться, о какой птице вы говорите.
Воспитатель:
Как человек использует птиц в своей жизни?
Дети:
Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц.
Воспитатель:
Какую пользу приносят птицы в природе?
Дети:
Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.
Воспитатель:
А какой вред?
Дети:
Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.
Воспитатель:
Кого можно назвать врагами птиц?
Дети:
Диких животных, хищных птиц.
Викторина
Воспитатель:
Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.
У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).
Воспитатель:
Конечно, о птицах много написано рассказов, сказок и стихов и песен. Человек украшал изображениями птиц и одежду и посуду.
Ребята, а какие профессии вы знаете, связанные с птицами?
Дети:
Птичник – работает на птицеферме, выращивает птиц. Орнитолог – изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются.
Итог занятия:
Воспитатель:
Ребята, расскажите, что нового, интересного вы узнали, собирая музей птиц?
Дети:
Мы узнали, какими разными бывают птицы, что живут они в разных местах и строят разные гнёзда. Узнали о некоторых особенностях их поведения. Проведённый опыт, помог нам выяснить, что жир отталкивает воду.
Воспитатель:
Вы очень много узнали нового о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....