«Применение технологии проблемного обучения для формирования интереса к познанию у детей младшего дошкольного возраста»
презентация к уроку (средняя группа)
Цель – развивать интерес у детей к познавательной деятельности посредством проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie.pptx | 275.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель – развивать интерес у детей к познавательной деятельности посредством проблемного обучения. Задачи: - побуждать к самостоятельной учебной деятельности ; - научить детей находить свое решение? - стимулировать проявление активности, инициативы, творчества ; - развивать мышление и воображение; - разнообразить повседневную жизнь в детском саду, наполнить её идеями, проблемами, при этом стараясь заинтересовать каждого ребёнка.
Целевые ориентиры в соответствие с ФГОС ДО : ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности; ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями; ребенок обладает развитым воображением, склонен наблюдать, экспериментировать; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания.
« Мы думаем только тогда , когда сталкиваемся с проблемой». Джон Дьюи . «Проблемная ситуация - начало развития мысли человека». С.Л.Рубинштейн .
Проблемное обучение – организация образовательной деятельности, которая предполагает создание проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность детей. Основателем которой является Джон Дьюи (1852-1952). Он разработал целую систему образования, которую позже назвали «Обучение путем делания ». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность детей. Суть проблемного обучения в постановке перед ребёнком проблемы, познавательной задачи, создание условий для исследования путей и способов её решения для того, чтобы ребёнок сам добыл знания.
Формы организации проблемного обучения: 2. Проблемная задача - словесное выражение содержания проблемной ситуации, содержит в себе элементы, находящиеся в противоречивых отношениях, как между собой, так и с наличными знаниями детей. 1. Проблемный вопрос - может входить в структуру проблемной задачи и выполнять функцию ее требования, выступать как самостоятельная форма мысли, требующая ответа. Проблемная ситуация - это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: «начало мышления - в проблемной ситуации». Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности ребенка. Проблемная ситуация возникает наиболее часто, когда имеется несколько вариантов решения при ограниченной информации, исходных данных.
Формы организации проблемного обучения: 2. Проблемная задача - словесное выражение содержания проблемной ситуации, содержит в себе элементы, находящиеся в противоречивых отношениях, как между собой, так и с наличными знаниями детей. 1. Проблемный вопрос - может входить в структуру проблемной задачи и выполнять функцию ее требования, выступать как самостоятельная форма мысли, требующая ответа. Проблемная ситуация - это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: «начало мышления - в проблемной ситуации». Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности ребенка. Проблемная ситуация возникает наиболее часто, когда имеется несколько вариантов решения при ограниченной информации, исходных данных.
Этапы решения проблемной ситуации: 1 этап - постановка проблемы (формирование проблемы) - основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию. 2 этап- актуализации знаний –актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы. (Через вопросы: как быть? что делать? Ориентируемся на багаж знаний ребёнка). 3 этап - выдвижения гипотез и предположений , целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование. 4 этап- проверка решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности.
В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОО дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс «Выпускаем книгу о хлебе» (применение технологии проблемного обучения в ходе реализации самостоятельной совместной деятельности детей)
Подробно рассматриваем технологию проблемного обучения в процессе изготовления книги....
Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика индивидуального развития детей младшего дошкольного возраста"
Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познан...
Воздействие игровых приемов на формирование устойчивого интереса к рисованию у детей младшего дошкольного возраста
Рисование как один из первых видов продуктивной деятельности имеет огромное значение для дошкольников. В процессе рисования совершенствуется рисовальные движения руки, а также техника восприятия и ана...
Проект «Применение технологии чтения-слушания для формирования позиции активного слушателя у детей старшего дошкольного возраста»
Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Дети и детям перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное...
" Формирование интереса к книгам у детей младшего дошкольного возраста"
Чтение детских книг развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребёнка, передаёт представление о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым социа...
«Образовательное событие как одна из технологий проблемного обучения и воспитания в организации активной деятельности детей младшего возраста в образовательной среде»
laquo;Образовательное событие как одна из технологий проблемного обучения и воспитания в организации активной деятельности детей младшего возраста в образовательной среде»...
Проблема формирования интереса к книге у детей младшего дошкольного возраста.
Именно интерес к чтению позволяет сформировать у ребенка конкретное отношение к жизни, влияет на развитие и становление личности, формирует эстетические нормы, вырабатывает социальные умения и навыки....