Проект «Применение технологии чтения-слушания для формирования позиции активного слушателя у детей старшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (старшая группа)

Усанькова Светлана Михайловна

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Дети и детям перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. И в данном случае художественная литература является путеводителем, которая открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

В наше время особенно актуален вопрос о формировании позиции активного слушателя у детей дошкольного возраста, что является определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребенка.

В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка-дошкольника будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Новизна. Состоит во включении в образовательный процесс технологии, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к слушанию художественной литературы.

Описание практической значимости.  Данный материал будет полезен педагогам в целях формирования активной читательской позиции у детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад № 14 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Проект

«Применение технологии чтения-слушания для формирования позиции активного слушателя у детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Усанькова С.М.,

воспитатель

 высшей

 квалификационной

категории

Сыктывкар, 2020

Пояснительная записка

Современная проблема резкого падения интереса детей  к чтению стала едва ли не определяющей в судьбе целого поколения. Социологические исследования показывают, что заметно снизился интерес к чтению у дошкольников, младших школьников и подростков  и резко сократилась доля чтения в структуре свободного времени детей. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, которые дают готовые слуховые и зрительные образы, тем самым снижая интерес к книге, желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. К тому же адекватное отношение к книге возможно лишь при условии ценности познания для человека. И как результат, дошкольники не любят слушать произведения, а школьники не хотят читать. 

Проявление интереса дошкольников к книге – необходимое условие развития современного ребенка. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства.

Тип и проекта: практико-ориентированный, внутриучрежденческий.

Участники проекта:

- педагоги и специалисты ДОО;

- родители (законные представители);

- дети старшего дошкольного возраста.

Сроки реализации проекта: 2019 г. – 2020 г.

Актуальность проекта. 

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Дети и детям перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. И в данном случае художественная литература является путеводителем, которая открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

В наше время особенно актуален вопрос о формировании позиции активного слушателя у детей дошкольного возраста, что является определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребенка.

В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка-дошкольника будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Цель:  формирование позиции активного слушателя у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Обучать умению активно слушать, общаться на вербальном и невербальном уровнях, формулировать вопросы, выделять основную мысль, использовать прием активного слушания;
  2. Способствовать речевой активности детей и коммуникативной направленности их речи (путем специального моделирования ситуаций общения, обучения использованию различных типов коммуникативных высказываний);
  3. Развивать познавательную и эмоционально-личностную сферы ребенка;
  4. Формировать позицию активного слушателя у детей старшего дошкольного возраста;

Предполагаемый результат:

  • Ребенок высказывает свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией к тексту;
  • Активная читательская позиция по отношению к тексту и его автору;
  • Присутствует интерес к слушанию художественной литературы, умение устанавливать причинно-следственные связи, придумывать, фантазировать;
  • Умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания грамотного слушателя;

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный.

-  Ознакомление с теоретическими основами технологии чтения-слушания.

 - Создание мини-библиотеки в группе по теме проекта (подбор художественной литературы по возрасту, иллюстраций художников к произведениям, писателей и т.п.)

- Создание предметно-пространственной среды в группе по теме проекта (подбор наглядно-дидактического материала, картотека произведений, иллюстрации, подвижных игр);

- Проведение педагогической диагностики по образовательным областям «Речевое развитие», «Познавательное развитие»;

- Анкетирования родителей воспитанников с целью выявления уровня читательской активности в семье;

- Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.

  1. Основной.

Мероприятия

Содержание работы

Октябрь

Организация

мини-библиотеки   в группе «Наша библиотека»

  1. Подбор художественных произведений в мини-библиотеку:  К.  Чуковского, Михалкова, С. Маршака, А. Барто, В. Сутеева, М. Пришвина, Е. Чарушина, В. Бианки, Н. Носова и т.д.
  2. Презентация «Откуда книга появилась»

Совместная деятельность педагога с детьми

 Акция «Доктор Айболит» (совместный ремонт порванных, изношенных книг).

Ноябрь

Непосредственно образовательная деятельность

  1. Организация выставки «Добрый сказочник  В.Г. Сутеев». Ознакомление с биографией писателя.
  2. Чтение: В. Сутеев «Под грибом» (технология чтения-слушания).
  3.  Выставка детских работ «По произведениям В.Г. Сутеева».
  4. Д/игра «Угадай-ка» (Угадай героя из произведений В. Сутеева).
  5. Продуктивная деятельность: аппликация        по        литературным произведениям В. Сутеева.

Работа с родителями

  1. Консультация для родителей «Развитие у детей умения понимать текст произведения».

Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра: «Библиотека».

Декабрь

Непосредственно образовательная деятельность

  1. Знакомство с творчеством и  биографией писателя С.М. Маршака.
  2. Чтение: С.М. Маршак «Сказка о глупом мышонке» (технология чтения-слушания).
  3. Чтение художественных произведений С.Я. Маршака в свободное время, разучивание отрывков из произведений.
  4.  Конкурс чтецов «Добрый друг детства» (выразительное   чтение   отрывков из   стихотворений  С.М. Маршака).
  5. Продуктивная  деятельность на тему: «Любимая сказка».

Работа с родителями

Консультация «Как привить любовь к чтению?»

Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра: «Книжкина больница».

Январь

Непосредственно образовательная деятельность

  1. Знакомство с творчеством и биографией Е.И. Чарушина.
  2. Чтение: Е.И. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой» (технология чтения-слушания).
  3. Чтение худ. литературы в режимных моментах Е.И. Чарушина «Томка испугался», «Друзья», «Никита – охотник».
  4. Продуктивная  деятельность: Рисуем животных – создаем книгу по мотивам рассказов Е.И. Чарушина.
  5. Д/ игра «У кого какой зверь?» (с использованием иллюстраций Е.И. Чарушина).

Февраль

Непосредственно образовательная деятельность

  1. Знакомство с творчеством и биографией К. Чуковского.
  2. Чтение: К. Чуковский «Федорино горе» (технология чтения-слушания).
  3. Д/игра «Придумай другой конец произведения».
  4. Литературная гостиная «Добрый мир сказок К. Чуковского»
  5. Лепка «Посуда для Федоры».
  6. Литературный  вечер   «Самый   лучший чтец».

Театрализованная деятельность детей

Драматизация произведений К. Чуковского.

Работа с родителями

  1. Создание буклета «Хорошая книга – лучший друг».
  2. Родительское собрание «Дети - читатели».

Март

Непосредственно образовательная деятельность

  1. Знакомство с творчеством и биографией В. Бианки.
  2. Чтение: В. Бианки. «Синичкин календарь» (технология чтения-слушания).
  3. Свободное чтение: В. Бианки: «Купание медвежат», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Приключения муравьишки», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?».
  4. Д/игра «Живые картинки».
  5. Продуктивная деятельность: аппликация из природного материала: «Мышонок», «Пушистая верба».

Работа с родителями

Мастер-класс для родителей «Я – читаю, ты рисуешь».

Апрель

Непосредственно образовательная деятельность

  1. Знакомство с творчеством и биографией Н. Носова.
  2. Чтение: Н. Носов «Заплатка» (технология чтения-слушания)
  3. Свободное чтение: Н. Носов «На горке», «Затейники».
  4. Д/игра «Пофантазируем» (придумываем другого героя).
  5. Инсценировка произведения – дети - герои, воспитатель – автор.
  6. Литературная  викторина   «День   смеха»   (по

произведениям Н. Носова).

Самостоятельная деятельность детей

  1. Драматизация любимых сказок.
  2. Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин».

Работа с родителями

Памятка для родителей «Читаем каждый день».

  1. Заключительный этап.

1. Подведение итогов реализации проекта.

2. Проведение литературной викторины «В гостях у сказки» с педагогами и воспитанниками.

3. Исследование эффективности проводимой работы на основе итоговой педагогической диагностики по образовательным областям «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

4. Определение дальнейших направлений работы в рамках используемой технологии.

 

Список использованной литературы

  1. Бунеева, Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2014 – 43 с.
  2. Светловская, Н.Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать: Практическое пособие / Н.Н. Светловская, Т.С. – М.: АРКТИ, 2012. – 56 с.
  3. Чиндилова, О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Учебное пособие. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Часть 4. / О.В. Чиндилова // Образовательная система «Школа 2100». – М.: Баласс, 2014. – 39 с.
  4. Чиндилова, О.В. Чтение художественной литературы как вид деятельности старших дошкольников. [Текст] / О.В. Чиндилова // Начальная школа: плюс до и после. – 2010. – № 5. – С. 74-77.
  5. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. – http://www.edu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Понятие здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, их место в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ....

Роль родителей в формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

У детей с нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают на...

«Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе игровой деятельности»

laquo;Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе игровой деятельности»Цель работы: повысить уровень развития словаря у детей дошкольного возраста с ОН...

«Роль родителей в формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста ОНР III уровня».

В современной системе дошкольного образования пристальное внимание уделяется эффективному воспитанию и обучению детей. Одной из важных задач является подготовка детей к школе.Подготовка к школе включа...

Презентация "Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через реализацию эффективных форм активного отдыха".

Презентация "Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через реализацию эффективных форм активного отдыха"....

Роль родителей в формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Потребность в общении у ребенка возникает с первых дней его жизни. Сначала это эмоциональное общение, затем ребенок начинает употреблять отдельные звуки и слоги. В любом случае ребенок в свои слова вк...