" Дополнительная образовательная программа. "Театр сказок" для младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Кузьмина Ольга Викторовна

программа художественно- эстетической направленности, развитие речи через театрализованную деятельность детей  младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnal_vospitatel.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

художественно-эстетической направленности, развитие речи через театрализованную деятельность детей. «Театр сказок» для младшего дошкольного возраста.

Актуальность:

   Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

 Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

 Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

 Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

 Цель: развитие речи детей через театральную деятельность.

Задачи программы:

- формировать интерес к театрально-игровой деятельности;  

- пополнять и активизировать словарный запас ребёнка;

-формировать  диалогическую и монологическую речь в ходе ролевого взаимодействия;

- последовательно знакомить детей с различными видами театра (театр на фланеграфе, пальчиковый театр; кукольный театр);

-  формировать простейшие образно-выразительные умения;

-формировать взаимоотношения между взрослыми и детьми в процессе театральной деятельности.

Программа предназначена для детей 3-4 года.

Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения.

Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю.

Реализация данной программы позволит развить диалогическую речь, память и внимание, расширить представление об окружающем мире, поможет вырабатывать чувство ритма, дикцию, а также инициативу, активность, самостоятельность, владеть куклами, игрушками и всеми доступными видами театра (фланелеграф, пальчиковым театром, кукольным театром), имитировать характерные движения сказочных животных).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

месяц

Нед.

РЕПЕРТУАР

Задачи

ОБОРУДОВАНИЕ

Сентябрь

1

«Волшебный мир театра»

- познакомить детей с понятием «театр» (что такое театр?)

- познакомить детей с «внутренним миром» театра; воспитывать интерес к театру, желание заниматься театрализованной деятельностью.

ширма, театральные маски, наглядный материал: фото, картины, книги о театре; аудиозапись; использование компьютерной техники), использование малого жанра: загадки, сказки.

2

«Маленький волшебник большого театра»

-познакомить детей с понятием «актеры» (кто такие актёры?)

-развивать интерес к искусству художественного «превращения» образа сказочного персонажа.

ширма, театральные маски, наглядность: фото, книжные иллюстрации; оборудование: аудиозапись, использование компьютерной техники ИКТ).

3

экскурсия: «Комната превращений»- гримёрная (посещение костюмерной детского сада)

- познакомить детей с понятием «гримёрная», рассказать о роли существования комнаты в театре;

-рассмотреть костюмы для выступлений сказочных героев;

-вызвать интерес к искусству театра.

костюмы, использование компьютерной техники (ИКТ).

4

беседа: «Путешествие в страну театра»

- продолжить формировать знания детей о театре;

- приобщать детей к театральной культуре;

- побуждать интерес к театральной- игровой деятельности.

книжные иллюстрации, фотоколлаж «Волшебный мир театра», маски, костюмы.

октябрь

1

«Пальчиковый театр»

- познакомить детей с одним из видов театрального искусства - «пальчиковый театр»;

- рассмотреть «атрибутику» пальчикового театра.

ширма, куклы «пальчикового театра».

2

показ русской народной сказки «Репка»

- познакомить детей с кукловождением пальчикового театра.

Ширма, аудиозапись, «пальчиковые куклы».

3

экскурсия: «Путешествие в гримёрную детского сада»

- рассмотреть костюмы героев русской народной сказки; развиваем речь, воображение, фантазию; интерес к персонажам сказки.

4

игра – упражнение

«Посадил Дед репку» (этюд)

- формировать простейшие образно- выразительные умения (имитировать характерные движения сказочных персонажей);

- формировать диалогическую и монологическую речь в ходе ролевого взаимодействия;

- развивать речь, воображение, фантазию.

костюмы по сказке «Репка», аудиозапись.

ноябрь

1

игра - упражнение

- формировать интерес к театрально - игровой деятельности;

 - формировать взаимоотношения между взрослыми и детьми в процессе игры – упражнения.

наглядное пособие с разными эмоциональными мимическими образами: радость, грусть и т.п.

2

упражнения на развитие мимики лица  с использованием аудиозаписи  

- развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию;

- формировать диалогическую и монологическую речь в ходе ролевого взаимодействия.

наглядные иллюстрации по сюжету русской народной сказки «Репка».

3

«Я не волшебник – я только учусь!» (самостоятельная игровая театральная деятельность)

- формировать взаимодействие между взрослыми и детьми в процессе театральной деятельности;

- формировать интерес к театрально – игровой деятельности.

ширма, куклы пальчикового театра.

4

театрализованное представление детей на уровне учреждения – показ русской народной сказки «Репка»

- развивать интерес к сценическому искусству;

- побуждать детей активно включаться в театрализованную деятельность;

- формировать диалогическую речь в ходе ролевого взаимодействия.

костюмы, атрибутика к сказке.

декабрь

1

«Театр на фланеграфе»

- познакомить детей с одним из видов театральной деятельности как «Театр на фланеграфе».

Сюжетные фланеливые иллюстрации

2

показ русской народной сказки «Курочка Ряба»

- познакомить детей с кукловождением театра на фланеграфе.

ширма, наглядные иллюстрации, аудиозапись

3

экскурсия «Путешествие в сказку «Курочка Ряба»

- рассмотреть костюмы героев русской народной сказки «Курочка Ряба»;

- развивать речь, воображение и фантазию;

- формировать интерес к героям сказки через сказочную викторину «Жили – были….»

книжные иллюстрации, загадки и костюмы.

4

игра - упражнение «Курочка»

- формировать простейшие образно – выразительные умения (имитировать характерные движения сказочных персонажей)

театральные маски, костюмы.

январь

3

игра – упражнение  (игра эмоции)

«Не плачь, - бабушка!»

«Не плачь, - дедушка!»

- развивать способность детей понимать состояние сказочного персонажа и выражать их (радость, грусть);

- формировать взаимоотношения между взрослыми и детьми в процессе игры – упражнения;

- формировать диалогическую и монологическую речь в ходе ролевого взаимодействия.

Наглядные иллюстрации с эмоциональными мимическими образами – «радость», «грусть».

4

дидактическая игра «Волшебный мешочек»

- развивать слуховое внимание восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы;

- продолжить формировать диалогическую и монологическую речь в ходе игровых упражнений: «Кто как кричит?», «Спой сказку».

наглядные иллюстрации по сюжету сказки

февраль

1

«Я не волшебник - я только учусь!» (самостоятельная игровая деятельность)

- побуждать детей активно включаться в театрализованную деятельность;

- формировать диалогическую речь в ходе ролевого взаимодействия.

костюмы, маски, наглядность: солнышко, яичко; аудиозапись «Звуки животных»

2

театрализованное  представление  детей на уровне учреждения – показ русской народной сказки  «Курочка Ряба»

- продолжить формировать интерес к сценическому искусству;

- побуждать детей активно включаться в театральную деятельность;

- формировать диалогическую и монологическую речь в ходе ролевого взаимодействия.

костюмы.

3

«Шалтай – Балтай» (творческий конкурс) совместная деятельность воспитанников с родителями

- развивать воображение, фантазию;

- формировать простейшие образно – выразительные умения посредством творческого подхода к конкурсу.

альбом, краски, цветные карандаши и мелки.

4

«День сказки и театра» - маскарад

-  - продолжить формировать взаимоотношения между взрослыми и детьми в процессе досугового мероприятия;

- формировать простейшие образно – выразительные умения посредством творческих игр.

костюмы, маски.

март

1

«Кукольный театр»

- познакомить детей с одним из видов театрального искусства – кукольный театр.

ширма, куклы.

2

Показ  кукольного

театра «Колобок»

- познакомить детей с кукловождением кукольного театра.

ширма, куклы, атрибутика к оформлению: домик, деревья.

3

посещение с деть-

ми мини - музей

«Кукляндия»

- продолжить формировать интерес к культуре кукольного театра по мотивам русских народных сказок: «Репка», «Курочка Ряба» и т.п.;

- пополнять и активизировать словарный запас ребёнка.

куклы кукольного театра.

4

игра- упражнение:

« Я от бабушки

ушёл… Я от

дедушки ушёл»

 

- формировать простейшие образно- выразительные умения ( имитировать характерные движения сказочных персонажей)

маски, костюмы

апрель

1

игра – упражнение

«Колобок, колобок я тебя съем» (повадки животных)

- развивать способность детей понимать состояние сказочных персонажей и выражать его в игре – упражнении;

- развивать коммуникативные качества в ребёнке.

маски, костюмы

2

звуковое упражнение: «Страна звуков»

- продолжить развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию;

- продолжить формировать умение детей строить диалог и монологическую речь;

- развивать воображение, образное мышление и фантазию.

Наглядные сюжетные иллюстрации по сюжету сказки «Колобок».

3

« Я не волшебник – я только учусь»

(самостоятельная игровая деятельность)

- продолжить формировать простейшие образно- выразительные умения через театрализованную деятельность;

- развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности.

ширма, костюмы, маск, куклы.

4

театрализованное представление детей на уровне учреждения - показ русской народной сказки «Колобок»

- формировать интерес к театрально - игровой деятельности;

- продолжить  формировать диалогическую и монологическую речь в ходе ролевого взаимодействия.

костюмы, маски для героев сказки трибутика к сказке: деревья, цветочная полянка, пенёк.

При составлении данной программы использовалось следующие методическое обеспечение:

  • Гончарова О.В. Театральная палитра: программа художественно-эстетического воспитания.- М.:ТЦ Сфера,2010.
  • Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: обзор программ дошкольного образования.- М.:ТЦ Сфера,2010.
  • Петрова Т.И.,Е.Л.Сергеевна, Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.- М.:Школьная Пресса,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги для детей младшего дошкольного возраста "ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ" (с использованием фитнес-технологии - фитбол-гимнастика)

Особенностью данного курса является использование на занятиях одного из таких  снарядов: удивительные чудо-мячи – фитболы. Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-...

Дополнительная образовательная программа "Театр Петрушки"

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность...

Дополнительная образовательная программа «Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации. Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2-7 лет.

Дополнительная образовательная программа«Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации.Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА»

Общие положенияДополнительная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста «Финансовая азбука» (далее Программа) предназначена для воспитателей дошкольных образователь...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТЕАТР НА ЛАДОШКЕ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТЕАТР НА ЛАДОШКЕ»...

перспективное планирование дополнительной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Кружок "Маленькие фантазёры".

Полноценное всестороннее развитие детей младшего дошкольного возраста происходит во всех видах детской деятельности. Художественно-эстетическая работа (ХЭР) непосредственно влияет на психоэмоциональну...