Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Тайна старинной вазы»
план-конспект занятия (старшая группа)

Скрягина Татьяна Данииловна

Краткая аннотация к работе: Данный конспект будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений. «Тайна старинной вазы» по опытно-экспериментальной деятельности в технологии «ситуация» для детей подготовительной группы. В ходе занятия дети в игровой форме закрепляют знания о свойствах льда, глины, песка, экспериментируют, работают в парах, а самое главное, они представляют себя в роли археологов, ведут археологические раскопки, и разгадывают тайну найденной старинной вазы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_situatsiya_s_doshkolnikami.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация с дошкольниками

Образовательная область: Познавательное развитие

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема: «Тайна старинной вазы»

Основные цели: Овладение умением анализировать, проявлять интерес через экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности.

Дидактические материалы:          

    Оборудование: «осколки вазы» в замороженном льду, внутри контейнера

    со снегом, перчатки, емкость с песком, засушенные в глине «осколки вазы»,

    лопатки, кисточки для разметания песка, молоток, скребок, горячая вода,

    холодная вода, мультимедиа развивающего мультфильма про работу археологов.

    Краткая аннотация к работе: Данный конспект будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений. «Тайна старинной вазы» по опытно-экспериментальной деятельности в технологии «ситуация» для детей подготовительной группы. В ходе занятия дети в игровой форме закрепляют знания о свойствах льда, глины, песка, экспериментируют, работают в парах, а самое главное, они представляют себя в роли археологов, ведут археологические раскопки, и разгадывают тайну найденной старинной вазы.

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию

Педагог обращает внимание детей, на картинки и спрашивает, что изображено на них?

Дети: дерево, кукла, арбуз, снежинка, мамонт.

Воспитатель: - Как вы думаете, есть что-то общее между этими картинками? (Вместе с детьми рассуждаем: дерево – растение, кукла – игрушка, арбуз – ягода, снежинка – это замороженный кристалл воды, мамонт – вымершее животное. Картинки разные, между ними нет ничего общего.)

- Да, это абсолютно разные картинки, не связанные по смыслу. В этом конверте лежит то, что может подходить к одной из картинок.

-Хотите узнать? Ваша задача отгадать это, задавая мне вопросы. Но вопросы должны быть особыми, требующими только ответов «да» или «нет» (загадано слово «слон»).

Дидактическая игра: «Отгадай слово»

Дети задают вопросы по типу: «Это сделано рукам человека? Это живое?» И т.п. В итоге   отгадывают слово «слон».

- К какой картинке подходит картинка «слон»? («мамонт»).

- Почему? (Они оба животные, крупное тело, есть хобот, толстые ноги, большие уши.)

- Где можно увидеть мамонта? (В музее, в книжках, в фильмах…)

  1. Актуализация

- К какой картинке подходит картинка «слон»? («мамонт»).

- Почему? (Они оба животные, крупное тело, есть хобот, толстые ноги, большие уши.)

- Где можно увидеть мамонта? (В музее, в книжках, в фильмах…)

- А живого мамонта можно увидеть? (нет они вымерли)

-Откуда тогда мы знаем, как они выглядели?

- Кто изучает историческое прошлое?

-А вы знаете, кто такие археологи? Археологи – это ученые, занимаются изучением      останков вымерших древних животных, утерянных старинных предметов, разгадывают надписи наскальных рисунков и т.п.

-Чем они занимаются?

-Что необходимо им для работы?

- А откуда мы можем это узнать?

 Я вам предлагаю узнать еще больше.

  1. Затруднение в ситуации

(показ развивающего мультфильма про работу археологов «Кем быть: археолог»)

- Труд археолога очень труден и кропотлив. С помощью лопатки раскапывают слои земли, а потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень осторожно, так предметы старинные и любое неосторожное движение им может навредить. Данные находки помогают нам узнавать о древних цивилизациях. Какими инструментами используют они в работе?

-Сегодня у вас есть возможность побывать археологами.

-Хотите? Сможете?

  1. Открытие» нового знания (способа действия)

- Российские археологи попросили нас поучаствовать в раскопках. И, если нам повезёт, мы можем обнаружить археологическую находку, которой более миллиона лет, и возможно она хранит в себе некую тайну!

Но прежде чем приступить к раскопкам, нужно знать и соблюдать технику безопасности.

1. Работать в перчатках и фартуке.

2. Перчатки нельзя подносить к лицу и тем более ко рту и глазам.

И помнить главное правило работать нужно очень осторожно, так как предметы очень старинные и любое не ловкое движение их может повредить.

Находки могут быть в любых местах для этого нам нужно разделиться на пары (по вашему желанию с кем бы вы хотели работать)

Археологическая находка может быть в снегу, песке, глине, договоритесь между собой, кто, где будет работать.

Эксперимент «Ледяная глыба» 

На столе стоят тазики со снегом, а под снегом спрятаны замороженные в льдинки части вазы. Рядом на столе лежат предметы: лопатки, кисточки, карандаши, перчатки.

Находки, которые нам предлагают раскопать археологи, очень хрупкие, потому что пролежали под толстым слоем снега и льда много миллионов лет.

(спрашиваю перед работой)

Что может здесь, находиться под снегом, и представлять историческую ценность?

Акцентные вопросы:

-Что вы сейчас будите делать?

- Как вы будите извлекать артифакт изо льда?

- Благодаря какому свойству льда вы смогли увидеть находку? (лед прозрачный).

Ну а что за старинный предмет пока не понятно, будем продолжать наше исследование.

- Ребята, вы достали кусочки льда с находкой внутри.

-Как теперь достать ее изо льда, не повредив?

Предложите, каким способом можно разморозить лед?

- Какое свойство льда помогло нам достать находку из льда? (Лед при нагревании тает).

Эксперимент «В толще глины»

-Часть нашей находки находится под твердым пластом глины.

Как вы думаете, что там может быть? (ответы)

-Что делать, как извлечь предмет? Детям предлагается необходимый материал для работы (молоточки, отвертки, скребки)

Эксперимент «Песчаные горы»

-Здесь мы тоже можем обнаружить археологическую находку, которой более миллиона лет.

-Что это может быть?  (Дети подходят к контейнеру с песком, где разложены «осколки предмета» присыпанной песком, дети производят «раскопки» с помощью лопаток и кисточек.)

После того как дети обнаружили все элементы посуды извлекают и складывают вазу из частей.

-Дети что же мы с вами нашли?

-Как ваза могла очутиться под землей?

-А теперь давайте рассмотрим рисунки, изображённые на ней.

  1. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

После того как дети обнаружили все элементы посуды извлекают и складывают вазу из частей.

-Дети что же мы с вами нашли?

-Как ваза могла очутиться под землей?

-А теперь давайте рассмотрим рисунки, изображённые на ней.

О чём древние люди хотели рассказать? (Охотник охотится на оленя и стреляет из лука.)

-Как вы думаете, о каком изобретении рассказывает нам эта ваза (о луке)

-Для чего человек изобрёл лук? (Для охоты на животных, средство защиты от врагов)

Лук — это древние ручное оружие охотников, для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой.

-А как вы думаете, какое животное, навело человека на мысль изобрести эти оружия?  (лань, мелкий пушной зверек и птицы и т.д.)

  1. Осмысление

-Что помогло нам узнать о важности профессии археолог?

Какие новые слова вы узнали? (археологи, артефакты, раскопки, исследовательская лаборатория).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной ситуации по аппликации Тема: «Цветные зонтики» Образовательная область: художественное творчество

Конспект непосредственно образовательной ситуации по аппликации Тема: «Цветные зонтики»Образовательная область: художественное творчество...

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками с применением системно - деятельностного подхода Тема занятия: «Катино платье» проводится с детьми второй младшей группы.

Расширение форм и методов организации работы по познавательному развитию в различных видах деятельности и на основе использования технологии "Ситуация"...

«Тайна старинной вазы»

опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей  группы «Тайна старинной вазы»...

Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: Строение и работа дыхательной системы

Занятие разработано в технологии деятельностного метода. В образовательной ситуации описываются приемы активизации старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности, в ходе ...

Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Невидимка – воздух или как обнаружить воздух».

Краткая аннотация к работе:  образовательная деятельность по познавательному развитию детей разработана в соответствии со структурой занятия «открытия» нового знания в технологии деят...

Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Грамоте учиться — всегда пригодиться» «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»

Образовательная область: Речевое развитие раздел «обучение грамоте»Возрастная группа: подготовительная к школе группаТема: «Грамоте учиться – всегда пригодиться» «З...

Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Мы такие разные»

Краткая аннотация к работе: Данная работа предполагает закрепления умения распознавать изученные знания о том кому, какая одежда принадлежит; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обоб...