Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Невидимка – воздух или как обнаружить воздух».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Скрягина Татьяна Данииловна

Краткая аннотация к работе:  образовательная деятельность по познавательному развитию детей разработана в соответствии со структурой занятия «открытия» нового знания в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон.  Образовательная ситуация с дошкольниками организована  как совместная  работа педагога с детьми в научно-исследовательской  лаборатории, где  в практической деятельности дети самостоятельно открывают  свойства воздуха. Для  повышения  активности и интереса детей используются  игровые  технологии. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ программы «Мир открытий», рабочей программы группы и возрасту детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevidimka_-_vozduh_ili_kak_obnaruzhit_vozduh.docx935.3 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация с дошкольниками

Образовательная область: Познавательное развитие

Возрастная группа: средняя

Тема: «Невидимка – воздух или как обнаружить воздух»

Основные цели: Формировать  умения  приобретать знания посредством проведения практических опытов, преодолевать возникшее затруднение. Расширить представления о воздухе и подвести детей к самостоятельным способами обнаружению воздуха и его свойств (не видим, не имеет запаха, вкуса и т.д.). Учить детей самостоятельно строить гипотезы и делать выводы на основе практических экспериментов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Создать условия для развития мышления, сообразительности, внимания, формирования  мыслительных операций. Воспитывать интерес к окружающему миру, умение работать в парах. 

Дидактические материалы: правила поведения в лаборатории (иллюстрация-схема); карточки-символы (свойства воды, свойства воздуха);  карты для записи опытов детям; Журнал записей экспериментов.

Оборудование: Воздушный шар (в коробке); халаты, бейджики на каждого; песочные часы (1 мин.); целлофановые пакеты; белые листы формата А5; зубочистки; ткань для игры (парашют); воздушные шары на каждого; подносы на каждый стол; карандаши; мольберт с магнитами; шарики на стойках (веселый и грустный); картинка-стойка – «ЛАБОРАТОРИЯ».

Краткая аннотация к работе:  образовательная деятельность по познавательному развитию детей разработана в соответствии со структурой занятия «открытия» нового знания в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон.  Образовательная ситуация с дошкольниками организована  как совместная  работа педагога с детьми в научно-исследовательской  лаборатории, где  в практической деятельности дети самостоятельно открывают  свойства воздуха. Для  повышения  активности и интереса детей используются  игровые  технологии. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ программы «Мир открытий», рабочей программы группы и возрасту детей.

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.

Загадка:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

- Что вы знаете  о воздухе?

- Ребята, посмотрите, какая-то загадочная  коробка? Посмотрим что в ней?

(В коробке воздушный шар на нитке).

Педагог  от имени шарика:

 - Здравствуйте ребята! Почему вы меня называли воздушным? Что значит воздух?

- Я еще очень мал, меня сегодня впервые надули, и я  ничего не знаю про воздух,  я никогда не видел воздух.

- Ребята, сможете поделиться с Шариком  своими знаниями?

Обобщаем: Воздух есть не только в нашей комнате, но он есть и на улице, где гуляют дети. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха.

- Мы с вами дышим всегда, везде, даже во сне, не замечая этого. Скажите, кому еще нужен воздух?

- Правда! Без воздуха на нашей Земле жизнь была бы не возможна. Ученые доказали:  без воды можно продержаться несколько дней. А без воздуха, сколько мы сможем прожить? Как узнать?

- Коллеги ученые, можем проверить?  (песочные часы на 1-2 мин).

- Кто из вас, сколько времени выдержит  без воздуха? 

- Хотите стать настоящими учеными-исследователями воздуха? Сможете? Проходите в лабораторию. Дети надевают халаты, бейджики. 

 Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории (выставляется картинка-стойка – «ЛАБОРАТОРИЯ»).

- Прошу исследователей воздуха пройти на свои места. В лаборатории необходимо соблюдать правила (обратить внимание детей на схему - картинку)

2.  Актуализация знаний и умений.

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о свойствах воды, изученных на предыдущих занятиях и символах-карточках, которые служат для обозначения свойств предметов и явлений.

- Совсем недавно мы узнали с вами о свойствах и состояниях воды.

Посмотрите и найдите те карточки,  с помощью которых, вы сможете рассказать о свойствах воды. (Выполняют задание на магнитной доске: например, выйдут мальчики, а девочки проверят, верно ли выполнено задание).

-  Что получилось,  расскажите,  Воздушному Шарику будет очень интересно! (описание свойств воды).

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

- А как вы думаете, где ещё находится воздух?

- Ребята,  вы когда-нибудь видели воздух? Кто-нибудь  из вас его сейчас его видит?

- Почему мы его не видим?

- Как можно проверить, есть ли он в нашей группе? Докажите и покажите Воздушному Шарику, что воздух есть.

- Его можно потрогать? Потрогайте, возьмите его в руки! Получилось? (затруднение).

- Смогли его увидеть, обнаружить? Почему не смогли? 

- Потому что не знаем, как обнаружить воздух!

Подвожу детей к тому, что перед ними стоит такая задача: постараться самостоятельно в лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, узнать его свойства.

- Как узнать?

  (путем обсуждения приходят к выводу о необходимости проведения опытов, которые помогут обнаружить воздух)

4.  «Открытие» нового знания (способа действия).

Дидактические задачи: формировать интерес детей к решению проблемной ситуации,  формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».

Опыт 1. Как почувствовать и увидеть воздух.

 - Попробуем поймать и увидеть воздух  в лаборатории. (Дети берут пакеты, дети вместе  с педагогом раскрывают пакеты, делают ими несколько захватов и резко закрывают руками).

-  Что произошло с пакетами?

- Что в них находится?

- Его вы видите? Отведите вторую руку за пакет? Видите руку?

- Возьмите  лист бумаги. Какой он?

(лист белый, непрозрачный  – через него мы не видим окружающие предметы, а сквозь воздух - видим).

Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.

 - А как можно проверить - в пакете воздух? Попробуем взять зубочистку и осторожно проколем пакет. Поднесем его к лицу и медленно нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (воздух, тоненькой струйкой выходит из пакета).

Вывод: Воздух невидим, у него нет цвета! Но его можно почувствовать!

- Поздравляю вас, коллеги, с открытием!

На доске выставляется карточка…

Физкультминутка «Парашют»

- Ребята, у меня для вас сюрприз. (Педагог достает из кармана кусок легкой ткани, вуаль). 

- Какая она необычно легкая, воздушная! Что-то она мне напоминает?.. Попробуем сейчас сами сделать парашют…(дети встают по кругу, берутся за концы ткани)

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Опыт 2. Вкус воздуха.

- Коллеги,  попробуем выяснить следующий вопрос: «Имеет ли воздух вкус?»

- Как проверить? Попробуем ртом поймать воздух? Чувствуете вкус, он сладкий, кислый, горький?

Вывод. Воздух – не имеет вкуса.  На доске выставляется карточка…

Опыт 3. Запах воздуха

- Уважаемые коллеги, переходим к следующему опыту: Имеет воздух запах?

- Как мы это можем проверить?

- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? 

Дыхательная гимнастика.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо

Чем же пахнет не понять,

Нужно носиком вдыхать!

Вывод: Воздух – не имеет запаха. На доске выставляется карточка…

Опыт 4. Форма воздуха

- Возьмите воздушные шарики, попробуйте немного их надуть. Что внутри шарика? Какой он формы? 

- Отпустите шарик,  что произошло?

- Возьмите пакет, поймайте воздух. Какой формы воздух?

Вывод. Воздух не имеет формы. 

- Есть у кого-то другие мнения? Поздравляю, коллеги,  вас с открытием!

На доске выставляется карточка….

- Итак, уважаемые ученые, вы отлично поработали и совершили свои очередные открытия! Что вы узнали нового о воздухе? Какие свойства увидели сегодня?

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

Дидактические задачи: закрепить знания о свойствах воздуха, развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения.

- Спасибо, уважаемые коллеги!  Вы знаете, что ученые результаты своих исследований всегда  записывают. Для чего?

- Запишите сейчас все ваши открытия, исследования в  карты, которые лежат у вас на столах. Зарисуйте способ, с помощью которого вы смогли обнаружить воздух в этом помещении.

Дети заполняют карты по итогам опытов. Один ребенок (с высоким уровнем развития) работает у доски с карточками (проверка правильности ответов, дети сверяют с образцом)

- У нас есть журнал для записей результатов опытов. Чтоб подтвердить, что мы сегодня исследовали, туда мы опять вложим  все наши записи.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: зафиксировать детьми достижение цели, создать ситуацию успеха, формировать адекватную возрасту самооценку детей.

- Итак, уважаемые коллеги-ученые, кому мы сегодня помогли? Чем вы ему помогли?

- Почему вам это удалось узнать?

- Вам удалось помочь, потому что с помощью проведенных опытов вы узнали свойства воздуха.

Ребята, смотрите,  в лаборатории  появились еще два воздушных шара.  Если вы узнали сегодня что-то новое для себя, то подойдите  к веселому шарику,  а если ничего нового вы не узнали - к грустному шарику.

- В следующий раз в лаборатории мы снова будем делать новые открытия, которые помогут нам узнать что-то новое и интересное!

Комментарии к сценарию:

Занятие относится к разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»  образовательной области «Познавательное  развитие», и соответствует задачам среднего дошкольного возраста. Материал занятия разработан с учетом педагогической деятельности по технологии «Ситуация».

Литература:

Программа экологического образования дошкольников. «Наш дом — природа», © ТОО фирма «LINKA-PRESS», 1996

Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб. метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 56, ил. (Сер. «Наш дом — природа»).

Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду, ООО «Русское слово-учебник», 2017.

Приложение

Правила поведения в лаборатории

C:\Users\Администратор.BEST-J002N5GHYF.002\Desktop\listening1600.png

  C:\Users\Администратор.BEST-J002N5GHYF.002\Desktop\eb3efff7b45497376104f167dfd48f3f.jpg

http://report.if.ua/wp-content/uploads/2015/04/7384-14103758411.jpg

https://tripmydream.cc/travelhub/travel/blocks/28/410/block_28410.jpg

https://www.medienkraftwerk.de/media/catalog/product/cache/1/image/72185190e87a1214de89e3856d986cbc/e/s/essen-und-trinken-verboten.jpg

https://st2.depositphotos.com/1010146/11776/v/950/depositphotos_117764032-stock-illustration-hand-washing-icon.jpg

Карты для записи опытов детьми

Карточки - схемы для определения свойств воздуха и воды (для магнитной доски)

http://4.bp.blogspot.com/_xNnh3wL_I-c/TR-albdwl0I/AAAAAAAAACQ/-vqnQe3huO0/s1600/avatar_air01.pnghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0843b791204ae034ccc9aa8dcf2f248e-l&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1611145be0a0e0f766c8df66387f8844-l&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a56bbf0ee3ed38d40921a1369ca4aeb1-l&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b4850a2b7af0d30c018c9d5502307e74-srl&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1a063e1e14cda53bb8f0246ad15d25b4-l&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0843b791204ae034ccc9aa8dcf2f248e-l&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b4850a2b7af0d30c018c9d5502307e74-srl&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a56bbf0ee3ed38d40921a1369ca4aeb1-l&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1611145be0a0e0f766c8df66387f8844-l&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0433254a3525814bbdf72c17b04717da&n=33&w=240&h=150https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1a063e1e14cda53bb8f0246ad15d25b4-l&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»

Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Невидимка - воздух"

Знакомство детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека....

Конспект ИОС по образовательной области "Познавательное развитие" тема «Невидимка воздух».

познакомить детей с понятием воздух; научить детей формулировать простые выводы в ходе познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности; обогатить словарный запас. способствовать развити...

Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: Строение и работа дыхательной системы

Занятие разработано в технологии деятельностного метода. В образовательной ситуации описываются приемы активизации старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности, в ходе ...

Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Грамоте учиться — всегда пригодиться» «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»

Образовательная область: Речевое развитие раздел «обучение грамоте»Возрастная группа: подготовительная к школе группаТема: «Грамоте учиться – всегда пригодиться» «З...

Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Тайна старинной вазы»

Краткая аннотация к работе: Данный конспект будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений. «Тайна старинной вазы» по опытно-экспериментальной деятельности в технологии «ситуац...

Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Мы такие разные»

Краткая аннотация к работе: Данная работа предполагает закрепления умения распознавать изученные знания о том кому, какая одежда принадлежит; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обоб...