«Тайна старинной вазы»
материал по окружающему миру (старшая группа)
опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Тайна старинной вазы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayna_starinoy_vazy.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ТАЙНА СТАРИННОЙ ВАЗЫ»
Тема занятия | Образовательная ситуация «Тайна старинной вазы» опытно-экспериментальная деятельность в технологии «ситуация» для детей старшей группы. |
Культурная практика | Познавательно-исследовательская деятельность |
Культурно-смысловой контекст | Найти археологическую находку. |
Цель: | Овладение умением анализировать, проявлять интерес через экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности. Занятие построено в игровой форме. |
Задачи: Обучающие Развивающие: Воспитательные | 1.Узнавать и закреплять представления детей о свойствах льда, песка и глины; Продолжать учиться выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы; 2.Обогащать словарный запас детей («археолог», «раскопки», «артефакты»,«ископаемые»); Учиться выполнять определенные действия в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Воспитывать ценность взаимодействия в работе мини группы, учиться договариваться. |
Инвентарь и Оборудование | замороженный лед с игрушкой внутри на каждого ребенка, перчатки ,тазики со снегом, емкость с песком, глиной, лопатки, кисточки на каждого ребенка, варежки, горячая вода, соль, холодная вода, мультимедиа, алгоритмы- схемы опытов. |
Этапы | Деятельность педагога, приемы работы | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Мотивационный этап Ориентировочный этап Исполнительский этап | Педагог обращает внимание детей, на картинки и спрашивает, что изображено на них? Дети: дерево, кукла, арбуз, снежинка, мамонт. Воспитатель: - Как вы думаете, есть что-то общее между этими картинками? (Вместе с детьми рассуждаем: дерево – растение, кукла – игрушка, арбуз – ягода, снежинка – это замороженный кристалл воды, мамонт – вымершее животное. Картинки разные, между ними нет ничего общего.) - Да, это абсолютно разные картинки, не связанные по смыслу. В этом конверте лежит то, что может подходить к одной из картинок. -Хотите узнать? Ваша задача отгадать это, задавая мне вопросы. Но вопросы должны быть особыми, требующими только ответов «да» или «нет» (загадано слово «слон»). Дидактическая игра: «Отгадай слово». Дети задают вопросы по типу: «Это сделано рукам человека? Это живое?» И т.п. В итоге отгадывают слово «слон». - К какой картинке подходит картинка «слон»? («мамонт»). - Почему? (Они оба животные, крупное тело, есть хобот, толстые ноги, большие уши.) - Где можно увидеть мамонта? (В музее, в книжках, в фильмах…) - А живого мамонта можно увидеть? (нет они вымерли) -Откуда тогда мы знаем, как они выглядели? -Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (спросить у взрослого или посмотреть в книге, найти информацию в Интернете) Историческое прошлое изучают архиологи. -А вы знаете, кто такие археологи? - Чем они занимаются? (ответы детей) Археологи – это ученые, занимаются изучением останков утерянных старинных предметов, разгадывают надписи наскальных рисунков и т.п. - Как вы думаете, что им нужно для работы? А откуда мы можем это узнать? (ответы) Я вам предлагаю посмотреть мультфильм про работу археологов) Сегодня у вас есть возможность побывать археологами! Российские археологи попросили нас поучаствовать в раскопках. И, если нам повезёт, мы можем обнаружить археологическую находку, которой более миллиона лет, и возможно она хранит в себе некую тайну! -Хотите принять участие в раскопках? -Сможете? Но прежде чем приступить к раскопкам, нужно знать и соблюдать технику безопасности. 1. Работать в перчатках и фартуке. 2. Перчатки нельзя подносить к лицу и тем более ко рту и глазам! И помнить главное правило работать нужно очень осторожно, так как предметы очень старинные им хрупкие. | Игровая познавательно-исследовательская Коммуникативная Коммуникативная Восприятие научной литературы Познавательно- исследовательская | Проявления познавательного интереса у детей и познавательной активности. Использование обобщающих слов, сравнение, анализ. Активизация словарного запаса, умение задавать вопросы от общих признаков к частным. Обогащение словаря: «археолог», «ископаемые». |
Включение нового знания (способа действия) | Находки могут быть в любых местах для этого нам нужно разделиться на пары (по вашему желанию с кем бы вы хотели работать) Археологическая находка может быть в снегу, песке, и даже глине. Выберите материалы необходимые для работы! Получилось у вас выбрать материалы и начать работу? ( - Почему? ( не знаем, что необходимо и не умеем) - Значит что нужно нам узнать? (как выполнить эту работу и какой использовать материал) Игровые задания: 1 пара «Найди и разморозь» На столе стоят контейнеры со снегом, а под снегом спрятаны замороженные в льдинки части вазы. Рядом на столе лежат предметы: лопатки, кисточки, карандаши, перчатки. Находки, которые нам предлагают раскопать археологи, очень хрупкие, потому что пролежали под толстым слоем снега и льда много миллионов лет. (спрашиваю перед работой) -Что может здесь, находиться под снегом, и представлять историческую ценность. Акцентные вопросы: -Что вы сейчас будите делать? - Как вы будите извлекать артифакт изо льда? - Благодаря какому свойству льда вы смогли увидеть находку? (лед прозрачный). Ну а что за старинный предмет пока не понятно, будем продолжать наше исследование. - Ребята, вы достали кусочки льда с находкой внутри. -Как теперь достать ее изо льда, не повредив? Предложите, каким способом можно разморозить лед? - Какое свойство льда помогло нам достать находку из льда? (Лед при нагревании тает). 2 пара «Замуровали» Часть нашей находки находится под твердым пластом глины. Как вы думаете, что там может быть? (ответы) -Что делать, как извлечь предмет? Детям предлагается необходимый материал для работы (молоточки, отвертки, скребки) 3 пара. «Песчаные горы» Здесь мы тоже можем обнаружить археологическую находку, которой более миллиона лет. -Что это может быть? (Дети подходят к мини – песочнице, где разложены «черепки глиняной» посуды, присыпанной песком, дети производят «раскопки» с помощью лопаток и кисточек.) После того как дети обнаружили все элементы посуды, извлекают и складывают вазу из частей. -Дети что же мы с вами нашли? (дети собирают части осколки) -Как ваза могла очутиться под землей? (ответы) Предлагаю рассмотреть рисунки, изображённые на ней. - О чём древние люди хотели рассказать? (Охотник охотится на оленя и стреляет из лука.) -Как вы думаете, о каком важном изобретении рассказывает нам эта ваза (о луке) Лук это древние оружие охотников, для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой. -Для чего человек изобрёл лук? (Для охоты на животных, средство защиты от врагов) | Игровая познавательно-исследовательская | Дети выполняют действия по инструкции, действуют аккуратно. Закрепление знаний о свойствах льда и снега. Логические рассуждения детей, умение выслушивать других, умение выдвигать гипотезы. Умение работать по схеме, анализировать результаты, сравнивать, делать вывод. Умение выполнять работу в мини-группах дружно, распределяя роли в командной работе. Дети проверяют гипотезы опытным путем, сравнивают результаты, делают выводы. |
Рефлексивный этап | -Чему мы сегодня научились? -Что было интересного? -Что тебе понравилось? -Какие новые слова вы узнали? (археологи, артефакты, раскопки, исследовательская лаборатория). -Что помогло нам узнать о важности профессии архиолог? -Какие новые слова вы узнали? | Коммуникативная, рефлексивная | Умение детей анализировать свою работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Старину мы помним, старину мы чтим
мероприятие в форме игры КВН...
КОНСПЕКТ НОД «социализация», «здоровье» «Старину мы любим старину мы чтим» в подготовительной группе
Цель. Развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные игры ЗадачиНародные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил п...
Конспект досуга в старшей группе совместно с родителями «Старина, старина, до чего ж ты хороша!»
Цель: приобщать детей к русской национальной культуре на основе использования фольклора. Задачи: пробудить интерес к истории и культуре России; способствовать развитию познавательной активности и люб...
Проект "Тайна старинного полотенца"
Актуальность выбора темы очевидна: дети современности совершенно не интересуются предметами народного искусства, имеющимися в их семьях. Цель данной работы: расширение знаний о народном при...
Презентация к проекту "Тайна старинного полотенца"
Презентация к проекту...
Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Тайна старинной вазы»
Краткая аннотация к работе: Данный конспект будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений. «Тайна старинной вазы» по опытно-экспериментальной деятельности в технологии «ситуац...