«Тайна старинной вазы»
материал по окружающему миру (старшая группа)

Кирилова Инна Андреевна

опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей  группы «Тайна старинной вазы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayna_starinoy_vazy.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

                            ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ  ГРУППЫ «ТАЙНА СТАРИННОЙ ВАЗЫ» 

Тема занятия

Образовательная ситуация «Тайна старинной вазы» опытно-экспериментальная деятельность в технологии «ситуация» для детей старшей группы.

Культурная практика

Познавательно-исследовательская деятельность

Культурно-смысловой контекст

Найти археологическую находку.

Цель:

Овладение умением анализировать, проявлять интерес через экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности. Занятие построено в игровой форме.

Задачи:

Обучающие

Развивающие:

Воспитательные

1.Узнавать и закреплять представления детей о свойствах льда,  песка и глины;

Продолжать учиться выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы;

2.Обогащать словарный запас детей («археолог», «раскопки», «артефакты»,«ископаемые»);

Учиться  выполнять определенные действия в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

Воспитывать ценность взаимодействия в работе мини группы, учиться договариваться.

Инвентарь и Оборудование

замороженный лед с игрушкой внутри на каждого ребенка, перчатки ,тазики со снегом, емкость с песком, глиной, лопатки, кисточки на каждого ребенка, варежки, горячая вода, соль, холодная вода, мультимедиа, алгоритмы- схемы опытов.

Этапы

Деятельность педагога, приемы работы

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Мотивационный этап

Ориентировочный этап

Исполнительский этап

Педагог обращает внимание детей, на картинки и спрашивает, что изображено на них?

Дети: дерево, кукла, арбуз, снежинка, мамонт.

Воспитатель: - Как вы думаете, есть что-то общее между этими картинками? (Вместе с детьми рассуждаем: дерево – растение, кукла – игрушка, арбуз – ягода, снежинка – это замороженный кристалл воды, мамонт – вымершее животное. Картинки разные, между ними нет ничего общего.)

- Да, это абсолютно разные картинки, не связанные по смыслу. В этом конверте лежит то, что может подходить к одной из картинок.

-Хотите узнать? Ваша задача отгадать это, задавая мне вопросы. Но вопросы должны быть особыми, требующими только ответов «да» или «нет» (загадано слово «слон»).

Дидактическая игра: «Отгадай слово».

Дети задают вопросы по типу: «Это сделано рукам человека? Это живое?» И т.п. В итоге отгадывают слово «слон».

- К какой картинке подходит картинка «слон»? («мамонт»).

- Почему? (Они оба животные, крупное тело, есть хобот, толстые ноги, большие уши.)

- Где можно увидеть мамонта? (В музее, в книжках, в фильмах…)

- А живого мамонта можно увидеть? (нет они вымерли)

-Откуда тогда мы знаем, как они выглядели?

-Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (спросить у взрослого или посмотреть в книге, найти информацию в Интернете)

Историческое прошлое изучают архиологи.

-А вы знаете, кто такие археологи? 

- Чем они занимаются? (ответы детей)

Археологи – это ученые, занимаются  изучением останков  утерянных старинных предметов, разгадывают надписи наскальных рисунков и т.п.

- Как вы думаете, что им нужно для работы?

А откуда мы можем это узнать? (ответы)

Я вам предлагаю посмотреть мультфильм про работу археологов)

Сегодня у вас есть возможность побывать археологами!  

 Российские археологи попросили нас поучаствовать в раскопках. И, если нам повезёт, мы можем обнаружить археологическую находку, которой более миллиона лет, и возможно она хранит в себе некую тайну!

-Хотите принять участие в раскопках?

-Сможете?

Но прежде чем приступить к раскопкам, нужно знать и соблюдать технику безопасности.

1. Работать в перчатках и фартуке.

2. Перчатки нельзя подносить к лицу и тем более ко рту и глазам!

И помнить главное правило работать нужно очень осторожно, так как предметы очень старинные им хрупкие.  

Игровая познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Коммуникативная Восприятие научной литературы

Познавательно- исследовательская

Проявления познавательного интереса у детей и познавательной активности.

Использование обобщающих слов, сравнение, анализ.

Активизация словарного запаса, умение задавать вопросы от общих признаков к частным.

Обогащение словаря: «археолог», «ископаемые».

Включение нового знания (способа действия)

Находки могут быть в любых местах для этого нам нужно разделиться на пары (по вашему желанию с кем бы вы хотели работать)

Археологическая находка может быть в снегу, песке, и даже глине.

Выберите материалы необходимые для работы!

Получилось у вас выбрать материалы и начать работу? (

- Почему? ( не знаем, что необходимо и не умеем)

- Значит что нужно нам узнать? (как выполнить эту работу и какой использовать материал)

Игровые задания: 1 пара «Найди и разморозь»

На столе стоят контейнеры со снегом, а под снегом спрятаны  замороженные в льдинки части вазы.

Рядом на столе лежат предметы: лопатки, кисточки, карандаши, перчатки.

Находки, которые нам предлагают раскопать археологи, очень хрупкие, потому что пролежали под толстым слоем снега и льда много миллионов лет.

(спрашиваю перед работой)

-Что может здесь, находиться под снегом, и представлять историческую ценность.

 Акцентные вопросы:

-Что  вы сейчас будите делать?

- Как вы будите извлекать артифакт изо льда?

- Благодаря какому свойству льда вы смогли увидеть находку? (лед прозрачный).

Ну а что за старинный предмет пока не понятно, будем продолжать наше исследование.

- Ребята, вы достали кусочки льда с находкой внутри.

-Как теперь достать ее изо льда, не повредив?

Предложите, каким способом можно разморозить лед?

- Какое свойство льда помогло нам достать  находку из льда? (Лед при нагревании тает).

2 пара «Замуровали»

Часть нашей находки находится под твердым пластом глины.

Как вы думаете, что там может быть? (ответы)

-Что делать, как извлечь предмет? Детям предлагается необходимый материал для работы (молоточки, отвертки, скребки)

3 пара. «Песчаные горы» Здесь мы тоже можем обнаружить археологическую находку, которой более миллиона лет.

-Что это может быть?  (Дети подходят к мини – песочнице, где разложены «черепки глиняной» посуды, присыпанной песком, дети производят «раскопки» с помощью лопаток и кисточек.)

После того как дети обнаружили все элементы посуды, извлекают и складывают вазу из частей.

-Дети что же мы с вами нашли? (дети собирают части осколки)

-Как ваза могла очутиться под землей? (ответы)

Предлагаю рассмотреть  рисунки, изображённые на ней.

- О чём древние люди хотели рассказать? (Охотник охотится на оленя и стреляет из лука.)

-Как вы думаете, о каком важном изобретении рассказывает нам эта ваза (о луке)

Лук это древние  оружие охотников, для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой.

-Для чего человек изобрёл лук? (Для охоты на животных, средство защиты от врагов)

Игровая познавательно-исследовательская

Дети выполняют действия по инструкции, действуют аккуратно.

Закрепление знаний о свойствах льда и снега.

Логические рассуждения детей, умение выслушивать других, умение выдвигать гипотезы.

Умение работать по схеме, анализировать результаты, сравнивать, делать вывод.

Умение выполнять работу в мини-группах дружно, распределяя роли в командной работе.

Дети проверяют гипотезы опытным путем, сравнивают результаты, делают выводы.

Рефлексивный этап

-Чему мы сегодня научились?

-Что было интересного?

-Что тебе понравилось?

-Какие новые слова вы узнали? (археологи, артефакты, раскопки, исследовательская лаборатория).

-Что помогло нам узнать о важности профессии архиолог? -Какие новые слова вы узнали?  

Коммуникативная, рефлексивная

Умение детей анализировать свою работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Старину мы помним, старину мы чтим

мероприятие в форме игры КВН...

КОНСПЕКТ НОД «социализация», «здоровье» «Старину мы любим старину мы чтим» в подготовительной группе

Цель. Развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные игры ЗадачиНародные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил п...

Конспект досуга в старшей группе совместно с родителями «Старина, старина, до чего ж ты хороша!»

Цель: приобщать детей к русской национальной культуре на основе использования фольклора. Задачи: пробудить интерес к истории и культуре России; способствовать развитию познавательной активности и люб...

Проект "Тайна старинного полотенца"

Актуальность выбора темы очевидна: дети современности совершенно не интересуются предметами  народного искусства, имеющимися в их семьях. Цель данной работы: расширение знаний о народном при...

Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Тайна старинной вазы»

Краткая аннотация к работе: Данный конспект будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений. «Тайна старинной вазы» по опытно-экспериментальной деятельности в технологии «ситуац...