Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Грамоте учиться — всегда пригодиться» «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Образовательная область: Речевое развитие раздел «обучение грамоте»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема: «Грамоте учиться – всегда пригодиться» «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»
Цель: Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте
Задачи:
1. Познакомить детей с буквами Г г. Звуки [Г] и [Гь] обозначаются буквой Г.
2. Закреплять правильное произношение звука [Г] и [Гь] в речи. Закрепить навык различения звуков Г и Г ’ на слух и произносительною. Способствовать развитию фонематического восприятия. Формировать навык звукового анализа и синтеза.
3. Продолжать развивать фонематический слух, связную речь, слуховое внимание и память. Развивать мелкую моторику.
4. Воспитывать у детей внимание и усидчивость, интерес к непосредственной образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramote_uchitsya_-_vsegda_prigoditsya.docx | 19.79 КБ |
znakomstvo-s-bukvami-i-zvukami_m2m06_wecompress.com_.pptx | 893.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Грамоте учиться — всегда пригодиться» «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»
Образовательная область: Речевое развитие раздел «обучение грамоте»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема: «Грамоте учиться – всегда пригодиться» «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»
Цель: Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте
Задачи:
1. Познакомить детей с буквами Г г. Звуки [Г] и [Гь] обозначаются буквой Г.
2. Закреплять правильное произношение звука [Г] и [Гь] в речи. Закрепить навык различения звуков Г и Г ’ на слух и произносительною. Способствовать развитию фонематического восприятия. Формировать навык звукового анализа и синтеза.
3. Продолжать развивать фонематический слух, связную речь, слуховое внимание и память. Развивать мелкую моторику.
4. Воспитывать у детей внимание и усидчивость, интерес к непосредственной образовательной деятельности.
Материалы и оборудование:
Презентация, игрушка Сова, конверты с предметными картинками со звуком [Г] и [Гь], конверты с гласными буквами, карточки со слогами, фишки синие, зеленые и красные, мячик, счетные палочки по 2 каждому ребенку
Предварительная работа:
Словесная игра «Скажите наоборот», разгадывание загадок.
Краткая аннотация к работе:
Конспект образовательной деятельности составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Использовала различные приемы и методы работы: игровые приемы, репродуктивные, объяснительно-побуждающие, позволяющие в полном объеме использовать системно-деятельностный подход, где ребенок самостоятельно приобретает новые знания и использует различные источники информации, ведет творческий поиск, размышляет. Данный конспект НОД направлен на развитие познавательных способностей у детей и помогает дошкольникам расширить знания о гласных и согласных звуках, позволяет обобщить и закрепить знания детей по изученным темам, учит детей практически применять полученные знания в изменившейся ситуации. Может быть полезен практическим педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений.
Ход
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание условий для возникновения у детей внутренней потребности к выполнению заданий, чтобы увидеть сюрприз.
Дидактическая задачи:
- способствовать формированию положительной мотивации сформировать детскую цель: увидеть сюрприз;
- содействовать формированию у детей веру в достижение цели.
Слайд №2
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришла тетушка Сова из лесной школы, посмотреть, как вы занимаетесь, чему научились и готовы ли вы идти в первый класс.
- Покажем ей, какие мы старательные, умные и дружные ребята?
- Сегодня в лесной школе очень интересные уроки, и она приглашает нас.
Дети включаются в игровую деятельность, актуализируются их представления о лесной школе, развивается речь.
- Хотите побывать в лесной школе?
- Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова.
- Покружитесь, покружитесь в лесной школе окажитесь.
- Вот мы и в школе.
- Совушка Сова приготовила для вас сюрприз. Чтобы его получить, нужно старательно выполнять все задания. (Дети закрывают глаза, и выполняют действия по инструкции воспитателя).
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
- актуализировать знание отличия гласных от согласных;
- закреплять умение классифицировать звуки на две группы: гласные и согласные, давать их характеристику;
- тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
Слайд №3
Задание № 1.
- Чем отличаются буквы и звуки?
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем). Дети включаются в актуализацию знаний, находят отличия между буквами и звуками
- На какие две группы делятся все звуки?
(Звуки делятся на гласные и согласные). Звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.) Дети имеют представление о гласных и согласных звуках.
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
(При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть, а при произношение согласного звука нам мешают губы, зубы или язык). Дети умеют различать гласные и согласные звуки.
-Сейчас Маша расскажет вам стихотворение про гласные и согласные звуки.
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- На какие группы делятся согласные? (глухие и звонкие, парные и непарные).
- Какие звуки называются глухими? (согласные звуки, которые состоят только из шума, называются глухими).
- Какие звуки называются звонкими? (звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче глухих. За это они получили своё название – звонкие). У детей развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
Слайд №4
Задание №2 «Поиграй с буквами».
- Ребята, чтобы выполнить второе задание, вам нужно разделиться на две разные группы: (команда мальчиков, и команда девочек, умение делиться на две разные команды).
Команда девочек покажет и назовет гласные, которые дают мягкость согласным звукам, а команда мальчиков найдет и назовет гласные, которые дают твердость согласным звукам. (выполняют задание по инструкции воспитателя, дети распределяю гласные буквы).
- Какие гласные указывают на мягкость согласных? я, ю,и,е,ё - находят и называют.
- Какие гласные указывают на твердость согласных? а, у,ы,э,о - находят и называют.
- Каким цветом обозначаем на схеме гласные звуки? красными фишками.
- Каким цветом обозначаем на схеме мягкие согласные звуки? зелеными фишками.
- Каким цветом обозначаем на схеме твердые согласные звуки? синими фишками, дети называют и показывают фишки.
Слайд №5
Молодцы ребята. Тетушка Сова очень довольна вашими ответами и приглашает занять свои места. дети проходят за столы, садятся на стульчики.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для знакомства с звуками Г и Гь и буквой Г, формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и постановки познавательной цели.
- Ребята, подходите к столам, занимайте места. Слушайте следующее задание: нужно из двух палочек выложить букву. Выкладывайте. Выкладывают из двух счетных палочек буквы
Возникло затруднение: буквы получились разные.
Смогли мы выложить одинаковую букву? Нет.
Как же мы узнаем, какую букву нам надо выложить? Что нужно сделать, если вы не знаете? Спросить у взрослого, воспитателя.
- Правильно.
4. Открытие детьми нового знания. Изучение нового материала.
Дидактические задачи: организовать процесс самостоятельного поиска детьми способа преодоления затруднения и «открытия» новой буквы Г.
Слайд № 6
Задание №3
Тетушка Сова предлагает вам отгадать загадки и определить первый звук в отгадках
Красные лапки
Щиплют за пятки
Беги без оглядки. (гуси)
Стоит Антошка
На одной ножке. (гриб)
- Определите первый звук в отгадках. (Дети определяют, что первый звук в этих словах [г].
- Кто догадался, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
Слайд №7
Сегодня мы познакомимся со звуком [Г] и [Гь] и научимся его четко произносить.
Слайд №8
Говорю я вам друзья,
Без буквы Г никак нельзя,
Гвоздик, Галочка, грибок,
Знать буквы надо на зубок!
Аист на одной ноге
Напоминает букву Г.
Не гусь, не галка буква Г,
А цапля на одной ноге.
Теперь вы знаете, как выглядит бука Г, выложите ее из палочек, дети выкладывают из счетных палочек букву Г. (дети умеют выкладывать букву и правильно произносить звук Г).
Задание №4 от тетушки Совы:
«Какой звук Г?» (звук Г согласный, потому, что при произношении мешает язык.)
- Ребята, кто сможет рассказать какой - Звук [г]
– Какой звук парный? Согласный, парный, звонкий звук, бывает твердый и мягкий, парный звук К
Слайд №9.
- Как мы будем обозначать звук Г на схемах? (твердый звук Г - синим цветом, а мягкий звук Г- зеленым).
Работа со звуками: Произнесение звука [г]. Характеристика звука [г])
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
- формирование опыта узнавания буквы Г;
- развитие умения проводить звуковой анализ слова (определять место звука в слове);
- развитие мелкой моторики и образного мышления;
- развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков Г -ГЬ
Задание №5
- Тетушка Сова хочет проверить, как вы умеете на слух определять твердый звук Г и мягкий Гь в слогах. И предлагает вам поиграть в игру «Услышь звук». Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [г], поднимите синюю, а звук Гь зеленую фишку.
га, гё, гы, гэ, гю,
го, гу, гя, ги, ге.
Дети работают за столами и показывают фишку определенного цвета (синюю или зеленую).
Задание №6
- Ребята, а сейчас определите, где находятся звуки Г, Гь – в начале, в середине или в конце слова
ГИТАРА, ДРУГ, НОГИ, ГАМАК, ГИРЯ, ЛУГА, ГРОМ, ГЕНА, ГОРА, КРУГИ.
(гараж, погода, сапоги, грибы, галоша, загар, гуси, глаза, книга, пирог.) дети работают с карточками и показывают, объясняют и находят место звука в слове).
- Молодцы, ребята, все задания выполняете правильно, дети убирают карточки.
Физкультминутка
Сова с нами поиграла, теперь просит дальше выполнять ее задания. Дети выполняют упражнение по тексту, встают в круг.
Задание №7 от тетушки Совы. (Произнесение звука [г] в словах).
Совушка приглашает поиграть в игру «Скажите наоборот».
- Ребята назовите слова, противоположные по смыслу, чтобы в них был звук [г].
Холодный - ….горячий
Чистый -…. грязный
Тихий - …. громкий
Сладкий - …. горький
Веселый - ….грустный
Молодцы! И здесь хорошо справились с заданием. дети знают слова антонимы на звук[г].
Слайд №11
Задание № 10 Работа со схемами и фишками. Подбор слов к схеме. Развитие внимания, мышления. Дидактическая игра «Какое слово зашифровано». самостоятельная работа у стола.
- Ребята, выполняя следующее занятие тетушки Совы, вам нужно быть особенно внимательными.
- Посмотрите на доску. Какое слово зашифровано?
-Угадайте слово по первым буквам картинок: гриб, лиса, осел, бегемот, утюг, слон. Умение находить и называть первый звук в картинках.
Молодцы. А теперь давай те выложим схему этого слова (за столами). На доке слово – глобус.
Слайд №12
- Кто из вас сможет рассказать, почему он выложил такую схему?
Молодцы ребята, и это задание выполнили правильно. Твердые согласные звуки отмечаем синей фишкой, а гласные красной.
Задание №11. Обучение элементам грамоты. Печатание буквы Г в тетрадях по образцу.
– Нарисуем в воздухе карандашом букву «Г».
- Попробуем нарисовать ее глазами.
- Чтобы нам запомнить букву «Г», давайте ее напечатаем в тетради. Дети выполняют задание по образцу, работа в тетрадях.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха. Фиксирование детьми достижения «детской» цели, проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть этой цели.
Слайд №13
Что нового узнали на занятии? С каким новым звуком и буквой вы сегодня познакомились?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое задание показалось самым трудным?
- Тетушка Сова вас благодарит за занятие, очень рада, что вы такие умные, дружные и внимательные ребята. И дарит вам за вашу старательность медали с цифрой 5 – это ваша первая оценка. Спасибо.
- Пора возвращаться в детский сад.
- Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.
Ну - ка встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
И руками махать
Полчаса мы занимались
И немножко баловались.
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
Отвечают на вопросы. Уточняют, что они были в лесной школе, помогли тетушке Сове выполнить задания и познакомились с буквой Г. Восстанавливается в памяти детей то, что делали, создается ситуация успеха.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учим буквы
БУКВА ЗВУК Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.
Он носит вместо шапки Весёлый колпачок. И ростом он всего лишь С ребячий башмачок. С фонариком и с песней Идёт в лесу ночном. Не ошибёшься, если Ты скажешь: -Это. Красные лапки Щиплют за пятки Беги без оглядки. Стоит Антошка На одной ножке.
Г
Где-то , в домике лесном, жил весёлый добрый гном. в гости приглашал гостей и ещё- учил детей говорить скороговоркой, очень быстрой тараторкой Говорю я вам друзья, Без буквы Г никак нельзя, Гвоздик, Галочка, грибок, Знать буквы надо на зубок! Аист на одной ноге Напоминает букву Г. Не гусь, не галка буква Г, А цапля на одной ноге.
Г г
г л о б у с
I II
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический праздник - соревнование «Грамоте учиться – всегда пригодится»
Итоговое занятие логопеда в подготовительной группе с участием родителей ....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Грамоте учиться - всегда пригодиться»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи « Грамоте учиться - всегда пригодиться» для детей подготовительной логопедической группы (образователь...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи « Грамоте учиться - всегда пригодиться» для детей подготовительной логопедической группы
Конспект образовательной деятельности по развитию речи « Грамоте учиться - всегда пригодиться» для детей подготовительной логопедической группы (образовател...
Грамоте учиться всегда пригодится.
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе....
Занятие по обучению грамоте "Грамоте учиться - всегда пригодиться"
Занятие "Грамоте учиться - всегда пригодиться"...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»
Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Грамоте учиться всегда пригодится»
закрепить умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной звукобуквенной модели, определить местонахождение звуков в слове, умение анализировать предложение и умение составлять графич...