Инклюзивное образование. Трудности и достижения в реализации.
статья

Хромова Ирина Павловна

В статье раскрывается понятие инклюзии в образовательной сфере, описывается состояние инклюзивного образования в Тамбовской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hromova_i_p.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование.

Трудности и достижения в реализации.

Хромова И.П.

МБДОУ "Детский сад №48 "Пчелка", Sanir2006@yandex.ru

Современная система образования ориентирована на формирование личности, умеющей адаптироваться к многообразию мира, взаимодействовать с другими, личности толерантной и коммуникабельной, самостоятельно мыслящей и способной к состраданию и сопереживанию. Особую актуальность в этой сфере приобретает обучение и воспитание детей с нарушениями развития в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми.

Наиболее распространенной формой интегрированного образования является инклюзивное образование детей-инвалидов вместе со здоровыми сверстниками. Инклюзия дает позитивные результаты в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к последующей жизни и их включению в общество. Кроме того, независимость существования инвалидов более выгодна государству, чем пожизненное их содержание в специализированных учреждениях или выплата пособий.

Инклюзия как процесс принимает во  внимание и удовлетворяет разнообразные  потребности обучающихся и направлена  на социальную и культурную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество [1]. Инклюзивное образование  позволяет помочь человеку с проблемами в развитии установить социальные связи, выявить и развить творческие способности, удовлетворить эстетические интересы, самоутвердиться в сложной жизненной ситуации.

Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья является важным направлением социальной политики большинства стран - членов ООН и способствует успешной самореализации личности инвалида, расширяет рамки его независимости.

Однако в теории и практике инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время существуют расхождения. Анализ литературы отечественных и зарубежных исследователей позволяет выделить следующие трудности, проблемные места инклюзивного образования:

1. Недостаточный уровень компетенции педагогов и их готовности к  удовлетворению особых образовательных потребностей. Исследователи и сами педагоги-практики отмечают острый дефицит квалифицированных кадров: педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточный уровень их подготовки.

Неготовность педагогических работников (профессиональная, психологическая и методическая) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями проявляется в наличии психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов: страх перед неизвестным; страх вреда инклюзии для остальных участников процесса; негативные установки и предубеждения; профессиональная неуверенность учителя; нежелание изменяться.

2. Организация соответствующей образовательной среды для детей с ОВЗ, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Соответствие среды особым образовательным потребностям строиться на следующих принципах [4, стр. 77-78]:

  • включенность всех детей в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;
  • удовлетворение образовательной потребности каждого в инклюзивной школе;
  • обеспечение здоровых детей и детей с отклонениями в развитии поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

3. Трудности включения детей с тяжелыми нарушениями в развитии, приведшими к инвалидности, в стандартную программу обучения образовательных организаций, а также проблемы организации образовательного процесса и школьной аттестации. Задачи обеспечения "физической" доступности образовательных учреждений – установки пандусов, поручней, лифтов, подъёмников, - вопрос решаемый при выделении достаточного финансирования. Однако дети с физическими отклонениями в развитии,  инвалиды-колясочники – лишь малая часть детей с ограниченными возможностями здоровья. Сложнее обстоят дела с другой категорией детей - детей с выраженными психическими отклонениями, неспособных усваивать типовую образовательную программу в обычном школьном классе или группе детей детского сада.

В связи с этим противники инклюзивного  образования [5] считают распространение в стране формальной инклюзии, отраженной в отчетах и мониторингах, в формальном увеличении процентов образовательных учреждений, внедряющих инклюзивное образование. В противовес инклюзивному образованию противопоставляется система коррекционной педагогики, включающая подготовку узких специалистов – учителей-логопедов, дефектологов, в том числе сурдо-, тифло-, олигофренопедагогов. Обеспечение образования для всех, включенное образование - не равноценная замена сети учебных заведений, в которых дети-инвалиды получают образование, адекватное их возможностям, навыки самостоятельной жизни в обществе, профессию [5].

Разработанные коррекционными педагогами методики обучения, специальные программы и оборудование для школ, обучающих слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью и т.д. не имеют пока конкурентов среди методик обучения в инклюзивном образовании. Так же как и тьютор – помощник учителя или воспитателя  – не равноценная замена квалифицированным специалистам-дефектологам, по мнению противников инклюзивного образования. 

Опыт зарубежных стран показывает, что развитие инклюзивного образования как процесс включает несколько стадий: от явного или скрытого сопротивления через пассивное принятие к активному принятию. Некоторым странам потребовалось около 20 лет, чтобы подойти к завершающей стадии [2].

Однако наряду с трудностями реализации инклюзива следует отметить и достижения в области включенного образования.

  1. Инклюзивное образование помогает человеку с ограниченными возможностями здоровья установить социальные связи, выявить и развить творческие способности, удовлетворить эстетические интересы.
  2. Удовлетворение особых образовательных потребностей способствует успешной самореализации личности инвалида, расширяет рамки его независимости.
  3. Повышение успеваемости здоровых детей, развивающихся типичным образом, не становится хуже, а часто их показатели оказываются выше в интеграционных условиях, чем в простом классе массовой школы. Отмечено, что школы, которые наиболее успешно включают и обучают детей с особыми потребностями, одновременно являются самыми лучшими для всех остальных учащихся. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей - лучшие и для детей с особыми потребностями [2].
  4. Обучаясь вместе с  инвалидами, дети становятся более заботливыми, у них возникает безбарьерное мышление. Инклюзивный опыт формирует по-настоящему свободную личность. Такой ребёнок, вырастая, может свободно общаться с кем-то, отличающимся от него. Он видит и ценит скрытые перспективы и способности тех, кого принято считать ограниченным по возможностям.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории в нашей стране регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В связи с этим в Тамбовской области около 70 школ приняли на учебу не только здоровых детей, но и детей с ограниченными возможностями здоровья.  Также в общеобразовательных школах региона были открыты более 1000 специальных (коррекционных) классов и классов инклюзивного образования. В них наравне со своими здоровыми сверстниками обучаются 3500 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов [3].

В настоящее время  в Тамбовском регионе реализуются несколько программ, направленных на обучение и адаптацию в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья: "Развитие образования в Тамбовской области", "Доступная среда" и комплексная программа "Право быть равным".

Благодаря реализации комплексной программы "Право быть равным" в области сложилась трехуровневая система оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: создан региональный ресурсный центр ранней помощи на базе Центра "Возрождение", работают две областные службы ранней помощи, а в 28 муниципалитетах – консультативные пункты ранней помощи.

Изучение теории и практики внедрения инклюзии позволяет сделать следующие выводы:

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению образования. При этом повышая качество жизни особого ребенка и его семьи инклюзивная практика в образовании не должна ухудшать качество жизни других участников образовательного процесса.

Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо индивидуальное решение родителей.

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе.  Благодаря ему ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.

Литература:

  1. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе / Пер. с англ. Н. Грозной и М. Шихиревой. -М.: Прометей, 2005.  88 с.
  2. Грозная Н.С. Включающее образование: история вопроса, современное положение дел, международный опыт // [Научные обзоры] / Институт проблем инклюзивного образования МГППУ. 2005. [Электронный ресурс]. URL:  http://www.inclusive-edu.ru/Nauch_obzor/ (дата обращения: 26.10.2016).

  3. Масликова Т. В Тамбовской области обсудили проблемы инклюзивного образования детей//Учительская газета. - 2015 - 8 мая [Электронный ресурс]. URL:  http://www.ug.ru/news/15011 (дата обращения: 24.10.2016).

  4. Михальченко К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 77-79.
  5. Схемова. А. Инклюзивное образование: благие намерения, ведущие… куда? // Родительское Всероссийское Сопротивление . - 2013 - 22 ноября. [Электронный ресурс] URL:  http://r-v-s.su/statia/roditelskoe-vserossiyskoe-soprotivlenie-rvs#hcq=Nz2Gd1q (дата обращения: 23.10.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В новых условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться рабо...

Инклюзивное образование в ДОУ (принципы, условия реализации и содержание)

Инклюзивное образование:  обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся...

Консультация для педагогов ДОО "Инклюзивное образование в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО"

Цель консультации: привлечение внимания педагогов к организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении. Задачи: 1. Создать условия для формирования инклюзивной культуры; 2. Дать предста...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...

Консультация "Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Цель инклюзивного образования - достижение всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится к детям с особенностями развития....

"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.

В статье говориться  о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....