Инклюзивное образование. Трудности и достижения в реализации.
статья
В статье раскрывается понятие инклюзии в образовательной сфере, описывается состояние инклюзивного образования в Тамбовской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hromova_i_p.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование.
Трудности и достижения в реализации.
Хромова И.П.
МБДОУ "Детский сад №48 "Пчелка", Sanir2006@yandex.ru
Современная система образования ориентирована на формирование личности, умеющей адаптироваться к многообразию мира, взаимодействовать с другими, личности толерантной и коммуникабельной, самостоятельно мыслящей и способной к состраданию и сопереживанию. Особую актуальность в этой сфере приобретает обучение и воспитание детей с нарушениями развития в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми.
Наиболее распространенной формой интегрированного образования является инклюзивное образование детей-инвалидов вместе со здоровыми сверстниками. Инклюзия дает позитивные результаты в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к последующей жизни и их включению в общество. Кроме того, независимость существования инвалидов более выгодна государству, чем пожизненное их содержание в специализированных учреждениях или выплата пособий.
Инклюзия как процесс принимает во внимание и удовлетворяет разнообразные потребности обучающихся и направлена на социальную и культурную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество [1]. Инклюзивное образование позволяет помочь человеку с проблемами в развитии установить социальные связи, выявить и развить творческие способности, удовлетворить эстетические интересы, самоутвердиться в сложной жизненной ситуации.
Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья является важным направлением социальной политики большинства стран - членов ООН и способствует успешной самореализации личности инвалида, расширяет рамки его независимости.
Однако в теории и практике инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время существуют расхождения. Анализ литературы отечественных и зарубежных исследователей позволяет выделить следующие трудности, проблемные места инклюзивного образования:
1. Недостаточный уровень компетенции педагогов и их готовности к удовлетворению особых образовательных потребностей. Исследователи и сами педагоги-практики отмечают острый дефицит квалифицированных кадров: педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточный уровень их подготовки.
Неготовность педагогических работников (профессиональная, психологическая и методическая) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями проявляется в наличии психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов: страх перед неизвестным; страх вреда инклюзии для остальных участников процесса; негативные установки и предубеждения; профессиональная неуверенность учителя; нежелание изменяться.
2. Организация соответствующей образовательной среды для детей с ОВЗ, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Соответствие среды особым образовательным потребностям строиться на следующих принципах [4, стр. 77-78]:
- включенность всех детей в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;
- удовлетворение образовательной потребности каждого в инклюзивной школе;
- обеспечение здоровых детей и детей с отклонениями в развитии поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.
3. Трудности включения детей с тяжелыми нарушениями в развитии, приведшими к инвалидности, в стандартную программу обучения образовательных организаций, а также проблемы организации образовательного процесса и школьной аттестации. Задачи обеспечения "физической" доступности образовательных учреждений – установки пандусов, поручней, лифтов, подъёмников, - вопрос решаемый при выделении достаточного финансирования. Однако дети с физическими отклонениями в развитии, инвалиды-колясочники – лишь малая часть детей с ограниченными возможностями здоровья. Сложнее обстоят дела с другой категорией детей - детей с выраженными психическими отклонениями, неспособных усваивать типовую образовательную программу в обычном школьном классе или группе детей детского сада.
В связи с этим противники инклюзивного образования [5] считают распространение в стране формальной инклюзии, отраженной в отчетах и мониторингах, в формальном увеличении процентов образовательных учреждений, внедряющих инклюзивное образование. В противовес инклюзивному образованию противопоставляется система коррекционной педагогики, включающая подготовку узких специалистов – учителей-логопедов, дефектологов, в том числе сурдо-, тифло-, олигофренопедагогов. Обеспечение образования для всех, включенное образование - не равноценная замена сети учебных заведений, в которых дети-инвалиды получают образование, адекватное их возможностям, навыки самостоятельной жизни в обществе, профессию [5].
Разработанные коррекционными педагогами методики обучения, специальные программы и оборудование для школ, обучающих слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью и т.д. не имеют пока конкурентов среди методик обучения в инклюзивном образовании. Так же как и тьютор – помощник учителя или воспитателя – не равноценная замена квалифицированным специалистам-дефектологам, по мнению противников инклюзивного образования.
Опыт зарубежных стран показывает, что развитие инклюзивного образования как процесс включает несколько стадий: от явного или скрытого сопротивления через пассивное принятие к активному принятию. Некоторым странам потребовалось около 20 лет, чтобы подойти к завершающей стадии [2].
Однако наряду с трудностями реализации инклюзива следует отметить и достижения в области включенного образования.
- Инклюзивное образование помогает человеку с ограниченными возможностями здоровья установить социальные связи, выявить и развить творческие способности, удовлетворить эстетические интересы.
- Удовлетворение особых образовательных потребностей способствует успешной самореализации личности инвалида, расширяет рамки его независимости.
- Повышение успеваемости здоровых детей, развивающихся типичным образом, не становится хуже, а часто их показатели оказываются выше в интеграционных условиях, чем в простом классе массовой школы. Отмечено, что школы, которые наиболее успешно включают и обучают детей с особыми потребностями, одновременно являются самыми лучшими для всех остальных учащихся. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей - лучшие и для детей с особыми потребностями [2].
- Обучаясь вместе с инвалидами, дети становятся более заботливыми, у них возникает безбарьерное мышление. Инклюзивный опыт формирует по-настоящему свободную личность. Такой ребёнок, вырастая, может свободно общаться с кем-то, отличающимся от него. Он видит и ценит скрытые перспективы и способности тех, кого принято считать ограниченным по возможностям.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории в нашей стране регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В связи с этим в Тамбовской области около 70 школ приняли на учебу не только здоровых детей, но и детей с ограниченными возможностями здоровья. Также в общеобразовательных школах региона были открыты более 1000 специальных (коррекционных) классов и классов инклюзивного образования. В них наравне со своими здоровыми сверстниками обучаются 3500 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов [3].
В настоящее время в Тамбовском регионе реализуются несколько программ, направленных на обучение и адаптацию в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья: "Развитие образования в Тамбовской области", "Доступная среда" и комплексная программа "Право быть равным".
Благодаря реализации комплексной программы "Право быть равным" в области сложилась трехуровневая система оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: создан региональный ресурсный центр ранней помощи на базе Центра "Возрождение", работают две областные службы ранней помощи, а в 28 муниципалитетах – консультативные пункты ранней помощи.
Изучение теории и практики внедрения инклюзии позволяет сделать следующие выводы:
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению образования. При этом повышая качество жизни особого ребенка и его семьи инклюзивная практика в образовании не должна ухудшать качество жизни других участников образовательного процесса.
Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо индивидуальное решение родителей.
Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе. Благодаря ему ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.
Литература:
- Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе / Пер. с англ. Н. Грозной и М. Шихиревой. -М.: Прометей, 2005. 88 с.
Грозная Н.С. Включающее образование: история вопроса, современное положение дел, международный опыт // [Научные обзоры] / Институт проблем инклюзивного образования МГППУ. 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.inclusive-edu.ru/Nauch_obzor/ (дата обращения: 26.10.2016).
Масликова Т. В Тамбовской области обсудили проблемы инклюзивного образования детей//Учительская газета. - 2015 - 8 мая [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/news/15011 (дата обращения: 24.10.2016).
- Михальченко К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 77-79.
- Схемова. А. Инклюзивное образование: благие намерения, ведущие… куда? // Родительское Всероссийское Сопротивление . - 2013 - 22 ноября. [Электронный ресурс] URL: http://r-v-s.su/statia/roditelskoe-vserossiyskoe-soprotivlenie-rvs#hcq=Nz2Gd1q (дата обращения: 23.10.2016).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
В новых условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться рабо...
Инклюзивное образование в ДОУ (принципы, условия реализации и содержание)
Инклюзивное образование: обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся...
Консультация для педагогов ДОО "Инклюзивное образование в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО"
Цель консультации: привлечение внимания педагогов к организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении. Задачи: 1. Создать условия для формирования инклюзивной культуры; 2. Дать предста...
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ
При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...
Консультация "Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
Цель инклюзивного образования - достижение всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится к детям с особенностями развития....
"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.
В статье говориться о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....