Инклюзивное образование: трудности вызывающие опасения у педагогов групп общеразвивающей направленности в ДОУ.
статья по коррекционной педагогике

Федотова Анна Григорьевна

Статья, о трудностях, вызывающих опасения у педагогов групп общеразвивающей направленности при реализации инклюзивного образовательного процесса (на примере МАДОУ № 49 г. Ростова-на-Дону).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование: трудности вызывающие опасения у педагогов групп общеразвивающей направленности в ДОУ.

В настоящее время согласно данным Всемирной организации здравоохранения около 1,3 миллиарда человек, что составляет 16% мирового населения, имеют ту или иную группу инвалидности. Однако точную информацию о том, сколько инвалидов в России и мире получить невозможно, так как не все люди хотят и могут пройти медико-социальную экспертизу для определения степени инвалидности и получения положенной по закону помощи.
          С
огласно последним данным, собранным в 2023 году, в России проживает около 1 миллиона детей с ОВЗ.  Дети с ограниченными возможностями здоровья -  это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается. К тому же отмечается тенденция к отягощению и усложнению нарушений в развитии детей.

В связи с этим вопрос о развитии дефектологической науки во всех ее аспектах становиться весьма актуальным на сегодняшний день. Ведь право любого человека на образование провозглашено Всемирной декларацией прав человека (Конвенция о правах ребенка ООН, 1989 г. Статья 2) на международном уровне. В нашей стране в последние годы взят основательный вектор в сторону инклюзивной культуры.

Но такая тенденция в обществе наблюдалась не всегда. Директор Института коррекционной педагогики РАО Н.Н. Малофеев провел исследование эволюции отношения общества и государства в целом к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней. «Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития». Автор выделил 5 исторических периодов развития специального образования.

В первом периоде произошёл переход от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости, заботиться о людях с отклонениями в развитии. В нашей стране этот период связан с реформами Петра I и начинается в начале 18 века с создания первых монастырских приютов.

Во втором периоде произошёл следующий переход от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности их обучения и воспитания. В России этот период начался с переосмысления гражданских прав людей с сенсорными нарушениями и открытия первых специальных школ для слепых и глухих в Петербурге в 1806 году.

В третьем периоде произошёл переход от осознания возможностей к осознанию целесообразности обучения детей с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых. В
это время создаётся параллельная образовательная система - специальное образование для
3 категорий детей. В нашей стране формирование такой системы началось с принятия
Закона о всеобуче в 1927-1935 гг.

Четвертый период - переход от осознания необходимости обучения некоторых категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей. В Советском союзе произошло разделение системы специального образования в 50-80-е годы. А в 90-е годы произошла кардинальная перестройка государства, социально-политические реформы общества. Старая парадигма общественного и государственного сознания сменилась на новую «единое сообщество, включающее людей с различными проблемами». В России используются конвенции ООН «О правах ребенка», «О правах инвалидов», «О правах умственно отсталых лиц».

В пятый период произошёл переход от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество - основное направление развития в этот период. Она основана на полном гражданском равноправии инвалидов и новой философии общества. В 80-90-х годах XX в. произошла перестройка организационных основ специального образования, сократилось число специальных школ и увеличилось количество специальных классов в общеобразовательных школах, перестроилась система массового и специального образования.

К сожалению, в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в масштабе исторического времени Россия в определенной мере отстает от стран Западной Европы и США. Такое отставание обусловлено тем, что развитие было прервано двумя революциями, которые приводили к коренному переустройству государства и общества. Но несмотря на описанные сложности, выпавшие на долю нашего общества, современная дефектология в РФ стремиться к соответствию международным стандартам в вопросах инклюзии.

Инклюзивная стратегия предполагает создание необходимых условий, адаптацию образовательной среды под нужды каждого учащегося, принятие обществом человека с особенностями. В широком смысле инклюзивная стратегия в образовании распространяется на детей из неблагополучных семей, национальных меньшинств, с различным вероисповеданием и на другие категории. Инклюзия возможна на всех уровнях образовательной системы и внедряется во всех странах; она обращает внимание на ценность каждого ребенка и его особенностей и поиск специальных психолого-педагогических подходов к образованию.

Министерством просвещения 30 декабря 2022 были утверждены "Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года". Инклюзивный образовательный процесс основывается на выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов.

Для каждого обучающегося должны быть обеспечены оптимальные условия получения образования, отвечающие его образовательным потребностям. Уже несколько лет — это возможно реализовать для детей самого раннего возраста от 1 года до 3 лет, благодаря «Концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2016 N 1839-р). Концепция направлена на раннее выявление детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, а также детей с риском развития таких ограничений, их сопровождение и содействие развитию и включению их в среду сверстников в системе образования РФ.

В исследованиях Алехиной С.В, директора института интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого- педагогического университета, отмечено, что в настоящее время в России одновременно применяются три подхода к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья такие как:

1. Дифференцированное образование организуется для обучения и воспитания детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в отдельных образовательных организациях для обучения детей с ОВЗ.

2. Интегрированное образование представляет собой организацию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в отдельных классах (группах) общеобразовательных организаций.

3. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в классе (группе) общеобразовательной организации, совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии.

Сегрегация (или медицинская модель) – образование в условиях раздельного обучения в специальных образовательных учреждениях (часто это школы-интернаты, где ребенок живет вне семьи).

Раньше количество специальных коррекционных образовательных учреждений было существенно больше. В данное время в соответствии с программами развития инклюзивного образования многие из этих учреждений сокращают, изменяют, оптимизируют.

В комплексном исследовании Ю.В. Мельник проведен сравнительный анализ теории и практики инклюзивного образования в России и за рубежом. В ряде стран, в том числе и в России, инклюзия рассматривается в качестве одной из стратегических задач развития системы образования. Предполагается, что инклюзивный процесс, будучи приоритетным направлением развития общества постепенно максимально интегрируется в образовательную систему. При этом идея инклюзивного образования подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка.

Серьёзной проблемой сегодня является тот факт, что любая образовательная организация должна быть готовой принять детей с различными возможностями. Это должно реализовываться не только за счет изменений в структуре и работе образовательной организации, но и изменения во взглядах педагогов, привыкших рассматривать свою работу как обучение только определенных групп детей. Реализация инклюзивного подхода без проработки единых правил внедрения, разработки конкретных методических программ, повышения квалификации педагогов будет носить хаотичный характер. Так как фактическая образованность и социализация ребенка с ОВЗ при нынешних стандартах напрямую зависит от уровня компетентности и включенности специалистов, работающих с ним.

Инклюзивный подход для эффективного внедрения требует четкой и своевременной координации и взаимодействия всех структур, которые являются непосредственными участниками.

Ключевыми направлениями для будущего являются:

- Повышение осведомленности общества о важности инклюзии для формирования более справедливой образовательной среды.

- Поддержка подготовки педагогов в области инклюзивного образования.

- Разработка и внедрение новых технологий для обучения детей с ОВЗ.

- Внедрение ранней доступной диагностики для своевременной коррекции нарушений в соответствии с сензитивным периодом.

- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с различными нарушениями.

Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии в дошкольном возрасте позволит подготовить ребенка к интеграции в социальную и общеобразовательную среду и с большей вероятностью включить его в инклюзивную форму получения общего образования.

К сожалению, в реализации качественной инклюзии на сегодняшний день еще существует множество сложностей. У всех участников образовательного процесса они свои.

В своем небольшом исследовании я попытаюсь разобраться в основных трудностях, которые значимы для педагогов ДОУ общеразвивающей направленности (на примере МАДОУ № 49 г. Ростова-на-Дону ).

При помощи Яндекс-формы я провела опрос в педагогическом чате учреждения. Информационный запрос таким образом, был предъявлен 52 респондентам. Из них участие в опросе приняли 27 педагогов общеразвивающих групп.

Из списка разнообразных причин, которые могут вести к неприятию инклюзивного образования я попросила выделить три наиболее значимых для каждого педагога. Полученная информация в дальнейшем даст понимание, на что в первую очередь обратить внимание администрации и узким специалистам ДОУ в работе по развитию инклюзивной культуры и грамотности в учреждении.

Текст-обращение к коллегам был следующим:

«Дефектологическая наука сегодня включает в себя такой ключевой аспект как инклюзивное образование, которое требует комплексного подхода, объединяющего усилия педагогов, родителей и специалистов. При правильной реализации оно имеет потенциал значительно улучшить качество жизни и образовательные достижения детей с особыми потребностями, формируя более справедливое и разнообразное общество.

Уважаемые коллеги, сегодня вы как педагоги дошкольного образования можете внести свой вклад в формирование инклюзивной культуры, поучаствовав в небольшом опросе-исследовании.»

Материал, с которым нужно поработать педагогу предлагается к обозрению ниже:

Педагогам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) может быть сложно принять инклюзивное образование по ряду причин.

 Вот некоторые из наиболее распространенных трудностей. Выберите из них три наиболее значимые для себя:

  1. Недостаток знаний и подготовки - отсутствие специального обучения, неосведомленность о методах инклюзии. Не хочется действовать «наобум»
  2. Страх перед изменениями, педагоги могут опасаться, что присоединение детей с ОВЗ к группе повлечет за собой дополнительные сложности в управлении детским коллективом, что в свою очередь вызовет волну негатива от родителей детей с нормотипичным развитием.
  3. Включение детей с особыми потребностями в обычные группы требует изменения подходов в обучении, адаптации учебных программ, что добавляет нагрузки на педагогов.
  4. Недостаток ресурсов: Многие ДОУ могут не иметь достаточного финансирования или материально-технической базы для поддержки инклюзии, включая необходимую литературу, оборудование и специализированные материалы. А средовой фактор очень важен в этом вопросе.
  5. Отсутствие командной работы: в некоторых случаях отсутствует взаимодействие между педагогами, специалистами (психологами, логопедами), что мешает эффективной реализации инклюзивного подхода.
  6. Стресс и выгорание: Работа с детьми с ОВЗ может быть эмоционально сложной, и высокие требования к педагогам могут приводить к профессиональному выгоранию.
  7. Неуверенность в поддержке: Педагоги могут не чувствовать поддержки со стороны администрации или не понимать, как они могут получить необходимую помощь для воплощения инклюзии на практике.

Выводы.

Опрос показал, что для успешного принятия воспитателем общеразвивающей группы инклюзивного образования важно обеспечить в первую очередь:

  • Посильный уровень нагрузки на педагогов и оказать наставническую помощь в реализации работы с ребенком с ОВЗ (20,3%).
  •  Обеспечить педагогам повышение квалификации в области инклюзивного образования (17,7%)
  •  Обеспечить материально-техническую базу для поддержки инклюзии. (16,5%)

Это поможет педагогам преодолеть барьеры и успешно интегрировать детей с особыми образовательными потребностями в обычные группы, создавая более инклюзивное и справедливое образовательное пространство.

Список источников:

  1.  Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и

           психологии. Учебник. - Томск: Издательство Томского государственного              педагогического университета, 2006. - 335 с.

  1. Алехина С.В./ Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. Авт. Самсонова Е.В. — М.: МГППУ, 2012. — 92 с.
  2. Алехина С.В. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции 55 (20‒22 июня 2011, Москва) / Редкол.: С.В. Алехина и др. М.: МГППУ, 2011. - 244с.
  3. Бенилова С.Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ПАРАДИГМА, 2012.— 312 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13030.— ЭБС «IPRbooks»
  4. Дефектология : современные проблемы и перспективы развития / Е. Н. Горина, Ю. В. Селиванова, Н. А. Удовиченко [и др]. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2014. – 312 с.
  5. Козырева, О. А.  Современные проблемы науки и специального (дефектологического) образования : учебник для вузов / О. А. Козырева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 211 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14960-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544329

Статистика инвалидности в России и мире на 2024 год.         URL: https://tiflocentre.ru/stati/statistika-po-invalidnosti.php

  1. Малофеев, H.H. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / H.H. Малофеев // Альманах Института коррекционной педагогики РАО/ - 2000. - Выпуск №1. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-1/sovremennyj-etap-v-razvitii-sistemy
  2. Шатлова Н. А. Сущность инклюзивного обучения в России: сборник. — 2017. — С. 88—94.
  3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
  4. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44 / 25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
  5. Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года" (утв. Минпросвещения России 18.06.2024 N СК-13/07вн) –  URL:  https://rulaws.ru/acts/Kontseptsiya-razvitiya-sistemy-psihologo-pedagogicheskoy-pomoschi-v-sfere-obschego-obrazovaniya-i-srednego-pro/
  6. Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
  7. Материалы XXIII международной практической онлайн конференции «Личность. Общество. Образование». Дискуссионная площадка №4 Инклюзивное общество или зачем нам толерантность? Спикеры: Вовк В.Н.; Матасов Ю.Т.; Смирнова А.И.; Богданова А.А. – 2020г.
  8. Письмо Минобразования «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами» № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=433853;dst=1 00007#043348445679554537
  9. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 363
    "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда»/ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322085/
  10. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями / Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. - Саламанка, 1994. - 74 с.
  11. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа совместной деятельности педагога группы общеразвивающей направленности с детьми 2 – 3 лет

Рабочая программа по развитию детей  первой  мл .группы (2 до 3 лет) разработана в соответствии с образовательной программой "От рождения до школы"...

Рабочая программа педагога. Группа общеразвивающей направленности детей 4-5 лет.

Рабочая программа педагога разработана с целью  организации образовательной деятельности с детьми группы общеразвивающей направленности 4-5 лет (средняя группа).  МБДОУ детский сад «Светлячо...

Консультация для родителей группы общеразвивающей направленности на тему:"Инклюзивное образование, "за" и "против".

В консультации для родителей представлена информация, касающаяся плюсов и минусов внедрения инклюзивного образования в образовательный процесс ДОУ....

Условия инклюзивного образования в группе общеразвивающей направленности в условиях реализации ФГОС.

Условия инклюзивного образования в группе общеразвивающей направленности в условиях реализации ФГОС....