Инклюзивное образование в ДОУ (принципы, условия реализации и содержание)
статья (старшая группа)
Инклюзивное образование: обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ
(принципы, условия реализации и содержание)
Инклюзивное образование: обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование ориентировано на изменение самого общего образования, условий для обучения разных детей с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». При таком подходе педагогика становится инклюзивной в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.
Принципы дошкольного инклюзивного образования:
- Принцип индивидуального подхода.
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
- Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников.
- Принцип междисциплинарного подхода.
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Условия реализации инклюзивной практики в детском саду:
- Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход.
- Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей, в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка.
Построение инклюзивного процесса в группе детского сада включает:
- Диагностику индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы, наблюдение за поведением в группе; беседу, анкетирование родителей.
- Составление адаптированной образовательной программы, для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающую коррекцию нарушений их развития и социальную адаптацию; индивидуального учебного плана, обеспечивающего освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
- Организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:
- Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.
- Микрогруппы для взаимодействия детей через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности.
- Фронтальные формы организации активности детей рекомендуется проводить в форме круга – специально организованного занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой спокойной, доверительной атмосфере.
- Детско-родительские группы – комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, которые ведут специалисты: психолог, логопед, дефектолог, музыкальный руководитель.
- Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада.
Условия успешной реализации дошкольным учреждением инклюзивной практики: все дети, включенные в образовательную деятельность
- показывают положительную динамику в развитии;
- адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
- получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.
Родители детей:
- понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
- полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;
- проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в ДОУ;
- занимают активную позицию сотрудничества по отношению к семье «особого ребенка», воспитателям, специалистам психолого-педагогического сопровождения.
Педагоги специалисты психолого-педагогического сопровождения:
- реализуют инклюзивную практику, используя имеющийся профессиональный опыт, инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов;
- эффективно взаимодействуют с родителями, специалистами психолого-педагогического сопровождения;
- имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;
- имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его, и используют в профессиональной деятельности.
Проблемы, с которыми сталкиваются участники внедрения инклюзивного образования: психологически педагоги не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего; родители здоровых детей иногда высказывают опасение, что присутствие в группе «особых» детей, может задерживать развитие их собственного ребенка. Отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в группе в целом.
Инклюзивное образование более гибкое для удовлетворения различных потребностей в обучении и в результате его реализации, выиграют все дети, а не только дети с особыми потребностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА " ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"...
Педагогический поиск условий реализации нового содержания образования и воспитания дошкольников
Материал будет интересен педагогам дошкольных учреждений....
Адаптированная образовательная программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения"
Адаптированная образовательная программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения"...
Адаптированная образовательная программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения"
Адаптированная образовательная программа....
Консультация для педагогов ДОО "Инклюзивное образование в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО"
Цель консультации: привлечение внимания педагогов к организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении. Задачи: 1. Создать условия для формирования инклюзивной культуры; 2. Дать предста...
Образовательная программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения" на 2017-2018 учебный год.
Программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения....
Инклюзивное образование. Трудности и достижения в реализации.
В статье раскрывается понятие инклюзии в образовательной сфере, описывается состояние инклюзивного образования в Тамбовской области....