Программа развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем «КРАСКИ СЕВЕРА»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Новизна и актуальность программы. В условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нашего посёлка большую актуальность приобретает проблема сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и искусства народов Крайнего Севера. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации образовательного процесса по ознакомлению детей с родным краем.
Решением данной проблемы стала реализация программы «Краски Севера» (далее - Программа) по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию дошкольников в процессе ознакомления с малой Родиной.
Программа обеспечивает художественное развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, а также обеспечивает познавательное и социально-коммуникативное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа Краски Севера | 108.86 КБ |
6_buklet_kraski_severa.pdf | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБДОУ
д/с «Рябинушка»
__________ Н.Я. Михова
«__1_» _____09_______2015г.
Программа
развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
в процессе ознакомления с родным краем
«КРАСКИ СЕВЕРА»
Автор-составитель: Веснина О.В.,
воспитатель МБДОУ
детский сад «Рябинушка»
Игрим
2019
Содержание
1. Целевой раздел | |
| 3 |
1.2. Цель и задачи реализации Программы | 4 |
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.4. Планируемые результаты освоения Программы | 6 |
| 7 |
2. Содержательный раздел | |
2.1. Содержание педагогической работы по освоению детьми Программы | 7 |
2.2. Вариативные формы, способы и методы реализации Программы | 9 |
2.3. Календарно-тематическое планирование | 9 |
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 19 |
3. Организационный раздел | |
3.1. Организация образовательного процесса | 21 |
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 22 |
3.3. Методическое обеспечение Программы | 22 |
I. Целевой раздел
- Пояснительная записка
В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.
Новизна и актуальность программы. В условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нашего посёлка большую актуальность приобретает проблема сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и искусства народов Крайнего Севера. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации образовательного процесса по ознакомлению детей с родным краем.
Решением данной проблемы стала реализация программы «Краски Севера» (далее - Программа) по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию дошкольников в процессе ознакомления с малой Родиной.
Программа обеспечивает художественное развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, а также обеспечивает познавательное и социально-коммуникативное развитие.
Программа «Краски Севера» разработана на основе комплексной программы «Детство» (региональный компонент) Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, Е.А.Мартынова. И.М.Сучкова и в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад «Рябинушка».
В основе образовательного процесса лежит художественный образ родного края. Накапливание эстетического опыта и является центральным, связующим звеном в становлении художественного образа у дошкольников, который происходит в процессе ознакомления с жизнью своего родного края – Югрой.
Реализация Программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1.Образовательная деятельность осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
2. Самостоятельная деятельность детей.
3. Взаимодействие с семьями детей и социальными партнерами по реализации Программы.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Участники реализации Программы: дети, педагоги ДОУ, родители.
Срок реализации: программа реализуется в течение одного учебного года.
- Цель и задачи реализации Программы
Цель программы: развитие у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей.
Задачи:
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с родным краем.
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
- Совершенствовать технические умения и навыки в изобразительной деятельности.
- Развивать эстетический вкус, творчество, любознательность, наблюдательность и воображение.
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
- Привлекать родителей к совместному участию и развитию у детей художественно-творческих способностей при ознакомлении дошкольников с малой Родиной.
- Принципы и подходы к формированию Программы
Технологической основой Программы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, являются личностно-ориентированный и деятельностный подходы к образованию и развитию ребенка.
Деятельностный подход является ключевым для осуществления взаимодействия с детьми, так как это такой способ организации деятельности дошкольников, при котором они не пассивно воспринимают и запоминают информацию о своей малой Родине, а сами активно участвуют в процессе своего образования и развития.
Применение личностно-ориентированного подхода стимулирует раскрепощенность, творческую самостоятельность и познавательную инициативу дошкольников, способствует ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости детей в деятельность.
Принципы реализации Программы
► принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
►принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
►принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
► принцип развивающего характера художественного образования;
►принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
► принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
► принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
► принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
►принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
►принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
►принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
►принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
►принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
►принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
- Планируемые результаты освоения Программы
В ходе освоения Программы обучения дети дошкольного возраста познают культурные ценности, проявляют интерес к окружающей действительности, легче понимают и принимают культуру и ценности родного края через средства познания окружающего мира, а именно: художественно-изобразительную, проектную деятельность.
Дети свободно ориентируются в получении новых цветов и оттенков, применяют нетрадиционные техники в изобразительной деятельности. Владеют техническими умениями и навыками в изобразительной деятельности. А также получают эмоциональное удовлетворение от занятий по изобразительной деятельности, отображают красоту окружающей действительности малой Родины – Севера на листе бумаги, развивают свое творчество
- Формы подведения итогов реализации Программы
Контроль, за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Открытые занятия, праздники, как для родителей, так и сотрудников. А также участие в конкурсах окружного и районного уровня. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач.
Мониторинг освоения Программы используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Основные методы сбора информации о ребёнке
Систематическое наблюдение;
− Сохранение продуктов детской деятельности (рисунки, поделки,− аппликации, вырезанные или вылепленные фигурки, написанные буквы, детские каракули работы ребёнка);
- Составление карты наблюдения, в которой перечисляются навыки и умения− (ключевые компетентности);
Беседы с родителями, анкеты, опросники;
− Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов,− получение ответов от детей;
− Рассказы детей;
− Фотографии;
− Аудиозаписи и видеозаписи,
− Портфолио, или «Папки достижений»
− Описание случаев и регистрация эпизодов
– Короткие описания конкретных− случаев;
Составление индивидуального маршрута развития детей в соответствии с показателями данной Программы.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание педагогической работы по освоению детьми Программы
Программа представляет собой практическое руководство с целями, задачами, системой мониторинга, системой мероприятий, перспективное планирование, конспекты непосредственно образовательной деятельности с развлечениями, наглядными пособиями, дидактическими играми, планами сотрудничества с социальными партнерами: (Выставочный зал, Школа искусств, краеведческий музей на базе Игримской МОУ им. Г.Е.Собянина, Игримский «Дом Севера», «Игримская детская библиотека»), с рекомендациями для педагогов и родителей.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Ценность Программы представляет практическая часть, которая отражает систему работы по ознакомлению старших дошкольников с родным краем через художественно-творческую деятельность.
Для методического обеспечения Программы разработано практическое пособие с объемной содержательной частью, включающее в себя четыре блока - проекта: «Путешествуем по Югре», «Коренное население ханты и манси их быт и культура», «Природа Югры», «Декоративно – прикладное искусство народов Ханты и Манси».
Проектная художественно-эстетическая деятельность помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности. Работа над проектами помогает создать в группе атмосферу стимулирующую социальную, игровую, творческую, экспериментально-познавательную инициативу, атмосферу раскованности, в которой ребёнок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, где он не боится совершить ошибки, чувствует поддержку взрослого и всего окружения, учится общаться, оказывать поддержку другому; сконструировать богатую и хорошо структурированную развивающую предметно-пространственную среду; обеспечить гибкое индивидуализированное направление деятельности детей, их педагогическую поддержку.
Степень новизны Программы
Программа выстроена по принципу развивающего обучения с использованием инновационных технологий: кроме проектной технологии, используются информационные, коммуникативные технологии, позволяющие более красочно показать материал занятия в иллюстрациях; здоровье сберегающие технологии, способствующие оздоровлению дошкольников в процессе увлекательных дел.
В Программе присутствует интеграция образовательных областей, предусматривающая более успешное усвоение материала детьми.
2.2. Вариативные формы, способы и методы реализации Программы
Вариативные формы взаимодействия взрослых и детей:
• Экскурсии
• Игры
• Беседы
• Выставки
• Просмотр видеофильмов
• Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций
• Чтение художественной литературы
• Открытые мероприятия (праздники ХМАО - Югры)
• Проведение акций.
Методы художественно-эстетического воспитания:
► метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
► метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, в окружающем мире;
► метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
► метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
► метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
► метод разнообразной художественной практики;
► метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
► метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
► метод эвристических и поисковых ситуаций.
Формы взаимодействия с педагогами:
• Консультация «Ознакомление дошкольников с природой крайнего Севера - воспитание нравственности, духовности»,
• Педагогическая гостиная: «Путешествуем по Югре».
• Открытые занятия.
• Самообразование.
• Выступление с докладом.
• Обмен опытом.
• Работа в СМИ.
2.3. Календарно – тематическое планирование
(Старшая группа, дети 5-6 лет)
1 Блок»: «Путешествуем по Югре»
(Октябрь).
Вид деятельности | Название НОД | Задачи | Интеграция образовательных областей | Итоги | Взаимодействие с родителями. | |||
Лепка предметная из солёного или заварного теста | «Чум» | -Формировать у детей знания о коренном населения севера, знакомство с их бытом, -Продолжать учить создавать объёмные композиции. | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | Выставка работ | Совет родителям узнать у детей историю создания чума. | |||
Рисование (ладошкой) | «Герб Берёзовского района» (три берёзы) | -Воспитывать любовь и гордость за родной край -Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой. | Художественно – эстетическое, Речевое, Познавательное Социально – коммуникативное развитие. | Выставка работ | Совместное творчество детей и родителей: оформление фотоальбома «Достопримечательности ХМАО», | |||
(Ноябрь). | ||||||||
Обрывная аппликация | «Капля нефти» | Учить детей способу обрывной аппликации для передачи фактуры изображения. | Художественно – эстетическое, Речевое, Познавательное Социально – коммуникативное развитие. | Создание альбома «В некотором царстве, нефтяном государстве» | Создание альбома «Профессия нефтяник» | |||
Рисование в технике цветной граттаж. | «Это мы- жители Югры», | Расширить представления детей о родном крае, воспитывать любовь к малой Родине. Учить передавать характерные черты внешности людей в национальных одеждах. | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | Выставка работ | Анкета «Что ты знаешь о своем городе?». | |||
2 Блок: «Коренное население ханты и манси их быт и культура» (Декабрь) | ||||||||
Лепка | «Ворона» | Познакомить детей с легендами народов севера. Учить создавать выразительный образа птицы. | Художественно – эстетическое Речевое Познавательное Социально - коммуникативное развитие | Презентация своих работ | Буклет на тему «Священная птица» | |||
Аппликация - мозаика | «Хэйро» - солнце | Познакомить детей с традициями хантов и манси. Дать представление о значении солнца в жизни народа Севера. Совершенствовать умение работать с бумагой | Художественно – эстетическое Речевое Познавательное Социально - коммуникативное развитие | Приобщить родителей к сбору открыток с видами округа и его достопримечательностями. | ||||
(Январь) | ||||||||
Рисование солью | «Оленёнок Айхо» | Дать представление детям о важности оленей в жизни народов Севера. Учить рисовать северного оленя при помощи соли | Художественно – эстетическое Речевое Познавательное Социально - коммуникативное развитие | Выставка работ | Составление родителями и детьми мини – сказок об оленёнке. | |||
Лепка | «Медведь» | Познакомить детей с главными национальными праздниками коренных народов «День медведя». Учить детей лепить выразительные образы на плоскости | Художественно – эстетическое Речевое Познавательное Социально - коммуникативное развитие | Оформление композиции «Медведь в лесу» | консультация для родителей, о том, что должен знать ребёнок о родном крае. | |||
3 Блок: «Природа Югры» (Февраль) | ||||||||
Аппликация декоративная (полихромная накладная) | «Северное сияние» | Расширять знания детей о природе родного края Учить создавать многоцветных аппликативных образов солнца из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали. | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | Выставка. | Папка – передвижка «Северное сияние» | |||
Рисование (граттаж) | «Ночная тайга» | Сформировать у детей представление о природной зоне тайги. -Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно-белогограттажа. | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | |||||
(Март) | ||||||||
Рисование в технике по мокрому (цветная растяжка, лессировка) | «Весеннее небо» | Воспитывать любовь к родной природе; Учить экспериментировать с акварельными красками и разными художественными материалами: | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | выставка | Создание альбома «Природа Севера» | |||
Аппликация (оригами) | «Сибирский кедр» | Воспитывать бережное отношение к природе родного края Учить создаватьвыразительный образа могучего дерева конструктивным способом. | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | Выставка | Совместно с родителями оформить фотогазету «Чем богат наш край» | |||
4 Блок: «Декоративно – прикладное искусство народов Ханты и Манси» (Апрель) | ||||||||
Рисование | «Укрась хантыйский платок» | Воспитывать любовь к родному краю, уважение к труду мастеров народного творчества Учить располагать симметрично узоры, подбирать правильно цвета, передать колорит национального платка | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | Выставка | Создание альбома национальных узоров. | |||
Лепка (пластилинография) | «Туесок» | -Познакомить с разнообразием хантыйских узоров; -учить изображать народные узоры | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | Выставка | Спортивный досуг с использованием национальных игр. | |||
(Май) | ||||||||
Аппликация (декоративная) | «Орнамент - Лапки песца» | Познакомить детей с происхождением орнамента. | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | Создание коллективного альбома «Орнамент». | Просмотр презентации «Декоративно- прикладное искусство народов Ханты и Манси» | |||
Рисование с элементами аппликации . | «Хантыйская сумочка» | Познакомить детей с женскими аксессуарами народов севера – сумочки. Учить детей рисовать национальную сумочку украшая её бисером | Художественное – эстетическое, Речевое, Познавательное Социально - коммуникативное развитие | Создание презентации на тему «Вот как мы умеем» | Совместное спортивное мероприятие на тесу «Игры народов ХиМ» |
Календарно – тематическое планирование
(Подготовительная группа)
1 Блок: «Путешествуем по Югре»
(Октябрь).
Вид деятельности | Название НОД | Задачи | Интеграция образовательных областей | Итоги | Взаимодействие с родителями. | ||||||
Лепка предметная из солёного или заварного теста | «Герб Югры» | -Знакомство с символикой Югры -Лепка Герба Югры из солёного теста; создание объёмной композиции | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | Выставка работ | Совет родителям узнать у детей значение каждого цвета на Гербе Югры. | ||||||
Рисование (граттаж) | «Мой посёлок -моими глазами» | -Воспитывать любовь и гордость за родной посёлок -Продолжать работать с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно-белого граттажа. -Учить передавать внешний вид посёлка с помощью графики. | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | Выставка работ | Совместное творчество детей и родителей: оформление фотоальбома «РоднойИгрим», | ||||||
(Ноябрь). | |||||||||||
рисование | «Есть профессия - нефтяник» | Познакомить детей с трудной профессией нефтяника; Учить рисовать характерные черты внешности людей этой профессии | Художественно – эстетическое, Речевое развитие Познавательное Социально - коммуникативное развитие. | Выставка работ | Оформление стенда для родителей «В некотором царстве, в нефтяном государстве» | ||||||
Коллективная аппликация с элементами рисования | «Вот эта улица - вот этот дом» | Сформировать духовно-нравственное отношение и сопричастность к родному дому; Учить гармоничному сочетанию разных изобразительных техник | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | Поместить в центр патриотического воспитания | Буклеты на тему «Как строился посёлок» | ||||||
Блок № 2: «Коренное население ханты и манси их быт и культура» (Декабрь) | |||||||||||
Рисование (солью) | «Мы поедим – мы помчимся на оленях утром ранним» | Продолжать беседовать с детьми о том, что олени – это домашние животные народов Ханты и Манси; Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | Выставка работ | Подготовка совместного мини проекта «Олень» | ||||||
Аппликация (мозаика) | «Ворона» | -расширять представления о малой Родине, о национальных праздниках: «Вороний день», «Медвежий праздник»; совершенствовать умение работать с бумагой | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | Выставка работ | Размещение в папке передвижке стихотворений о Северном крае | ||||||
(Январь) | |||||||||||
Рисование (акварель + восковой мелок) | «Девочка -хантыйка», «Мальчик - хант» (по выбору) | Способствовать развитию интереса к коренным народам ханты и манси; Совершенствовать умение в нетрадиционной технике восковые мелки + акварель. | Художественно– эстетическое, Речевое, Познавательное Социально – коммуникативное развитие | Презентация своих работ | Анкетирование на тему «Что ты знаешь о народах Ханты и Манси» | ||||||
Лепка рельефная | Чум – дом Ханты и Манси | Формировать у детей знания о коренном населения севера, знакомство с их бытом, Учить детей лепить выразительные образы с использованием бисера. | Художественно– эстетическое, Речевое, Познавательное Социально – коммуникативное развитие | Выставка | Консультация на тему «польза чтения книг о труде людей севера» | ||||||
Блок № 3: «Природа Югры» (Февраль) | |||||||||||
Рисование в технике по мокрому (цветная растяжка, лессировка) | «Лес – богатство нашего края» | Воспитывать любовь к родной природе; Учить экспериментировать с акварельными красками и разными художественными материалами: | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | Создание альбома «Природа Севера» | Совместно с родителями оформить фотогазету «Чем богат наш край» | ||||||
Лепка сюжетная на зеркале или фольге (с отражением) | «Утки над озером» | Расширять знания детей о разнообразии птиц Севера; Составление коллективной сюжетной композиции из вылепленных фигурок птиц. | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | Оформление выставки | Совместное творчество детей и родителей. Выставка «Наши пернатые друзья» | ||||||
(Март) | |||||||||||
Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель | «Рыбье царство» | Закреплять знания о жизни речных обитателей; Совершенствовать умение в нетрадиционной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли, рыб разной велечины. Развивать воображение, чувство композиции. | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | Создание коллективного альбома «Подводный мир». | Родители помогают собрать коллекцию (камушков, ракушек и др.) | ||||||
Аппликация декоративная (полихромная накладная) | Солнышко улыбнись! | Расширять знания детей о природе родного края Учить создавать многоцветных аппликативных образов солнца из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали. | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | Выставка. | Папка – передвижка «Северное солнце» | ||||||
Блок № 4 : «Декоративно – прикладное искусство народов Ханты и Манси» (Апрель) | |||||||||||
Рисование | «Укрась малицу» | Воспитывать любовь к родному краю, уважение к труду мастеров народного творчества Учить располагать симметрично узоры, подбирать правильно цвета, передать колорит национального костюма. | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | Выставка | Создание альбома национальных узоров. «» | ||||||
Лепка (пластилинография) | Кукла Акань» | Познакомить с историей происхождения хантыйской куклы; Создание выразительного образа куклы конструктивным способом с повышением качеств приёмов отделки. | Художественное – эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально - коммуникативное | Выставка | Спортивный досуг с использованием национальных игр «Мы дети Севера» | ||||||
(Май) | |||||||||||
Аппликация ленточная | «Туясок» | Приобщать детей к удивительному миру народного творчества; Продолжать учить изображать народные узоры нетрадиционной техникой | Художественно – эстетическое Речевое Познавательное Социально - коммуникативное развитие | Демонстрация альбома. | Совет родителям попросить детей показать владение способом ленточной аппликации. | ||||||
Ручной труд (работа с бисером) | «Нагрудное украшение» | Учить детей создавать нагрудные изделия при помощи лески и бисера | Художественно – эстетическое Речевое Познавательное Социально - коммуникативное развитие | Презентация своих работ. Подарки сотрудникам ДОУ. | Мероприятие на тему «От Игрима до Ханты - Мансийска» - создать хорошее настрение. |
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по реализации данной Программы является создание содружества «родители - дети - педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, консультаций, консультативно-информационную деятельность.
Формы взаимодействия с родителями:
• Привлечение родителей к участию в проектах.
• Привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, музыкально – литературных вечеров.
• Создание фотоальбома «Север – край удивительный».
• Организация выставок совместного творчества родителей и детей (фотоальбомы, фотогазеты «Чем богат наш край», «Профессия - нефтяник», «Природа малой родины», «Если ты увидишь север – не забудешь никогда», изобразительная деятельность - рисунки, поделки из природного материала).
• Собирание коллекций, фотоматериалов, рассказов о Югре.
• Встречи с интересными людьми.
• Презентация мини – музея «Путешествуем по Югре».
Проведение акций: природоохранных, милосердных: «Спасти и сохранить», «Подарите им семью!», «Моя береза», «Елочка – зеленая красавица».
- Организационный раздел Программы
- Организация образовательного процесса
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
1) совместной деятельности взрослого и детей;
2) самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели реализуется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, которая осуществляется в ходе режимных моментов (решение образовательных задач по ознакомлению с родным краем сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Объем недельной образовательной нагрузки: – 2 часа (старшая группа дети 5-6 лет; подготовительная группа - дети 6-7 лет).
Интеграция Образовательная область | Количество занятий месяц |
Подготовительная группа/старшая группа | |
Речевое развитие Познавательное развитие Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация и конструирование и музыка) Социально – коммуникативное развитие | 2 занятия/ 2 занятия |
Всего в месяц занятий: | 2/2 |
3.2. Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды
Для эффективной организации образовательного процесса огромное значение играет развивающая предметно-пространственная среда. Чем разнообразнее среда, тем выше степень самостоятельности ребёнка. В этом случае он сможет выбрать вид деятельности в соответствии со своими интересами, потребностями и возможностями.
Развивающая предметно-пространственная среда:
Олени в упряжке, хантыйская кукла «Акань», куклы из меха, амулеты, туесок, украшения из бисера, колыбель, макет микрорайона, капля нефти в огранке, макет деревянного хантыйского дома лабаз, чум.
Архив: герб округа, видеофильмы о Крайнем Севере.
Фотоматериалы: альбомы «Мой папа – нефтяник», «Если ты увидишь север - не забудешь никогда», «Природа края», «В некотором царстве, в нефтяном государстве», «Ханты манси – наши соседи», «От Игрима до Ханты - Мансийска», каталог «Хантыйская детская игрушка», «Хантыйская одежда», фоторепортаж «Мой папа лучше всех», «Это – мы!», наборы открыток с видами округа и его достопримечательностями.
Творчество: книги местных поэтов и писателей.
• консультации для родителей, где они получают информацию о том, что должен знать ребёнок о родном крае.
• картотека игр и материалов, способствующих расширению знаний воспитанников о родном городе.
Таким образом, организованная в группе развивающая предметно-пространственная среда способствует:
- игровой, познавательной и исследовательской активности детей в процессе ознакомления детей с родным краем;
- развитию художественно-творческих способностей;
- эмоциональному благополучию воспитанников во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможности самовыражения дошкольников.
3.3. Методическое обеспечение Программы
Изобразительная деятельность
1. Казакова Т.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2010.
2. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 5 – 7лет: конспекты занятий. М.: Мозаика – Синтез, 2007.
3. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5–7 лет: конспекты занятий. М.: – Мозаика – Синтез, 2007.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). М.: Сфера, 2009.
5. Н.В. Дубровская «Яркие ладошки» Санкт-Петербург Детство Пресс, 2006.
6. Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» М.: 1999.
7. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» М.: Просвещение, 1985.
8. А.П. Усова «Русское народное творчество детскому саду» М.: Просвещение, 1972.
9. Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» М.: Просвещение, 1979.
10. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» М.: Просвещение, 1991.
11. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» М.: ГНОМ и Д, 2005.
12. Т.С. Комарова «Детское художественное творчество» М.: Мозаика - Синтез, 2005.
13. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» М.: Мозаика- Синтез, 2008.
14. А.О. Соломенникова «Радость творчества» М.: Мозаика- Синтез, 2006. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» М.: Мозаика- Синтез, 2006.
15. Т.М. Бабушкина «Аппликация» (старшая и подготовительная группы) Волгоград, Корифей, 2010.
16. Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре» М.: Просвещение. 1992.
17. Грибовская А.А., М.Б. Халезова-Зацепина «Лепка в детском саду» М.: Сфера, 2010. 20. Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста» М.: Мозаика-Синтез, 2007.
18 Дрезнина М.Г., Куревина О.А. «Навстречу друг другу» М.: Линка-Пресс, 2007.
19. Тарабарина Т.И., Трофимова М.В. «И учеба, и игра, изобразительное искусство» Ярославль, 1997
Развитие продуктивной деятельности (художественный труд)
1. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М.,2007.
2. Куцакова, Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома: Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик «Что можно сделать из природного материала» М.: Просвещение, 1991.
4. «Игрушки из бумаги» Санкт-Петербург, 1996.
5. Т.М. Бабушкина «Поделки из бумаги» (старшая и подготовительная группы) Волгоград, Корифей, 2010.
Приобщение к изобразительному искусству
1. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. СПб.: Детство-Пресс, 2000.
2. Р.М. Чумичева «Дошкольникам о живописи» М.: Просвещение, 1992. 3. Л.М. Салагаева «Декоративные тарелочки» Санкт-Петербург Детство Пресс, 2009. 4. «Росток» Челябинск, 1996.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра- лото для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом Санкт-Петербургом
Сегодня вашему вниманию я представляю свою игру – лото «Петербургские зонтики». В самом начале хочется рассказать Вам о том, что меня вдохновило для создания этого игрового пос...
Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"
Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...
Статья "Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с растительным миром Сибири"
Растительный мир нашего сибирского края – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка. Она своим многообра...
Статья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ "
Продолжать формировать понятие Родина, воспитывать у детей любовь к родному краю, к малой родине, расширять и углублять знания детей о Лямбире , Лямбирском районе...
Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой природой»
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой -природе. Деваться нам от этой те...
ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. П. БАЖОВА
Цель данного проекта: Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....
План самообразования воспитателя по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем
Материал предназначен для воспитателей ДОУ...