Программа развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем «КРАСКИ СЕВЕРА»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Новизна и актуальность программы. В условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нашего посёлка большую актуальность приобретает проблема сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и искусства народов Крайнего Севера. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации образовательного процесса по ознакомлению детей с родным краем.

Решением данной проблемы стала реализация программы «Краски Севера» (далее - Программа) по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию дошкольников в процессе ознакомления с малой Родиной.

Программа обеспечивает художественное развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, а также обеспечивает познавательное и социально-коммуникативное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа Краски Севера108.86 КБ
PDF icon 6_buklet_kraski_severa.pdf1.66 МБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МБДОУ

д/с «Рябинушка»

__________ Н.Я. Михова

«__1_» _____09_______2015г.

Программа

развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

в процессе ознакомления с родным краем

«КРАСКИ СЕВЕРА»

Автор-составитель: Веснина О.В.,

                                                                   воспитатель МБДОУ

детский сад «Рябинушка»

                             

Игрим

2019

Содержание

1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

3

1.2.      Цель и задачи реализации Программы

4

1.3.      Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.4.      Планируемые результаты освоения Программы

6

  1. Формы подведения итогов реализации Программы

7

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание педагогической работы по освоению детьми Программы

7

2.2. Вариативные формы, способы и методы реализации Программы

9

2.3. Календарно-тематическое планирование  

9

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

19

3. Организационный раздел

3.1. Организация образовательного процесса

21

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

22

3.3. Методическое обеспечение Программы

22

I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.

Новизна и актуальность программы. В условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нашего посёлка большую актуальность приобретает проблема сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и искусства народов Крайнего Севера. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации образовательного процесса по ознакомлению детей с родным краем.

Решением данной проблемы стала реализация программы «Краски Севера» (далее - Программа) по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию дошкольников в процессе ознакомления с малой Родиной.

Программа обеспечивает художественное развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, а также обеспечивает познавательное и социально-коммуникативное развитие.

Программа «Краски Севера» разработана на основе комплексной программы «Детство» (региональный компонент) Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, Е.А.Мартынова. И.М.Сучкова и в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.;

-  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

 - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13;

 - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад «Рябинушка».

В основе образовательного процесса лежит художественный образ родного края. Накапливание эстетического опыта и является центральным, связующим звеном в становлении художественного образа у дошкольников, который происходит в процессе ознакомления с жизнью своего родного края – Югрой.

Реализация Программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1.Образовательная деятельность осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,  музыкально-художественной, чтения).

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Взаимодействие с семьями детей и социальными партнерами по реализации Программы.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Участники реализации Программы: дети, педагоги ДОУ, родители.

Срок реализации: программа реализуется в течение одного учебного года. 

  1. Цель и задачи реализации Программы

Цель программы: развитие у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей.

Задачи: 

  1. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с родным краем.
  2. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
  3. Совершенствовать технические умения и навыки в изобразительной деятельности.
  4. Развивать эстетический вкус, творчество, любознательность, наблюдательность и воображение.
  5. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. 
  6. Привлекать родителей к совместному участию и развитию у детей художественно-творческих способностей при ознакомлении дошкольников с малой Родиной.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы

Технологической основой Программы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, являются личностно-ориентированный и деятельностный подходы к образованию и развитию ребенка.

Деятельностный подход является ключевым  для осуществления  взаимодействия с детьми, так как  это такой способ организации деятельности дошкольников, при котором они не пассивно воспринимают и запоминают информацию о своей малой Родине, а сами активно участвуют в  процессе своего образования и развития.

Применение личностно-ориентированного подхода стимулирует раскрепощенность, творческую самостоятельность и познавательную инициативу дошкольников, способствует ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости детей в деятельность.

Принципы реализации Программы

► принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;

► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

►принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

►принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением  и расширением от возраста к возрасту;

► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

► принцип развивающего характера художественного образования;

►принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

► принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

► принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

► принцип культурного обогащения  содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

►принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

►принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

►принцип обогащения  сенсорно-чувственного опыта;

►принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

►принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

►принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

  1. Планируемые результаты освоения Программы

В ходе освоения Программы обучения дети дошкольного возраста познают культурные ценности, проявляют интерес к окружающей действительности, легче понимают и принимают культуру и ценности родного края через средства познания окружающего мира, а именно:  художественно-изобразительную, проектную деятельность.

Дети свободно ориентируются в получении новых цветов и оттенков, применяют нетрадиционные техники в изобразительной деятельности. Владеют техническими умениями и навыками в изобразительной деятельности. А также получают эмоциональное удовлетворение от занятий по изобразительной деятельности, отображают красоту окружающей действительности малой Родины – Севера на листе бумаги, развивают свое творчество

  1. Формы подведения итогов реализации Программы

Контроль, за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Открытые занятия, праздники, как для родителей, так и сотрудников. А также участие в конкурсах окружного и районного уровня. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач.

Мониторинг освоения Программы используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Основные методы сбора информации о ребёнке  

Систематическое наблюдение;

  Сохранение продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, аппликации, вырезанные или вылепленные фигурки, написанные буквы, детские каракули работы ребёнка);  

- Составление карты наблюдения, в которой перечисляются навыки и умения (ключевые компетентности);  

Беседы с родителями, анкеты, опросники;

  Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;  

 Рассказы детей;

 Фотографии;

 Аудиозаписи и видеозаписи,

 Портфолио, или «Папки достижений»

 Описание случаев и регистрация эпизодов

 – Короткие описания конкретных случаев;

Составление индивидуального маршрута развития детей в соответствии с показателями данной Программы.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание педагогической работы по освоению детьми Программы

Программа представляет собой практическое руководство с целями, задачами, системой мониторинга, системой мероприятий, перспективное планирование, конспекты  непосредственно образовательной деятельности с развлечениями, наглядными пособиями, дидактическими играми, планами сотрудничества с социальными партнерами: (Выставочный зал, Школа искусствкраеведческий музей на базе Игримской МОУ им. Г.Е.Собянина, Игримский «Дом Севера», «Игримская детская библиотека»), с рекомендациями для педагогов и родителей.

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Ценность Программы представляет практическая часть, которая отражает систему работы по ознакомлению старших дошкольников с родным краем через художественно-творческую деятельность.

Для методического обеспечения Программы разработано практическое пособие с объемной содержательной частью, включающее в себя четыре блока - проекта: «Путешествуем по Югре», «Коренное население ханты и манси их быт и культура», «Природа Югры», «Декоративно – прикладное искусство народов Ханты и Манси».

Проектная художественно-эстетическая деятельность помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности. Работа над  проектами помогает создать в группе атмосферу стимулирующую  социальную, игровую, творческую, экспериментально-познавательную инициативу, атмосферу раскованности, в которой ребёнок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, где он не боится совершить ошибки, чувствует поддержку взрослого и всего окружения, учится общаться, оказывать поддержку другому;  сконструировать богатую и хорошо структурированную развивающую предметно-пространственную среду;  обеспечить гибкое индивидуализированное направление деятельности детей, их педагогическую поддержку.

Степень новизны Программы

Программа выстроена по принципу развивающего обучения с использованием инновационных технологий: кроме проектной технологии, используются информационные, коммуникативные технологии, позволяющие более красочно показать материал занятия в иллюстрациях; здоровье сберегающие технологии, способствующие оздоровлению дошкольников в процессе увлекательных дел.

В Программе присутствует интеграция образовательных областей, предусматривающая более успешное усвоение материала детьми.

2.2. Вариативные формы, способы и методы реализации Программы

Вариативные формы взаимодействия взрослых и детей:

• Экскурсии

• Игры

• Беседы

• Выставки

• Просмотр видеофильмов

• Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций

• Чтение художественной литературы

• Открытые мероприятия (праздники ХМАО - Югры)

• Проведение акций.

Методы художественно-эстетического воспитания:

► метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

► метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное,  в окружающем мире;

► метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);

► метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

► метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

► метод разнообразной художественной практики;

► метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);

► метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

► метод эвристических и поисковых ситуаций.

Формы взаимодействия с педагогами:

• Консультация «Ознакомление дошкольников с природой крайнего Севера -  воспитание нравственности, духовности»,

• Педагогическая гостиная: «Путешествуем по Югре».

• Открытые занятия.

• Самообразование.

• Выступление с докладом.

• Обмен опытом.

• Работа в СМИ.

2.3. Календарно – тематическое планирование

(Старшая группа, дети 5-6 лет) 

1 Блок»:  «Путешествуем по Югре»

(Октябрь).

Вид деятельности

Название НОД

Задачи

Интеграция образовательных областей

Итоги

Взаимодействие с родителями.

Лепка предметная из солёного  или заварного теста

«Чум»

-Формировать у детей знания о коренном населения севера,

знакомство  с их бытом,

-Продолжать учить создавать объёмные композиции.

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

Выставка работ

Совет родителям узнать у детей историю создания чума.

Рисование (ладошкой)

«Герб Берёзовского района» (три берёзы)

-Воспитывать любовь и гордость за родной край

-Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой.

Художественно – эстетическое,

Речевое,

Познавательное

Социально – коммуникативное развитие.

Выставка работ

Совместное творчество детей и родителей: оформление фотоальбома «Достопримечательности ХМАО»,

 (Ноябрь).

Обрывная аппликация

«Капля нефти»

Учить детей способу обрывной аппликации  для передачи фактуры изображения.

Художественно – эстетическое,

Речевое,

Познавательное

Социально – коммуникативное развитие.

Создание альбома «В некотором царстве, нефтяном государстве»

Создание альбома «Профессия нефтяник»

Рисование в технике цветной граттаж.

«Это мы- жители Югры»,

Расширить представления детей о родном крае, воспитывать любовь к малой Родине.

Учить передавать характерные черты внешности людей в национальных одеждах.

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

Выставка работ

Анкета «Что ты знаешь о своем городе?».

2 Блок: «Коренное население ханты и манси их быт и культура»

(Декабрь)

Лепка

«Ворона»

Познакомить детей с легендами народов севера.

Учить создавать выразительный образа птицы.

Художественно – эстетическое

Речевое

Познавательное

Социально - коммуникативное развитие

Презентация своих работ

Буклет на тему «Священная птица»

Аппликация - мозаика

«Хэйро» - солнце

Познакомить детей с  традициями  хантов и манси. Дать представление о значении солнца в жизни народа Севера.

Совершенствовать умение работать с бумагой

Художественно – эстетическое

Речевое

Познавательное

Социально - коммуникативное развитие

Приобщить родителей к сбору открыток с видами округа и его достопримечательностями.

(Январь)

Рисование солью

«Оленёнок Айхо»

Дать представление детям о важности оленей в жизни народов Севера.

Учить рисовать северного оленя при помощи соли

Художественно – эстетическое

Речевое

Познавательное

Социально - коммуникативное развитие

Выставка работ

Составление родителями и детьми мини – сказок об оленёнке.

Лепка

«Медведь»

Познакомить детей с главными национальными праздниками коренных народов «День медведя».

Учить детей лепить выразительные образы на плоскости

Художественно – эстетическое

Речевое

Познавательное

Социально - коммуникативное развитие

Оформление композиции «Медведь в лесу»

консультация для родителей, о том, что должен знать ребёнок о родном крае.

3 Блок: «Природа Югры»

(Февраль)

Аппликация декоративная (полихромная накладная)

«Северное сияние»

Расширять знания детей о природе родного края

Учить создавать многоцветных аппликативных образов солнца из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали.

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

Выставка.

Папка – передвижка

«Северное сияние»

Рисование

(граттаж)

«Ночная тайга»

Сформировать у детей представление о природной зоне тайги.

-Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно-белогограттажа.

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

(Март)

Рисование в технике по мокрому (цветная растяжка, лессировка)

«Весеннее небо»

Воспитывать любовь к родной природе;

Учить экспериментировать с акварельными красками и разными художественными материалами:

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

выставка

Создание альбома «Природа Севера»

Аппликация (оригами)

«Сибирский кедр»

Воспитывать бережное отношение к

природе родного края

Учить создаватьвыразительный образа могучего дерева  конструктивным способом.

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

Выставка

Совместно с родителями оформить фотогазету «Чем богат наш край»

4 Блок: «Декоративно – прикладное искусство народов Ханты и Манси»

(Апрель)

Рисование

«Укрась хантыйский платок»

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к труду мастеров народного творчества

Учить располагать симметрично узоры, подбирать правильно цвета, передать колорит национального платка

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

Выставка

Создание альбома национальных узоров.

Лепка (пластилинография)

«Туесок»

-Познакомить с разнообразием хантыйских узоров;

-учить изображать народные узоры

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

Выставка

Спортивный досуг с использованием национальных игр.

(Май)

Аппликация (декоративная)

«Орнамент - Лапки песца»

Познакомить детей с происхождением орнамента.
Учить передавать образ орнамента на пластилиновую доску с помощью различных сыпучих материалов (рис, гречка, овёс и т.д)

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

Создание коллективного альбома «Орнамент».

Просмотр презентации «Декоративно- прикладное искусство народов Ханты и Манси»

Рисование с элементами аппликации

.

«Хантыйская сумочка»

Познакомить детей с женскими аксессуарами народов севера – сумочки. Учить детей рисовать национальную сумочку украшая её бисером

Художественное – эстетическое,

Речевое,

Познавательное

Социально - коммуникативное развитие

Создание презентации на тему «Вот как мы умеем»

Совместное спортивное мероприятие на тесу «Игры народов ХиМ»

Календарно – тематическое планирование

                                     (Подготовительная группа)

1 Блок: «Путешествуем по Югре»

(Октябрь).

Вид деятельности

Название НОД

Задачи

Интеграция образовательных областей

Итоги

Взаимодействие с родителями.

Лепка предметная из солёного  или заварного теста

«Герб Югры»

-Знакомство с символикой Югры

-Лепка Герба Югры из солёного теста;  создание объёмной композиции

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

Выставка работ

Совет родителям узнать у детей значение каждого цвета на Гербе Югры.

Рисование (граттаж)

«Мой посёлок -моими глазами»

-Воспитывать любовь и гордость за родной посёлок

-Продолжать работать с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно-белого граттажа.

-Учить передавать внешний вид посёлка с помощью графики.

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

Выставка работ

Совместное творчество детей и родителей: оформление фотоальбома «РоднойИгрим»,

(Ноябрь).

рисование

«Есть профессия - нефтяник»

Познакомить детей с трудной профессией нефтяника;

Учить рисовать характерные черты внешности людей этой профессии

Художественно – эстетическое,

Речевое развитие

Познавательное

Социально - коммуникативное развитие.

Выставка работ

Оформление стенда для родителей «В некотором царстве, в нефтяном государстве»

Коллективная аппликация с элементами рисования

«Вот эта улица - вот этот дом»

Сформировать духовно-нравственное отношение и сопричастность к родному дому;

Учить гармоничному сочетанию разных изобразительных техник

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

Поместить в центр патриотического воспитания

Буклеты на тему «Как строился посёлок»

Блок № 2: «Коренное население ханты и манси их быт и культура»

(Декабрь)

Рисование (солью)          

«Мы поедим – мы помчимся на оленях утром ранним»

Продолжать беседовать с детьми о том, что олени – это домашние животные народов Ханты и Манси;

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

Выставка работ

Подготовка совместного мини проекта «Олень»

Аппликация

(мозаика)

«Ворона»

-расширять представления о малой Родине, о национальных праздниках: «Вороний день», «Медвежий праздник»;

совершенствовать умение работать с бумагой

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

Выставка работ

Размещение в папке передвижке стихотворений о Северном крае

(Январь)

Рисование (акварель + восковой мелок)

«Девочка -хантыйка»,

«Мальчик - хант» (по выбору)

Способствовать развитию интереса к коренным народам ханты и манси;

Совершенствовать умение в нетрадиционной технике восковые мелки + акварель.

Художественно– эстетическое,

Речевое,

Познавательное

Социально – коммуникативное развитие

Презентация своих работ

Анкетирование  на тему «Что ты знаешь о народах Ханты и Манси»

Лепка рельефная

Чум – дом Ханты и Манси

Формировать у детей знания о коренном населения севера, знакомство с их бытом,

Учить детей лепить выразительные образы с использованием бисера.

Художественно– эстетическое,

Речевое,

Познавательное

Социально – коммуникативное развитие

Выставка

Консультация на тему «польза чтения книг о труде людей севера»

Блок № 3: «Природа Югры»

(Февраль)

Рисование в технике по мокрому (цветная растяжка, лессировка)

«Лес – богатство нашего края»

Воспитывать любовь к родной природе;

Учить экспериментировать с акварельными красками и разными художественными материалами:

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

Создание альбома «Природа Севера»

Совместно с родителями оформить фотогазету «Чем богат наш край»

Лепка сюжетная на зеркале или фольге (с отражением)

«Утки над озером»

Расширять знания детей о разнообразии птиц Севера;

Составление коллективной сюжетной композиции из вылепленных фигурок птиц.

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

Оформление выставки

Совместное творчество детей и родителей. Выставка «Наши пернатые друзья»

(Март)

Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель

«Рыбье царство»

Закреплять знания о жизни речных обитателей;

Совершенствовать умение в нетрадиционной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли, рыб разной велечины. Развивать воображение, чувство композиции.

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

Создание коллективного альбома «Подводный мир».

Родители помогают собрать коллекцию (камушков, ракушек и др.)

Аппликация декоративная (полихромная накладная)

Солнышко улыбнись!

Расширять знания детей о природе родного края

Учить создавать многоцветных аппликативных образов солнца из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали.

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

Выставка.

Папка – передвижка

«Северное солнце»

Блок № 4 : «Декоративно – прикладное искусство народов Ханты и Манси»

(Апрель)

Рисование

«Укрась малицу»

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к труду мастеров народного творчества

Учить располагать симметрично узоры, подбирать правильно цвета, передать колорит национального костюма.

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

Выставка

Создание альбома национальных узоров.

«»

Лепка (пластилинография)

Кукла Акань»

Познакомить с историей происхождения  хантыйской куклы;

Создание выразительного образа куклы конструктивным способом с повышением качеств приёмов отделки.

Художественное – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально - коммуникативное

Выставка

Спортивный досуг с использованием национальных игр «Мы дети Севера»

(Май)

Аппликация ленточная

«Туясок»

Приобщать детей к удивительному миру народного творчества; Продолжать учить изображать народные узоры нетрадиционной техникой

Художественно – эстетическое

Речевое

Познавательное

Социально - коммуникативное развитие

Демонстрация альбома.

Совет родителям попросить детей показать владение способом ленточной аппликации.

 Ручной труд (работа с бисером)

«Нагрудное украшение»

Учить детей создавать нагрудные изделия при помощи лески и бисера

Художественно – эстетическое

Речевое

Познавательное

Социально - коммуникативное развитие

Презентация своих работ. Подарки сотрудникам ДОУ.

Мероприятие на тему «От Игрима до Ханты - Мансийска» - создать хорошее настрение.

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по реализации данной Программы является создание содружества «родители - дети - педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, консультаций, консультативно-информационную деятельность.

Формы взаимодействия с родителями:

• Привлечение родителей к участию в проектах.

• Привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, музыкально – литературных вечеров.

• Создание фотоальбома «Север – край удивительный».

• Организация выставок совместного творчества родителей и детей (фотоальбомы, фотогазеты «Чем богат наш край»«Профессия - нефтяник»«Природа малой родины»«Если ты увидишь север – не забудешь никогда», изобразительная деятельность - рисунки, поделки из природного материала).

• Собирание коллекций, фотоматериалов, рассказов о Югре.

• Встречи с интересными людьми.

• Презентация мини – музея «Путешествуем по Югре».

Проведение акций: природоохранных, милосердных: «Спасти и сохранить»«Подарите им семью!»«Моя береза»«Елочка – зеленая красавица».

  1. Организационный раздел Программы

  1. Организация образовательного процесса

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

1) совместной деятельности взрослого и детей;

 2) самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели реализуется  как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, которая осуществляется  в ходе режимных моментов (решение образовательных задач по ознакомлению с родным краем сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

 Объем недельной образовательной нагрузки: – 2 часа (старшая группа дети 5-6 лет; подготовительная группа - дети 6-7 лет).

Интеграция

Образовательная область

Количество занятий месяц

Подготовительная группа/старшая группа

Речевое развитие

Познавательное развитие

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация и конструирование и музыка)

Социально – коммуникативное развитие

2 занятия/ 2 занятия

Всего в месяц занятий:

2/2

3.2. Особенности организации развивающей

предметно-пространственной среды

Для эффективной организации образовательного процесса огромное значение играет развивающая предметно-пространственная среда. Чем разнообразнее среда, тем выше степень самостоятельности ребёнка. В этом случае он сможет выбрать вид деятельности в соответствии со своими интересами, потребностями и возможностями.

Развивающая предметно-пространственная среда:

 Олени в упряжке, хантыйская кукла «Акань», куклы из меха, амулеты, туесок, украшения из бисера, колыбель, макет микрорайона, капля нефти в огранке, макет деревянного хантыйского дома лабаз, чум.

Архив: герб округа, видеофильмы о Крайнем Севере.

Фотоматериалы: альбомы «Мой папа – нефтяник»«Если ты увидишь север - не забудешь никогда»«Природа края»«В некотором царстве, в нефтяном государстве»«Ханты манси – наши соседи»«От Игрима до Ханты - Мансийска», каталог «Хантыйская детская игрушка», «Хантыйская одежда», фоторепортаж «Мой папа лучше всех»«Это – мы!», наборы открыток с видами округа и его достопримечательностями.

Творчество: книги местных поэтов и писателей.

• консультации для родителей, где они получают информацию о том, что должен знать ребёнок о родном крае.

• картотека игр и материалов, способствующих расширению знаний воспитанников о родном городе.

Таким образом, организованная в группе развивающая предметно-пространственная среда способствует:

- игровой, познавательной и исследовательской активности детей в процессе ознакомления детей с родным краем;

- развитию художественно-творческих способностей;

- эмоциональному благополучию воспитанников во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможности самовыражения дошкольников.

3.3. Методическое обеспечение Программы

Изобразительная деятельность

1. Казакова Т.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 5 – 7лет: конспекты занятий. М.: Мозаика – Синтез, 2007.

3. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5–7 лет: конспекты занятий. М.: – Мозаика – Синтез, 2007.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). М.: Сфера, 2009.

5. Н.В. Дубровская «Яркие ладошки» Санкт-Петербург Детство Пресс, 2006.

6. Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» М.: 1999.

7. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» М.: Просвещение, 1985.

8. А.П. Усова «Русское народное творчество детскому саду» М.: Просвещение, 1972.

9. Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» М.: Просвещение, 1979.

10. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» М.: Просвещение, 1991.

11. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» М.: ГНОМ и Д, 2005.

12. Т.С. Комарова «Детское художественное творчество» М.: Мозаика - Синтез, 2005.

13. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» М.: Мозаика- Синтез, 2008.

14. А.О. Соломенникова «Радость творчества» М.: Мозаика- Синтез, 2006. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» М.: Мозаика- Синтез, 2006.

15. Т.М. Бабушкина «Аппликация» (старшая и подготовительная группы) Волгоград, Корифей, 2010.

16. Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей  рисованию, лепке, аппликации в игре» М.: Просвещение. 1992.

 17. Грибовская А.А., М.Б. Халезова-Зацепина «Лепка в детском саду» М.: Сфера, 2010. 20. Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста» М.: Мозаика-Синтез, 2007.

18 Дрезнина М.Г., Куревина О.А. «Навстречу друг другу» М.: Линка-Пресс, 2007.

19. Тарабарина Т.И., Трофимова М.В. «И учеба, и игра, изобразительное искусство» Ярославль, 1997

Развитие продуктивной деятельности (художественный труд) 

1. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М.,2007.

2. Куцакова, Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома: Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

 3. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик «Что можно сделать из природного материала» М.: Просвещение, 1991.

4. «Игрушки из бумаги» Санкт-Петербург, 1996.

5. Т.М. Бабушкина «Поделки из бумаги» (старшая и подготовительная группы) Волгоград, Корифей, 2010.

 Приобщение к изобразительному искусству

1. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. СПб.: Детство-Пресс, 2000.

2. Р.М. Чумичева «Дошкольникам о живописи» М.: Просвещение, 1992. 3. Л.М. Салагаева «Декоративные тарелочки» Санкт-Петербург Детство Пресс, 2009. 4. «Росток» Челябинск, 1996.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- лото для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом Санкт-Петербургом

Сегодня вашему вниманию я представляю свою игру – лото «Петербургские зонтики».    В самом начале хочется рассказать Вам о том, что меня вдохновило для создания этого игрового пос...

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Статья "Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с растительным миром Сибири"

  Растительный мир нашего сибирского края – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка. Она своим многообра...

Статья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ "

Продолжать формировать понятие Родина, воспитывать у детей любовь к родному краю, к малой родине, расширять и углублять знания детей о Лямбире , Лямбирском районе...

Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой природой»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой -природе. Деваться нам от этой те...

ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. П. БАЖОВА

Цель данного проекта: Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....