Творческая работа РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЛАСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИОННЫМИ ГЛИНЯНЫМИ ИГРУШКАМИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
опыты и эксперименты (старшая группа)
Я посвятила свое исследование развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края, так как считаю, что лепка из глины является одним из самых любимых детьми и интересных видов изобразительной деятельности и заключает в себе большие возможности для проявления творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_moya_1.docx | 39.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Ласточка»
Творческая работа
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЛАСТИЧЕСКОГО
ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИОННЫМИ
ГЛИНЯНЫМИ ИГРУШКАМИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Из опыта работы Тищенко Евгении Николаевны, воспитателя
г. Камень-на- Оби
2020г.
Содержание:
- Актуальность представленной работы;
- Цель;
- Объект исследования;
- Предмет исследования;
- Гипотеза;
- Задачи
- Научная новизна
- Методологическая основа работы;
- Направления работы;
- Методы и приемы;
- Способы стимулирования творческой активности детей;
- Материально-технические ресурсы;
- Этапы проведения и реализации данной работы;
- План реализации этапов работы;
- Достигнутые результаты работы;
- Предложения по возможному распространению данной работы;
- Стратегия осуществления опыта работы;
- Заключение;
- Список литературы.
Актуальность
На современном этапе развития системы дошкольного образования проблема развития художественно-пластического творчества детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, так как творчество играет исключительно важную роль в становлении личности ребенка уже на первых этапах ее формирования. Кроме того, последнее десятилетие характеризуется значительным ростом внимания к развитию творческих способностей дошкольников, что сказалось на активизации педагогических поисков, как в науке, так и в практике дошкольного воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме свидетельствует о том, что основанием для творческого развития является деятельность. Только в активной деятельности осуществляются усвоение ребенком знаний и умений, раскрытие его способностей. Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка-дошкольника.
Я посвятила свое исследование развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края, так как считаю, что лепка из глины является одним из самых любимых детьми и интересных видов изобразительной деятельности и заключает в себе большие возможности для проявления творчества. Создание ребенком даже самых простых лепных работ - своеобразная форма познания реальной действительности, приобщения к народному искусству, его настоящему и прошлому.
Цель:
выявление педагогических условий развития художественно-пластического творчества детей в процессе ознакомления с традиционной глиняной игрушкой Алтайского края.
Объект исследования :
художественно-пластическая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования :
ознакомление детей с традиционной глиняной игрушкой Алтайского края как средство развития художественно-пластического творчества детей.
Гипотеза:
развитие художественного - пластического творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке будет протекать более успешно, если осуществляется комплексный подход при ознакомлении с традиционными глиняными игрушками Алтайского края, позволяющий погрузить детей в среду искусства и творчества, создать условия для раскрытия и обогащения индивидуального потенциала каждого воспитанника, повышения уровня знаний в области искусства, народной культуры вообще и алтайских глиняных промыслов в частности.
Для решения поставленной цели и выдвигаемой гипотезы были сформулированы задачи:
1. Проанализировать исследования педагогов и психологов по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
2. Обобщить сведения о видах традиционных глиняных игрушек Алтайского края.
3. Разработать авторскую программу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной глиняной игрушкой Алтайского края.
4. Разработать авторскую программу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной глиняной игрушкой Алтайского края.
Задачи, направленные на воспитанников:
- формирование технических умений и навыков работы с глиной, доступных детям старшего дошкольного возраста;
- обучение способам росписи объемных фигур;
- развитие воображения, способности творчески подходить к выбору замысла работы, способа создания объемного изображения.
Задачи, направленные на родителей /законных представителей/ воспитанников:
- показать, что посредством лепки у детей старшего дошкольного возраста происходит развитие мелкой моторики ;
-Повышать педагогическую культуру родителей через ознакомление с народной игрушки, историей возникновения народных промыслов;
-Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.
Для педагогов:
- определение эффективности реализованных нами педагогических условий, направленных на развитие художественно-пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Троицкого района Алтайского края.
Научная новизна представленной работы:
Теоретическая значимость и новизна заключается в выявлении педагогических условий развития художественно-пластического творчества детей в процессе ознакомления с традиционной глиняной игрушкой .
Направление деятельности:
- Информационный блок:
Переработка теоретических материалов.
- Технологический блок:
Перспективное планирование, разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
- Организационный блок:
Создание предметно – развивающей среды
Чтобы процесс творчества детей был успешным и результативным нами были разработаны эффективные методы и приемы
Методы и приемы:
В работе использую следующие методические приемы:
• рассказы и беседы;
• заучивание стихотворений;
• моделирование различных ситуаций;
• рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
• сюжетно-ролевые игры;
• дидактические игры;
• пальчиковая и дыхательная гимнастика;
• физкультминутки
Для осуществления реализации всей системы по формированию и развитию художественно – пластического творчества детей старшего дошкольного возраста необходимой частью является работа с родителями. В течение года проводились различные консультации, родительские собрания.
Принципы реализации работы:
1. Доступность
-учет возрастных особенностей детей
-адаптированность материала к возрасту;
2. Систематичность и последовательность
-постепенная подача материала от простого к сложному;
-частое повторение усвоенных правил и норм;
Для достижения задач нашей работы были выделены общие способы стимулирования творческой активности детей:
-Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со своей стороны, отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления;
-Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
-Поощрение высказывания оригинальных идей;
-Обеспечение возможностей для исследовательской деятельности;
-Использование личного примера исследовательского подхода к решению проблем;
-Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Материальное обеспечение работы:
Для работы была приобретена глина для лепки, а так же акриловые краски для росписи.
План реализации этапов работы:
1. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЛАСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИОННЫМИ ГЛИНЯНЫМИ ИГРУШКАМИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
2. Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традиционными глиняными игрушками Троицкого района Алтайского края «Чудо-глина»
Художественно-пластическое искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность детям раскрыть свои способности. Традиционная глиняная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Это знакомые детям сказочные образы, люди, животные и птицы. Обучение приемам и навыкам традиционного художественного ремесла способствует пробуждению у детей интереса к творчеству мастеров народных художественных промыслов, к самостоятельному творчеству.
3. Анализ опытно-экспериментальной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционными глиняными игрушками Троицкого района Алтайского края «Чудо-глина»
Исходя из целей и задач работы по выявлению и изучению педагогических условий развития художественно-пластического творчества старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края, был проведён эксперимент. Занятия проводились один раз в неделю по 30 минут. Учебные занятия проходили в группе, оборудованной столами и стульями. К началу занятия дети самостоятельно подготавливали рабочие места.
На занятиях были использованы следующие средства обучения: иллюстрации, готовые образцы глиняных игрушек. Четко выстроенный зрительный ряд позволяет определиться с последовательностью выполнения работы и требованиями к ее внешнему виду. Это делает задания более доступными и понятными для обучающихся.
Создание на занятиях доброжелательной атмосферы посредством игры, разыгрывания небольших сказок и сюжетных сцен с помощью изготовленных детьми игрушек позволяет раскрепостить замкнутых, малообщительных детей. «Оживляя» игрушку, ребенок фактически учится адекватно выражать свои чувства.
Принимая во внимание, что уровень художественно-пластических способностей напрямую зависит от сформированности технических и изобразительных умений и навыков, поэтому кроме изучения степени развития творческих способностей была проанализирована степень развития технических навыков лепки у детей.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство детей, принимавших участие в констатирующем эксперименте, в недостаточной мере владеют техническими навыками работы с глиной, кроме того, было выявлено, что у детей слабо проявляются творческие способности при создании пластического образа. .
Данная работа осуществлялась в трех направлениях и предусматривала:
- формирование технических умений и навыков работы с глиной, доступных детям старшего дошкольного возраста;
- обучение способам росписи объемных фигур;
- развитие воображения, способности творчески подходить к выбору замысла работы, способа создания объемного изображения.
Последовательность занятий строилась с учетом основных дидактических принципов: постепенности перехода от простого к сложному, системности и систематичности др. Методика проведения формирующего эксперимента, перспективный план работы с детьми по развитию художественно-пластических способностей представлены в предыдущем параграфе данной главы.
После проведения формирующего эксперимента был организован контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента – определить эффективность реализованных нами педагогических условий направленных на развитие художественно-пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Троицкого района Алтайского края.
Достигнутые результаты:
1. Дети научились в процессе лепки самостоятельно обдумывать последовательность лепки той или иной игрушки.
2. Работы стали отличаться аккуратностью, дети стали стараться создавать в процессе работы свой неповторимый образ.
3. У детей расширились технические навыки работы с глиной.
4.Активизирован и обогащен словарный запас детей по теме.
5.Участие в совместной деятельности родителей.
Заключение:
Теоретический анализ современных подходов по проблеме развития творческих способностей детей, а так же экспериментальное исследование, позволили определить возможности и педагогические условия развития художественно-пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края.
Среди игрушечных промыслов Алтая особое место занимает троицкая игрушка. В ней прослеживаются художественные традиции прошлого, сохранились реальность и обобщенность образа, и в то же время веселая декоративность и красочность.
Лепка является одним из самых интересных видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста и заключает в себе большие возможности для развития художественно-пластического творчества. Пластичность глины, ее повсеместное распространение, способность в соединении с водой принимать любые формы, а также свойство затвердевать в результате закаливания в огне – позволяют назвать глину самым благодатным материалом для творчества.
Результатами проведенной мною работы я подтвердила выдвинутую гипотезу, о том что развитие художественного - пластического творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке будет протекать более успешно, если осуществляется комплексный подход при ознакомлении с традиционными глиняными игрушками Алтайского края, позволяющий погрузить детей в среду искусства и творчества, создать условия для раскрытия и обогащения индивидуального потенциала каждого воспитанника, повышения уровня знаний в области искусства, народной культуры вообще и алтайских глиняных промыслов в частности.
В целом полученные в ходе исследования данные свидетельствуют об эффективности предлагаемых в работе педагогических условий, а так же комплекса методов и приемов развития художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста.
Проведённое исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Троицкого района Алтайского края, а представляет один из возможных ее вариантов.
Важно отметить необходимость дальнейшего исследования проблемы развития художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста с целью определения возможности применения лепки по мотивам традиционных глиняных игрушек других промыслов Алтайского края.
XI. Список использованной литературы:
- Белобрыкина, О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей детских учреждений, учителей начальной школы / О.А. Белобрыкина. – Новосибирск.: АСТ, 2013. – 154 с.
- Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина. - СПб.: Изд-во Буковского, 2014. - 60 с.
- Галуза, С.Д. Глиняная народная игрушка Тюменцевского района / С.Д. Галуза // Этнография Алтайского края. – 1994. –№2. - С. 37 – 41.
- Галуза, С.Д. Игрушечный и гончарный промысел в Змеиногорском районе (по материалам экспедиции 1995 г.) / С.Д. Галуза // Этнография Алтая: Материалы 2-й науч.-практич. конференц. - 1996.- №7. – С. 130 - 132.
- Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада / Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 2011. - 64 с.
- Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка / Г.Л. Дайн. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 2013. – 191 с.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей /В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер Ком, 2010. – 215 с.
- Дубровская, М.В. Керамическая игрушка русского населения Алтая: из коллекции ГХМАК / М.В. Дубровская, Л.В Живова // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы межународ. науч.-практ. конференции. - 2003.- №3. – С. 264 – 268.
- Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В. Заика // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 54 - 58.
- Зеленина, Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей / Е.Л. Зеленина. - М.: АРКТИ, 2013. – 87 с.
- Климентов, А.Е. Народные промыслы / А.Е. Климентов. – М.: Белый город, 2014 – с. 28
- Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – М.: Новая школа, 2011. - 156 с.
- Комарова, Т.С. Условия и методика развития детского творчества Т.С. Комарова. – М.: Альмаматер, 2012. - 32 с.
- Кудрявцев, В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В. Кудрявцев, В. Синельников // Дошкольное воспитание. - 1995. - №9. – С. 52 - 59.
- Любимова, Т.Г. Развиваем творческую активность / Т.Г. Любимова. – М.: Педагогика, 2012. - 78 с.
- Марунковская, Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по практической психологии / Т.Д. Марунковская. – М.: Пресс, 2013. – 147 с.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Просвещение, 2011. - 256 с.
- Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников / Л. Прохорова // Дошкольное воспитание. – 1996. - №5. - С. 21 - 27.
- Федотов, Г.Я. Глина и керамика / Г.Я. Федотов. – М.: Эксмо, 2010. – 159 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками о животных».
Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ – д/с №27 «Чебурашка» г.Клинцы, Брянской области....
Выпускная квалификационная работа Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе
В развитии человечества в настоящее время обозначились новые тенденции: создание общего глобального информационного пространства, усиленный интерес к прогнозированию общего будущего для жителей Земли,...
Опыт работы "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей"
Опыт работы расскрывает теоретические и практические этапы работы по развитию познавательных способностей у дошкольников через ознакомление с историей создания вещей....
"Развитие художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края"
Представлена опытно-эксперементальная работа по развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками А...
Презентация на тему:"Развитие художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края"
Представлена презентация опытно-эксперементальной работы по развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушк...
Опыт работы воспитателя по развитию художественного вкуса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью
Народное прикладное искусство, в частности хохломская роспись, имеет большое значение для развития художественного вкуса, творческого воображения и эстетического развития у детей, помогает ближе понят...
Опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературы»
В реалиях современного мира дети становятся более чёрствыми, не откликаются и не сопереживают. В связи с этим представлен опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старше...