Опыт работы дошкольной организации по созданию условий для развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал
Опыт работы дошкольной организации по созданию условий
для развития самостоятельности и инициативности у детей
дошкольного возраста. (слайд 1)
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения.
Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность и инициативность.
И детский сад – это место, где дети получают первый опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствующий раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности.
(слайд2) Целевые ориентиры, определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, представляют собой возрастные характеристики возможных достижений детей, в том числе характеристики инициативной личности:
- проявления инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности;
- способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- способность к волевым усилиям;
- самостоятельное придумывание объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способность к принятию собственных решений.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется во всех видах деятельности. Возможность играть, рисовать, конструировать и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Деятельность педагогов нашего дошкольного учреждения направлена на развитие инициативности и самостоятельности детей. Для выявления самостоятельности и инициативности ребенка используем в старших группах диагностики для изучения самостоятельности и инициативности у детей , в младших группах через наблюдение. (Слайд 3) Исходя из результатов диагностики выбираем технологии с помощью которых будем развивать детскую инициативность и самостоятельность. Это игровая технология, исследовательская деятельность, информационно-комумникативная, здоровьесберегающая, проектная. Погружение в различную технологию не возможно без насыщенности пространства. Поэтому развивающую среду в ДОУ организовываем таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями. Не забывая основные принципы построения предметно – развивающей среды: (Слайд 4)
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
- Принцип активности, самостоятельности, творчества;
- Принцип стабильности, динамичности;
- Принцип комплексирования , гибкого зонирования.
Для этого в каждой из 6 групп размещаем оборудование по центрам развития.(Слайд 5)
- Игровые центры, в которых есть разнообразное оборудование позволяющее объединяться детям подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.
- Центры «конструирования», в котором кроме строительных материалов есть разные наборы легоконструкторов и богатый автопарк спецмашин и другой техники
- Спортивные центры с оборудованием и масками для самостоятельных спортивных и подвижных игр;
4. Экологические центры с уголком природы и разнообразными коллекциями, собранными совместно с детьми;
(слайд 6)
5. Центры экспериментирования
6. Центры художественного творчества, где есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти, столы для рисования песком.
7.Центры развивающих игр, в котором разные виды мозаик, лото по разным темам, настольных и дидактических игры изготовленные воспитателями групп, которые способствуют обогащению чувственного и тактильного опыта детей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов;
8.Музыкальные центры, где есть музыкальные инструменты и игрушки;
9.Театральные центры в которых представлены различные виды театра: настольный театр, пальчиковый, и каждый ребенок может выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
10.Центры дорожной безопасности
(Слайд7)Наряду с насыщением пространственно – предметной среды идет информатизация ДОУ. Каждая группа ДОУ оснащена интерактивной доской, ноутбуком. Использование презентаций, интерактивных игр, проведение кружка по робототехнике позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует развитию самостоятельности и инициативности. Среда групп – мобильная, гибкая, способная постоянно меняться.
Воспитатели групп совместно со специалистами при формировании детской самостоятельности и инициативности предоставляют детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогают им реализовывать собственные замыслы;
Отмечают и приветствуют даже минимальные успехи детей;
Формирую у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучают свободно пользоваться игрушками и пособиями;
Поддерживают интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
Для поддержки инициативы и самостоятельности по указанию ребенка создают для него все необходимые условия;
Содержат в открытом доступе различные атрибуты к играм;
Поощряют различные творческие начинания ребенка.
Для развития самостоятельности и инициативности применяют различные формы работы: (Слайд 8)
- Интеграцию образовательных областей;
- Совместную исследовательскую деятельность взрослых и детей;
- Наблюдения и труд;
- Самостоятельную деятельность детей
Привлекают к формированию самостоятельности и инициативности детей родителей. (слайд 9) Используя перспективные формы взаимодействия с семьей:
- Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- Семейные экскурсионные программы;
- Праздники и концерты для родителей.
(слайд10) В нашей дошкольной организации планируется продолжать работу по развитию самостоятельности и инициативности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Целевые ориентиры представляют возрастные характеристики возможных достижений детей способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способность к волевым усилиям; самостоятельное придумывание объяснения явлениям природы и поступкам людей; способность к принятию собственных решений.
Центры развития.
Центры развития
Центры развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в режимные моменты.
Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей. Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со ...

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО».
Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО»....

Консультация для педагогов ДОО: «Создание условий для развития самостоятельности, инициативы и самореализации в дошкольном возрасте».
Консультация для педагогов ДОО: «Создание условий для развития самостоятельности, инициативы и самореализации в дошкольном возрасте»....
Педагогический проект "Интересные игры" создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет
В проекте раскрыта тема создания условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет...

Опыт работы на тему: «Создание условий для поддержки исследовательской активности детей раннего возраста при взаимодействии с семьями воспитанников»
Про взаимодействие с родителями по поддержке исследовательской активности дошкольников и про семейные проекты в последнее время говорят очень много. Однако это в основном касается старшего дошкольного...

Опыт работы по теме «Создание условий для формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи»
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от условий, которые его окружают, поэтому важно, чтобы родители были педагогически грамотными и осознавали полноту ответственности, которая на них лежит. З...

опыт работы «Создание условий стимулирующих развитие самостоятельности и инициативы у воспитанников с ОНР»
Дети с ОНР нуждаются в создании специальных условий для развития у них самостоятельности и инициативы.Дети с ОНР зачастую малоактивны, обычно не проявляют инициативы и испытывают трудности в самостоят...