Семинар-практикум "Умные игры: Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера"
материал
Семинар-практикум "Умные игры: Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_denesh_kyuizener.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. ЗЕРНОГРАДА
Семинар-практикум
Умные игры: Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера.
Подготовила:
Воспитатель Вдовенко В.В.
г. Зерноград 2019
Обучение в детском саду должно быть направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.
Любой вид деятельности включает решение мыслительных задач.
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным.
- Любое занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:
- Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
- Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
- Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
- Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата).
Думать, удивляться, фантазировать и достигать результаты нам продолжают помогать умные игры, сегодня на очереди Блоки Дьенеша и Палочки Кюизенера.
«Блоки Дьенеша» придумал знаменитый венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш. Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур:
- четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
- трех цветов (красный, синий, желтый);
- двух размеров (большой, маленький);
- двух видов толщины (толстый, тонкий).
С блоками Дьенеша могут играть дети с 2х лет до 7лет.
Игры и упражнения делятся на 4 группы с постепенным усложнением:
- Для развития умения выявлять и абстрагировать свойства;
- Для развития умения сравнивать предметы по их свойствам;
- Для развития действий классификации и обобщения;
- Для развития способности к логическим действиям и операциям.
Предлагаю поиграть с блоками и заодно понять, как работать с ними:
- Знакомство с блоками
- Овладение сенсорными эталонам
Игра «Найди заданный блок»
- Установление сходства и различия между фигурами
Игра «Выкладываем цепочку»
1 гр. - чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы.
2 гр. - чтобы рядом были фигуры одинакового размера, но разного цвета.
- Поиск фигуры по 1, 2, 3 и всем 4 имеющимся признакам
- Работа с карточками
Игра «Подними фигуру» (по 3 свойствам-символам)
Игра «Посадим красивую клумбу»
Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.
Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада. На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина, Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей.
- Заполнение таблиц
- Решение задач на разбиение по свойствам
Игра «Построй дорожку по схеме» (по подгруппам)
Игра «Рассели соседей»
1 гр. – дом
2 гр. - таблица
Блоки Дьенеша можно использовать как предметы-заместители в сюжетно-ролевых играх, дидактических и подвижных играх.
Подвижная игра «Кошки – мышки» Дети-мыши выбирают фигуру, встают в хоровод. Посередине хоровода главный герой, кот Васька
Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите, кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька кот, и разгонит хоровод.
На последнем слове "хоровод" кот быстро поднимает один из знаков-символов (или фигкуру?) и поворачивается вокруг, чтобы все "мышки" его увидели. Его жетон - информация для мышей, каких именно "мышек" он собирается ловить. Другим мышкам он не страшен, они могут веселиться и дразнить кота дальше. Одна из пойманных "мышек" становится котом и игра продолжается.
Для игр с блоками можно использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов.
Другой вид логико-математических игр «Палочки Кюзенера» был разработан бельгийским учителем начальной школы Джорджем Кюизенером. Их можно использовать для обучения, начиная с младших групп детского сада , т.к. палочки оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка, развивая мелкую моторику пальцев рук, пространственное и зрительное восприятие, приучая к порядку. Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 1 см, является кубиком, наибольшая – 10 см. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.
Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство".
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Обучение дошкольников с помощью цветных палочек Кюизенера делится на несколько блоков:
1.«Найди и покажи»
2. «Что какого цвета?»
Игра «Покажи цифру»
Подвижная игра «Найди цифру» (обручи)
3. «Высокий - низкий», «широкий- узкий», «длинный- короткий».
- У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет.
- Назови все палочки длиннее красной, короче синей и т.д.
4.Развитие у детей количественных представлений.
5. «Считаем ступеньки» (состав числа).
Игра «Сосчитай!»
Покажи палочками:
Сколько пальцев на одной руке?
Сколько пальцев на двух ногах?
Сколько ног у кошки?
Сколько ног у двух куриц?
Сколько колес у двух машин?
Сколько дней в неделе?
Сколько вершин у квадрата, треугольника?
Сколько карандашей разного цвета нужно взять, чтобы нарисовать радугу?
6. Измерение с помощью палочек Кюизенера.
7. Математические действия.
8. Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера.
Игра «Сложение и вычитание»
- У вас лежит белая палочка. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.
- На доске действие с помощью цифр и знаков: 4+5=9. Предложить в одну руку взять желтую палочку, в другую – красную.
Какие числа у вас в руках? Что получится, если эти числа сложить? Найдите палочку, равную сумме красной и желтой.
-Выполните сложение с помощью палочек (7+2=9, 6+3=9, 8+1=9)
-У нас получился числовой коврик по составу числа 9.
Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделала? (вычитание)
Палочки Кюзенера также можно использовать как предметы-заместители в сюжетно-ролевых играх, дидактических, в конструировании и подвижных играх.
Подвижная игра «Найди пару»
Для игры понадобятся 2 «волшебных» мешочка с одинаковым набором палочек. Участвуют две команды. Все члены команд по очереди вытягивают по одной палочке из своих мешочков.
Под музыку двигаемся, музыка останавливается - найди себе такую пару, чтобы сумма ваших палочек равнялась 10 (5, 7 и т.д.).
Для игр с палочками можно использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект математического досуга совместно с родителями «Путешествие в страну «Сообразилия» (с использованием электронных образовательных ресурсов, игровых, здоровье сберегающих технологий, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)
1. Знакомить родителей с игровыми способами формирования навыков счета, развития логического мышления, воображения.2. Учить взрослых и детей взаимодейст...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)
Развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников в работе по фомированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дь...
Тьториал «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера»
Формирование у тьюторантов представлений об использовании в работе с детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша, палочек Кюизенера.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад «Золотая рыбка»Развитие логического мышления детей ...
Методическая разработка. Познавательное конструирование с помощью развивающих игр блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина.
Основные цели: 1. Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию...
Развивающие игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубиками «Сложи узор» по схемам.
Развивающие игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубиками «Сложи узор» по схемам....