Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша, палочек Кюизенера.
презентация
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад «Золотая рыбка»
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша, палочек Кюизенера.
воспитатель: Беляева Н.Н.
Слайд 1
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек. Сохраняя баланс между желанием ребёнка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребёнка. Из опыта работы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
Логическое мышление, в полном объёме, начинает формироваться только старшему дошкольному возрасту.
Но учить ребёнка решать логические задачи. Системно думать необходимо с самого раннего возраста. Знание логики способствует интеллектуальному развитию личности. Поэтому с первой младшей группы следует знакомить малышей с некоторыми основными понятиями. Которые будут способствовать развитию логического мышления в дальнейшем, используя для этого дидактические и развивающие игры. Ознакомление идёт «от простого к сложному»
Слайд 2
Золтан Пал Дьенеш
Автор игрового подхода к развитию детей, посредством увлекательных логических игр.
Использование данного материала, в совместной и свободной деятельности ,
позволит решить следующие задачи:
- Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
- Развивать умение выявлять свойства в объектах, их отсутствие, называть их;
- Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, четырем);
- Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.
Слайд 3
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор
из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трёх цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой,
цветом, размером, толщиной.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
- Выкладывание по образцу простейших изображений: снеговик, домик, цветочек.
- Сравнение фигур.
- «Найди все фигуры (блоки), как эта» по цвету (по размеру, форме).
- «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру).
- Упражнение «Продолжи ряд», «Цепочка» и т.д.
Слайд 4
- Выкладывание сюжетных картин.
- Использование в работе карточек, на которых условно изображены свойства блоков.
- Упражнения «Что изменилось?», «Третий лишний», «Какой фигуры не хватает?», «Волшебный кубик» и др.
- Игры:
- подвижные (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
- настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место фигуре»);
- сюжетно-ролевые («Магазин» - деньги обозначаются блоками; «Почта» - адрес на доме обозначается карточками; «Поезд» - билеты, места обозначаются карточками).
Слайд 5
Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств и их отрицаний
Слайд 6 , 7
В помощь к блокам имеются альбомы, для каждого возраста свой.
Наряду с блоками Дьенеша в систему игровых упражнений для развития мыслительной деятельности детей включаются и методика палочек Кюизенера.
Слайд 8
Джордж Кюизенер – бельгийский учитель начальной школы.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Данная методика универсальна и удачно дополняет методику блоков Дьенеша. Палочки просты и понятны детям уже с раннего детства. Обучение задействует ещё и ряд других областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение.
Слайд 9
далее представлены задачи развивающих палочек.
- Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);
- Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);
- Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
- Осваивать прямой и обратный счет;
Слайд 10
- Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);
- Помочь овладеть арифметическими действиями - сложение, вычитание;
- Научить делить целое на части и измерять объекты.
- Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
Развивать логическое и конструктивное мышление.
Слайд 11
Выкладывание по образцу простейших изображений: стул, домик, цветочек.
- Сравнение палочек по длине, высоте, количеству.
- Выкладывание квадратов, прямоугольников, упражнения «Продолжи ряд», «Найди такую же» и т.д.
Слайд 12
- Выкладывание сюжетных картин.
- Освоение количественного и порядкового счета.
- Решение числовых выражений и задач.
Слайд 13
К цветным палочкам также разработаны альбомы в соответствии с возрастом
Слайд14
формы организации работы с логическими блоками дьенеша и счетными палочками кюизенера
- Непосредственная образовательная деятельность
- Совместная игровая деятельность взрослого с детьми.
- Индивидуальная работа.
- Самостоятельная игровая деятельность
Слайд15
Древняя пословица гласит:
я слышу и я забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю.
Предлагаю поиграть
Слайд16
«Цепочка»
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку.
Варианты построения цепочки:
а) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур;
б) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме;
в) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы.
Слайд17
«Какой фигуры не хватает»
Квадрат разделен на 9 частей. В 8 из них указаны два признака фигуры. Необходимо назвать недостающую фигуру.
Слайд18
«построй дорожку»
Слайд 19
«Найди блок» или где спряталась мышка.
Слайд 20
Состав числа 8
Слайд 21
Реши примеры
Слайд 22
«Творческая мастерская»
Используя блоки и палочки «нарисуйте» свою сюжетную картину.
Слайд 23
Синквейн методический прием для составления предложений, стихотворений.
Мастер- класс: (полезный, нужный, интересный), (заинтересовал, обучил)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на районном методическом объединении воспитателей Новосибирского района | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.
Как работать с материалом? 1 этап. - Выкладывание изображений: снеговик, домик, цветочек. Сравнение фигур. «Найди все фигуры (блоки), как эта» по цвету (по размеру, форме). «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру). - Упражнение «Продолжи ряд», «Цепочка» и т.д.
2 этап. Выкладывание сюжетных картин. Карточки, с изображением свойств блоков. Упражнения «Что изменилось?», «Третий лишний», «Какой фигуры не хватает?», «Волшебный кубик» и др. Игры: подвижные настольно-печатные сюжетно-ролевые
Работа с карточками Величина – силуэт дома Толщина – условное обозначение человеческой фигуры Форма – контуры фигур Цвет – пятно
2-3 года 2-4 года
Джордж Кюизенер – (1891-1976) - бельгийский учитель начальной школы. Разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа». Задачи развивающих палочек Кюизенера : - Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету); - Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине); - Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда; - Осваивать прямой и обратный счет; - Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел); - Помочь овладеть арифметическими действиями - сложение, вычитание; - Научить делить целое на части и измерять объекты. - Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
В комплект входят 116 палочек, которые отличаются друг от друга по двум признакам: размеру и цвету. Чем короче палочка, тем чаще она встречается. Например, самых коротких – белых в наборе 25 штук, а самых длинных оранжевых – всего 4. Главный секрет игры мы узнаем, если сложим из разных палочек лесенку. Так становится видно, что каждая предыдущая палочка короче на одно деление, т.е. на один белый кубик. Дело в том, что это числа – каждая палочка обозначает свое число от 1 до 10.
2 этап. Выкладывание сюжетных картин. Освоение количественного и порядкового счета. Решение числовых выражений и задач. Как работать с материалом? Состав числа 5 Состав числа 8
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА Непосредственная образовательная деятельность (обеспечивают наглядность, системность, доступность, смену деятельности). Совместная игровая деятельность взрослого с детьми. Индивидуальная работа. Самостоятельная игровая деятельность. Блоки и палочки можно использовать в утренние и вечерние часы, на прогулке.
Задание 1 (блоки Дьенеша ) «Цепочка» От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: а) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур; б) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме; в) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы. ПРЕДЛАГАЮ ПОИГРАТЬ…
Задание 2 (блоки Дьенеша ) «Какой фигуры не хватает» Квадрат разделен на 9 частей. В 8 из них указаны два признака фигуры. Необходимо назвать недостающую фигуру.
«Волшебный кубик» На грани кубика наклеены символы-знаки. Бросаем кубик и выбираем соответствующие фигуры. Если кубиков 2,3,4, можно усложнять игру и выбирать фигуры с опорой на 2,3,4 свойства. Задание 3 (блоки Дьенеша )
Задание 4 (Палочки Кюизенера ) «Состав числа 8» Из нескольких палочек нужно составить по длине такую же как фиолетовая.
Задание 6 (блоки Дьенеша и палочки Кюизенера ) «Творческая мастерская» Используя блоки и палочки «нарисуйте» свою сюжетную картину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по математическому развитию на основе развивающих игр "Палочки Кюизенера", "Блоки Дьенеша" "Строим дом для зайчика" в средней группе.
Даннй конспект занятия, построенный на основе развивающих игр, предназначен для детей 4-5 лет, способствует закреплению у детей представления о форме, ориентировке в пространстве и закреплению знаний ...
Консультация для родителей «Развитие умственных способностей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша»
Один из самых удачных вариантов – методики Дьенеша и Кюизенера. Они помогут ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, освоив попутно такие понятия, как «больше-м...
"Развитие умственных способностей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша".
Все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать. Кому-то пора в школу, какой-то малыш заинтересовался сам и требуется мамина или папина помощь, а некоторые родители, не тер...
Развитие умственных способностей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша
Все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать. Кому-то пора в школу, какой-то малыш заинтересовался сам и требуется мамина или папина помощь, а некоторые родители, не тер...
«Развитие умственных способностей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша»
Все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать. Кому-то пора в школу, какой-то малыш заинтересовался сам и требуется мамина или папина помощь,а некоторые родители, не теря...
Конспект комплексного занятия по логико-математическому развитию на основе развивающих игр «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» для детей средней группы (4-5 лет)
Конспект занятия по познавательному развитию. На основе примерной образовательной программы дошкольного образования "Детство"....
Тьториал «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера»
Формирование у тьюторантов представлений об использовании в работе с детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...