Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Мыльные пузыри" в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект занятия для детей старшей группы экспериментальной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mylnye_puzyri.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  опытно-экспериментальной деятельности «Мыльные пузыри» в средне-старшей группе

Цель:    Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла: растворяясь в воде, образует пленку; формировать активные поисковые действия; познакомить  с элементами экспериментирования и прогнозирования результата, используя опытническую деятельность.

Задачи:

  • Воспитательные: воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи; формировать  экологическое мировоззрение.
  • Образовательные: формировать у детей умение  проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, обобщать результаты опытов;  помочь детям освоить новый способ рисования и правильно пользоваться материалом: развивать эстетический вкус и фантазию;  удовлетворять познавательные запросы детей;  развивать у них исследовательский подход к изучению окружающего мира и умение применять свои знания на практике.
  • Развивающие:  тренировать дыхание;  развивать у детей мышцы рта, быстроту мышления, творческое воображение; развивать познавательный интерес к окружающему миру; развивать наблюдательность, основы исследовательской работы, творческие и коммуникативные способности детей.

Ход:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами проведём необычное занятие. Но для начала попробуйте отгадать несколько загадок.

-В мыльной воде родился,

В шарик превратился.

К солнышку полетел,

Да не долетел - лопнул! ……     (Дети: мыльный пузырь).

-Взлетает шар надутый,

Прозрачнее стекла.

Внутри его как будто

Сверкают зеркала……..  ( Дети: мыльный пузырь).

(Звонок на телефон воспитателя Светланы Николаевны.)

Воспитатель:- Да, группа «Улыбка», очень веселые и умные дети.

- Конечно, приезжайте, обязательно поможем.

Воспитатель:- Ребята, мне только что звонил МАЭСТРО МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ.  В сказочном царстве Мылопены  что- то случилось.

ММП: - Здравствуйте, я Маэстро Мыльных Пузырей, я летел сюда на большом мыльном пузыре, а он лопнул, боюсь, не заблудился ли я.

- Скажите, уважаемые, туда ли я попал, мне нужны дети  группы «Улыбка».

Дети: - Да, это мы, и наш девиз «Жизнь без улыбки - ошибка, да здравствуют смех и улыбка»

ММП: - Как я счастлив, мне срочно нужна ваша помощь! В царстве Мылопены большое несчастье, все мыльные пузыри и большие, и маленькие, и совсем крошечные,  загрустили  и от грустных мыслей лопаются один за другим. Боюсь, в мире скоро не останется ни одного мыльного пузыря.  Дело в том, что они думают, что о них все забыли и никому они не нужны.

Воспитатель: - Поможем, ребята. А что нужно сделать?

ММП: - Прежде всего, давайте узнаем побольше о жизни мыльных пузырей, а потом я попрошу вас, дети, сделать какой-нибудь подарок для них. Согласны?

Часть первая - исследовательская.

ММП:

  1. - Скажите, а почему мыльные пузыри называют мыльными? (Потому, что сделаны из мыла и воды)
  2. –А для чего людям нужны мыльные пузыри? ( Для праздника)
  3. – Я с вами согласен, радужные мыльные пузыри всегда создают хорошее настроение, но давайте подумаем, разве мыльные пузыри нужны только для игр?  Вспомните, где еще используют мыльную  пузырчатую пену? ( Моют руки, лицо, волосы, стирают порошком одежду, моют посуду)
  4. – А разве мыло полезное, ведь оно так щиплет глаза? (Полезное, потому, что убивает микробы и бактерии).  А мыльные пузыри тоже полезные? (Конечно, ведь они сделаны из мыла).

ММП:- Как приятно слышать, что вы много знаете о пользе мыльных пузырей. И за это я открою вам много секретов царства Мылопены.

(ОБЖ)

ММП:- Но даже в волшебном царстве Мылопены нужно быть внимательным к своему здоровью, нельзя, чтобы мыло попадало в глаза, опасно пробовать мыльные пузыри на язык, ходить  нужно осторожно ведь мыльная пена очень скользкая и можно упасть. Будем беречь себя? (да) Тогда вперед, к исследованию свойств мыльного пузыря.

(Все опыты выполняются вместе с детьми)

Опыт 1. « Что нужно для создания мыльного пузыря?», « Какой формы мыльный пузырь?»

-Ребята, давайте понаблюдаем, как рождается мыльный пузырь. В миске у нас вода, добавим в воду жидкое мыло, перемешивая растворим жидкое мыло в воде, получим – мыльный раствор, опустим проволочную петлю в мыльный раствор – видим, что на петле образовалась мыльная пленка. Как же так, а где пузырь, ведь вы ребята говорили, что мыльные пузыри создают из воды и мыла. Как вы думаете, чего не хватает? Конечно, нужно заполнить мыльную пленку воздухом.

- Мыльные пузыри создает мыльная пленка и воздух внутри нее.

Вывод: Теперь мы точно знаем, для рождения мыльного пузыря нужны: мыло, вода и воздух.

Опыт 2. « Почему пузырь лопается в наших руках?»

(Выдуваем пузырь и предлагаем, дотронутся до него пальцем или  каким либо предметом, пузырь лопается.)

- А кто из вас может поймать мыльный пузырь, или дотронутся до него, чтобы он не лопнул? (пробуем вместе с детьми) Не получается? Может у взрослых получится? (пробуют взрослые) Почему же мыльные пузыри лопаются?

 - Это происходит потому, что в месте соприкосновения с сухим предметом или рукой, вода смачивает их, от потери влаги пленка лопается.

- А сейчас я открою вам секрет как приручить мыльные пузыри.

(Выдуваем пузырь, но теперь дотрагиваемся до него смоченными в мыльном растворе предметом ,пальцем, предмет спокойно проходит сквозь пузырь.)

- Рубен, Сиана опустите ладошки в мыльный раствор, теперь ловите пузырь.

- Ну, вот совсем другое дело, ваши мокрые ладошки стали родными для пузыря.

- Если к мыльному пузырю дотронутся мокрым предметом, пузырь не потеряет воду и не лопнет.

- Теперь вы знаете, почему разрушается мыльный пузырь.

Вывод: Пузырь разрушается из-за потери влаги.

Опыт 3. «Почему мыльные пузыри бывают маленькие и большие»

(Дуя в трубочку,  быстро выдуваем много маленьких пузырей, дуя в трубочку медленно получаем один большой пузырь)

- А знаете, ребята, почему одни мыльные пузыри получаются большие, а другие маленькие? (надуваем)

- Если вдувать в пузырь воздух медленно, то мыльная пленка успевает растянуться и пузырь получается большой, но если дуть быстро - то мыльная пленка не успевает растянуться и рвется, получаются маленькие пузыри.

- Вот мы и раскрыли секрет маленьких и больших пузырей, большие пузыри получается, если…., маленькие если…

Вывод:  Размер пузыря зависит от того как быстро его надувают.

Опыт 4. « Почему мыльные пузыри умеют летать?»

( Выдуваем пузырь, он медленно опускается на землю. Выдуваем пузырь и аккуратно машем веером, или дуем на него, пузырь поднимается вверх, в сторону, летает.)

- Все видели, как летают мыльные пузыри, но всегда ли они летают? (первая часть опыта) Мой пузырь отказывается летать, почему? А если я взмахну веером, смотрите, он полетел.

- Ребята подуйте друг на друга, вы чувствуете поток воздуха,  созданный вами? Веер тоже создает поток воздуха и, ударяясь о пленку мыльного пузыря, толкает его, заставляя двигаться. Так же  и на улице есть потоки воздуха, в которых могут летать мыльные пузыри. Если потока воздуха нет, мыльные пузыри опустятся на землю.

- Теперь мы знаем, что пузыри летают в …..

Вывод: Пузыри летают в потоках воздуха.

Игры с мыльными пузырями.

 ММП:  - Мои друзья, мыльные пузыри очень спортивные и в царстве Мылопены часто бегают наперегонки.

- Сейчас наши с Светланой Николаевной пузыри побегут наперегонки, чей пузырь бежал быстрее?. Хотите попробовать? (дети играют)

- Пузыри можно выдувать с помощью самых разных предметов (показываю) и пока звучит музыка вы можете поиграть с мыльными пузырями.

(Звучит музыка «Мы пускаем пузыри»)

(Детям раздают, трубочки, рамочки, резинки, все с помощью чего можно выдуть пузырь. Надуваем, играем, используя те знания, которые получили при опытах).

 ММП:-  Молодцы ребята, теперь вы знаете много секретов о мыльных пузырях.  Пора порадовать их подарками, сделанными своими руками.

Часть вторая – творческая.

Воспитатель: Всмотритесь внимательно, дети, в пузыри. Какие цвета вы в них увидели?

Дети рассказывают, что пузыри прозрачные, но в них видны все цвета радуги, называют их).

Воспитатель: Правильно, ребята, у нас они разноцветные.

Итог:

ММП: - Спасибо, дорогие друзья, мои мыльные пузыри забыли о грусти, стали веселыми и крепкими и обязательно будут радовать вас на праздниках и в обычные дни. До свиданья!

За вашу помощь из волшебной страны Мылопены вам подарки - конфеты и мыльный раствор для создания и изучения свойств мыльных пузырей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НООД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы

в сценарии представлен материал для старших дошкольников познавательного характера с элементами опытно-экспериментальной деятельности...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок» старшая группа № 12 «Лучики»

Познать неизведанное, самостоятельно провести опыт, что может быть лучше для любопытного дошколенка....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.

Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Мыльные пузыри» в подготовительной группе

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла: растворяясь в воде, образует пленку; формировать активные поисковые действия; познакомить ...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Волшебные пузыри» в средней группе

Материал для опытно-экспериментальной деятельности в средней группе...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Мы изучаем свет"

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получ...

Конспект опытно-экспериментального интегрированного занятия в старшей группе «Удивительная соль»

познакомить детей с основными свойствами, видами, формами соли;учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью;научить использовать соль, как средство для творч...