Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Мыльные пузыри» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла: растворяясь в воде, образует пленку; формировать активные поисковые действия; познакомить с элементами экспериментирования и прогнозирования результата, используя опытническую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_mylnye_puzyri.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Мыльные пузыри» в подготовительной группе
Цель: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла: растворяясь в воде, образует пленку; формировать активные поисковые действия; познакомить с элементами экспериментирования и прогнозирования результата, используя опытническую деятельность.
Задачи:
- Воспитательные: воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи; формировать экологическое мировоззрение.
- Образовательные: формировать у детей умение проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, обобщать результаты опытов; помочь детям освоить новый способ рисования и правильно пользоваться материалом: дуть в трубочку, аккуратно прикладывать лист бумаги к пузырям, не касаясь края стаканчика; развивать эстетический вкус и фантазию; удовлетворять познавательные запросы детей; развивать у них исследовательский подход к изучению окружающего мира и умение применять свои знания на практике.
- Развивающие: тренировать дыхание; развивать у детей мышцы рта, быстроту мышления, творческое воображение; развивать познавательный интерес к окружающему миру; развивать наблюдательность, основы исследовательской работы, творческие и коммуникативные способности детей.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и слайдов с абстрактными рисунками.
Материал и оборудование:
- Костюм ММП;
- Для рисования:
- Пленка застилать столы;
- По две коктейльные трубочки на каждого ребенка + 5 трубочек для опытов.
- Пластиковые стаканчик, тарелка, ложка на каждого ребенка.
- Пищевые красители 4 цветов.
- Фломастеры.
- Бумага для рисования на каждого ребенка.
- Для мыльного раствора: «Фейри», 100мл глицерина, сахар, разрыхлитель для теста.
- Для опытов и игр: тарелка керамическая; лейка; рамки из проволоки: треугольная, квадратная, круглая; веер; шарф шерстяной; резинка обыкновенная; деревянная палочка; большая рамка из шерстяной нитки для выдувания больших пузырей.
- Проигрыватель.
Ход:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами проведём необычное занятие. Но для начала попробуйте отгадать несколько загадок.
-В мыльной воде родился,
В шарик превратился.
К солнышку полетел,
Да не долетел - лопнул! …… (Дети: мыльный пузырь).
-Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала…….. ( Дети: мыльный пузырь).
(Звонок на телефон воспитателя Аллы Николаевны.)
Воспитатель:- Да, группа «Улыбка», очень веселые и умные дети.
- Конечно, приезжайте, обязательно поможем.
Воспитатель:- Ребята, мне только что звонил МАЭСТРО МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ. В сказочном царстве Мылопены что- то случилось.
( музыка «Маэстро. Мыл. пуз» 1 куплет ,из-за двери, вылетают пузыри, появляется ММП одет как клоун?)
ММП: - Здравствуйте, я Маэстро Мыльных Пузырей, я летел сюда на большом мыльном пузыре, а он лопнул, боюсь, не заблудился ли я.
- Скажите, уважаемые, туда ли я попал, мне нужны дети группы «Улыбка».
Дети: - Да, это мы, и наш девиз «Жизнь без улыбки - ошибка, да здравствуют смех и улыбка»
ММП: - Как я счастлив, мне срочно нужна ваша помощь! В царстве Мылопены большое несчастье, все мыльные пузыри и большие, и маленькие, и совсем крошечные, загрустили и от грустных мыслей лопаются один за другим. Боюсь, в мире скоро не останется ни одного мыльного пузыря. Дело в том, что они думают, что о них все забыли и никому они не нужны.
Воспитатель: - Поможем, ребята. А что нужно сделать?
ММП: - Прежде всего, давайте узнаем побольше о жизни мыльных пузырей, а потом я попрошу вас, дети, сделать какой-нибудь подарок для них. Согласны?
Часть первая - исследовательская.
(Проводит Маэстро Мыльных Пузырей).
ММП:
- - Скажите, а почему мыльные пузыри называют мыльными? (Потому, что сделаны из мыла и воды)
- –А для чего людям нужны мыльные пузыри? ( Для праздника)
- – Я с вами согласен, радужные мыльные пузыри всегда создают хорошее настроение, но давайте подумаем, разве мыльные пузыри нужны только для игр? Вспомните, где еще используют мыльную пузырчатую пену? ( Моют руки, лицо, волосы, стирают порошком одежду, моют посуду)
- – А разве мыло полезное, ведь оно так щиплет глаза? (Полезное, потому, что убивает микробы и бактерии). А мыльные пузыри тоже полезные? (Конечно, ведь они сделаны из мыла).
ММП:- Как приятно слышать, что вы много знаете о пользе мыльных пузырей. И за это я открою вам много секретов царства Мылопены.
(ОБЖ)
ММП:- Но даже в волшебном царстве Мылопены нужно быть внимательным к своему здоровью, нельзя, чтобы мыло попадало в глаза, опасно пробовать мыльные пузыри на язык, ходить нужно осторожно ведь мыльная пена очень скользкая и можно упасть. Будем беречь себя? (да) Тогда вперед, к исследованию свойств мыльного пузыря.
(Все опыты выполняются вместе с детьми)
Опыт 1. « Что нужно для создания мыльного пузыря?», « Какой формы мыльный пузырь?»
(В воду наливаем жидкое мыло, размешиваем, опускаем в мыльный раствор проволочную петлю, выдуваем пузырь)
-Ребята, давайте понаблюдаем, как рождается мыльный пузырь. В миске у нас вода, добавим в воду жидкое мыло, перемешивая растворим жидкое мыло в воде, получим – мыльный раствор, опустим проволочную петлю в мыльный раствор – видим, что на петле образовалась мыльная пленка. Как же так, а где пузырь, ведь вы ребята говорили, что мыльные пузыри создают из воды и мыла. Как вы думаете, чего не хватает? Конечно, нужно заполнить мыльную пленку воздухом.
- Мыльные пузыри создает мыльная пленка и воздух внутри нее.
Вывод: Теперь мы точно знаем, для рождения мыльного пузыря нужны: мыло, вода и воздух.
(Выдуваем пузыри из рамок различной формы: круглой, квадратной, треугольной и из трубочки)
- Посмотрите, ребята какой интересной формы у меня рамочки (показываю, дети называют форму), а можно ли выдуть треугольный пузырь из треугольной рамочки, проведет опыт Олечка ( и т.д.)
- Какой формы получились пузыри из треугольной, квадратной…рамки? ( ответы детей). Все пузыри получились круглые, это потому, что воздух внутри мыльной пленки распространяется равномерно.
Вывод: Какую бы рамку мы не использовали, пузырь будет иметь форму шара.
Опыт 2. « Почему пузырь лопается в наших руках?»
(Выдуваем пузырь и предлагаем, дотронутся до него пальцем или каким либо предметом, пузырь лопается.)
- А кто из вас может поймать мыльный пузырь, или дотронутся до него, чтобы он не лопнул? (пробуем вместе с детьми) Не получается? Может у взрослых получится? (пробуют взрослые) Почему же мыльные пузыри лопаются?
- Это происходит потому, что в месте соприкосновения с сухим предметом или рукой, вода смачивает их, от потери влаги пленка лопается.
- А сейчас я открою вам секрет как приручить мыльные пузыри.
(Выдуваем пузырь, но теперь дотрагиваемся до него смоченными в мыльном растворе предметом ,пальцем, предмет спокойно проходит сквозь пузырь.)
- Настя, Родион опустите ладошки в мыльный раствор, теперь ловите пузырь.
- Ну, вот совсем другое дело, ваши мокрые ладошки стали родными для пузыря.
- Если к мыльному пузырю дотронутся мокрым предметом, пузырь не потеряет воду и не лопнет.
- Мыльные пузыри можно передавать друг другу, делать между ладошками «туннель» из мыльного пузыря.
- Теперь вы знаете, почему разрушается мыльный пузырь.
Вывод: Пузырь разрушается из-за потери влаги.
Опыт 3. «Почему мыльные пузыри бывают маленькие и большие»
(Дуя в трубочку, быстро выдуваем много маленьких пузырей, дуя в трубочку медленно получаем один большой пузырь)
- А знаете, ребята, почему одни мыльные пузыри получаются большие, а другие маленькие? (надуваем)
- Если вдувать в пузырь воздух медленно, то мыльная пленка успевает растянуться и пузырь получается большой, но если дуть быстро - то мыльная пленка не успевает растянуться и рвется, получаются маленькие пузыри.
(На тарелку наливаем мыльную жидкость 2 мм., воронкой над тарелкой выдуваем большой пузырь, внутрь пузыря вставляем смоченную раствором трубочку и выдуваем маленький, получаем пузырь в пузыре)
- А сейчас я покажу, как можно сделать пузырь в пузыре.
-В этом опыте действует то же правило эластичности мыльной пленки, вдувая в большой пузырь маленький, пленка большого пузыря растягивается, он увеличивается ровно на объем маленького пузыря. ( В этом опыте можно спрятать в мыльный пузырь игрушку)
- Вот мы и раскрыли секрет маленьких и больших пузырей, большие пузыри получается, если…., маленькие если…
Вывод: Размер пузыря зависит от того как быстро его надувают.
Опыт 4. « Почему мыльные пузыри умеют летать?»
( Выдуваем пузырь, он медленно опускается на землю. Выдуваем пузырь и аккуратно машем веером, или дуем на него, пузырь поднимается вверх, в сторону, летает.)
- Все видели, как летают мыльные пузыри, но всегда ли они летают? (первая часть опыта) Мой пузырь отказывается летать, почему? А если я взмахну веером, смотрите, он полетел.
- Ребята подуйте друг на друга, вы чувствуете поток воздуха, созданный вами? Веер тоже создает поток воздуха и, ударяясь о пленку мыльного пузыря, толкает его, заставляя двигаться. Так же и на улице есть потоки воздуха, в которых могут летать мыльные пузыри. Если потока воздуха нет, мыльные пузыри опустятся на землю.
- Теперь мы знаем, что пузыри летают в …..
Вывод: Пузыри летают в потоках воздуха.
Игры с мыльными пузырями.
ММП: - Мои друзья, мыльные пузыри очень спортивные и в царстве Мылопены часто бегают наперегонки.
(На шерстяной шар выдуваем два небольших пузыря. ММП и воспитатель берут трубочки и каждый дует на свой пузырь, пузыри катятся по шарфику кто быстрей. Эту игру повторяют дети.)
- Сейчас наши с Аллой Николаевной пузыри побегут наперегонки, чей пузырь бежал быстрее?. Хотите попробовать? (дети играют)
- Пузыри можно выдувать с помощью самых разных предметов (показываю) и пока звучит музыка вы можете поиграть с мыльными пузырями.
(Звучит музыка «Мы пускаем пузыри»)
(Детям раздают, трубочки, рамочки, резинки, все с помощью чего можно выдуть пузырь. Надуваем, играем, используя те знания, которые получили при опытах).
ММП:- Молодцы ребята, теперь вы знаете много секретов о мыльных пузырях. Пора порадовать их подарками, сделанными своими руками.
Часть вторая – творческая.
(Проводит воспитатель Алла Николаевна)
Воспитатель: Всмотритесь внимательно, дети, в пузыри. Какие цвета вы в них увидели?
Дети рассказывают, что пузыри прозрачные, но в них видны все цвета радуги, называют их).
Воспитатель: Правильно, ребята, у нас они разноцветные. И такими пузырями можно рисовать, хотите научиться?
Рисование мыльными пузырями.
Воспитатель: -Ребята, подумайте и скажите, какие предметы нам нужны для рисования? (Бумага, смесь для пузырей, трубочки, краски, кисточки, фломастеры, цветные карандаши).
-А сейчас я покажу вам, как можно рисовать мыльными пузырями. Нужно взять соломинку, вдохнуть носом воздух, а выдыхать осторожно ртом через соломинку - пузыри поднимаются. Накрываю стакан листом бумаги. Лист бумаги нужно немного подержать на стаканчике, чтобы краска впиталась в него. А теперь этот же лист положим на стакан с другим цветом, затем - с другим. И у нас получатся разноцветные рисунки.
Воспитатель: - А сейчас я покажу вам, как можно ещё рисовать мыльными пузырями.(Выдуваю одиночные пузыри на лист бумаги). Давайте подумаем, во что могут превращаться пузыри?
-Если пузырь опустится в лесу, во что он может превратиться? (Дети: в животных, в деревья).
Воспитатель: - А опускаясь в воду? (Дети: в рыб и морских обитателей).
Воспитатель: - Оказавшись на поляне он превратится в … (Дети: в цветы и насекомых).
Воспитатель: - Поднимаясь в небо, он может превратиться в …. (Дети: в облачко, птичку, планеты).
(Выставляю образцы рисунков)
(Звучит музыка П.Чайковского «Подснежник»).
Воспитатель: - Мы с вами пофантазировали, а теперь начнём колдовать, в чудеса всё превращать. (Дети начинают работу. Затем дорисовывают пузыри. По ходу работы, при необходимости, задаются наводящие вопросы).
Воспитатель: - Ребята, оказывается мыльными пузырями можно нарисовать такие чудесные картинки. Расскажите, что вы увидели в своих рисунках? (Дети поочередно рассказывают, затем выбирают, кому какая работа понравилась и почему).
А чему мы сегодня научились? (Научились делать мыльные пузыри и рисовать ими).
Что узнали нового? (Как делают мыльные пузыри: если в теплой воде развести мыло, добавить моющее средство, взять трубочку и подуть, то образуются мыльные пузыри).
Итог:
ММП: - Спасибо, дорогие друзья, ваши рисунки очень хороши. Мои мыльные пузыри забыли о грусти, стали веселыми и крепкими и обязательно будут радовать вас на праздниках и в обычные дни. До свиданья!
За вашу помощь из волшебной страны Мылопены вам подарки - конфеты и мыльный раствор для создания и изучения свойств мыльных пузырей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» в средней группе
Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» в средней группе...
Опыты с мыльными пузырями в подготовительной группе
Цель: обогащение представлений детей о свойствах мыльной воды,путем экспериментирования Задачи: - развитие...
ОПЫТ С МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Обогащение представлений детей о свойствах мыльной воды,путем экспериментирования ....
Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию «Волшебные мыльные пузыри» Нетрадиционная техника рисования – мыльными пузырями. (Вторая младшая группа. Возраст: 3-4 года)
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Мыльные пузыри" в старшей группе
Конспект занятия для детей старшей группы экспериментальной направленности....
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» в средней группе
Цель: формировать представления детей о свойствах воды и мыльных растворов.Задачи:Познакомить со способом изготовления мыльных пузырей, их свойствами;Закрепить и систематизировать знания о ...
Конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности«Волшебство мыльных пузырей» (для подготовительной группы)
Конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности«Волшебство мыльных пузырей»(для подготовительной группы) Цель: выявить особенности поведения мыльного пузыря на морозе....