Программа кружка по познавательно-исследовательской деятельности.
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа по экспериментальной деятельности
«Занимательные опыты и эксперименты»
Возраст обучающихся : 5-7 лет
Срок реализации 2 год
Автор :воспитатель Агаджанян Оксанна Зармиковна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 126.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
д\с №7 «Колосок» г. Петровск Саратовская область
Принята на заседании Утверждаю
Педагогического совета Заведующая МДОУ д/с№7
От Шмелева В.Н.
Протокол № Приказ №
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа по экспериментальной деятельности
«занимательные опыты и эксперименты»
Возраст обучающихся : 5-7 лет
Срок реализации 2 год
Автор :
воспитатель Агаджанян Оксанна Зармиковна
г. Петровск 2021 год
Занимательные опыты и
эксперименты.
1 Пояснительная записка.
В Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем. Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельности – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знаний об окружающем мире в процессе деятельности. Многие ученые считают дошкольное детство сенситивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.
Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно-манипулятивная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическим воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества с взрослым.
Актуальность.
На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания.
Программа «Лаборатория волшебства» подготовлена для дополнительного образования детей, проявляющих особые способности к исследовательской деятельности, повышенный познавательный интерес, стремящихся к самостоятельным открытиям.
Познавательно-исследовательская практика ребенка – занятие самостоятельное и нередко разворачивается за пределами непосредственного внимания педагога. Самостоятельно добывая знания, каждый ребенок должен быть уверен в том, что все новое, им найденное, будет востребовано, интересно для друзей и взрослых.
При всех положительных аргументах, детская познавательно-исследовательская практика не способна решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.
В исследовательской деятельности совместно с педагогом или другим взрослым, дети овладевают такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и другие. Без умения владеть этими понятиями затрудняется и формирование абстрактного мышления. А овладеть им можно только при исследовании живых фактов и явлений, того, что видишь своими глазами.
Для этого надо учить ребенка переходить от конкретного предмета и отдельного факта к абстрактному обобщению.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
- развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Основная цель программы кружка:
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Общие задачи:
Обучающие
- Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка.
- Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
Развивающие
- Развивать умения самостоятельно определять проблему исследования,
выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы.
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности. - Развивать коммуникативные навыки.
Воспитывающие
- Воспитывать дружескую атмосферу в группе, повышать уровень сплочённости, положительную мотивацию к коллективной деятельности.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
2. Содержание программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - 5-7 лет.
Срок реализации кружка: 2 года. Октябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25 минут.
Форма проведения занятий кружка: занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Метапредметные результаты
Дети будут уметь:
- наблюдать;
- выбирать тему исследования;
- видеть и формулировать проблему;
- выдвигать 1 или 2 гипотезы;
- предлагать оригинальные решения;
Дети будут владеть:
- опытом поиска возможных вариантов решения;
- самостоятельно проводить несложные исследования;
- навыками работы с лабораторным оборудованием.
Получат опыт участия:
- в экспериментировании в паре или группе;
- опыт делового общения;
- презентации результатов работы для сверстников и родителей.
Предметные результаты
Включает в себя конкретные этапы, которыми должны овладеть дети к концу обучения:
-выделение и постановка проблемы,
- выдвижение гипотезы,
- поиск и предложение возможных вариантов решения,
- сбор материала,
- обобщение полученных данных.
Одним из этапов каждого занятия является последовательное обсуждение результата, например:
- Что нового вы узнали?
- Какие вопросы возникли?
- Каким образом вы получили результат?
- Кому, и для какой цели, могут быть интересны полученные вами результаты (в каких ситуациях нас может выручить магнит, в какой воде лучше варить яйцо, где нас выручит колесо и др.)
- Какая проблема интересует вас сейчас?
По окончании учебного года проводится промежуточная и итоговая диагностика.
Развитие познавательного интереса у детей к предметам окружающего мира и их свойствам, а так же на развитие конвергентного и дивергентного мышления. Формируется посредством тренировочных упражнений, умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, находить решения и выполнять несложные эксперименты. Все занятия проводятся в игровой форме, с привлечением персонажей сказочных сюжетов, с использованием логических загадок, художественных произведений. В такие занятия проводятся со всеми детьми в подгруппах. Диагностика в конце учебного года позволяет выявить детей, имеющих склонности к исследовательской деятельности.
Способы определения результативности
Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (5 лет)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
Часть 1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ | Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. | год | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Умение видеть и выделять проблему |
|
|
2 | Умение принимать и ставить цель |
|
|
3 | Умение решать проблемы |
|
|
4 | Умение анализировать объект или явление |
|
|
5 | Умение выделять существенные признаки и связи |
|
|
6 | Умение сопоставлять различные факты |
|
|
7 | Умение выдвигать гипотезы, предположения |
|
|
8 | Умение делать выводы |
|
|
Вывод:
Часть 2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. Примечание: За основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И. « Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. | Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредствен-ной помощи педагога. | Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем. | Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. | Хорошо понимает простейшие одночленные причинно следственные связи . |
Средний | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |
Низкий | Желание что – то сделать выражают словами. | Произносят фразу: «Я хочу сделать то –то». | Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами. | Выполняют простейшие поручения взрослых. Работают с помощью воспитателя. Он должен постоянно привлекать внимание ребёнка к наблюдаемому объекту. | Отвечают на простые во-просы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий. |
Вывод:
Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (6 лет)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
Часть 1.Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ | Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. | год | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Умение видеть и выделять проблему |
|
|
2 | Умение принимать и ставить цель |
|
|
3 | Умение решать проблемы |
|
|
4 | Умение анализировать объект или явление |
|
|
5 | Умение выделять существенные признаки и связи |
|
|
6 | Умение сопоставлять различные факты |
|
|
7 | Умение выдвигать гипотезы, предположения |
|
|
8 | Умение делать выводы |
|
|
Вывод:
Часть2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Примечание: за основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И. « Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.)
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно. | Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога. | Принимает активное участие в планировании проведения опыта, прогнозирует результат, с помощью взрослого планирует деятельность. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы. | Выполняет опыт под непосредственным контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам. Использует несколько графических способов фиксации опытов. | При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных связей. |
Средний | Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. | Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога. | Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем. | Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. | Хорошо понимает простейшие одночленные причинно – следственные связи. |
Низкий | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |
Вывод:
Индивидуальная карта овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. (7 лет)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
Часть1.Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ | Интегративные качества, необходимые для формирования навыков экспериментирования | год | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Умение видеть и выделять проблему |
|
|
2 | Умение принимать и ставить цель |
|
|
3 | Умение решать проблемы |
|
|
4 | Умение анализировать объект или явление |
|
|
5 | Умение выделять существенные признаки и связи |
|
|
6 | Умение сопоставлять различные факты |
|
|
7 | Умение выдвигать гипотезы, предположения |
|
|
8 | Умение делать выводы |
|
|
Вывод:
Часть 2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Примечание: за основу взяли «Структурно – логическую схему формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте» Ивановой А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Творческий Центр «Сфера» М., 2009.
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает предположения, гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других. | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлениисвязей и последовательностей (что сначала, что потом) | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует. Не вникая в его подлинное содержание. |
Вывод:
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.
Развитие познавательного интереса у детей к предметам окружающего мира и их свойствам, а так же на развитие конвергентного и дивергентного мышления. Формируется посредством тренировочных упражнений, умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, находить решения и выполнять несложные эксперименты. Все занятия проводятся в игровой форме, с привлечением персонажей сказочных сюжетов, с использованием логических загадок, художественных произведений. В такие занятия проводятся со всеми детьми в подгруппах. Диагностика в конце учебного года позволяет выявить детей, имеющих склонности к исследовательской деятельности.
3. Содержание учебного плана
1 год
№ занятий | Тема | Кол-во занятий |
1 | «Экскурсия в детскую лабораторию» | 1 |
2 | «Приборы для опытов» | 1 |
3-12 | «Воздух вокруг нас» | 10 |
13-24 | «Вода вокруг нас» | 12 |
25-32 | «Солнце-свет, цвет, тепло» | 8 |
33-36 | «Магнит» | 4 |
2 год
1-12 | «Почва» | 12 |
13-20 | «Песок и глина» | 8 |
21-24 | «Камни» | 4 |
25-28 | «Человек и природа» | 4 |
29-36 | «Растения» | 8 |
Календарно-тематическое планирование.
1 год обучения
№ | месяц | число | Форма занятия | Тема занятия | Цель |
1 | Сентябрь | 09.09. | Беседа | «Экскурсия в детскую лабораторию» | Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), об эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории. |
2 | Сентябрь | 16.09. | Беседа | «Приборы для опытов» | Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов(микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп), познакомить с правилами пользования приборами. |
3 | Сентябрь | 23.09. | Беседа | «Воздух вокруг нас»: «Воздух и его свойства» | Расширять представление детей о свойствах воздуха. |
4 | Сентябрь | 30.09. | Опыт | «Как поймать воздух?» | Формировать представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность. |
5 | Октябрь | 07.10. | Беседа | «Что бывает воздушным?» | Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. |
6 | Октябрь | 14.10. | Игры, наблюдения, выводы детей | «Игры с воздушными шарами» | Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. |
7 | Октябрь | 21.10. | Чтение, беседа | «Кто использует воздух?» Н. Латынова «Ветер, который устал крутить мельницы» | Способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха. |
8 | Октябрь | 28.10. | Опыт | «Как услышать воздух» | Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. |
9 | Ноябрь | 04.11. | Наблюдение, беседа | «Почему движутся облака?» | Закрепить знания о явлениях неживой природы. |
10 | Ноябрь | 11.11. | Беседа, конструирование из бумаги веера | «Как можно получить ветер?» | Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха. |
11 | Ноябрь | 18.11. | Беседа | «Человек и воздух» | Дать понятие детям о значимости воздуха для человека. |
12 | Ноябрь | 25.10. | Досуг | «Поговорки и загадки о воздухе, ветре» | Закрепить ранее полученные знания о воздухе. |
13 | Декабрь | 02.12. | Беседа | «Вода вокруг нас»: «Есть ли у воды цвет, вкус и запах» | Уточнить знания у детей о свойствах воды (жидкая, бесцветная, прозрачная, без запаха, текучая, имеет вес, не имеет формы). |
14 | Декабрь | 09.12. | Беседа | Круговорот воды в природы | Расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе. |
15 | Декабрь | 16.12. | Опыт | «Пар-это вода» | Расширить и закрепить представления детей о состояниях воды. |
16 | Декабрь | 23.12. | Беседа | «Вода- помощница» | Учить детей беречь воду. |
17 | Декабрь | 03.12. | Чтение, беседа | «Как проверяют прозрачность воды моряки?» С.Сахаров | Способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды. |
18 | Январь | 13.01 | Опыт | «Как из солёной воды добыть питьевую воду». | Научить детей добывать питьевую воду из солёной воды. |
19 | Январь | 20.01. | Опыт с микроскопом | «Капля воды из вазы с букетом цветов» | Дать детям понятия живых организмов в воде (амёба и инфузория) |
20 | Январь | 27.01. | Беседа | «Снег и его свойства» | Закрепить знания о свойствах снега (белый, пушистый, холодный, тает в тепле). |
21 | Февраль | 03.02. | Просмотр видеофильма | «Снежинки, какие они?» | Закрепить знания детей об основных свойствах снега и его назначении в природе. |
22 | Февраль | 10.02. | Опыт | «Лёд и его свойства» | Познакомить детей с различным агрегатным состоянием воды (лед-твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды). |
23 | Февраль | 17.02. | Экскурсия к водоёму | «Что слало с водой зимой?» | Систематизировать знания детей о характерных признаках воды в холодное время года. |
24 | Февраль | 24.02. | Досуг | «Загадки о снеге, воде, льде». | Закрепить ранее полученные знания о свойствах воды. |
25 | Март | 03.03. | Беседа | «Солнце-свет, цвет, тепло»: «Знакомство с солнечным лучиком» | Расширить знания детей о явлениях неживой природы. |
26 | Март | 10.03 | Опыт | «Можно ли поймать «солнечного зайчика» | Дать детям понятие о «солнечном зайчике». |
27 | Март | 17.03. | Просмотр видеофрагмента | «Театр теней» | Знакомство с понятиями «света» и «тени». |
28 | Март | 24.03. | Беседа | «Солнечные часы» | Формировать представление о времени и о разных приспособлениях для его измерения. |
29 | Март | 31.03. | Опыт | «Какие предметы нагреваются быстрее?» | Дать детям понятие какие предметы, какого цвета нагреваются быстрее на солнце |
30 | Апрель | 07.04. | Беседа | «Почему у подсолнечника такое имя?» | Уточнить и расширить значение солнца в жизни подсолнечника. |
31 | Апрель | 14.03. | Наблюдение, беседа | «Какой снег тает быстрее?» | Расширить и обогатить представления детей о снеге и его свойствах. |
32 | Апрель | 21.04. | Досуг | «У солнышка в гостях» | Развивать связную речь детей на основе обучения рассказывания. |
33 | Май | 05.05. | Беседа | «Магнит»: «Магнит и его свойство притягивать» | Закрепить знания детей о магните и некоторых его свойствах. |
34 | Май | 12.05. | Опыт | «Варежка с секретом» | Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита. |
35 | Май | 19.05. | Опыт | «Действует ли магнит в воде?» | Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита. |
36 | Май | 26.05. | Досуг | «Как помочь Золушке?» | Закрепить ранее полученные знания о свойствах магнита. |
2 год обучения
№ | месяц | число | Форма занятия | Тема занятия | Цель |
1 | Сентябрь |
Беседа | «Почва»: «Что такое почва?» |
Формировать представления о значении почвы. | |
2 | Сентябрь | Опыт с микроскопом | «Из чего состоит почва?» | Познакомить детей со свойствами плодородной почвы по средствам экспериментальной деятельности. | |
3 | Сентябрь | Опыт | «Есть ли в почве воздух?» | Продолжать знакомить детей с почвой, ее компонентами, которые входят в ее состав, используя опыты-эксперименты. | |
4 | Сентябрь | Беседа | «Кто живёт в почве?» | Продолжать знакомить детей с почвой и её обитателями. | |
5 | Октябрь | Просмотр мультфильма | «Лунтик и его друзья». Серия «Нора». | Дать детям представление о дождевом червяке, его приспособление к жизни под землей и его роли в создании плодородной почвы. | |
6 | Октябрь | Наблюдение | «Знакомство с дождевым червём». | Формировать знания детей с характерными особенностями внешнего вида земляного червяка и его пользе для почвы. | |
7 | Октябрь | Беседа, наблюдение | «Почему дождевые черви выползают из норок после дождя?» | Расширить представление детей о свойствах почвы, побуждать устанавливать причинно–следственные связи, делать выводы. | |
8 | Октябрь | Практическая работа | «Рыхление и полив почвы на огороде детского сада» | Продолжать знакомить детей с почвой. | |
9 | Ноябрь | Беседа | «Почему нельзя ходить по газонам?» | Продолжать знакомить детей с свойствами почвы. | |
10 | Ноябрь | Опыт | «Как сделать модель почвы?» | Продолжать знакомить детей с почвой, ее компонентами, которые входят в ее состав, используя опыты-эксперименты. | |
11 | Ноябрь | Беседа | «Живая» или «мёртвая» вода, что полезнее для почвы?» | Дать детям представление, как происходит загрязнение почвы. | |
12 | Ноябрь | Опыт | «Сухая и влажная почва» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву. | |
13 | Декабрь | Беседа | «Песок и глина»: «Песок и глина»
|
Познакомить детей со свойствами песка и глины. | |
14 | Декабрь | Опыт | «Из чего состоит песок?» | Продолжать знакомить детей со свойствами песка. | |
15 | Декабрь | Наблюдение | «Песок бывает разным» | Продолжать знакомить детей со свойствами песка. | |
16 | Декабрь | Опыт | «Может ли песок нагреваться» | Расширить представление детей о свойствах песка. | |
17 | Январь | Опыт | «Песок- природный фильтр» | Расширять знания детей со свойствами песка, обучать навыкам проведения лабораторных опытов. | |
18 | Январь | Просмотр видеофильма | «Какая нора прочнее?» | Закрепить знания детей о свойствах песка и глины. | |
19 | Январь | Наблюдения | «Для чего нужны песок и глина?» | Дать детям представления о пользе песка и глины. | |
20 | Январь | Практическая работа | «Лепим из глины посуду» | Активизировать знания детей о свойствах глины. | |
21 | Февраль | Беседа, наблюдение | «Камни»: «Какими бывают камешки?» | Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями. | |
22 | Февраль | Опыт | «Могут ли камни издавать звуки?» | Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни), выявлять их свойства и особенности. | |
23 | Февраль | Опыт с микроскопом | «Из чего состоит соль?» | Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. | |
24 | Февраль | Просмотр мультфильма | «Какой дом прочнее?» Мультфильм «Три поросёнка» | Закрепить знания детей о свойствах камня и его прочности. | |
25 | Март |
Беседа | «Человек и природа»: Почему нельзя оставлять в лесу мусор?» |
Формировать у детей экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
| |
26 | Март | Практическая работа(аппликация) | «Мусор и его вторая жизнь» | Формировать у детей ответственное отношение к окружающей среде. | |
27 | Март | Наблюдение при помощи лупы | «О чём рассказали лишайники на деревьях?» | Дать детям понятие о лишайниках, что это такое – гриб или водоросль, где живут и какую роль выполняют в природе. | |
28 | Март | Опыт | «Как сделать бумагу» | Формировать у детей знания и представления о бумаге, её свойствах. | |
29 | Апрель | Практическая работа | «Растения»: «Посадка луковичных растений» |
Обобщать знания детей об условиях роста и развития растений. | |
30 | Апрель | Опыт | «Пьют ли растения воду? | Организовать познавательно – исследовательскую деятельность детей, направленную на знакомство с поглощением растениями воды. | |
31 | Апрель | Наблюдение, беседа | «О чем рассказал пень» | Дать детям знания о том, что «пень» - место обитания разнообразных живых существ (насекомых, жуков, растений). | |
32 | Апрель | Опыт | «Почему у алоэ толстый лист» | Дать представления об особенностях растения в ходе опытно-исследовательской деятельности. | |
33 | Май | Беседа | «Как человек помогает растениям путешествовать?» | Формировать представление детей о строении, росте, развитии и семенном размножении растений. | |
34 | Май | Опыт с микроскопом | «Почему растения и насекомые дружат?» | Формировать понятие о взаимосвязи и единстве живого в природе. | |
35 | Май | Опыт с микроскопом | «Мох и его структура | Познакомить детей с одной из групп растений – мхами. | |
36 | Май | Практическая работа | «Посев семян в огороде детского сада» | Учить детей приемам посева семян. |
Список методической литературы.
1.Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж:ЧП Лакоценин С. С., 2008.
2.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.
3.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011.
4.В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада.
5.Познавательное развитие. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.6.Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. 7.О.А.Воронкевич Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2003.
8.С.Н.Николаева, И.А.Комарова. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
9.Л.А.Каменева. Н.Н.Кондратьева и др. Мир природы и ребѐнок.- СПб: «Детствопресс», 2003.
10.Н.Н.Кондратьева «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб: «Детство-Пресс», 2002.
11.Л.С.Журавлѐва Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
12.С.Н.Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010.
13.Л.А.Владимировская. От осени до лета. – Волгоград: Учитель, 2004. 14.Услуги интернета:
14.А.А.Вахрушев; Е.Е. Кочемасова; Ю.А.Акимова «Здравствуй мир» Методические рекомендации.
15.С.Н.Николаева «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду.
«Корифей» издательско-торговый дом «Экология нестандартные занятия старшая группа.
Приложение
Работа с родителями.
Месяц | № | Тема | Форма работы |
| |||
Октябрь | 1 | Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка | Консультация |
Ноябрь | 2 | Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию | Памятка |
Декабрь | 3 | «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к экспериментальной деятельности» | Консультация |
Февраль | 4 | Несколько золотых правил для родителей | Памятка |
Март | 5 | Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством экспериментирования | Консультация |
Апрель | 6 | Литература в помощь | Выставка литературы |
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"Значение детского экспериментирования
для психического развития ребенка"
Как доказал Н.Н. Поддъяков, академик Российской академии образования, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: "фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования принизывает все виды детской деятельности, все детские деятельности, в том числе и игровую.
Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Однако долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования, а самостоятельные инициативы детей расценивались как нарушение дисциплины, поскольку не подверженные контролю, они на самом деле чреваты негативными последствиями. Родители, не осознавшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают. Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так, и лишает его права на ошибку, не позволят ему самому открыть истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что его естественная потребность познавать может кем-то не одобряться.
Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж.Ж. Руссо, может сделать деятельность детей чересчур убыточной. Какой же выход из положения? Выход в одном - в широком внедрении метода организованного и контролированного детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности. Теория вопроса разработана Н.Н. Поддъяковым, содержание отдельных опытов в последние годы активно разрабатывается и теоретиками и практиками дошкольного образования. Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет непростой, а многоуровневый эксперимент:
- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом;
- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами.
- личностный: узнает свои личные возможности;
- волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его несложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.
Например: Родители приезжают с ребенком на дачный участок, где ребенка можно занять и увлечь интересным делом. Прежде всего, надо попросить ребенка помочь вам, только делайте это на полном серьезе, без всяких там сюсюканий, тем более, что он действительно окажет вам помощь. Если вы делайте посадку, то попросите его подержать подготовленные к посадке семена или разгрести грядку, или самому положить в подготовленную лунку семечко. При этом рассказывайте ему о своих действиях, например, можно так: "Мы положим семечко в землю и засыплем его землей. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло, и оно начнет расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зеленый росточек, вот такой". (При этом показать какую-нибудь травинку). Если высаживайте рассаду помидоров, то пусть ребенок подносит вам по одному стебельку. Если сломает нечаянно, возьмите в руку сломанный стебелек и скажите: "Я думаю, этот не будет жить и не принесет ни одного плода, он сломался, но давай попробуем все же его посадить". Дело не только в том, что он будет знать и чувствовать, как и что растет. Главное - он начнет думать, анализировать.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Роль семьи в развитии интереса ребёнка к экспериментальной деятельности»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что пятилетних детей, называют «Почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая, каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и не живым в природе. Исследование предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» «Почему?».
Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности и самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.
Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию нужно:
поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании;
предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами;
поощрять экспериментирования с ними;
помогать ему в этом своим участием.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним с его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, не открыть, так чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то не досказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал.» В. А. Сухомлинский
Советы для родителей для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.
- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
- Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании
- Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
- Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
- Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
- Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
- Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это непроступок, а шалость.
- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).
- Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.)
Родители – это именно те люди, которые лучше всего могут помочь детям реализовать их потенциальные возможности.
Эксперименты, которые можно провести дома с детьми:
- «Какую форму принимает вода?"
Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разного размера. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи
- «Есть ли у воды вкус?»
Спросите перед опытом: «Какого вкуса вода?» После этого дайте детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дайте детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела теперь вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.
- «Чем пахнет вода?»
Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.
- «Зачем нужна вода растениям?»
Нарежьте веточки быстро распускающихся деревьев или кустарников (тополь, береза, смородина). Возьмите сосуд с водой. Рассмотрите с детьми веточки (они должны быть только с почками, без листьев) и поставьте их в сосуд с водой. Объясните, что одно из важных свойств воды — давать жизнь всему живому. Пройдет время, и веточки оживут, а тополиные ветки могут даже пустить корни.
- «Вода не имеет цвета»
Пусть дети положат кристаллы марганцовокислого калия или краски в стаканы и тщательно перемешают, чтобы они полностью растворились. А также покажите им чай, кофе, компот, кисель. Пусть ребята убедятся, что вода окрашивается в цвет того вещества, которое положено в воду. Кроме того, покажите им, что интенсивность цвета зависит от количества вещества. Например, два кристалла марганцовокислого калия дают розовую окраску, а десять — фиолетовую.
- «Подводная лодка из винограда»
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
- «Подводная лодка из яйца»
Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, молено получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.
Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Памятка для родителей
«Детское экспериментирование»
При организации исследовательской работы с детьми должны соблюдаться определённые правила:
- Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
- Не сдерживать инициативу детей.
- Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
- Не спешить с вынесением оценочных суждений.
- Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
Дети 5-7 лет:
- О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Нельзя:
- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
- Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности
- Не следует молчать или делать вид, что Вам все равно в то время, когда Ваш ребенок погружен в экспериментальную деятельность.
Нужно:
- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. - Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формировать желание узнать новое. - Если у Вас возникает необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему Вы это делаете и помогите определить, что можно или как можно. - С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата.
«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»
- ВО ВРЕМЯ КУПАНИЯ.В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой). Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
- ВО ВРЕМЯ УБОРКИ КОМНАТЫ. Спросить у ребёнка: «Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?» Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
- ВО ВРЕМЯ ПОЛИВКИ ЦВЕТОВ.Поинтересуйтесь у малыша: «Все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?» Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
- В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА. УЗНАЙТЕ МНЕНИЕ РЕБЁНКА:«Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? » Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
- ОДНАЖДЫ НА КУХНЕ…Возьмите банку, налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.
В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы "Мы - исследователи"
Данный материал содержит программу кружка и тематическое планирование на год....
Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности «Мы – исследователи» для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет
Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности«Мы – исследователи»для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет...
Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности для второй группы раннего развития
ЦЕЛИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Первичные представления об объектах окружающего мира:формировать у...
Дополнительная образовательная программа по развитию познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в стране Наурандии»
В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадо...
Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности «Мы – исследователи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет
Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности«Мы – исследователи»для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет...
Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности "Почемучка"
Цель программы: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности....