Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности "Почемучка"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Цель программы: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu_vse_znat.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «БЕРЕЗКА»
МР «ОЛЕКМИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
678100 г. Олекминск, ул. Набережная 2, тел. 4-38-78, факс 4-38-78
______________________________________________________________________________________
ИНН 1421008367 КПП 142101001 БИК 049805001 ОКПО 81730625 Р/C 40701810498051000351
ППринято: ППедагогическим советом Протокол __№___от_________________201_ г. |
|
Программа «Почемучка»
Развития познавательно исследовательской деятельности»
Автор:
Воспитатель Тарасова. Н.В.
Олекминск - 2019
Пояснительная записка
Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности»
С. Л. Рубинштейн
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами, дети с удовольствием и интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой. Таким образом, предметы и явления живой и неживой природы являются объектами наблюдения и игр уже с рождения и помогают дошкольнику формировать нагляно образное и наглядно действенное мышления.
Я обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитии памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности. И как же привлечь детей к
познавательной активности? Конечно же через исследования и эксперименты.
. Так как исследовательский метод обучения, наиболее полно соответствует природе ребёнка и современным задачам обучения дошкольников.
Следовательно, актуальность использования детского экспериментирования при формировании наглядно-образного и наглядно-действенного мышления состоит в том, что:
• исследование имеет огромный развивающий потенциал (в процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения) ;
• экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
• познавательное развитие является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников (экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов)
Для меня очень важно научить дошкольников, связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных природных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде.
Методологической и теоретической основой определения содержания образовательной программы являются правовые акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; СанПин от 15 мая 2013 г. N 26 2.4.1.3049-13.
Цель:
- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
Задачи:
1. Расширить представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность;
2. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
3. Обогатить память ребенка, активизировать его мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения .
4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Практическая значимость программы:
1.Воспитывает интерес детей к исследовательской деятельности,
2.Развивает у детей психические процессы так как в ходе деятельности возникает необходимость сравнивать, анализировать.
3.Воспитывает стремление сохранять и оберегать природный мир.
Режим занятий:
Занятие проводятся в соответствии с учебно-тематическим планированием 1 раз в неделю.
Возрастная категория
Дети 5-7 лет.
Методы используемые в продуктивной деятельности.
Словесные (беседа, рассказ, обьяснения в выборе темы, рассуждения, художественное слово, инструктаж);
Наглядные (рассматривание иллюстраций, рассматривание книг, наблюдение, обследование объектов, презентаций);
Практические (игры, сбор информации, задания, эксперименты);
Метод стимулирование и мотивации деятельности (поощрения, игровые эмоциональные ситуации)
Техническое оснащения:
Проектор, экран, ноутбук. лаборатория для экспериментирования. Тетради для работы.
Ожидаемые результаты:
- Формируется интерес к «поисково – исследовательской деятельности»;
- Формируется умение определять методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- Вырабатывается умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- Вырабатывается рост уровня любознательности, наблюдательности; и развиваются психические процессы необходимые для обучения в школе;
- Развивается и активизируется речь детей, словарный запас пополняется многими понятиями;
- Формируется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы; проводить исследования и защищать свои проекты на конференциях.
дата | Мероприятия | Оборудование и материалы |
сентябрь | Подготовка к занятиям | Подбор материала и оборудования |
октябрь | Тема:1. Вода. «Какого цвета вода»2 «есть ли у воды вкус и запах .3 «Что растворяется в воде» 4. «Тонет не тонет» 5. «Как очистить воду» Задачи: дать первоначальные знания и роли воды в природе, Подвести к следующим открытиям. Вода прозрачная может растворят разные вещества, и приобретает вкус и цвет растворенных в ней веществ ». Воду можно измерить. Дать понять что всем на земле нужна вода. Познакомить с микроскопом 2.Развивать навыки и умения проводить простейщие опыты. Развивать умение работать с экспериментальными инструментами.
| Презентация Сосуды разной формы ложки, пипетки краски, соль. сахар, лимон салфетки, губка , ткань. Микроскоп |
Ноябрь | Тема:1«Что такое воздух?», 2. «Имеет ли воздух вес»3. «Где может прятаться воздух?»4. «Воздух и запах» Задачи: дать первоначальные знания о воздухе. что такое воздух и где он может быть?. 2.развивать навыки и умения проводить опыты, развивать умение работать с инструментами | Бумага, шарик, свеча, бутылочки миски с горячей и холодной водой. П робирки, лупа |
декабрь | Тема: 1-2-3 « Тесто»»» «разные виды теста, Соленое тесто» Задачи: дать представления о разных видах теста. | Соль вода мука |
Январь | Тема:1 -2 « Загадка мыльных пузырей » Задачи: Узнать кто придумал мыльные пузыри, Как приготовить раствор для мыльных пузырей. 3. «Изготовления слайма» Развивать навыки и умения проводить простейщие опыты. Развивать умение работать с экспериментальными инструментами. | Вода. Глицерин. Ферри. мыло,набор разных трубочек для выдувания пузырей |
Февраль | Тема «Соленая вода и пресная» Познакомить с отличиями соленой воды от пресной. Показать как наличие соли в воде влияет на плавучесть предметов.2 «Выращиваем соленые кристаллы» | Пробирки ложки воронка весы. |
Март | Тема: «Свет повсюду» Задачи Познакомить детей что такое Свет .солнечные лучи» | Презентация лупа, зеркал,фонарик |
Апрель | Тема «Почва», «Глина», «Почва» 1. «Из чего состоит почва» 2.»Исследуем песок», 3.знакомство с глиной.4. «Есть ли в почве воздух» Задачи: Дать первоначальные знания как возникает почва. Познакомить со свойствами песка и глины, | Контейнеры, Совочки, песок. Глина. |
Май | Тема: Растения, Растения прорастают из семян, Проращивания растения. Задачи: Дать первоначальные знания о прорастании растения из семян. Дать понять что растения растут и черенками и луковицами. Что из части растения может вырасти целое | Презентация фото семена , стаканчики, вода разбрызгиватель, чашки петри, бумага |
Список используемой литературы
О.А.Зыкова Образовательный модуль Экспериментирование живой и не живой природой.
Интернет ресурсы : сайт «Маам.ру для воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по ОО «Познавательное развитие: развитие познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста» (для детей 2-3 лет)
Рабочая учебная программа по познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста» (для детей 2-3 лет)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ (РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ) для детей 2-3 лет
Данное календарно – тематическое планирование по образовательной области «Познание» составлено на основе образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...
Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...
Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности для второй группы раннего развития
ЦЕЛИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Первичные представления об объектах окружающего мира:формировать у...
Рабочая программа кружка «Юный эколог» для детей 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа) по образовательной области «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность) на 2019 – 2020 учебный год
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...