Самообразование
методическая разработка (старшая группа)

Самообразование воспитателя старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_vospitatelya_starshey_gruppy.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя старшей группы «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»


План по самообразованию воспитателя старшей группы «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показывает практика работы воспитателя, дети очень любят творческий характер общения, а также самостоятельность и возможность самим сочинять, воображать и рассказывать своим сверстникам о чем либо.

В ходе своей работы мы стараемся добиваться, чтобы дети показали свое отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, запомнилось, что заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Мы заметили, что зачастую детям трудно правильно сформулировать свои ответы на вопросы воспитателя, так же воспитанники испытывают затруднения при описании разных иллюстраций, не всегда могут дать краткий, логически связанный пересказ литературного произведения, да и просто в свободной игровой деятельности воспитанники порой не могут правильно организовать свою речь, так чтобы она была правильной, красивой и логически связанной. Всё это побудило нас, как педагогов стараться значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей и еще белее глубже и подробнее изучить данную тему и разобрать наиболее важные ее разделы.

Тема самообразованияРазвитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа).

Актуальность темы:

Данную тему считаем очень важной и актуальной, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Значение связной речи для развития дошкольников неоцениморазвивает мышление (речь и мышление тесно связаны); обеспечивает социальные связи (общение, определение норм поведения); влияет на эстетическое воспитание (детские пересказы, сочинения влияют на образность, выразительность речи).

Формирование устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития детей. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросысамостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Очень важно вовремя начать работу с воспитанниками, грамотно выстраивать и планировать работу по данному вопросу и конечно важно учитывать индивидуальные особенности воспитанников.

ЦельРазвитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

Задачи для педагога:

Более подробно изучить важные разделы по данной теме

Обогатить «педкопилку» новыми методическими пособиями по данной теме

Разработать и создать методические пособия для работы с воспитанниками по данной теме

Поделиться с коллегами полученными новыми знаниями и опытом по данной теме

Просвещение родителей воспитанников по данной теме и индивидуальные консультации

Задачи по работе с воспитанниками:

Способствовать развитию диалогической формы речи;

Способствовать развитию монологическую форму речи;

Способствовать формированию навыков и умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

Способствовать формированию навыков и умений составлять рассказ (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам, составлять рассказ по мнемотаблицам;

Способствовать развитию умения составлять свои рассказы из личного опыта.

Задачи по работе с родителями:

Просвещение и консультирование родителей по данной теме

Работа по активному взаимодействию родителей, детей и воспитателей

Примерный план работы по самообразованию:

Месяц Тема Содержание работы Практический выход

Сентябрь

(самореализация воспитателей) Работа с методическим материалом Подбор и изучение литературы по теме;

Подбор вебинаров по теме и регистрация для участия в них

Методический материал,

График участия в вебинарах

Участие в вебинаре «Речевое развитие детей в ДОУ» на платформе https://www.uchmet.ru/

Сентябрь (работа с детьми) Диагностика Проведение диагностической работы с детьми Результаты диагностической работы

Октябрь (самореализация воспитателей) Мнемотаблицы

Изучение материала по теме «Мнемотехника».

Изготовление мнемотаблиц

Дидактический материал по мнемотехнике

Октябрь (работа с детьми) Формирование умения пересказывать литературные произведения

Способствовать развитию умения у детей работе с мнемотаблицами

Способствовать развитию навыка связного, логического и последовательно пересказа с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Способствовать развитию у детей приемов планирования собственного пересказа.

Способствовать активизации и обогащению словарного запаса детей. НОД по теме «Пересказ»

Октябрь (работа с родителями) Мнемотехника Проведение индивидуальных консультаций Консультации для родителей по схеме «ВОПРОС – ОТВЕТ»

Ноябрь (самореализация воспитателей) Сказкотерапия в развитии речи дошкольника Изучение литературы по данной теме Посещение Вебинара «Сказкотерапия в развитии речи дошкольника» на платформе https://solncesvet.ru/webinars/vebinar-24-oktyabrya-skazkoterapiya/

Ноябрь (работа с детьми) Развитие речи и личности дошкольника с использованием сказкотерапии.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на НОД по развитию речи».

Ноябрь (работа с родителями) Подготовка консультации для родителей «Сказкотерапия в развитии речи дошкольника» Консультирование родителей по данному вопросу

Декабрь (самореализация воспитателей) Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Изучение литературы, подбор методических пособий по данной теме. Картотека игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Декабрь (работа с детьми) Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Способствовать совершенствованию речевого слуха, закреплению навыков четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Работа над темпом, силой голоса, дикцией. Игры и упражнения с детьми направленные на развитие речи

Декабрь (робота с родителями) Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Подготовка выставки для родителей в раздевалке группу на тему «Дидактические и лексико-грамматические игры, влияющие на развитие речи детей» Просвещение родителей по данной теме.

Выставка в раздевалке группу на тему «Дидактические и лексико-грамматические игры, влияющие на развитие речи детей»

Январь (самореализация воспитателей) Составлению рассказов по сюжетным картинам. Изучение литературы, подбор методических пособий по данной теме Картотеки сюжетных картинок

Январь (работа с детьми) Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам Формирование у детей умения рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; Способствовать развитию у детей исследовательских действий при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; способствовать развитию умения у детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Продолжать пополнять и активизировать словарный запас детей. НОД «Составление рассказов по сюжетным картинкам»

Январь (работа с родителями) «Если ребенок не говорит – покажи ему картинку» Изготовление методички для родителей по данной теме Методичка для родителей «Если ребенок не говорит – покажи ему картинку»

Февраль (самореализация воспитателей) Роль загадки в формировании выразительности речи ребенка. Подбор и изучение методической литературы по данному вопросу. Изготовление методических пособий

Февраль (работа с детьми) Работа по обучению детей отгадывать загадки по схемам. Способствовать развитию монологической речи детей. Работа с загадками. Составление загадок.

Февраль (работа с родителями) Подготовка консультации для родителей на тему «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март (самореализация воспитателей) Развитие речи дошкольников через театральную деятельность Подбор и изучение методической литературы по данному вопросу. Изготовление театров и костюмов для инсценировки РН сказок Обновление театров и элементов костюмов для театральной деятельности

Март (работа с детьми) Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование РН сказок Способствовать развитию творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитию речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ инсценировки сказки для воспитанников средней группы

Март (работа с родителями Просвещение родителей по данному вопросу Творческий конкурс для родителей «Разнообразие театров» Выставка творческих работ родителей «Разнообразие театров»

Апрель (самореализация воспитателей) Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста Подбор и изучение методической литературы по данному вопросу. Консультация для педагогов «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»

Апрель (работа с детьми) Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Формирование у детей умения читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Продолжать пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». Конкурс чтецов «Весеннее настроение»

Апрель (работа с родителями) Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста Просвещение родителей по данной теме. Рассказать родителям о важности выразительности речи у детей. Консультация для родителей «Речь взрослого – образец для речи ребенка»

Май (самореализация воспитателя) Сочинение сказок Подбор и изучение методического материала по данной теме

Май (работа с детьми) Формирование навыков и умений у детей в сочинении сказок по модели-схеме Формирование умения у детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. Рассказывание сказок детьми в свободное время (вечером)

Май (работа с родителями) Сочиняйте сказки вместе с детьми Консультирование родителей «Сочиняем сказку с детьми дома» Творческий конкурс, выставка «Волшебный мир сказок»

Итоги работы (самореализация воспитателей) Формирование папки с накопленными за год методическими пособиями Папка «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Итоги работы (с детьми) Диагностика Подготовка и проведение диагностики Результаты диагностики

Итоги работы (с родителями) Анкетирование Подготовка и проведение анкетирования Результаты анкетирования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...