План самообразования 2022-2026 гг
материал
Речевое развитие у дошкольников с ОВЗ (ТНР) посредством обогащения сенсорного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_biktimirova_2022-2026.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию.
2022- 2026 гг.
Воспитатель: Биктимирова Светлана Валиевна.
Квалификационная категория: первая.
Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи): Среднее специальное образование, Нижнекамское педагогическое училище Татарской ССР, квалификация по диплому «воспитатель в дошкольных учреждениях», диплом ЖТ №823906 выдан 20 июня 1991 года.
Тема: Речевое развитие у дошкольников с ОВЗ (ТНР) посредством обогащения сенсорного опыта.
Цель: Повышение теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; изучение теории и практики речевого развития у дошкольников с ОВЗ (ТНР) посредством обогащения сенсорного опыта.
Задачи:
-Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления;
-Развитие обще и мелкой моторики;
-Развитие умения ориентироваться в пространстве;
-Активизация словаря;
-Формирование лексико-грамматического строя и связной речи;
-Формирование фонематических представлений;
-Формирование звуковой культуры речи.
Основное содержание (формы, методы и приемы)
Словесные методы | Создают у дошкольников предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание. |
Наглядные методы | Применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, электронных презентаций. Эти методы помогают создать у дошкольников конкретные представления об изучаемых действиях |
Практические методы | 1. Упражнение; 2. Игровой; 3. Соревновательный; Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у дошкольников образовались некоторые навыки игры |
Формы обучения: | Индивидуальная, фронтальная, групповая |
Ресурсы
Временные | 02.09.2019 г.- 22.05.2020 г. |
Информационные | Просветительско-профилактическая информация; мультимедийное сопровождение, слайд шоу, презентации. |
Интеллектуальные (экспертные) | Методические пособия по сенсорной интеграции; диагностический инструментарий выявления сенсорного развития детей. |
Кадровые | Сотрудники ДОУ (специалисты и воспитатели). |
Организационные | Администрация ДОУ. |
Материально-технические | Проектор, экран, ноутбук, сенсорное оборудование. |
Актуальность выбранной темы:
Опираясь на собственные наблюдения, полученные в результате опыта работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к заключению, что современный дошкольник характеризуется недостаточным уровнем сенсорного развития, то есть не всегда имеет полное представление о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, слухе, вкусе и качестве. Данный факт не позволяет ребенку дошкольного возраста иметь достаточный уровень сенсорного развития, а значит и подготовки его к обучению в школе.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного развития,несомненно: с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому и образовательный процесс, и коррекционно – развивающая деятельность педагогов невозможна без опоры на полноценное восприятие предметов
Таким образом, сенсорное воспитание в виду своей значимости в развитии познавательной сферы дошкольников должно являться неотъемлемой частью воспитательного процесса. Работа по сенсорному воспитанию и развитию воспитанников дошкольного возраста актуальна, так как именно это направление помогает педагогам расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения и создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности, а значит полноценно готовить воспитанников к обучению в школе.
Результаты обследования детей с ТНР свидетельствуют о том, что 20% из них имеют сенсомоторные нарушения: они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, обозначении этих свойств словом; отмечается низкий уровень слухового, зрительного восприятия, поведенческие расстройства, что приводит к сложностям в овладении программой. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности дошкольников.
Традиционный подход к организации сенсорного воспитания не всегда позволяет достичь достаточного уровня эмоциональной насыщенности окружающей среды, необходимого для организации комплексного воздействия на психику ребенка дошкольного возраста.
Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы по сенсомоторному развитию, необходимо привлечение дополнительных инновационных технологий, таких, например, как Монтессори-педагогика, а также специально организованное сенсорное развивающее пространство.
Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему, позволяет говорить об уникальности и ценности такого пространства для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. Особую актуальность приобретает его использование в практике работы с дошкольниками с ТНР.
Учитывая взаимосвязь развития сенсорных функций и речи, можно предполо-жить , что у дошкольников с ТНР будет иметь место качественное своеобразие зрительного, слухового, обонятельного и осязательного восприятия посредством развития сенсорных способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня сенсорного и речевого развития детей.
- Формирование многогранного полифункционального представления об окружающей действительности у детей с ТНР на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств.
- Обогащение сенсорной развивающей среды посредством реализации системы взаимодействия с родителями.
- Открытие, совестно с родителями, для детей новых возможностей в познании мира.
- Укрепление детско-родительских отношений в ходе реализации совместных
- мероприятий
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
Повышение уровня профессиональной компетентности (изучение литературы по данной теме);
Выявление проблемы, цели, задачи;
Проведение педагогической диагностики определения уровня развития
сенсорных процессов у детей;
Составление перспективного плана работы;
Создание условий для эффективного использования игр;
Подбор дидактического материала и игр
Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии(анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии).
Изучение психолого-педагогической литературы
№ | Литература | Примечание |
1 | Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019 – 272с. | Книга понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей |
2 | 2. Венгер Л.А., Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил. | Книга для воспитателей детского сада и родителей |
3 | Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с. | Книга немецкого терапевта Уллы Кислинг продолжает публикации, посвященные сенсорно - интегративной терапии. Автор - специалист с огромным опытом практической работы - рассказывает читателям о своих находках и о том, как теоретические принципы сенсорной интеграции могут быть применены в конкретных ситуациях." Книга адресованввана родителям и специалистам - неврологам, психологам, реабилитологам, педагогам и др. |
4 | Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Редактор, 2012. – 396с. | В 1998 году Кэрол опубликовала книгу «Разбалансированный ребенок», доступное пособие для родителей и учителей. Книга дала простое практическое объяснение: (1) сложной теории сенсорной интеграции, (2) лечения, называемого эрготерапией, с точки зрения сенсорной интеграции, и (3) расстройства, ко торое теперь называется дисфункцией сенсорной интеграции. Прочитав книгу Кэрол, родители стали обращаться к педиатрам и эрготерапевтам со словами: «Это мой ребенок. Нам нужна эрготерапия». |
5 | Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016. — 28 с. | Методическое пособие включает в себя обоснование и описание авторского метода сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики. Тематическое планирование позволяет включать индивидуальные занятия в дошкольных учреждениях. Упражнения, представленные в книге, направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме, без использования зеркала (что особенно важно для детей с аутизмом), с опорой на базовые виды чувствительности. Пособие может использоваться родителями и логопедами, работающими с детьми, имеющими алалию, разные формы детского церебрального паралича и нарушения поведения. |
II этап: творческий (основной)
изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
мастер класс для родителей по теме проекта;
консультации для родителей.
приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсомоторных навыков;
проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?». Консультации, беседы, совместные игры.
виртуальные консультации для родителей.
мастер классы для родителей.
сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного
отношения к окружающему миру;
знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
проведение дидактических игр и упражнений;
опытно - экспериментальная и исследовательская деятельность детей;
III этап: заключительный
Подведение итогов: итоговая диагностика
Проведение родительского собрания по теме проекта;
Выставка развивающих игрушек-самоделок «Умная игрушка своими руками»;
Выступление с темой и презентацией проекта на педсовете
-диагностика детей;
-выводы.
4. Участие в системе методической работы детского сада.
№ | Тема | Срок |
1 | Участник творческой группы МБДОУ | 2022-2026гг |
2 | Выступление на педагогических совещаниях МБДОУ | 2022-2026гг |
3 | Участие в районных методических объединениях Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан | 2022-2026гг |
4 | Участие в региональных семинарах Республики Татарстан | 2022-2026гг |
5 | Участие в конкурсах, конференциях | 2022-2026гг |
6 | Подготовка воспитанников к конкурсам | 2022-2026гг 2021гг. |
7 | Разработка рабочих программ, календарных планов по теме самообразования | 2022-2026гг. |
5. Обучение на курсах повышения квалификации (по потребности)
1. Предполагаемые курсы в 2022 году.
2. Разработка авторской программы, рецензирование через сайт "Новое образование" Центр педагогических Инноваций имени К.Д.Ушинского .
3. Вебинары, конференции, круглые столы на онлайн площадках.
Литература:
1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019 – 272с.
2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил.
3. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.
4. Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Редактор, 2012. – 396с.
5. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016. — 28 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на 2022 - 2026 уч.г.
Тема: «Развитие правильной речи детей через логоритмику у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО»....
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя 2022-2026 гг.
Современный воспитатель детского сада является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с дошкольника...
Индивидуальный план на 2022-2026 годы
Индивидуальный план на 2022-2026 годы...
План профессионального самообразования на 2022-2026 г.
План профессионального самообразования на 2022-2026 г....
Индивидуальный план по самообразованию на 2022 - 2026 г.г.
Художественно - эстетическое развитие имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это специфическое образное познание действительности. И как всякая познаватель...
План самообразования 2022-2026 гг
laquo;Развитие активной речи дошкольников путем ознакомления с художественной литературой»...
План по самообразованию на 2022-2026 гг.
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного по-ведения через ознакомление с правилами дорожного движения»...