План самообразования на 2022 - 2026 уч.г.
методическая разработка
Тема: «Развитие правильной речи детей через логоритмику у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobr_kuzmina.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию.
2022 - 2026 гг.
Кузьмина Надежда Михайловна,
воспитатель первой квалификационной категории
Среднее специальное, Татарское республиканское культпросветучилище по специальности культурно просветительная работа, квалификация клубный работник, руководитель хореографических коллективов.
Диплом о профессиональной переподготовке с 1 мая 2013 года по 28 февраля 2014 года, удостоверяющая право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Воспитание детей дошкольного возраста» (ГАОУ СПО «Нижнекамский педагогический колледж»).
Стаж педагогической работы –18 лет, первая квалификационная категория.
Курсы повышения квалификации: По программе дополнительного профессионального образования «Профессионализм воспитателя в контексте организации ведущих видов деятельности с учетом требований ФГОС ДО и профессионального стандарта «Педагог» на базе Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр социально-гуманитарного образования» г.Казань, в обьеме72 часа с 18.01.2021 по 29.01.2021. Удостоверение о повышении квалификации серия 0016 № 202101300008 от 29.01.2021г.
Дата начала работы над темой - 2022 год
Предполагаемая дата окончания работы - 2026 год
Тема: «Развитие правильной речи детей через логоритмику у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО».
Актуальность
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Ежегодная диагностика воспитанников показывает, что у более 50% детей нарушено чувство ритма и темпа, а также наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях особо у детей с задержкой речевого развития, имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность в своих силах, что ведет к негативным последствиям. Поэтому очень важно вовремя заняться исправлением звукопроизношения.
Цель:
воспитание целостной речевой и музыкально-двигательной активности через логоритмическую деятельность;
повысить профессиональный собственный уровень знаний и компетентность по вопросу развития правильной речи у дошкольников через логоритмику.
Задачи:
- изучить литературу о технологии проведения речевых занятий с использованием логоритмики;
- посетить занятия коллег и поучаствовать в обмене опытом;
- применить полученные знания на практике;
- обобщить личный опыт и опыт коллег об эффективности развития правильной речи с использованием логоритмики у детей дошкольного возраста.
Задачи в работе с детьми:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- воспитывать культуру речевого общения;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
развивающие:
- развивать познавательные процессы: речь, память, мышление
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Построение занятий зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие задачи должны решаться на данном этапе.
Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Необходимым условием работы при логоритмической деятельности является создание условий для возникновение удивления, интереса и для выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, умения организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.
Методическое обеспечение
Приемы:
Словесные:
Беседы;
Игры-беседы;
Рассказ;
Использование игровых ситуаций;
Игры — беседы с персонажами сказок;
Сочинение историй.
Наглядные:
Групповые выставки;
Рассматривание иллюстраций.
Практические:
Кукольные спектакли;
Игры – драматизации;
Игры – инсценировки;
Игры – забавы;
Подвижные игры;
Пальчиковые игры;
Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;
Формы организации:
Занятие по речевой деятельности по подгруппам;
Индивидуальная работа с ребенком;
Коллективные работы;
Тематические занятия;
Пальчиковая гимнастика;
Дидактические игры;
Физкультминутки;
Драматизация.
Технические средства обучения:
1. Магнитофон;
2. CD и аудио материал.
Предполагаемый результат:
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
В результате реализации программы ребёнок должен уметь:
Слушать произведения художественной литературы (сказки, рассказы, стихи)
Запоминать считалки, скороговорки, загадки;
Эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;
Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге.
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
Анализировать явление, событие, поступки литературных героев, оценивать их;
Воспроизводить содержание произведения;
Читать наизусть короткие стихотворения, произведения малых форм;
Передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (рисовании, игре, музыке и т.д.).
Назвать любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки; уметь спеть 3-4 хороводную песню.
С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
Знать содержание сказок; тексты выученных стихотворений.
Уметь отвечать на поставленные вопросы.
Уметь отличить стихотворение от загадки.
Способы проверки результативности работы:
В период реализации программы предполагаются следующие виды проверки:
Беседа, наблюдение.
Драматизация, инсценировка сказок.
Перспективный план.
№ | Содержание деятельности | Сроки реализации |
1. | Теоретический этап. Изучение методической литературы по данной проблеме: - Использование логоритмики в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии; - Проектная деятельность в детском саду; - Метод проектов с использованием логоритмики в детском саду; - М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»; - М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»; - Русмиленко Е.В. «Авторская программа кружка "Логоритмика»; - Кисловская И.А. «Авторская программа по преодолению речевых нарушений у детей через музыкально-логоритмические занятия»; - Т. А. Воробьёва «Логопедические упражнения»; Изучение статей в журналах: - «Дошкольное воспитание»: - «Ребенок в детском саду»; - «Музыкальный руководитель» Подготовить материал для проведения диагностики на начало и конец учебного года: -провести диагностику детей по развитию речевых способностей детей дошкольного возраста средствами логоритмики с целью выявления уровня сформированности навыков и умений; -обработка результатов диагностики; - разработать перспективный план работы с детьми; - ознакомление педагогов с результатами диагностики для дальнейшей совместной работы. | 2022 год 2022-2023 учебный год |
2. | Практический этап. - Изучение опытов педагогов ДОУ: взаимопосещение, открытые просмотры, методические посещения. - Оценка работы педагога при посещении занятий, изучение практического материала. - Использование логоритмики в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. - Изучение материалов по данной теме из опыта работы педагогов в Интернете. - Консультация для родителей «Многообразность вариативности использования интегрированного метода». - Консультация для родителей «Основные цели и задачи развития правильной речи». - Консультация для педагогов ДОУ по данной теме. - Участие в методических объединениях. - Участие в семинарах, конференциях ДОУ, района. - Разработка проекта по логоритмике «Раз словечко, два словечко…» - Презентация по теме «Речевая деятельность с детьми дошкольного возраста». Подведение итогов самообразования - Подготовить консультацию для педагогов с выступление на педагогическом совете - Оформление сборника консультаций для родителей: «Развитие правильной речи детей через логоритмику у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО» - Открытый просмотр и показ организованной образовательной деятельности. | 2023-2024 учебный год 2023-2024 учебный год 2025-2026 учебный год |
Используемая литература.
1. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2007
2. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез, 2006
3. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006
4. Сергиенко Г.Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.
5. В.Б.Гербова «Развитие речи в детском саду».
6. Р.К.Шаехова «Раз - словечко, два - словечко »;
7. Д.Денисова, Ю.Дорожин «Уроки грамоты для дошкольников»;
8. Журнал «Дошкольное воспитание» (№5, 6, 8, 9 1996г.)
9. Аудиозаписи из серии «Счастливый ребенок» (Колыбельные, Классика для малышей, Волшебство природы и т.д.)
10.Радынова О.П. «Музыкальное воспитание детей»
11. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профессионального самообразования на 2022-2026 г.
План профессионального самообразования на 2022-2026 г....
План самообразования на 2021-2026 год
План самообразования .Тема: "Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности"...
План самообразования на 2021 - 2026 гг.
План самообразования на 2021 - 2026 гг....
План самообразования на 2021 - 2026 гг.
План самообразования на 2021 - 2026 гг....
Индивидуальный план по самообразованию на 2022 - 2026 г.г.
Художественно - эстетическое развитие имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это специфическое образное познание действительности. И как всякая познаватель...
План самообразования на 2025-2026 учебный год.
активизация словаря...
План по самообразованию на 2022-2026 гг.
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного по-ведения через ознакомление с правилами дорожного движения»...