Проект на тему: «Русская матрёшка» (для подготовительной логопедической группы)
проект (подготовительная группа)
Проектная деятельность на тему: «Русская матрёшка» (для подготовительной логопедической группы)
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: 2 недели.
Возрастная группа: старшая (5-6 лет), подготовительная (6-7 лет).
Представлены актуальность, цели, задачи, этапы подготовки и проведения, план мероприятий и дополнительный материал для реализации проекта в свободное от образовательной деятельности время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkaya_matreshka_starshaya_gr.docx | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Русская матрешка»
для детей подготовительной логопедической группы
Актуальность проекта:
Важная особенность народной культуры заключается в том, что она поддерживает связь с прошлым, с нашими предками и их мудростью. Такая культура состоит из большого количества фрагментов, каждый из которых тянется вглубь веков. Народная культура как культурная память — она отражает определенный пласт прошлого народа, и в своих проявлениях как бы рассказывает нам о событиях, людях и исторических эпохах.
Современное общество проявляет искренний интерес к народной культуре как особому языку передачи самобытной информации о нас как о русских людях. Понимая значение народной культуры и ее функции в современном мире, необходимо стремится сохранить народное наследие с помощью разных мероприятий, программ и проектов, чтобы дети смогли увидеть предметы русского быта, русские народные игрушки, познакомиться с народными промыслами. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Актуальность данного проекта заключается в том, что у детей, как выяснилось в ходе беседы о матрешке, нет представления о ней, как предмете истории, нет устойчивого интереса, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои новые знания в практической деятельности.
Цели проекта: Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки - матрешки.
Задачи проекта:
- Познакомить с историей матрёшки как народного промысла;
- Рассказать о распространении и особенностях национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции);
- Закреплять умения составлять узоры, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции;
- Расширять словарный запас детей, активизировать речевую деятельность посредствам диалогов, бесед-рассуждений, дидактических и сюжетно-ролевых игр;
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания;
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
Планируемые результаты:
- начальные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения;
- заинтересованное участие в проектной деятельности (дети интересуются новым, задают вопросы, проявляют самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремятся к проявлению творческой инициативы.);
- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или помощью воспитателя дети объединяются для совместных действий, договариваются о распределении ролей в сюжетно-ролевых играх и т. д.)
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный. (2 недели)
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, логопед, родители.
Подготовительный этап.
1.Поиск материала об истории появления матрёшки, её прообразе, подготовка презентаций по теме проекта;
2.Создание среды для реализации дидактических игр;
3.Разработка основных мероприятий про реализации проекта;
4.Подбор материала для оформления мини-экспозиции «Народные промыслы»;
5.Ознакомление родителей посредством предоставления материалов по теме проекта (оформление папки-передвижки «История матрешки и ее виды»)
Основной этап.
1.Подборка сюжетных иллюстраций, фотографий для беседы с детьми;
2.Подборка художественной литературы для прочтения детям;
3.Подготовка материалов для продуктивной деятельности;
4.Просмотр презентации «Матрешка и ее разновидности»;
5.Организация работы с родителями через знакомство с творческими работами в холле группы.
Заключительный этап.
1.Выставка детских работ (рисование) «Матрешки водят хоровод»;
2.Выставка детских работ (пластилинография) «Какие разные матрешки»;
3.Оформление папки-передвижки для родителей «История матрешки и её виды».
Реализация проекта
№ | мероприятие | сроки | цели | участники |
1 | Беседа с детьми на тему: «Народные игрушки. Матрешка – кто она?». | День 1 | Расширять представления детей о культуре русского народа, народных игрушек, развивать и активизировать речь детей. | Дети, воспитатели, логопед. |
2 | Оформление информации для родителей «История матрешки и ее виды». | День 1 | Напомнить родителям о важности развития познавательного интереса у дошкольников, способствовать желанию узнавать новое и интересоваться историей народных промыслов. | Воспитатели |
3 | Прочтение Надежды Стецюк «Сказка о матрешках» | День 2 | Пополнять литературный багаж, продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, слуховое восприятие. | Дети, воспитатели |
4 | ИЗО-деятельность рисование «Матрешки водят хоровод» | День 2 | Учить рисовать детей графитовым карандашом основные линии матрешки, закрашивать цветными, воспитывать аккуратность, развивать воображение и творческие способности | Дети, воспитатели |
5 | Рассматривание иллюстраций по тематике «Народные промыслы». | День 3 | Активизировать познавательный интерес к окружающему миру, развивать зрительное восприятие. | Дети, воспитатели |
6 | Дидактическая игра: «Расставь по порядку» | День 3 | Развивать логическое мышление, тактильное восприятие, воспитывать усидчивость. | Дети, воспитатели |
7 | Составление описательного рассказа о матрешке | День 4 | Развивать речевую активность, помогать составлять рассказ по иллюстрации по предложенной схеме описательного рассказа. | Дети, воспитатели, логопед |
8 | Сюжетно-ролевая игра «Музей народных промыслов» (сюжет: экскурсия в музей) | День 4 | Закреплять умение брать на себя роли в соответствии с сюжетом игры (экскурсовод, посетители), развивать творческое воображение. | Дети, воспитатели |
9 | Разучивание стихотворения Л. Некрасовой «Веселые матрешки» | День 4 | Продолжать развивать интерес детей к миру народного творчества, развивать память и слуховое восприятие. | Дети, воспитатели, логопед. |
10 | Пластилинография «Какие разные матрешки» | День 5 | Развивать воображение, творческое мышление, закреплять основные навыки работы с пластилином. | Дети, воспитатели |
11 | Вечерние посиделки. Сказка «Необычные приключения матрешек» (детское сочинительство) | День 5 | Учить детей сочинять коллективные сказки, на примере героев рассматривать разные жизненные ситуации, развивать творческое воображение и речь. | Дети, воспитатели, логопед. |
12 | Показ презентации «Матрешка и её разновидности» (знакомство с загорской, полхов-майданской и семеновской матрешками) | День 6 | Познакомить детей с разновидностями матрешек, особенностями их росписи, материалом, из которого их делают (липа), активизировать познавательный интерес, диалоговую речь. | Дети, воспитатели, логопед |
13 | Дидактическая игра «Сложи узор». | День 6 | Формировать представление о росписи, развивать сенсорное восприятие, любознательность. | Дети, воспитатели |
14 | Совместное с детьми оформление мини-экспозиции по теме проекта «Народные промыслы» | День 7 | Создавать условия для развития познавательных интересов к народной культуре, быту, приобщать к традициям, размещая экспонаты для ознакомления. | Дети, воспитатели, логопед |
15 | ИЗО-творчество: раскраски по теме проекта «Народные промыслы» | День 8 | Предложить в свободное от образовательной деятельности время, раскраски для развития мелкой моторики, воображения, фантазии. | Дети, воспитатели. |
16 | Оформление выставки детских работ по проекту. | День 8 | Познакомить родителей с творчеством детей в ходе реализации проекта | Воспитатели |
17 | Игровое задание на прогулке «Наряди матрешку» | День 9 | Вовлечь детей в участие в эстафете в одевании куклы матрешки, развивать скорость реакции, командный дух, способствовать развитию двигательных способностей. | Дети, воспитатели |
18 | Итоговое мероприятие «Моя русская матрешка» (презентация), досуг «Добрая семья» | День 9 | Закреплять знания детей об истории Матрешки, помочь запомнить ее разновидности, активизировать познавательный интерес к окружающему миру, русской культуре. | Дети, воспитатели, логопед |
Заключение.
В ходе реализации проекта дети узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. В свободное от образовательной деятельности время дети рисовали матрешек, познакомились с составлением узоров, вместе с воспитателями оформили мини-экспозицию по народным промыслам. Воспитатели и логопед попытались обобщить полученные детьми знания о матрешке, ее появлении в истории русской культуры в итоговом мероприятии «Моя русская матрешка». Детьми самостоятельно был сделан вывод о том, что в современном мире матрешка является символом крепкой семьи, любви и дружбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.
Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Птицы - наши друзья"
Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.Задачи:Развивающие:Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать уме...
ГБДОУ № 159. Образовательный маршрут в период самоизоляции на тему "Русская матрёшка" для детей средней группы.
ГБДОУ № 159. Образовательный маршрут в период самоизоляции на тему "Русская матрёшка" для детей средней группы....
Конспект проведения НОД по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: « Русская матрёшка» во 2 младшей группе
Программное содержание: расширять знания детей о русском народном творчестве - изготовлении деревянных игрушек - матрёшек, вызвать чувство гордости за русских матрёшек, воспитывать любовь к русс...
Конспект НОД по теме «Русская матрёшка» во второй младшей группе
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе...
Проект по пожарной безопасности для детей подготовительной логопедической группы
У детей дошкольного возраста отсутствует чувство самосохранения, защитная реакция на экстремальные ситуации, Их любознательность часто ставит их перед реальной опасностью пожара и не позволя...
проект по формированию финансовой грамотности в подготовительной логопедической группе 2Б
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями...