План по самообразованию Тема: «Развитие экологической культуры старших дошкольников»
материал (старшая группа)
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2021-2022.docx | 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Рукавичка»
План по самообразованию
Тема: «Развитие экологической культуры старших дошкольников»
Выполнила воспитатель:
Денисова Ольга Владимировна
2021-2022 учебный год
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; внедрение в свою работу новых методов в воспитание и обучение детей; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей.
Задачи:
- углублять представление о взаимосвязях в природе;
- учить выделять взаимосвязь и взаимодействия живых организмов в сообществах экосистемы;
- дать представления о том, что растения, животные, человек представители живого в мире природы;
- воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные
ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное
отношение к окружающей природной среде.
- формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
- развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Все хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
АКТУАЛЬНОСТЬ
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Каждый человек наделен какими-либо индивидуальными особенностями, талантами, умениями или мастерством. Как правило, эти отличительные характеристики берут начало в раннем детском возрасте. В этот период у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой
природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Проблемы экологического воспитания рассматриваются не изолированно, а в связи с эстетическим, физическим, нравственным формированием уровня развития ребенка. Чем раньше и целенаправленнее организовывать и проводить эту работу с дошкольниками, тем больше можно рассчитывать на решение современных проблем экологии.
Перспективный план по теме: «Формирование экологической культуры у детей 6-7 лет».
Месяц | Формы работы | Цели | Результат |
Сентябрь |
| Изучение программы по воспитанию экологической культуры в дошкольном возрасте (подготовительная группа). Выявление знаний и умений у детей по данной теме. Подбор методической и детской литературы. Составление перспективного плана работы. | Анкетирование родителей по экологическому воспитанию |
Октябрь | 1. Непосредственно-образовательная деятельность «Я и мой организм», «Изменения в природе», «Наш поселок», «Страна – Россия, столица – Москва». 2. Беседа: «Я и моя семья», «Заповедные места», «Из чего делают бумагу, фанеру, мебель, игрушки, дома», «Как правильно вести себя в природе», Лес нужно беречь от пожара». 3. Экскурсии по улицам поселка, по экологической тропе, в лес, парк, к водоему. 4. Просмотр видеофильма «Красная книга». 5. Ежедневные наблюдения в природе. 6. Чтение художественной литературы; использование загадок, пословиц, поговорок, песен; рассматривание иллюстраций и картин известных художников. 7. Творческие работы детей на тему «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» 8. Создание альбома «Наш поселок». 9. Проведение дня «Юный эколог». | Дать представление о том, что человека – живое существо, ему необходима хорошая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло, доброжелательное отношение людей, пространство для свободных движений и деятельности, чистота, порядок и красота в окружающей обстановке. Познакомить детей с тем, как человек использует природное богатство для хозяйства: как охраняет природу (создает заповедники, охраняет памятники природы, заносит редкие виды растений и животных в Красную книгу. Проявлять интерес к природоохранной деятельности человека. | Выставка детских творческих работ совместно с родителями на тему «Край любимый и родной – нет тебя красивей!». Досуг «Любимый край, моя земля, родимые просторы» Участие детей и родителей в акции «Юный эколог». Участие родителей проведения субботника «Сделаем посёлок чище». |
Ноябрь | 1. Рассматривание глобуса: каким цветом изображена вода на нем; путешествие по глобусу по океанам, морям, рекам, озерам и т.д. 2. Беседа по теме «Эта волшебница вода», «Для чего нужна вода?» «Как она помогает нам?», «Куда бежит река», и др. 3. Экскурсия к водоему. 4. Чтение художественной литературы: «Э. Мошковская «Речка», «С. Жупанин «Прыг да прыг…», О. Григорьев «Какой дождь?», А Тараскин «Сколько знаю я дождей», С. Махорина «Первый мороз» , загадывание загадок о природных явлениях. 5. Наблюдения: «Облака», «Дождь». 6. Лабораторные опыты «Какой бывает вода». 7. Художественное творчество: рисование – «Облака», «Туча и дождь», «Река», «Аквариум», «Что растет в воде», «Кто живет в реке» и др. 8. Подвижная игра «Мы -капельки». «Мы - чайки», «Мы – стайка рыбок» и др. 9. Викторина « Что я знаю о воде». 10. Оформление памяток, информационных листов для родителей « Берегите воду». | Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Показать, где и в каком воде существует вода в окружающем мире. Закреплять свойства воды, знания о разных состояниях воды, о круговороте воды в природе, делать выводы. Развивать познавательный интерес к воде. Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края. | Непосредственно-образовательная деятельность «Ходят капельки по кругу». Инсценировка «Отдых на реке». Праздник «Волшебница вода».
|
Декабрь | 1. Непосредственно-образовательная деятельность «Как увидеть воздух», «Как услышать воздух». 2. Беседа: «Воздух поет и свистит», «Уши разные нужны, уши разные важны», «Как мы дышим»,» Как мы чувствуем запах», «Летающие семена». 3. Чтение художественной литературы: загадок про воздух, А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», С.Маршак «Мяч», Г. Юдин «Главное чудо света», О. Кургузов «По следам «Почемучки», А. Барто «Жарко»,И.Токмакова «Ветрено», С. жупанин «Нарисую ветер», С. Михалков «Три ветра». 4. Экскурсии, наблюдения и опыты с воздухом. 5. Подвижная игра «Раздувайся, пузырь», игры с мячом, «Полетушки». Игры-превращения» и др. 6. Анкетирование родителей «Курение и воздух». | Познакомить детей с понятием «Воздух», его свойствами и ролью в жизни живых существ, с некоторыми правилами экологической безопасности. Познакомит детей с органами слуха, органами дыхания человека и животных. Познакомить с при-родным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов. Проявлять познавательный интерес в проведении опытов с воздухом. Познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде. Разбудить в детях эмоциональное отношение к животным, подвести их к пониманию необходимости бережного к ним отношения | Праздник мыльных пузырей. Непосредственно-образовательная деятельность «Воздух, ветер, человек». Экскурсия по экологической тропе. Непосредственно-образовательная деятельность «Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем». |
Январь | Непосредственно-образовательная деятельность «Комнатные растения», Беседа «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения», «Лес», «Деревья на нашем участке», «Лес в жизни человека», «Лес –многоэтажный дом», «Как лесник заботится о лесе». «Как вести себя в лесу». Рассматривание березы, ели, ясеня, сосны и беседа о деревьях. Рассматривание модели дерева (строение), репродукции картин художников И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», И.И. Левитана «Березовая роща», В.М. Васнецова «Дубы» и др. Экскурсия в лес любого состава (смешанный, хвойный, березовый), в зимний лес . Рассматривания гербария культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада огорода. Чтение художественной литературы: загадки, стихотворения, рассказ В. Такасийчук «Удивительная прогулка», С.А. Есенин «Березка»,Е. Трутнева «Елка» и др. Подвижная игра: «Раз, два, три – к дереву беги». Дидактическая игра «Повтори, не ошибись», «Собери дерево», «Угадай, с какого дерева лист и плод», «Назови ласково», « Составь рассказ-описание по плану и др. | Познакомить детей с некоторыми видами комнатных растений, с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада огорода. Познакомить с характерными особенностями, строением, определенными условиями жизни. Учить детей ухаживать за ними, замечать их неблагополучное состояние, обнаруживать недостаточность условий для их жизни. Развивать эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.
| Непосредственно-образовательная деятельность «Через добрые дела можно стать юным экологом», «Лес в жизни человека». Изготовление плакатов на тему «Берегите лес!» и установка плакатов в лесу. Развлечение «Мой край родной: заповедные места и памятники природы». Оформление альбома «Цветы». |
Февраль | 1. Непосредственно-образовательная деятельность «Домашние животные», «Дикие животные», «Как зимуют звери». 2. Рассматривание иллюстраций и беседа «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Животные национального парка «Завидово», «Что такое Красная книга». 3. Наблюдение за домашними животными. 3. Дидактическая игра: «Кто как голос подает? «Кто где живет?», «Узнай зверя по описанию», «Кто у кого?», «Четвертый лишний», «Сложи картинку», Составь рассказ-описание» и др. 4. Чтение художественной литературы: загадывание загадок, В. Танасийчук «Экология в картинках («Олени и хищники», «Что делать с кроликами», «Почему белые медведи не живут в лесу», Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб» и др. 5. Художественное творчество: лепка зверей, аппликация «Пингвин на льдине», оригами «Зайчик на лужайке». | Закреплять знания детей о видах животных, о внешнем виде, пище, жилище. Умение узнавать и называть животных и их детенышей. Формировать представления детей о том, что все они живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Упражнять в составлении рассказов о жизни домашних и диких животных. Воспитывать бережное отношение к животным. | Театральный праздник «Утренние лучи» по мотивам рассказов К.Д. Ушинского. Праздник «День рождения детского сада» (Экологическая сказка).
|
Март | 1. Рассматривание иллюстраций по теме «Мир птиц». 2.Просмотр слайдов из серии «Птицы нашего края», аидизапись «Пение птиц». 3. Наблюдение птиц на прогулке. 4. Беседа «Что мы знаем о птицах», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Как мы заботились о птицах зимой». 5. Чтение художественной литературы: Б. Коваль «Грач», В. Флинт «Скворец», О Высотская «Мастерица зима», Н. Сладков «Воробей», А. Барто «Вороны» и др.; загадывание загадок, использование считалок, песенок. 6. Художественное творчество: лепка, рисование, аппликация птиц. 7. Дидактическая игра: «Кого не стало», «Назови птиц», «Составь рассказ-описание про птицу». 8. Подвижная игра «Перелет птиц», Гуси-лебеди», «Птички и кошка». | Познакомить с конкретными видами птиц нашего края, с характерными особенностями внешнего облика, поведения, выделять существенные различия. Уточнить название перелетных и зимующих птиц. Закрепить представления о пользе птиц. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им. | Непосредственно-образовательная деятельность «Перелетные птицы», «Зимующие птицы». Изготовление родителями скворечников и развешивание их на участке детского сада. Праздник, посвященный Международному дню птиц. «В звонких птичьих голосах к нам идет весна красна». |
Апрель | 1. Беседа о планетах, о планете – Земля, о ближайшей звезде к планете Земля -_солнце; о спутнике Земли – Луне; о космическом телескопе, орбитальной станции, о космонавтах. 2. Рассматривание иллюстраций из серии «Космос», глобуса. 3. Наблюдение звездного неба. 4. Загадывание загадок о небесных телах . 5. Чтение художественной литературы о космосе. 6. Экскурсия в мини-музей «Космос». 7. Рисование на тему «Космос». | Познакомить детей с видимыми явлениями Вселенной (звезды, солнце, планеты, спутники. Вызвать интерес к сведениям о мироздании. Закреплять свои знания о Вселенной в других видах деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление изучать её, правильно обращаться с ней. | Непосредственно-образовательная деятельность «Планета земля в опасности!». Досуг «День Земли». Праздник «Ждут нас быстрые ракеты для полетов по планетам». |
Май | 1.Отчет работы по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе на заседании педагогического совета педагогов. 2. Наблюдения за насекомыми, животными, цветами, изменениями в природе. 3. Работа в цветниках (посадка, прополка, полив цветов). 4. Создание альбома «Цветы». | Повысить квалификацию педагогического коллектива ДОУ по основам экологии. Составление плана работы с детьми в летний период | Создание альбома «Панорама добрых дел»». Сбор природного материала для поделок. Праздник «Здравствуй, солнце красное». |
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ
Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников : перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет / Н. С. Голицына. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 39 с. - (Библиотека воспитателя).
Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группа.-М.: ВАКО, 2011.-240 с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников : методическое пособие / ред. С. Н. Николаева. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 95 с.
Лопатина А. А. Сказы матушки Земли : экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 256 с. - (Образование и творчество).
Морозова Г.В. Ознакомление с окружающим миром. Комплексные занятия с использованием приемов изодеятельности для детей подготовительной к школе группы/ Г.В.Морозова.- М.: Издательство ГНОМ, 2011.-200 с.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном учреждении. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: пособие для воспитателя / С. Н. Николаева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 141 с. - (Дошкольный мир).
Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 224 с.: ил. - Библиогр.: с. 213.
Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.- 168 с.: цв. вкл.
Селихова Л. Г. Интегрированные занятия : Ознакомление с природой и развитие речи / Л.Г.Селихова. – М: Мозаика-Синтез, 2005. – 160 с.
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005, 2006. - 101 с. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по "Воспитанию экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры"
В данном перспективном плане подобраны дидактические игры по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста....
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Планомерная систематическая работа, проводимая нами с детьми поднимает уровень, как моральных представлений детей, так и их реального культурного поведения; у дошкольников развивается умение многое де...
Повышение экологической культуры старших дошкольников через развитие партнёрских отношений между педагогами, детьми и родителями в процессе организации общения с природой
В статье раскрывается вопрос развития партнёрских отношений между субъектами образовательного процесса с целью повышения экологической культуры старших дошкольников....
Развитие речи через воспитание экологической культуры старших дошкольников с ОНР средствами конструирования из бросового материала
Вид конструирования из броссового материала позволяет интегрировать образовательные области в контексте ФГОС, развивать мелкую моторику, лексико-грамматический строй речи....
План самообразования по теме "Повышение уровня экологической культуры старших дошкольников" 2020-2021 г.
Цель: продолжать формировать элементарные основы экологигической культуры старших дошкольников.Задачи:1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным ми...
Презентация «Проект как средство развития экологической культуры старших дошкольников»
ull;Использование проектной деятельности не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индиви...
"Использование кейс-технологии в развитии экологической культуры старших дошкольников"
Кейс-технологии, применяемые в ДОУ...