Перспективный план по "Воспитанию экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

В данном перспективном плане подобраны дидактические игры по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan.docx49.92 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г. Советский

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» г. Советский»

Перспективное планирование работы по воспитанию экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры

Составила Ширгаева Е. Г.

 2012 г.

Перспективный план работы по воспитанию экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры для старшей группы

мир животных

растительный мир

неживая природа

человек и природа

ОСЕНЬ

Сентябрь

Дидактическая игра

«Угощение для жителей леса».

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в лесу, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Дидактическая игра

«Опиши, а я отгадаю»

Цель: Учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам.

Дидактическая игра

«Догони свою тень»

Цель:познакомить детей с понятием света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных.

Стр211

Настольно-печатная игра

«Прогулка в лес».

Цель: Уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

Октябрь

Дидактическая игра

«Наши друзья».

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Дидактическая игра

«Где растет?».

 Цель:  учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Дидактическая игра

«Что это такое?»
Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.

Настольно-печатная игра

«Прогулка в лес».

Цель:Закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

Ноябрь

Дидактическая игра «Рассели животных по домам».

Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.

Настольно-печатная игра «Собери грибы в лукошко».

Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора  в лесу.

Дидактическая игра «Расположи планеты правильно».

Цель: закрепить знания об основных планетах.

Дидактическая игра

«Природа и человек»

Цель: систематизация знаний о том, что дает человеку природа и что он делает сам; воспитание бережного отношения к природе и окружающим предметам.

ЗИМА

Декабрь

Дидактическая игра

«Кто во что одет»

Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть).

Дидактическая игра «Знакомство с Дедом-Витаминоедом»

Цель: сформировать знания у детей о растениях витаминах и их пользе для здоровья человека.

Дидактическая игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Дидактическая игра

«Береги природу»

Цель: воспитывать чувство любви к родной природе;

Январь

Настольно-печатная игра

«Зоологическое лото».

Цель: Развивать и закреплять знания о диких животных разных климатических зон, и о местах проживания  этих животных.

Дидактическая игра «Угадай по описанию».

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде растений. Развивать память, речь.

Дидактическая игра

«Ходят капельки по кругу».
Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Что вредно и полезно для природы (воды)?

(Игра с перфокартами.)

Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

Февраль

Дидактическая игра «Зоопарк»

Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Настольно-печатная игра «Ботаническое лото».

Цель: Закрепить знания детей о растениях, и месте произрастания этих растений (сад, огород, цветник, лес, поле, луг, водоем).

Дидактическая игра «Поезд времени»

Цель: Учить выстраивать линию развитие объекта рукотворного мира от начала токи возникновения

Дидактическая игра

"С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

ВЕСНА

Март

Дидактическая игра «Поезд»

Цель: Расширять и систематизировать знания детей о диких животных разных стран.

Дидактическая  игра  «С какой ветки детки?».

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и  листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Дидактическая игра

«Разложи карточки»

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе и их влиянии на мир растений и животных.

Дидактическая игра "Можно-нельзя"

Цель: сформировать у детей положительное отношение к объектам природы; учить правилам поведения в природе.

Апрель

дидактическая игра «Путешествие в интересный мир флоры и фауны»

Цель: Учить ребенка наблюдать, анализировать, обобщать, понимать закон единства живого и неживого, беречь и охранять природу, находить в ней интересное и прекрасное.

Дидактическая игра

«От зернышка до булочки»

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб; воспитывать уважение к труду хлебороба; активизировать словарь: сеялка, борона, валкоподборщик, элеватор, комбайн.

Дидактическая игра Игра-забавы с ветром. Цель:Расширять представления о свойствах и возможностях ветра. Оборудование: Воздушные змеи, вертушки, различные веера, флажки, ленты, султанчики.

Дидактическая игра

"На лугу гуляли мы…."

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения на лугу.

Май

Дидатическая игра «Четвертый лишний»

Цель: закреплять знания детей о насекомых.
Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

«Вершки корешки»

Цель: Учить детей классифицировать предметы по месту их производства.

Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по
временам года - Круглый год».

Цель: Закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, познакомить с понятием «круглый год».

Дидактическая игра «Почему меньше?»

Цель: установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.

ЛЕТО

Июнь

Дидактическая игра  «Кого не стало?»

(домашние животные)

 Цель:  развивать наблюдательность,  

закреплять названия домашних животных

Дидактическая игра «Да или нет»

Цель: закрепить знания детей о частях растения, дерева.

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Цель:  учить по словесному описанию, находить нужные картинки.

Дидактическая игра «Как человек вредит природе»

Цель: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы

Июль

Дидактическая игра «Найди, о ком расскажу».

Цель: воспитывать умение находить животное по его характерным признакам.

Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

(овощи и фрукты)          Цель: упражнять в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький)

Дидактическая игра "Изобрази".

Цель: закрепить знания о неживой природе.
рисуем змею - К чему снится сон

Дидактическая игра «Чем человек может помочь природе»

Цель: расширить знания детей о природоохранных организаций.

Август

Дидактическая игра «Родственники»

 Цель: закрепить знания о животном мире.

Дидактическая игра «Опиши, мы отгадаем»

Цель: Учить детей классифицировать растения по их признакам.

Дидактическая игра «Весной, летом, осенью».
Цель:  уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар,      астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому      признаку, развивать их память, сообразительность.

Дидактическая игра «Радость и огорчение»

Цель: Формировать осознанное отношение к природе.

Перспективный план работы по воспитанию экологической культуры старших дошкольников через дидактический игры для подготовительной к школе группы

мир животных

растительный мир

неживая природа

человек и природа

ОСЕНЬ

Сентябрь

Дидактическая игра «Воробей и ворона»

Цель: закрепить знания о птицах.

Дидактическая игра "Пищевые цепочки в лесу".
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Дидактическая игра

«Когда это бывает»

Цель: Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

Дидактическсая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: уточнить представления детей об экологическом  правильном поведении.

Октябрь

Дидактическая игра

«Что сначала - что потом?»
Цел:. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

 Цель: Учить на ощупь определять температуру твёрдых предметов (металлические, стеклянные – холоднее, деревянные, пластмассовые, резиновые – теплее). Оборудование: Мешочек из плотной ткани, мелкие предметы из разных материалов.

Дидактическая игра "Путешествие".

Цель: дать детям представление о Красной книге, почему она так называется, и кто туда входит; воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям и животным.

Дидактическая игра

«Обитатели водоемов»

Цель:Закрепить знания детей о представителях водного мира

Дидактическая игра  «Цветочный магазин».

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

Дидактическая игра

«Загадочные человечки»

Цель:Познакомить детей с тем, что вода может находиться в твёрдом, жидком, газообразном состоянии. Учить строить модель любого конкретного предмета или даже сюжета с помощью «человечков».

Дать детям знания о неживой природе, элементах физики.

Дидактическая игра "Путешествие".

Цель: закрепление представления о Красной книге, почему она так называется, и кто туда входит; воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям и животным

ЗИМА

Декабрь

Дидактическая игра

«В зимней столовой»

Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия.

Развивать умение подражать их повадкам.

Дидактическая игра

 «Соберем урожай»

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Дидактическая игра

«Где снежинки?»

Цель: Уточнить и расширить представления детей о снеге. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать мышление интерес к зимним явлениям к неживой природе.

Дидактическая игра «ЛЕСНИК»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Январь

Игра "Птицы".

Цель: закреплять умение детей классифицировать и называть птиц.

Дидактическая игра  «Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Дидактическая игра «Изобрази».

Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака. Приведите детям народные приметы:

Кучевые облака - к вечеру дождь будет. Низкие облака - к дождю.

Дидактическая игра «Дары леса»

Цель: Дать детям представление о Красной книге, раскрыть ее сущность.

Февраль

Дидактическая игра «Угадай, чей хвост»

Цель: Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

Дидактическая игра «Назовите растение»

Цель: уточнять знания о комнатных растениях.

Словесно-дидактическая игра «Кому нужна вода»

Цель: Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира.

Дидактическая игра "С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

ВЕСНА

Март

Дидактическая игра «Животные родного края»

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о животных родного края.

Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Цель: Закрепить знания детей о северных ягодах. Дать представление о питательной ценности этих ягод и их использовании.

Дидактическая игра «Снег и лед»
Цель: дети на основе исследований и с помощью взрослого строят предложения-сравнения..

Дидактическая игра«Человек-частица природы»

Цель: Расширить знания о том, что человек, как представитель живой природы: двигается, питается, дышит, размножается.

Апрель

Дидактическая игра «Экологическая тропинка»

Цель: закреплять знания о животном мире.

Дидактическая игра

«Отгадай-ка»

Цель: развивать у детей умение узнавать и называть представителей основных жизненных форм растений (деревья, травянистые и комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.

Дидактическая игра «Времена года».

Цель: Учить детей различать признаки времени года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года.

Дидактическая игра «Экологический светофор»

Цель: продолжать уточнять представления детей об экологическом правильном поведении.

Май

Дидактическая игра «Звери, птицы, рыбы»

(игра с мячом).
Цель: закреплять умение, классифицировать животных,, птиц, рыб.

Дидактическая игра

 «Зеленый мир»

Цель: закрепить знания о растительном мире.

Дидактическая игра «Поможем Незнайке».

Цель: Закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев в году.

Дидактическая игра «Ягоды в лесу»

Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных ягодах

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Планомерная систематическая работа, проводимая нами с детьми поднимает уровень, как моральных представлений детей, так и их реального культурного поведения; у дошкольников развивается умение многое де...

Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.

Экологическое воспитание дошкольников имеет важное социальное значение, потому что в процессе формирования  экологической культуры, происходит становление осознанного отношения к природе во всем ...

План самообразования на 2019-2024 г. воспитателя Половковой Натальи Юрьевны на тему: Формирование экологической культуры у дошкольников посредством дидактической игры.

В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к пр...

Экологическое воспитание старшего дошкольника через дидактические игры

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частност...

Формирование экологической культуры старших дошкольников посредством дидактической игры

Защитное слово для аттестацииСЛАЙД 1.Здравствуйте, уважаемые члены приемной комиссии.Разрешите представитьсяМеня зовут Гусева Елена Александровна,Работаю воспитателем МАДОУ Дубенский детский сад &laqu...

Перспективное планирование работы по воспитанию экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры

Подборка дидактических игр по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...