Повышение экологической культуры старших дошкольников через развитие партнёрских отношений между педагогами, детьми и родителями в процессе организации общения с природой
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
В статье раскрывается вопрос развития партнёрских отношений между субъектами образовательного процесса с целью повышения экологической культуры старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bahuram_statya._povyshenie_ekologch._kultury.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бахур А.М.
Воспитатель I кв. категории
МАДОУ «Детский сад №370»
г. Пермь, Россия
Проект
«Повышение экологической культуры старших дошкольников через развитие партнёрских отношений между педагогами, детьми и родителями в процессе организации общения с природой»
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться. Умение наблюдать за природой, видеть ее своеобразие и красоту, замечать различные ее признаки и состояния – это задача не только этического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка. Педагог должен не только знакомить ребенка с природой, но и учить относиться к ней бережно и внимательно.
Проблема в том, что многие дети привыкли к городскому образу жизни и не воспринимают предметы и явления природы как ценность, к которой необходимо бережно относиться и сохранять. Большинство современных детей редко общается с природой.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность в природных условиях. По нашему мнению, принимая участие в трудовой деятельности на территории ДОУ, ребенок может получить конкретные познавательные навыки: научится наблюдать, рассуждать, планировать работу, научится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к работе как к ведущему способу познания окружающего мира.
Территория ДОУ - важнейшая часть образовательной среды детского сада. Мы долго думали, как привлечь семью к сотрудничеству с ДОУ, и остановились на создании альпийской горки. У многих родителей есть дачи, поэтому они могут помочь с растениями, есть родители, которые могут привезти камни.
Результатом нашей совместной деятельности будет обустройство на территории ДОУ альпийской горки в соответствии с характером ландшафта, технологией сооружения, подбором рекомендуемых растений, соблюдением схем и правил посадки. На одном из участков почва практически наполовину состоит из гравия, трудно обрабатывается, плохо приживаются растения. Соорудив альпийскую горку на труднообрабатываемом участке, мы в будущем значительно сэкономим силы и время на обработке почвы перед высадкой рассады, а обустроенная альпийская горка, вписавшись в местный ландшафт, придаст новый вид территории ДОУ и предоставит неограниченную возможность для творчества.
Это замечательный способ разнообразить ландшафт территории и обогатить его новыми видами растений. Горка служит и украшением, и местом для экспериментов и наблюдений за растениями. Растения альпийских горок, как правило, неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. Альпийская горка поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы.
Общий вид альпийской горки, красота растений, сочетание различных красок - все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей. Важной особенностью альпийских горок является то, что они позволяют разместить на сравнительно небольшом участке множество разнообразных растений. Если растения подобраны правильно, горка будет выглядеть привлекательно в любой сезон года - с ранней весны до поздней осени.
Целью нашего проекта является повышение экологической культуры детей через развитие партнёрских отношений между педагогами, детьми и родителями, организация общения с природой и бережного отношения к ней.
В рамках реализации проекта предполагается работа в следующих направлениях: 1. Оформление входной зоны территории. Обустройство альпийской горки, бордюров рабаток вокруг альпийской горки. 2. Организация наблюдений с детьми за растительным миром альпийской горки. 3. Вовлечение дошкольников в трудовую деятельность на альпийской горке, 4. Привлечение родителей к оказанию помощи в подборе камней и растений на альпийской горке.
На альпийской горке предполагается высаживание следующих растений: колокольчик Посхарский (май - сентябрь), примула Аллиони (март - апрель), камнеломка (апрель - май), горечавка китайская украшенная (сентябрь - октябрь), гвоздика альпийская и сизая (июнь - август), травянка (июнь - август), молодило (май - октябрь), барвинок (май - октябрь), мелкая травка (май - октябрь).
Первый этап реализации нашего проекта предполагает организацию подготовительной работы по сбору коллекции камней, фотографий, объяснение цели проекта детям старшего дошкольного возраста, создание моделей альпийской горки с помощью родителей, организация выставки.
Основной этап реализации проекта включает в себя:
1. Создание альпийской горки на участке детского сада: выбор места размещения; завоз камней, песка, щебня, битого кирпича; высадка растений.
2. Беседы с детьми: «Такие разные горы», «Какими бывают камни», «Для чего нужна почва», «Почва – «живая земля».
3. Организация наблюдений на альпийской горке.
4. Экспериментирование (проведение опытов), например: -показать, что в почве есть вода; показать, что в почве есть воздух.
5. Сочинение рассказов и сказок.
6. Организация дидактических игр: «Что лишнее?», «Найди свой камень», «Угадай растение» и др.
Заключительный этап реализации проекта предполагает оценку результативности его реализации, определение уровня экологического развития и качество знаний ребенка в динамике, а также анализ работы с родителями и сотрудниками ДОУ по достижению поставленной цели.
По итогам реализации данного проекта мы предполагаем получить такие результаты, как: пополнение у детей экологических знаний, развить у них осознанно – бережного отношения к природе, активизацию интереса родителей к участию в совместных с ДОУ творческих проектах, в том числе связанных с экологическим воспитанием детей.
Литература
1. Гугушина Е. Альпийские горки своими руками. – М., 2007
2. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.
Приложение
Развлечение на альпийской горке
В качестве примера приводим конспект развлечения с использованием альпийской горки. Дети встают у альпийской горки и рассматривают её.
Воспитатель: Растут на клумбах ромашки розы
Весной цвели у нас мимозы
Но не хватало уголка
Для низкорослого цветка.
Ребёнок: Построили мы горку Все вместе мы садили.
Из камней сложили Посмотрите у нас тут
Цветы на ней удачно Цветы садовые растут.
Ребёнок-садовник: Я посадить цветы спешил, но так ли я их рассадил?
Ребёнок: Поспешил чудак садовник
Что - то с ним случилось вдруг
Он смешал и перепутал
Все растения вокруг,
Колокольчик, травку, розы,
Посадил он в водоём.
Ребёнок: Мы садовнику поможем
Всё мы дружно разберём.
Воспитатель: Давайте мы устроим бал!
Или весёлый карнавал!
Чтобы цветы смогли ожить,
И словно в сказке говорить.
Ребёнок: Цветок нам сможет рассказать,
Где, как, когда, его сажать,
И как ухаживать за ним,
И как рыхлить, как поливать.
Воспитатель: Что за музыка звучит?
Что так нежно здесь звенит?
Как меня вы не узнали?
Голубой на мне наряд,
Я головкой покачаю
Зазвоню для всех ребят.
Воспитатель: Дети что же это за цветок?
Дети: Колокольчик!
Ребёнок: Я весёлая сестричка Но нежна и так красива.
Молодило невеличка Быстро разрастаюсь
И совсем неприхотлива И цвету стараюсь.
Ребёнок: Я примула весенняя Мои листочки нежные
Весною расцвела Добавьте вы в салат
Для эльфов по преданию В них витаминов много
Ночлегом я была Для взрослых и ребят
Ребёнок: А я расту на горке Людям очень нравлюсь я
На клумбе и балконе И формой и расцветкой
У офиса в контейнере Меня каждый год сажают
И у кафе в вазоне. Ведь я не многолетка.
Воспитатель: Но время мчится, и пора
Нам праздник завершать.
Звучит «Вальс цветов».Дети танцуют.
Воспитатель: С последним аккордом
Закончилась сказка,
(Снимает накидку и венок.)
И сразу умолкли цветы.
Но мы теперь знаем,
Какие на горке
Растения будут цвести.
Ребенок: Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.
В двери к нам стучится осень,
А за осенью – зима.
Мы ее не ждем, не просим,
А она идет сама.
Воспитатель: Славно мы повеселились! Очень крепко подружились! Поплясали, поиграли, все вокруг друзьями стали! Но прощаться нам пора. Что поделать? Ждут осенние дела!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по "Воспитанию экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры"
В данном перспективном плане подобраны дидактические игры по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста....
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Планомерная систематическая работа, проводимая нами с детьми поднимает уровень, как моральных представлений детей, так и их реального культурного поведения; у дошкольников развивается умение многое де...
Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.
Экологическое воспитание дошкольников имеет важное социальное значение, потому что в процессе формирования экологической культуры, происходит становление осознанного отношения к природе во всем ...
Статья "Образовательный проект «Зимующие птицы» как средство повышения экологической культуры старших дошкольников в условиях города"
Статья содержит аннотацию, паспорт и технологическую карту проекта. Проект долгосрочный, рассчитан на детей подготовительных групп. Материал позволяет решить образовательно-воспитательные задачи в усл...
Презентация по теме: "Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры младших дошкольников через развитие мелкой моторики"
Презентация по теме: "Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры младших дошкольников через развитие мелкой моторики"...
«Метод моделирования, как средство повышения экологической культуры старших дошкольников»
Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный характер. Связано это с усилением антропогенного давления на природу, что приводит к серьезным ухудшениям функцио...