«Коррекция эмоциональной лабильности с применением песочной терапии»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация «Коррекция эмоциональной лабильности с применением песочной терапии»
Эмоциональная лабильность представляет собой неустойчивость настроения, его постоянные перемены (по несколько раз в день) под влиянием самых мелких, незначительных событий. При слишком выраженной лабильности эмоций ребенок становится импульсивным, плохо управляет собой, легко возникают состояния умиления, сентиментальности, слезливости. В дальнейшем он неспособен выработать твердые взгляды и убеждения, выразить симпатию или антипатию к кому-либо, приобрести постоянные привязанности.
Эмоциональное самочувствие детей – одно из важнейших условий гармоничного развития личности. Однако в настоящее время наблюдается увеличение численности дошкольников, которые по тем или иным причинам (вследствие перенесенных болезней, стиля воспитания, экономического и социального положения семьи и проч.) страдают эмоциональными расстройствами. Такие дети сложно проходят процесс социализации и адаптации в обществе, что отражается на их самочувствии – как следствие, они начинают избегать сложных ситуаций взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Среди эмоциональных расстройств, таких как повышенная тревожность, агрессивность, страхи, наблюдается эмоциональная лабильность.
Одна из причин появления эмоциональной лабильности – систематическое пребывание ребенка в стрессовой ситуации. К этому приводят постоянные родительские запреты или, наоборот, вседозволенность; недостаток или, наоборот, излишнее внимание окружающих; постоянные неудачи; психологические травмы.
Основной метод работы – песочная терапия, которая позволяет ребенку снять накопившееся внутреннее напряжение, воплотив его на бессознательно-символическом уровне, повысить уверенность в себе, открыть новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром. Также используются: рассказывание сказок, направленное на формирование адекватной привязанности к матери и выстраивание внутрисемейного взаимодействия («Сказка о подсолнечном семечке», «Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму», «Рассказ про семью карандашиков» и др.); проигрывание ситуаций; построение картин.
Этапы работы:
1. Ориентировочный. Цели – создание положительного эмоционального фона, исследование внутреннего мира ребенка, содействие ему в осознании своего места в семейной системе.
2. Этап прикосновений и игр на поверхности песка. Цели – развитие умений выражать свои чувства и эмоции адекватно приемлемыми способами, принимать нормы и правила поведения; формирование адекватной привязанности к матери.
3. Завершающий. Цели – гармонизация эмоционального состояния ребенка, формирование и развитие коммуникативных навыков.
Структура занятия:
- создание мира – ребенок предоставлен сам себе, в это время он выбирает объекты (игрушки) для песочной картины;
- переживание – на этой стадии ребенок углубляется в свой мир, таким образом, можно наблюдать различные невербальные реакции (мимику, жесты);
- реконструкция – в соответствии с предложениями педагога-психолога в созданный мир вносятся изменения (например, добавляются какие-либо персонажи);
- терапия – рассказ ребенка о построенном мире (при необходимости ему задаются вопросы), на основе анализа которого строятся гипотезы относительно его проблем (для дальнейшего выстраивания работы). Здесь же созданное в песочнице фиксируется (фотографируется или зарисовывается);
- переход – совместное установление связи между тем, что построено в песочнице, и ежедневными событиями;
- демонтаж – перед уходом ребенок разбирает построенный им мир. Это позволяет ему научиться видеть возможности для строительства нового мира и найти в себе силы измениться.
Рекомендации родителям
1. Ввести для ребенка 3 правила и 3 обязанности с последующим увеличением их количества (с учетом возраста). Найти подходящие картинки для правил и наклеить их на альбомный лист, который повесить на стену или дверь на уровне глаз ребенка. Использовать систему поощрения в случае соблюдения правил и выполнения обязанностей (таким образом, постепенно меняется стиль воспитания на демократичный).
2. Учитывать желания, интересы и мнение ребенка при решении семейных ситуаций.
3. Использовать наказание, если ребенок демонстрирует неповиновение в ситуации, с которой он может справиться без проблем, например посадить на стул на 5–10 минут (важно следить за тем, чтобы он отсидел положенное время). Наказание должно соответствовать поступку ребенка и увеличиваться по времени в зависимости от его возраста. Ребенок должен четко понимать, за что именно он наказан. Для этого причину необходимо озвучить.
4. Часто разговаривать с ребенком, объяснять ему суть запретов и ограничений, помогать в выражении своих чувств и переживаний.
5. Установить четкие рамки запретов и разрешений. Желательно нарисовать (наклеить) на бумаге и повесить в комнате ребенка, что можно делать, а что нельзя. Ограничений не должно быть слишком много.
6. Демонстрировать ребенку свою любовь, давать понять ему, что его будут любить всегда невзирая на обстоятельства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы», неуверенность в себе, что может привести к социальной дез...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с применением песочной терапии «Расти, репка, на песке!»
Продолжить знакомство с русской народной сказкой «Репка», учить рисовать на песке...
Конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии. Тема: «Путешествие по песочным островам»
Конспект инивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии. Тема: "Путешествие по песочным островам"...
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ...
Конспект занятия «Путешествие жучка по Песочной стране» — индивидуальное логопедическое занятие с применением песочной терапии.
Цели:Коррекционно-образовательные:-закрепить правильное звукопроизношение звука Ж в словах, предложении;-закрепить умение выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме;-умение давать хара...
Занятия по индивидуальной программе коррекции эмоциональной лабильности с применением песочной терапии
Представлены упражнения для детей дошкольного возраста по коррекции лабильности с помощью песочной терапии ...