«Коррекция эмоциональной лабильности с применением песочной терапии»
консультация

Портнова Елена Александровна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesokoterapiya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Коррекция эмоциональной лабильности с применением песочной терапии»

Эмоциональная лабильность представляет собой неустойчивость настроения, его постоянные перемены (по несколько раз в день) под влиянием самых мелких, незначительных событий. При слишком выраженной лабильности эмоций ребенок становится импульсивным, плохо управляет собой, легко возникают состояния умиления, сентиментальности, слезливости. В дальнейшем он неспособен выработать твердые взгляды и убеждения, выразить симпатию или антипатию к кому-либо, приобрести постоянные привязанности.

Эмоциональное самочувствие детей – одно из важнейших условий гармоничного развития личности. Однако в настоящее время наблюдается увеличение численности дошкольников, которые по тем или иным причинам (вследствие перенесенных болезней, стиля воспитания, экономического и социального положения семьи и проч.) страдают эмоциональными расстройствами. Такие дети сложно проходят процесс социализации и адаптации в обществе, что отражается на их самочувствии – как следствие, они начинают избегать сложных ситуаций взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Среди эмоциональных расстройств, таких как повышенная тревожность, агрессивность, страхи, наблюдается эмоциональная лабильность.

Одна из причин появления эмоциональной лабильности – систематическое пребывание ребенка в стрессовой ситуации. К этому приводят постоянные родительские запреты или, наоборот, вседозволенность; недостаток или, наоборот, излишнее внимание окружающих; постоянные неудачи; психологические травмы.

Основной метод работы – песочная терапия, которая позволяет ребенку снять накопившееся внутреннее напряжение, воплотив его на бессознательно-символическом уровне, повысить уверенность в себе, открыть новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром. Также используются: рассказывание сказок, направленное на формирование адекватной привязанности к матери и выстраивание внутрисемейного взаимодействия («Сказка о подсолнечном семечке», «Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму», «Рассказ про семью карандашиков» и др.); проигрывание ситуаций; построение картин.

Этапы работы:

1. Ориентировочный. Цели – создание положительного эмоционального фона, исследование внутреннего мира ребенка, содействие ему в осознании своего места в семейной системе.

2. Этап прикосновений и игр на поверхности песка. Цели – развитие умений выражать свои чувства и эмоции адекватно приемлемыми способами, принимать нормы и правила поведения; формирование адекватной привязанности к матери.

3. Завершающий. Цели – гармонизация эмоционального состояния ребенка, формирование и развитие коммуникативных навыков.

Структура занятия:

  • создание мира – ребенок предоставлен сам себе, в это время он выбирает объекты (игрушки) для песочной картины;
  • переживание – на этой стадии ребенок углубляется в свой мир, таким образом, можно наблюдать различные невербальные реакции (мимику, жесты);
  • реконструкция – в соответствии с предложениями педагога-психолога в созданный мир вносятся изменения (например, добавляются какие-либо персонажи);
  • терапия – рассказ ребенка о построенном мире (при необходимости ему задаются вопросы), на основе анализа которого строятся гипотезы относительно его проблем (для дальнейшего выстраивания работы). Здесь же созданное в песочнице фиксируется (фотографируется или зарисовывается);
  • переход – совместное установление связи между тем, что построено в песочнице, и ежедневными событиями;
  • демонтаж – перед уходом ребенок разбирает построенный им мир. Это позволяет ему научиться видеть возможности для строительства нового мира и найти в себе силы измениться.

Рекомендации родителям

1. Ввести для ребенка 3 правила и 3 обязанности с последующим увеличением их количества (с учетом возраста). Найти подходящие картинки для правил и наклеить их на альбомный лист, который повесить на стену или дверь на уровне глаз ребенка. Использовать систему поощрения в случае соблюдения правил и выполнения обязанностей (таким образом, постепенно меняется стиль воспитания на демократичный).

2. Учитывать желания, интересы и мнение ребенка при решении семейных ситуаций.

3. Использовать наказание, если ребенок демонстрирует неповиновение в ситуации, с которой он может справиться без проблем, например посадить на стул на 5–10 минут (важно следить за тем, чтобы он отсидел положенное время). Наказание должно соответствовать поступку ребенка и увеличиваться по времени в зависимости от его возраста. Ребенок должен четко понимать, за что именно он наказан. Для этого причину необходимо озвучить.

4. Часто разговаривать с ребенком, объяснять ему суть запретов и ограничений, помогать в выражении своих чувств и переживаний.

5. Установить четкие рамки запретов и разрешений. Желательно нарисовать (наклеить) на бумаге и повесить в комнате ребенка, что можно делать, а что нельзя. Ограничений не должно быть слишком много.

6. Демонстрировать ребенку свою любовь, давать понять ему, что его будут любить всегда невзирая на обстоятельства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы», неуверенность в себе, что может привести к социальной дез...

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии. Тема: «Путешествие по песочным островам»

Конспект инивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии. Тема: "Путешествие по песочным островам"...

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ...

Конспект занятия «Путешествие жучка по Песочной стране» — индивидуальное логопедическое занятие с применением песочной терапии.

Цели:Коррекционно-образовательные:-закрепить правильное звукопроизношение звука Ж в словах, предложении;-закрепить умение выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме;-умение давать хара...

Занятия по индивидуальной программе коррекции эмоциональной лабильности с применением песочной терапии

Представлены упражнения для детей дошкольного возраста по коррекции лабильности с помощью песочной терапии ...