План кружковой работы по исследовательской деятельности
материал (подготовительная группа)
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать у детей умения проводить простые опыты и эксперименты.
- Сформировать умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения.
Развивающие:
- Развивать умение пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов и экспериментов совместно в группе.
Воспитательные:
- Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_volshebnyy_mir_otkrytiy_podgotovitelnaya_gruppa.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 «Теремок»
п. Советский Республики Марий Эл
Программа кружка
«Волшебный мир открытий»
Составил: воспитатель
Куклина М.Н.
п. Советский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы в соответствии с результатом проверки;
- применяет выводы к новым данным;
- делает обобщения.
Направленность программы: естественнонаучная.
Актуальность:
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности - связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, разработана программа кружка «Волшебный мир открытий» для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников, способствующих успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Новизной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности и развитие умственных способностей детей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формированию методам самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения.
Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности.
Возраст: дети подготовительной группы (6-7 лет)
Основная цель работы кружка: сформировать у детей умения проводить простые опыты и эксперименты, делая при этом выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать у детей умения проводить простые опыты и эксперименты.
- Сформировать умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения.
Развивающие:
- Развивать умение пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов и экспериментов совместно в группе.
Воспитательные:
- Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов.
- Расширение познавательного опыта.
- Формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию.
- Формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов.
- Использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности.
- Увеличение объема памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации; увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности; развитие уровня умственных умений дошкольников.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание |
сентябрь | 1 | «Детская лаборатория» | Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории. |
2 | «Почему желтеют листья» | Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее, чем летом) | |
3 | «Живой кусочек» | Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. Рассматривание овощей. Дид. игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Чтение художественной литературы об овощах. | |
4 | «Выращивание растения из морковных верхушек» | Вырастить из морковных верхушек растения. | |
октябрь | 1 | «Знакомимся с песком и глиной. Откуда берется песок» | Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются. Познакомить с различными видами песка (речной, пустынный, морской). |
2 | «Для чего человеку песок и глина» | Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). | |
3 | «Животные и песок» | Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне. | |
4 | Сравнение свойств Опыты: «песка и глины»
| Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности. | |
ноябрь | 1 | «Камни. Какими бывают камни» | Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам. |
2 | «Как человек использует камни» | Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд с древних времен. | |
3 | «Что такое горы» | Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. | |
4 | «Дымящиеся горы», «Вулкан» | Сформировать представления о вулканах. Показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей. | |
декабрь | 1 | «Вода» | Дать детям знания о свойствах воды. |
2 | «Кожа» воды» | Дать представления о поверхности воды. | |
3 | «Впитывание воды» | Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. | |
4 | «Вода - растворитель» | Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой. | |
январь | 2 | Лед и снег – тоже вода | Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы. Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии. Прививать бережное отношение к воде. |
2 | Изготовление цветных льдинок | Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. | |
4 | «Поможем воде стать чистой» | Развивать умение ставить перед собой цель, планировать работу. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. | |
февраль | 1 | «Воздух – первое знакомство: вдох – выдох» | Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. |
2 | «Воздух есть везде» | Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д.) | |
3 | «Свойства воздуха» | Познакомить детей со свойствами воздуха: занимать место, нагреваться и остывать, прозрачность, давление воздуха. | |
4 | «Прогулки невидимки» | Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом. | |
март | 1 | «Магниты» | Дать детям первоначальное представление о магнитах, о том, что он может делать. |
2 | «Силы притяжения» | Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием. | |
3 | «Притягивание через предметы» | Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. | |
4 | «Как человек использует магниты» | Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком. | |
апрель | 1 | «Что такое театр?» | Знакомство с театром. Что есть в театре: касса, фойе, сцена, кулисы. |
2 | «Знакомство с разными видами театра» | Познакомить детей с видами театров: пальчиковый, теневой, театр на фланелеграфе и т.д. Учить пользоваться атрибутами к театру, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу. | |
3 | «Тишина! Идет спектакль!» | Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе. Беседа о вежливости. | |
4 | «Угадай-ка» | Знакомство детей с эмоциями: радость, грусть, обида, страх, злость, удивление. Понятие эмоций у человека. | |
1 | «Свет вокруг нас». | Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей. | |
2 | «Радуга» | Развивать способность у детей наблюдать, познакомить с механизмом возникновения цвета. | |
3 | «Как образуется тень». | Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. | |
4 | «Теневой театр» | Продолжать знакомиться со свойствами света и тени. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников. М., 2005.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под
общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
3. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
4. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.
5. Различные виды театров. Т.Н.Караменко «Кукольный театр дошкольникам», М., «Просвещение», 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План кружковой работы по изобразительной деятельности в младшей группе (авторская разработка)
Материал будет интересен тем педагогам, которые занимаются развитием творческих способностей малышей через обучение нетрадиционным техникам ИЗОдеятельности....
перспективный план кружковой работы по театральной деятельности
№п/п Тема Цель 1 Сказку ты дружок послушай и сыграй Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. ...
План кружковой работы по театрализованной деятельности в старшей группе
План кружковой работы по театрализованной деятельности в старшей группе...
Перспективный план кружковой работы по изобразительной деятельности в старшей группе
Перспективное планирование работы кружка "Красочки"...
Перспективный план кружковой работы по изо-деятельности "Юный художник".
Перспективный план кружковой работы по изобпразительной деятельности "Юный художник" в подготовительной к школе группе....
Перспективный план кружковой работы «Хочу всё знать» по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе
Создать условия для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию....