Организация инновационной деятельности по формированию знаний в области геологии воспитспитанников старшего дошкольного возраста в рамках проекта по ранней профориентации
статья (подготовительная группа)
Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни - это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_innovatsii.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация инновационной деятельности по формированию знаний в области геологии воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках проекта по ранней профориентации
Байкалова С.С.,
Е.А. Большакова,
E-mail: ekaterina-bolshakova-90@mail.ru
Павлюченко Н.А.,
Шитникова Т.С.
г.Кемерово, Кемеровская область.
Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни - это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений.
Углубленная деятельность по профориентации начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с профессиями взрослых изучали многие ученые: Крулехт М.В., Логинова В.И. Мегедь, В.В. Мишарина, Л.А., Овчаров А.А. Шахманова А.Ш. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с представителями различных профессий, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
В настоящее время одной из крайне значимых проблем для российской промышленности является дефицит квалифицированных рабочих кадров. Проанализировав рынок труда мы выяснили, что в настоящее время недостаточно специалистов в области геологии.
В условиях деятельности над проектом нашего дошкольного учреждения по ранней профориентации, мы выбрали для ознакомления область геологии, профессии «геодезист» и «почвовед».
Словарь геологических терминов характеризует геологию как науку естественнонаучного направления и связана со многими областями как фундаментальных, так и прикладных наук. Геология является непременной фундаментальной составляющей любого образования и позволяет получить объективное представление об окружающем мире.
Почвовед, согласно словарю терминов и понятий по почвоведению, - специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли. Почвоведение изучает происхождение, развитие, строение, состав, свойства, географическое распространение и рациональное использование почв.
Почвовед является специалистом высшего уровня квалификации в области естественных наук. Занимается исследовательской деятельностью в области агрохимии и почвоведения. Ведет разработку и внедрение эффективных агрохимических приемов возведения сельскохозяйственных культур и технологических операций по обработке почв.
В зависимости от выбранного рода деятельности, почвовед может заниматься изучением состава почв, ландшафтом, управлением земельными ресурсами. Он принимает участие в полевых экспедициях по изучению почвенного покрова, занимается рекультивацией почв, мелиорацией.
Место работы указанного специалиста может быть различным. Это работа и в сельском хозяйстве, и фермерском. Также можно работать в почвенных и агрохимических лабораториях. В различных научно-технических институтах и организациях. В органах экологического контроля за природными ресурсами. Также работать по данной специальности можно в строительных и архитектурно-проектных организациях.
Проанализировав вышесказанное мы сформулировали цели и задачи.
Цель: формирование у детей представления об области геологии, профессиях геодезист и почвовед, о неживой природе.
Задачи: расширять знания детей о профессиях геодезист и почвовед; закреплять и уточнять знания детей о неживой природе; воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей.
При ознакомлении детей с профессией почвоведа мы можем в условиях детского сада дать представление о почве и её составе, показать значение почвы для растений и живых организмов, развивать умение проводить простейшие опыты и на их основании делать выводы, развивать мыслительные способности: анализ, обобщение, выделить некоторые свойства песка и глины, воспитание интереса к неживой природе, к исследовательской деятельности и к самой профессии.
В процессе организации деятельности по ознакомлению с профессией почвоведа мы запланировали проводить такие формы работы как:
- занятие по познавательному развитию «Кто такой почвовед?»;
- беседы: «Что у нас под ногами», «Для чего нужна почва», «Как наши предки выращивали хлеб», «Летние работы в огороде»;
- рассматривание: «Коллекция камней», «Какой он, песок?», «Сухая и мокрая почва»;
- строительные игры из песка с помощью формочек различного вида «В песочной стране»;
- труд на цветочной клумбе - ухаживание за цветочными растениями;
- наблюдения: «Куда уходит дождевая вода», «Труд садовника»;
- ходьба босиком по песку, камушкам;
- экспериментирование – изучение свойств, состава, разновидностей и экологических проблем почвы, с помощью различных опытов («В почве есть воздух», «Из чего состоит почва», «Что лучше пропускает воду песок или глина?», «Вытаптывание почвы», «Загрязнение почвы» и т.д.).
Кроме того возможно использование кейс - технологии — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс-технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?».
Интересна детям деловая игра «Что будет, если …?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения.
Так же метод экологической идентификации - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением.
В рамках взаимодействия с родителями мы планируем провести анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности и их знаний о почвоведении и таких профессиях как геодезист и почвовед. Так же беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения по геологии для родительского уголка, домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах; привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
Все эти методы и приемы помогают развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников, способствует формированию экологических представлений, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы и конечно же расширить знания о профессиях.
Литература
- Казеев К. Ш. Почвоведение. Практикум : учеб, пособие для академического бакалавриата / К. Ш. Казеев, С. А. Тищенко, С. И. Колесников., 2017. — 257 с.
- Парначев В.П., Вылцан И.А., Танзыбаев М.Г., Рудой А.Н. Словарь геологических терминов и понятий / В.П. Парначев // Томск, 1992. – 60 с. 1995. – 83 с. 1996. – 85 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ духовно-нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта "Радуга поведения"
Проблема дисциплины у детей...
Организация Непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста
Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста «Спасатели приходят на помощь»...
«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»
Проект организуется с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....
Система работы по формированию знаний по пожарной безопасности в старшем дошкольном возрасте
Система работы по пожарной безопасности. Основные направления работы с родителями по данной теме....
Статья: Формирование знаний о растениях родного края старшего дошкольного возраста
В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста....
«Обратная аппликация из пластилина как нетрадиционная форма работы по формированию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»
Обратная аппликация — ещё одна разновидность аппликации из пластилина, как правило, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы. Обозначив (выложив) пластилином к...
Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в рамках деятельности кружка
Экологическое воспитание является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств. Любовь к родной природе, ее красоте воспитывается с раннего возраста. Именно в это время н...