Организация инновационной деятельности по формированию знаний в области геологии воспитспитанников старшего дошкольного возраста в рамках проекта по ранней профориентации
статья (подготовительная группа)

Большакова Екатерина Алексеевна

Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни - это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_innovatsii.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Организация инновационной деятельности по формированию знаний в области геологии воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках проекта по  ранней профориентации

Байкалова С.С.,

Е.А. Большакова,

E-mail: ekaterina-bolshakova-90@mail.ru

Павлюченко Н.А.,

Шитникова Т.С.

г.Кемерово, Кемеровская область.

Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни - это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений.  

Углубленная деятельность по профориентации начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. 

В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с профессиями взрослых изучали многие ученые: Крулехт М.В., Логинова В.И. Мегедь, В.В. Мишарина, Л.А., Овчаров А.А. Шахманова А.Ш. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с представителями различных профессий, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

В настоящее время одной из крайне значимых проблем для российской промышленности является дефицит квалифицированных рабочих кадров. Проанализировав рынок труда мы выяснили, что в настоящее время недостаточно специалистов в области геологии.

В условиях деятельности  над проектом нашего дошкольного учреждения по ранней профориентации,  мы выбрали для ознакомления область геологии, профессии «геодезист» и «почвовед».

Словарь геологических терминов характеризует геологию как науку естественнонаучного направления и связана со многими областями как фундаментальных, так и прикладных наук. Геология является непременной фундаментальной составляющей любого образования и позволяет получить объективное представление об окружающем мире.

Почвовед, согласно словарю терминов и понятий по почвоведению, - специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли. Почвоведение изучает происхождение, развитие, строение, состав, свойства, географическое распространение и рациональное использование почв.

Почвовед является  специалистом высшего уровня квалификации в области естественных наук. Занимается исследовательской деятельностью в области агрохимии и почвоведения.  Ведет разработку и внедрение эффективных агрохимических приемов возведения сельскохозяйственных культур и технологических операций по обработке почв.

В зависимости от выбранного рода деятельности, почвовед  может заниматься изучением состава почв, ландшафтом, управлением земельными ресурсами. Он принимает участие в полевых экспедициях по изучению почвенного покрова, занимается рекультивацией почв, мелиорацией.

Место работы указанного специалиста может быть различным. Это работа и в сельском хозяйстве, и фермерском. Также можно работать в почвенных и агрохимических лабораториях. В различных научно-технических институтах и организациях. В органах экологического контроля за природными ресурсами. Также работать по данной специальности можно в строительных и архитектурно-проектных организациях.

Проанализировав вышесказанное мы сформулировали цели и задачи.

Цель: формирование у детей представления об области геологии, профессиях геодезист и почвовед, о неживой природе.

Задачи: расширять знания детей о профессиях геодезист и почвовед; закреплять и уточнять знания детей о неживой природе; воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей.

При ознакомлении детей с профессией почвоведа мы можем в условиях детского сада дать представление о почве и её составе, показать значение почвы для растений и живых организмов, развивать умение проводить простейшие опыты и на их основании делать выводы, развивать мыслительные способности: анализ, обобщение, выделить некоторые свойства песка и глины, воспитание интереса к неживой природе, к исследовательской деятельности и к самой профессии.

В процессе организации деятельности по ознакомлению с профессией почвоведа мы запланировали проводить такие формы работы как:  

  • занятие по познавательному развитию «Кто такой почвовед?»;
  • беседы: «Что у нас под ногами», «Для чего нужна почва», «Как наши предки выращивали хлеб», «Летние работы в огороде»;
  • рассматривание: «Коллекция камней», «Какой он, песок?», «Сухая и мокрая почва»;
  • строительные игры из песка с помощью формочек различного вида «В песочной стране»;
  • труд на цветочной клумбе - ухаживание за цветочными растениями;
  • наблюдения: «Куда уходит дождевая вода», «Труд садовника»;
  • ходьба босиком по песку, камушкам;
  • экспериментирование – изучение свойств, состава, разновидностей и экологических проблем почвы, с помощью различных опытов («В почве есть воздух», «Из чего состоит почва», «Что лучше пропускает воду песок или глина?», «Вытаптывание почвы», «Загрязнение почвы» и т.д.).

Кроме того возможно использование кейс - технологии — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс-технологии развивают коммуникативные компетенции  в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а  есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?».

Интересна детям деловая игра «Что будет, если …?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения.

Так же метод экологической идентификации - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением.

В рамках взаимодействия с родителями мы планируем провести анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности и их знаний о почвоведении и таких профессиях как геодезист и почвовед. Так же беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения по геологии для родительского уголка, домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах; привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

Все эти методы и приемы помогают развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников, способствует формированию экологических представлений, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы и конечно же расширить знания о профессиях.

Литература

  1. Казеев К. Ш. Почвоведение. Практикум : учеб, пособие для академического бакалавриата / К. Ш. Казеев, С. А. Тищенко, С. И. Колесников., 2017. — 257 с.
  2. Парначев В.П., Вылцан И.А., Танзыбаев М.Г., Рудой А.Н. Словарь геологических терминов и понятий / В.П. Парначев // Томск, 1992. – 60 с. 1995. – 83 с. 1996. – 85 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация Непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста

Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста «Спасатели приходят на помощь»...

«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»

Проект организуется  с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....

Система работы по формированию знаний по пожарной безопасности в старшем дошкольном возрасте

Система работы по пожарной безопасности. Основные направления работы с родителями по данной теме....

Статья: Формирование знаний о растениях родного края старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста....

«Обратная аппликация из пластилина как нетрадиционная форма работы по формированию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»

Обратная аппликация — ещё одна разновидность аппликации из пластилина, как правило, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы. Обозначив (выложив) пластилином к...

Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в рамках деятельности кружка

Экологическое воспитание является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств. Любовь к родной природе, ее красоте воспитывается с раннего возраста. Именно в это время н...