Система работы по формированию знаний по пожарной безопасности в старшем дошкольном возрасте
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему
Система работы по пожарной безопасности. Основные направления работы с родителями по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Система работы по формированию у дошкольников знаний по пожарной
безопасности»
По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей;
60% пострадавших от пожара - дети, 3/4 из них - дошкольники.
Система работы по данной проблеме включает:
- создание предметной среды художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки,
настольно-печатные и дидактические игры, номера телефонов служб;
- совместная деятельность педагога и детей-наблюдения, беседы, дидактические игры,
игры-занятия, вечера досуга, КВН, тренинги, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них;
- работа с родителями :создание наглядного и письменного материалов, проведение семинаров-практикумов по типу круглого стола, организация совместных досугов;
- взаимосвязь с работниками службы безопасности на дорогах, пожарной безопасности.
Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности проводится в три этапа:
Цель первого этапа - формировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности. Создавать предметную среду (яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др.) Ежемесячно включать работу по формированию правил пожарной безопасности в календарный план; знания и умения детей закреплять в свободной деятельности через различные игры, театрализованной и изобразительной деятельности.
На данном этапе важно добиться, чтобы дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара.
Проведение совместно-образовательной деятельности целесообразно сопровождать показом открыток, картин, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Необходимо
напомнить, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, можно показать макет спичечной коробки со спичками, объяснить их устройство и назначение. Нужно убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый
интерес. Обязательно надо привести примеры, когда игра с огнём завершалась бедой. В результате у детей появляется стойкий интерес к проблеме возникновения опасных ситуаций и умение вести себя в сложных условиях.
Цель второго этапа – формировать основы пожарной безопасности, положительное отноше-
ние к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!».
Здесь следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Нужно стремиться не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие
знания. Для этого не только проводятся специально организованные занятия, но и проис-
ходит знакомство детей с трудом, например, повара, когда они узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не принять меры предосторожности.
На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа
ведется по всем областям программы, формируя у детей:
- личностные качества- дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание;
- определенные знания и умения-ориентировки в пространстве, пользования различными
бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.
В работе используются разные формы и методы, такие как конкурсы личного и командного
первенства, игры-эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют
роли пожарных, спасателей, попавших в беду людей.
Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а
также правила «Нельзя!».
«Нельзя»:
- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;
- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические приборы;
- брать горящие угли;
- класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.
Цели третьего этапа- формировать правила пожарной безопасности; расширять знания детей о
борьбе с огнем; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.
На данном этапе целесообразно использовать тренинги, беседы, логические задачи, вечера
развлечений и досуги, способствующие формированию стойких навыков безопасного поведения
в быту.
Следует помнить о том, что содержание знаний, умений и навыков должно быть направлено
на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного
и социально-бытового характера. Противопожарная пропаганда должна соответствовать возрастным особенностям детей и не содержать «шоковой» информации.
При планировании работы по данной проблеме необходимо использовать формы и методы,
имеющие наибольшее воздействие на эмоциональную сферу.
Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют
формированию навыков поведения в быту. Содержание знаний по формированию правил пожарной безопасности можно использовать для коррекции речи детей. Применяемая система
положительно влияет на развитие всех сторон речи, что позволяет применять ее в работе с детьми, имеющими нарушения. Расширяется словарный запас детей за счет специальных терминов, названий различных предметов, действий, определений, наречий, числительных, простых и сложных предлогов, союзов, совершенствуется процесс словообразования.
Широко используются речевки и звукоподражания для автоматизации звуков. Дети ставятся
в условия, когда они вынуждены вступать в диалог, рассуждать, что способствует развитию
связной речи. Дети составляют рассказы на противопожарную тематику с началом и концом,
предложенным воспитателем. Можно просто предложить тему будущего рассказа в виде поговорки, например, «Коробка спичек, хоть мала, но может сделать много зла». Получившиеся
рассказы инсценируются. Роли дети могут исполнять самостоятельно или помощью кукол.
Работе с семьей отводится особое место, так как без осознания родителями важности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей, без понимания большой значимости личного примера невозможно воспитать в детях умения навыки безопасного
поведения в быту, общественных местах, в природных условиях.
Основные направления работы с родителями включают:
- информирование о фактах неумелого обращения с огнем, ставших причиной несчастных
случаев;
- о том, как объяснить детям правила обращения с огнем и огнеопасными предметами;
- формирование у родителей серьезного отношения к выработке у детей умения обращаться с различными бытовыми приборами, навыков поведения при возникновении пожара.
Разнообразные формы работы с семьей:
- беседы о пожарной безопасности;
- размещение в уголке для родителей статей материалов о правилах пожарной безопасности
в домашних и природных условиях;
- оформление папок-передвижек по профилактике пожарной безопасности;
- открытые просмотры для родителей по данной тематике;
- анкетирование;
- вечера-викторины совместно с родителями «Береги свой дом от пожара»;
- консультации;
- встречи с инспектором пожарной охраны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по формированию основ православной культуры у детей старшего дошкольного возраста в детском саду"
Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обознач...
Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей.
Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей....
Перспективный план работы по формированию знаний по пожарной безопасности.
Перспективное планирование по ФГОС...
Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)....
Проект по формированию агитации и пропаганды знаний правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста «Отряд юного пожарного»
Проект по формированию агитации и пропаганды знаний правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста «Отряд юного пожарного»...
«Система работы по формированию элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
2022 год на Ямале объявлен Годом экологии и это не случайно. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экол...
Формирование знаний основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста
Формирование знаний основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста — важная задача, которая помогает обеспечить безопасность и предотвратить бедствия. В этом возрасте дети особенно вос...