Система работы по формированию знаний по пожарной безопасности в старшем дошкольном возрасте
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему
Система работы по пожарной безопасности. Основные направления работы с родителями по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Система работы по формированию у дошкольников знаний по пожарной
безопасности»
По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей;
60% пострадавших от пожара - дети, 3/4 из них - дошкольники.
Система работы по данной проблеме включает:
- создание предметной среды художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки,
настольно-печатные и дидактические игры, номера телефонов служб;
- совместная деятельность педагога и детей-наблюдения, беседы, дидактические игры,
игры-занятия, вечера досуга, КВН, тренинги, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них;
- работа с родителями :создание наглядного и письменного материалов, проведение семинаров-практикумов по типу круглого стола, организация совместных досугов;
- взаимосвязь с работниками службы безопасности на дорогах, пожарной безопасности.
Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности проводится в три этапа:
Цель первого этапа - формировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности. Создавать предметную среду (яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др.) Ежемесячно включать работу по формированию правил пожарной безопасности в календарный план; знания и умения детей закреплять в свободной деятельности через различные игры, театрализованной и изобразительной деятельности.
На данном этапе важно добиться, чтобы дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара.
Проведение совместно-образовательной деятельности целесообразно сопровождать показом открыток, картин, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Необходимо
напомнить, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, можно показать макет спичечной коробки со спичками, объяснить их устройство и назначение. Нужно убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый
интерес. Обязательно надо привести примеры, когда игра с огнём завершалась бедой. В результате у детей появляется стойкий интерес к проблеме возникновения опасных ситуаций и умение вести себя в сложных условиях.
Цель второго этапа – формировать основы пожарной безопасности, положительное отноше-
ние к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!».
Здесь следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Нужно стремиться не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие
знания. Для этого не только проводятся специально организованные занятия, но и проис-
ходит знакомство детей с трудом, например, повара, когда они узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не принять меры предосторожности.
На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа
ведется по всем областям программы, формируя у детей:
- личностные качества- дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание;
- определенные знания и умения-ориентировки в пространстве, пользования различными
бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.
В работе используются разные формы и методы, такие как конкурсы личного и командного
первенства, игры-эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют
роли пожарных, спасателей, попавших в беду людей.
Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а
также правила «Нельзя!».
«Нельзя»:
- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;
- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические приборы;
- брать горящие угли;
- класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.
Цели третьего этапа- формировать правила пожарной безопасности; расширять знания детей о
борьбе с огнем; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.
На данном этапе целесообразно использовать тренинги, беседы, логические задачи, вечера
развлечений и досуги, способствующие формированию стойких навыков безопасного поведения
в быту.
Следует помнить о том, что содержание знаний, умений и навыков должно быть направлено
на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного
и социально-бытового характера. Противопожарная пропаганда должна соответствовать возрастным особенностям детей и не содержать «шоковой» информации.
При планировании работы по данной проблеме необходимо использовать формы и методы,
имеющие наибольшее воздействие на эмоциональную сферу.
Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют
формированию навыков поведения в быту. Содержание знаний по формированию правил пожарной безопасности можно использовать для коррекции речи детей. Применяемая система
положительно влияет на развитие всех сторон речи, что позволяет применять ее в работе с детьми, имеющими нарушения. Расширяется словарный запас детей за счет специальных терминов, названий различных предметов, действий, определений, наречий, числительных, простых и сложных предлогов, союзов, совершенствуется процесс словообразования.
Широко используются речевки и звукоподражания для автоматизации звуков. Дети ставятся
в условия, когда они вынуждены вступать в диалог, рассуждать, что способствует развитию
связной речи. Дети составляют рассказы на противопожарную тематику с началом и концом,
предложенным воспитателем. Можно просто предложить тему будущего рассказа в виде поговорки, например, «Коробка спичек, хоть мала, но может сделать много зла». Получившиеся
рассказы инсценируются. Роли дети могут исполнять самостоятельно или помощью кукол.
Работе с семьей отводится особое место, так как без осознания родителями важности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей, без понимания большой значимости личного примера невозможно воспитать в детях умения навыки безопасного
поведения в быту, общественных местах, в природных условиях.
Основные направления работы с родителями включают:
- информирование о фактах неумелого обращения с огнем, ставших причиной несчастных
случаев;
- о том, как объяснить детям правила обращения с огнем и огнеопасными предметами;
- формирование у родителей серьезного отношения к выработке у детей умения обращаться с различными бытовыми приборами, навыков поведения при возникновении пожара.
Разнообразные формы работы с семьей:
- беседы о пожарной безопасности;
- размещение в уголке для родителей статей материалов о правилах пожарной безопасности
в домашних и природных условиях;
- оформление папок-передвижек по профилактике пожарной безопасности;
- открытые просмотры для родителей по данной тематике;
- анкетирование;
- вечера-викторины совместно с родителями «Береги свой дом от пожара»;
- консультации;
- встречи с инспектором пожарной охраны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по формированию основ православной культуры у детей старшего дошкольного возраста в детском саду"
Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обознач...
Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей.
Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей....
Перспективный план работы по формированию знаний по пожарной безопасности.
Перспективное планирование по ФГОС...
Примерный перспективный план работы по формированию знаний по пожарной безопасности
Пожарная безопасность...
Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)....
Проект по формированию агитации и пропаганды знаний правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста «Отряд юного пожарного»
Проект по формированию агитации и пропаганды знаний правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста «Отряд юного пожарного»...
«Система работы по формированию элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
2022 год на Ямале объявлен Годом экологии и это не случайно. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экол...