Статья: Формирование знаний о растениях родного края старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Тихонова Эльза Юрьевна

В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_for_znan.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Э.Ю. Тихонова,

ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, знания о растениях родного края.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику региональных условий. Региональный компонент в дошкольном образовании (родная природа, культурное наследие, трудовые традиции и др.) помогает детям сознать свою принадлежность к «Малой Родине».

Актуальность исследования проблемы формирования знаний о растениях родного края у детей 5-6 лет обусловлена необходимостью становления у них ценностного отношения к родной природе, воспитания бережного отношения к природе. Ценностное отношение к родной природе является важной составляющей аксиологического опыта личности и является значимым компонентом содержания дошкольного образования.

Человек и окружающая среда находятся в постоянном взаимодействии. В психолого-педагогической литературе достаточно полно освещены вопросы ознакомления детей с природой. Изучением проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с природой занимались Т. Н. Вострухина,                         З. В. Герасимова, Н. А. Казачок, Л. А. Кондрыкинская, Д. Пак и др.

В дошкольный период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими способами познания окружающего мира; интенсивно развивается его речь и мышление. Не менее благоприятен период дошкольного детства и для развития способности к ориентировке в пространстве.

Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинска [3]. З. В. Герасимова,                    Н. А. Казачок [4] считают, что воспитание бережливого отношения к природе, заинтересованность в приобретении природоведческих знаний необходимо воспитывать с дошкольного возраста.

Основываясь на анализе педагогических и психологических исследований, нами установлено противоречие между объективной потребностью в формировании знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике. Это и обусловило выбор темы нашего исследования, цель, которого заключалась в изучении педагогических условий формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с обозначенной целью и предметом исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно если:

  • создана предметно-развивающая среда по формированию знаний о растениях родного края; 
  • актуализируются индивидуальные интересы ребенка, их положительно-эмоциональные переживания, чувства, личный опыт и охранительно-сберегающие отношения к растениям родного края;
  • специального отбора привлекательных для детей данного возраста игр и насыщение их экологически значимым содержанием.

Экспериментальная работа проводилась базе МБДОУ «Детский сад № 141 «Пилеш» комбинированного вида» г. Чебоксары Чувашской Республики. В исследовании принимало участие 40 детей 5-6 лет.

Для решения поставленных задач нами использовались методики «Сформированность экологических знаний старших дошкольников», «Растения родного края» (основаны на методике О. Соломенниковой) [5].

Целью методики «Сформированность экологических знаний старших дошкольников» являлось выявление уровня определения уровня знания характерных особенностей растительного мира. Показателями сформированности характерных особенностей растительного мира служили такие параметры как: самостоятельное называние разных видов растений: деревьев, кустарников и цветов,  выделение условий, необходимых для жизни, роста и развития растений, проявление интереса и эмоционального выражения своего отношения к растениям. Исходя из полученных данных осуществлялось распределение детей по уровням сформированности характерных особенностей растительного мира. Высокий уровень сформированности знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста продемонстрировали по 10% детей ЭГ и КГ; средний уровень – 65% в ЭГ и 70% в КГ; низкий уровень – 25% в ЭГ и 20% в КГ.

С целью выяснения знаний детей о многообразии растительного мира родного края, умения различать растения родного края, знания органов растений и их функций использовалась методика «Растительный мир родного края». Оценивание проходило по следующим критериям: полнота знаний: количество знаний о растениях родного края, глубина знаний, осознанность знаний.

Исходя из полученных данных, осуществлялось распределение детей 5-6 лет по уровням сформированности знаний о растениях родного края. Высокий уровень продемонстрировали 20% испытуемых экспериментальной группы и 25% детей контрольной группы, у 55% детей экспериментальной группы и 50% детей контрольной группы выявлен средний уровень; низкий показатель показали по 25% детей обеих групп.

Для формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста был составлен перспективный план занятий на год. Согласно плану детям были предложены игры для ознакомления детей с растениями родного края, проводились беседы, викторины, экскурсии, занятия. Новой формой работы являлись природоохранные акции, в проведении которых включали ребят старшей группы.

Следовательно, из всего вышесказанного можно заключить, что в работе по формированию знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования» // Российская газета. – 2012. – Федеральный выпуск № 6241.
  2. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой                              / С. А. Веретенникова. – М. : Просвещение, 1973. – 144 с.
  3. Вострухина, Т. Н. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет                         / Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 192 с.
  4. Герасимова, З. Родной свой край люби и знай / З. Герасимова, Н. Казачок                       // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12. – С. 47.
  5. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников                / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание, 2004. –  № 7 – С. 21-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию детского творчества в разных видах деятельности посредством ознакомления с родным краем. (старший дошкольный возраст)

   Приобщение к изобразительному искусству и развитие детского художественного  творчества посредством ознакомления с родным краем.  Формирование и активизация у детей прояв...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ КРАЕМ Старший дошкольный возраст

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС РОДНЫМ КРАЕМСтарший дошкольный возраст...

Познавательно-исследовательская деятельность «Птицы родного края», старший дошкольный возраст

Программно-методические материалы по актуальным проблемам педагогического сопровождения совместной проектной и исследовательской деятельности  взрослых и детей дошкольного возраста....

Статья "Формирование знаний о музее у детей старшего дошкольного возраста"

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О МУЗЕЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСидорова К.В.Аннотация. В статье представлена проблема формирования знаний о музее у детей старшего дошкольного возраста, представлена ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста....

Статья "Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города".

quot;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом".С.Михалков...

Экологический проект «Лекарственные растения Смоленского края» (старший дошкольный возраст)

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с пр...