Особенности профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольной образовательной организации
статья
В статье впервые предпринимается попытка рассмотреть особенности профилактики жестокого обращения с детьми в условиях дошкольной образовательной организации, а также определены возможности для организации профилактической работы с детьми, имеющими риск насилия в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_profilaktiki_zhestokogo_obraschenia.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольной образовательной организации
Горлова Г.А.
Ишим, Российская Федерация
В статье впервые предпринимается попытка рассмотреть особенности профилактики жестокого обращения с детьми в условиях дошкольной образовательной организации, а также определены возможности для организации профилактической работы с детьми, имеющими риск насилия в семье.
Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, виды насилия над детьми, признаки жестокого обращения с детьми, первичная, вторичная, третичная профилактика жестокого обращения с детьми.
Целью профилактики жестокого обращения в семье является разработка и создание специальных педагогических условий, направленных на минимизацию случаев жестокого обращения с детьми.
В системе профилактики жестокого обращения с детьми выделяется первичная, вторичная и третичная профилактика.
Е.Н. Волкова и Н. Соколова указывают, что в дошкольной образовательной организации есть все возможности для организации профилактической работы с детьми, имеющими риск насилия в семье: наличие команды специалистов (воспитатели, психологи, социальные педагоги), доступ к семьям воспитанников, включение детей в досуговую деятельность, социальное партнерство с различными социальными службами. Каждый из специалистов решает круг задач:
воспитатель:
- делает первичный запрос специалистам и обращает их внимание на состояние физического, психического и социального здоровья ребенка;
- осуществляет взаимодействие с семьей ребенка с целью обучения навыкам ответственного родительства с отказом от насильственных методов воспитания;
- организует досуг детей и их занятость после дошкольной образовательной организации и в каникулярное время;
социальный педагог:
- изучает особенности жизнедеятельности ребенка вне дошкольной образовательной организации (имел ли место случай жестокого обращения, безопасно ли ребенку оставаться в семье, проверка сигналов о случаях жестокого обращения и т.п.);
- выявляет детей и семьи с высоким риском жестокого обращения с детьми;
- осуществляет взаимодействие с широким кругом специалистов, занимающихся проблемами семьи и детства;
- оказывает социально-педагогическую помощь и поддержку детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- представляет интересы детей в службах и организациях, осуществляет процесс его социальной защиты;
психолог:
- выявляет детей, подвергшихся жестокому обращению;
- выявляет проблемы детей из семей, находящихся в социально опасном положении;
- осуществляет консультативную помощь;
- проводит психокоррекционную работу [3,6].
Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения факторов риска жестокого обращения, выявление и коррекцию проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьи (регулятивной, ценностно-ориентирующей, отражательной, информационной прогнозирующей и т. д.).
Как считает Е.И. Цымбал, с целью повышения правовой грамотности детей в вопросах защиты своих прав, знакомства родителей с правовыми аспектами защиты прав детей, обучения родителей навыкам ответственного родительства с отказом от насильственных методов воспитания необходимо организовать в дошкольной образовательной организации информационно-разъяснительные кампании по защите прав детей, образовательные курсы для детей, родителей (лиц, их заменяющих), выступления специалистов о вреде жестокого обращения, проведение тренингов ненасильственных отношений, а также проведение акций, праздников, развитие волонтерского движения [9].
Важным моментом в организации работы по профилактике жестокого обращения в отношении детей является включение самих детей в информационные кампании о правах детей, в проведение конкурсов социальной рекламы, плакатов и т.п.
Для понимания важности участия родителей и детей в совместных мероприятиях обратимся к положениям событийного подхода, который в рамках исследуемой проблемы можно рассматривать относительно значимости происходящих в жизни семьи событий, и построенного на основе актуальной и эмоционально открытой совместной деятельности и развивающем воздействии этого события.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить события, значимые в жизни семьи и предупреждающие возникновение факторов риска жестокого обращения: совместные мероприятия, традиционные семейные праздники, спортивный досуг и др.
Проведение значимых событий в жизни семьи позволит укрепить семейные традиции, обеспечит рост взаимопонимания между родителями и детьми.
Участие родителей и детей в совместных мероприятиях, различных акциях и праздниках позволит сформировать эмоциональную близость и привязанность между детьми и родителями, развить навыки конструктивного взаимодействия, обеспечить рост взаимопонимания между родителями и детьми, даст возможность обучить родителей способам вовлечения их детей в различные виды совместной деятельности.
Г.П. Тимченко считает, что сотрудничество дошкольной образовательной организации в процессе организации и проведения превентивных мероприятий со СМИ содействует пропаганде ненасильственных отношений в семье, распространению положительного родительского опыта [8].
Анализ психолого-педагогической литературы и интерпретация собственного опыта позволили определить основные профилактические функции дошкольной образовательной организации (в рамках первичной профилактики):
- выявление семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению;
- правовое просвещение детей в дошкольной образовательной организации (профилактические мероприятия и беседы);
- размещение на информационных стендах и сайте дошкольной образовательной организации телефонов доверия, информации по защите прав детей и т.д.;
- встречи специалистов иных субъектов профилактики на территории дошкольной образовательной организации с детьми и родителями;
- работа с родителями (курсы для родителей о вреде жестокого обращения, освещение данной темы на родительских собраниях, родительском клубе, подготовка памяток для родителей) [2,5]
Вторичная профилактика предполагает осуществление комплекса мер, направленных на детей и подростков, еще не переживших инцидента насилия, но находящихся в ситуации повышенного риска.
С целью предупреждения и раннего выявления случаев жестокого обращения с детьми, считает А. Маханько, необходимо проведение в дошкольной образовательной организации информационной и образовательной работы с родителями:
- разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми; влияния насилия на психическое и физическое здоровье ребенка;
- ознакомление с видами ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми в соответствии с Российским законодательством:
- показ видеоматериалов о фактах жесткого обращения с детьми и их последствиях;
- обучение методам ненасильственной педагогики;
- активизация внутренних ресурсов семьи и др. [4].
Профилактическая работа с детьми предполагает:
- разработку программ для детей, которые включают такие элементы, как право сказать «нет», законность неприкосновенности тела и распознавание признаков опасности;
- активное внедрение в дошкольную практику психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности родителей и дошкольников.
На этапе вторичной профилактики особая роль отводится психологу, который осуществляет диагностику проблем семьи и ребенка, предполагающую целенаправленное исследование социальных, психологических проблем, семейных отношений, динамики развития неблагополучия и т. д. Полученные результаты помогут определить ресурсы семьи и направления оказания помощи.
Третичная профилактика предполагает создание в дошкольной образовательной организации условий для профилактики последствий жестокого обращения, повторных случаев жестокого обращения с ребенком; устранение семейного неблагополучия.
Дети, пострадавшие от жестокого обращения, как правило, нуждаются в различных видах помощи: медицинской, правовой, психологической, социальной.
Психологическая помощь является наиболее важной составляющей при оказании помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения.
Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа должна строиться с учетом результатов углубленного психологического обследования ребенка, при проведении которого используются методики, позволяющие оценить характер и тяжесть психологических последствий перенесенного насилия. Психологическая помощь может оказываться в форме индивидуальных консультаций, семейного консультирования или групповых форм работы.
Условно выделяют три основных компонента психологической помощи ребенку, переживающему последствия жестокого обращения:
- работа с пострадавшим ребенком по преодолению страха, отвращения, ненависти и других переживаний с применением элементов игры, рисования, музицирования и т. п.;
- психологическая работа с ребенком, не привязанная непосредственно к переживаемому событию жестокого обращения, а связанная с его отношением к себе, другим людям, собственному будущему, получением позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослыми, часто противоположного тому, который он получает в семье, навыков в разрешении трудных ситуаций, в первую очередь ситуаций домашнего насилия и т. п.;
- работа с ближайшим социальным окружением ребёнка по развитию навыков ненасильственного воспитания, эмоциональной поддержке [1].
Социальная помощь заключается в обучении родителей социальным навыкам. Особое внимание должно отводиться организации досуговой деятельности, которая позволяет структурировать свободное время взрослых и детей. Досуговая деятельность может осуществляться в виде совместных мероприятий (игр, конкурсов, семейного отдыха на природе, семейных чтений, поездок в музеи и театры, посещений выставок, просмотров кинофильмов, постановки спектаклей, традиционных семейных праздников: дней рождений, дня Ангела (именины), Дня Матери, юбилеев, традиционных чаепитий, занятий физической культурой и спортом, совместных подвижных игр, благотворительной деятельности и т.п.).
Одним из популярных форматов работы являются создаваемые при дошкольной образовательной организации социальные гостиные, цель которых пребывание детей из неблагополучных семей, имеющих высокий риск жестокого обращения вне дошкольной образовательной организации. В процессе досуговой деятельности в рамках социальной гостиной воспитатели знакомятся с проблемами детей группы риска и начинают значительно лучше понимать их трудности [7].
Посещение досуговых мероприятий позволяет:
- проводить свободное время под присмотром взрослых;
- приобретать и развивать полезные навыки;
- получать положительные эмоции;
- создать относительно безопасное пространство для общения со взрослыми и сверстниками.
По отношению к родителям досуговая деятельность дает возможность:
- увидеть своего ребенка в ситуации успеха и в большей мере почувствовать себя родителями;
- расширить круг общения, отойти от привычной угнетающей обстановки;
- приобрести навыки ответственного родительства, научиться играть и делать что-то вместе с детьми и др.
Наиболее важной частью досуга является совместная деятельность детей и родителей при непосредственном участии педагогов и психологов, что способствует формированию более близких эмоциональных отношений между детьми и родителями, возвращает детям чувство связи с родителями, ощущение своей необходимости.
Как видно, профилактика жестокого обращения с детьми должна носить комплексный характер, в ней участвует команда специалистов (педагоги, социальные педагоги, психологи, медики). Кроме того, профилактические задачи реализуются в масштабах деятельности социальных институтов (системы образования, социальной защиты населения, правоохранительных органов и т.д.), что обеспечивает формирование единых механизмов реализации профилактического направления в масштабах общества и создает условия (организационные, правовые, содержательные) для предупреждения жестокого обращения в конкретном образовательном учреждении.
Список литературы:
- Беличева, С.А. Проблемы выявления и предупреждения семейного насилия [Текст] / С.А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – № 2. – С. 28-32.
- Беляева, М.А., Бессонова Н.Н. Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры [Текст] / М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова. – СПб.: Питер, 2007. – 228 с.
- Волкова, Е.Н. Защита детей от жестокого обращения: [Текст] / Е.Н. Волкова. – М.: Дашков и К, 2007. – 212 с.
- Морозова, Л.Б. Предотвращение насилия по отношению к детям [Текст] / Л.Б Морозова.
- Насилие в семье: особенности психологической реабилитации [Текст] / учеб. пособие // Под ред. Н.М.Платоновой и Ю.П.Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 180 с.
- Соколова, Н. Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждениях дополнительного образования [Текст] // Социальная педагогика. – 2003. – № 1. – С. 16-19.
- Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 190 с.
- Тимченко, Г.П., Семенова И.В. Проблема жестокого обращения с детьми и пути ее решения [Текст] // Альманах судебной медицины. – 2001. – № 2.
- Цымбал, Е.И. Правовая защита детей от насилия и пренебрежения их основными нуждами [Текст] // Вестн. психосоциал. и коррекц.- реабилитац. работы. – 1995. – № 2. – С. 19-23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям по профилактике жестокого обращения с детьми в семье
Простые правила, которые помогут родителям в воспитании ребёнка....
Профилактика жестокого обращения с детьми в семье
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю люб...
ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ. Буклет
К формам жестокого обращения с детьми относится: физическое, сексуальное насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка и психологическое подавление личности. Последнее происходит практически в кажд...
Профилактика жестокого обращения с детьми в семье.Буклет
ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ. Буклет...
Памятка родителям Профилактика жестокого обращения с детьми в семье
Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”....
Буклет "Профилактика жестокого обращения с детьми в семье"
Детям не нужны назойливые поцелуи, неискренние комплименты, но для них очень важно слышать: «Ты мне дорог!», «Как хорошо, что ты есть!», «Я люблю тебя таким, какой ты ест...
Программа профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольного образовательного учреждения «Мы рядом»
Жестокое обращение с ребенком – это все формы или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к факт...