«СТОРИТЕЛЛИНГ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА»
статья (старшая группа)

Хамзина Лилия Шарифнуровна

«СТОРИТЕЛЛИНГ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА»

              Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

 (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений в условиях реализации ФГОС ДО, каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования.

           Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает образовательные области познавательное и речевое в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является сторителлинг.

           Очень часто можно увидеть, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает сказку или рассказ своими словами, а не читает. Стало очевидно, что детей больше привлекают импровизированные истории.

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй». Как метод сторителлинг был впервые испытан руководителем крупной международной компании Armstrong International Дэвидом Армстронгом. Дэвид Армстронг разработал и впоследствии описал в собственной книге концепцию "менеджмента через истории" - сторителлинга. В книге описан метод "обучения историями", которые помогают заинтересовать сотрудников, увлечь их своей выразительностью, помочь пропустить работу через личный опыт, получить новые знания в емкой, интересной форме.    

        Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

           В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.

             Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика).

            Активный сторителлинг, в нем педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

Чтобы детям было интересно, можно взять за основу игру «Кубики историй» и адаптировать по возрастным особенностям развития детей. Используя данную технологию решаются следующие задачи:

  1. Развитие к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
  2. Развитие связной речи, уточнение и расширение словарного запаса
  3. Закрепление навыков правильного произношения звуков в самостоятельной речи детей.
  4. Формирование целостного восприятия окружающего мира.
  5. Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Сторителлинг имеет конкретную структуру:

1. Вступление. Оно должно быть коротким, дети входят в ситуацию, знакомятся с героями. Варианты вступления:

- Однажды…

-Жили – были…

-Садитесь поближе, я вам расскажу…

- Наш герой не знал, что его ждет…

2. Принципы историй: простота, неожиданность, конкретность (персонажи, истории должны  быть знакомы и понятны  дошкольникам, реалистичность, так как самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят).

3. Развитие событий. Здесь прослеживается сюжетная линия и нравы персонажей. Эта часть дает возможность проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая усложняется

4. Кульминация. Здесь происходит накал страстей. В этой части герой выходит победителем или нет. Это момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Происходит раскрытие тайны.

5.Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением.

Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

  • Игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю.
  • Игра для трёх детей. Бросить все 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Один ребёнок начинает рассказывать, опираясь на первые 3 кубика, остальные продолжают. 
  • Когда играет больше трёх человек – кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю.
  • Можно педагогу начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики.

Кубики на каждой своей грани имеют предметную картинку.  Суть игры в том, что вы (ребенок) бросаете кубики на стол и начинаете историю нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек ваше внимание.

Эту игру можно использовать как на индивидуальном занятии, где ребенок самостоятельно составляет историю, так и на подгрупповом - дети придумывают одну историю на всех, когда и каждый участник добавляет к уже сформированному до него сюжету свою часть на основе интерпретации изображения, выпавшего на брошенном кубике.

            Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.

-Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

 - Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику, творческое мышление, воображение.

- Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, развивает красивую, грамотную, устную речь, помогает запомнить материал.

- Сторителлинг, способствует раскрытию талантов и самовыражению, развивает уверенность в выступлениях на  публике.

- Сторителлинг, может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей.

- Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.

            Говорить о плюсах этой  техники можно бесконечно. Но ведь всегда лучше один раз попробовать. А попробовав один раз, поверьте уже не сможете остановиться.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Давыдова О. И. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2017 - №4 – с.18-24
  2. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017. - №16. – с. 515-518
  3. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

 

    4. https://moluch.ru/archive/150/42606/

    5. http://www.newcode.ru/doku.php/storytelling

    6. http://www.nazaykin.ru/lekcii/copywriting/storytelling/tipy_i_pravila.htm

    7. http://www.newcode.ru/doku.php/storytelling

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon storitelling.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск

Республика Башкортостан

Педагогическая статья

«СТОРИТЕЛЛИНГ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА»

Хамзина Лилия Шарифнуровна

                                                     учитель – логопед  

                                                                        Муниципальное  автономное

                                                                          дошкольное образовательное

                                                                             учреждение комбинированного            

                                                                                вида       детский сад №34

                                                        город Нефтекамск

                                                                                Республика Башкортостан

                                                                               khamzina_71@mail.ru

«СТОРИТЕЛЛИНГ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА»

              Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

 (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений в условиях реализации ФГОС ДО, каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования.

           Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает образовательные области познавательное и речевое в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является сторителлинг.

           Очень часто можно увидеть, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает сказку или рассказ своими словами, а не читает. Стало очевидно, что детей больше привлекают импровизированные истории.

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй». Как метод сторителлинг был впервые испытан руководителем крупной международной компании Armstrong International Дэвидом Армстронгом. Дэвид Армстронг разработал и впоследствии описал в собственной книге концепцию "менеджмента через истории" - сторителлинга. В книге описан метод "обучения историями", которые помогают заинтересовать сотрудников, увлечь их своей выразительностью, помочь пропустить работу через личный опыт, получить новые знания в емкой, интересной форме.    

        Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

           В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.

             Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика).

            Активный сторителлинг, в нем педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

Чтобы детям было интересно, можно взять за основу игру «Кубики историй» и адаптировать по возрастным особенностям развития детей. Используя данную технологию решаются следующие задачи:

  1. Развитие к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
  2. Развитие связной речи, уточнение и расширение словарного запаса
  3. Закрепление навыков правильного произношения звуков в самостоятельной речи детей.
  4. Формирование целостного восприятия окружающего мира.
  5. Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Сторителлинг имеет конкретную структуру:

1. Вступление. Оно должно быть коротким, дети входят в ситуацию, знакомятся с героями. Варианты вступления:

- Однажды…

-Жили – были…

-Садитесь поближе, я вам расскажу…

- Наш герой не знал, что его ждет…

2. Принципы историй: простота, неожиданность, конкретность (персонажи, истории должны  быть знакомы и понятны  дошкольникам, реалистичность, так как самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят).

3. Развитие событий. Здесь прослеживается сюжетная линия и нравы персонажей. Эта часть дает возможность проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая усложняется

4. Кульминация. Здесь происходит накал страстей. В этой части герой выходит победителем или нет. Это момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Происходит раскрытие тайны.

5.Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением.

Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

  • Игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю.
  • Игра для трёх детей. Бросить все 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Один ребёнок начинает рассказывать, опираясь на первые 3 кубика, остальные продолжают. 
  • Когда играет больше трёх человек – кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю.
  • Можно педагогу начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики.

Кубики на каждой своей грани имеют предметную картинку.  Суть игры в том, что вы (ребенок) бросаете кубики на стол и начинаете историю нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек ваше внимание.

Эту игру можно использовать как на индивидуальном занятии, где ребенок самостоятельно составляет историю, так и на подгрупповом - дети придумывают одну историю на всех, когда и каждый участник добавляет к уже сформированному до него сюжету свою часть на основе интерпретации изображения, выпавшего на брошенном кубике.

            Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.

-Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

 - Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику, творческое мышление, воображение.

- Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, развивает красивую, грамотную, устную речь, помогает запомнить материал.

- Сторителлинг, способствует раскрытию талантов и самовыражению, развивает уверенность в выступлениях на  публике.

- Сторителлинг, может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей.

- Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.

            Говорить о плюсах этой  техники можно бесконечно. Но ведь всегда лучше один раз попробовать. А попробовав один раз, поверьте уже не сможете остановиться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Давыдова О. И. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2017 - №4 – с.18-24
  2. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017. - №16. – с. 515-518
  3. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

    4. https://moluch.ru/archive/150/42606/

    5. http://www.newcode.ru/doku.php/storytelling

    6. http://www.nazaykin.ru/lekcii/copywriting/storytelling/tipy_i_pravila.htm

    7. http://www.newcode.ru/doku.php/storytelling


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Сторителлинг - как средство развития речи дошкольников

laquo;Сторителлинг – интерактивный метод  работы с детьми в развитии речи ».Рафикова Э.Т.Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе ...

Мастер - класс "Сторителлинг"интерактивный метод работы с детьми ОВЗ , как средство развития речи дошкольника.

Сторителлинг, или «рассказывание историй» – это вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно связанного повествования.Цель сторителлинга– обогащение...

«Сторителлинг – интерактивный метод развития речи дошкольников»

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые ...

ПРОЕКТ «Технология «Сторителлинг» – как средство развития речи и всестороннего развития детей»

Особенностью использования техники «сторителлинг» в работе с детьми дошкольного возраста, являются следующие следующие преимущества:·...

мастер-класс: «Сторителлинг интерактивный метод работы с детьми ОВЗ, как средство развития речи дошкольника»

Очень часто наши  дети не только ОВЗ, но и обычные очень хотят ответить, тянут руку, а выходя к доске , чтобы рассказать рассказ по картине или ответить на вопросы не могут связать и пары слов, с...

Сторителлинг как средство развития речи старших дошкольников

Сторителлинг как средство развития старших дошкольников....