«Сторителлинг – интерактивный метод развития речи дошкольников»
консультация по развитию речи

Пальшина Ольга Николаевна

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx205.54 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сторителлинг – интерактивный метод развития речи дошкольников»

Выполнила:

Пальшина Ольга Николаевна,

Воспитатель

 «Чтобы научиться говорить, надо говорить».

М. Р. Львов

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребёнка

Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Сколько всего надо учесть, развивая речь: индивидуализация образования, субъектная позиция, деятельностный метод. В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников.

В своей практике использую интерактивные формы деятельности с дошкольниками. Формы, основанные на живом, активном взаимодействии между воспитателем и детьми, между группой товарищей. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает, та деятельность, где дети могут в игровой форме общаться друг с другом, так как именно в таком общении они раскрываются полностью. Сегодня, наряду с традиционными методами и приемами, к нам на помощь приходят инновационные, одним из таких является сторителлинг.

Понятие «сторителлинг» в дословном переводе означает «рассказывание истории». Метод сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательные и интересные. В настоящее время Сторителлинг из искусства увлекательного рассказа переросло в образовательную технологию, применимую в работе с дошкольниками. Сторителлинг помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать себя среди сверстников.

Сторителлинг, или «рассказывание историй» – это вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно связанного повествования.

Цель сторителлинга – обогащение устной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы.

Задачи:

1. Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников.

2. Уточнять использование грамматических форм речи.

3. Развивать коммуникативные навыки дошкольников.

Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная  ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.

Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика).

В своей практике  использую опыт организации такого вида, как активный сторителлинг, с помощью игры с «кубиками историй», где дети придумывают  . Кубики историй – это уникальная настольная игра-пособие жанра сторителлинг, развивающая фантазию и речь. Кубик размером 4x4см на каждой из шести граней имеет предметную картинку, с которой нужно связать свой рассказ. Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в кубиках историй нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают приключения какого-то героя, игрок может сам выбрать жанр сказку или рассказ.

Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

Первый ребёнок достаёт из волшебной шкатулки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребёнок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Одинаковых сюжетных линий не бывает, каждый раз история получается новая, удивительная, неповторимая.

Сначала задачу можно упростить - составлять истории по очереди. Например, первый кубик бросает воспитатель, а следующий ребёнок -, и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр они могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование. Начинать истории можно со слов «Однажды», «Хочу рассказать, как я…»«Я сегодня шла в детский сад и увидела…»«Когда-то давным-давно…»«В некотором царстве, в некотором государстве.» и т. д.

Технология «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.

Вся работа с использованием сторителлинга опирается на общие дидактические принципы:

- систематичность и последовательность. Данный принцип предполагает постепенный переход воспитанника из пассивного слушателя в активного участника деятельности по созданию истории. На первом этапе педагогом задается «канва истории», дети – активные слушатели в процесс создания и рассказывания историй. Далее дети создают истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям педагога; моделируют различные ситуации и ищут пути выхода; анализируют истории самостоятельно или с педагогом.

- учет возрастных и индивидуальных особенностей. Данный принцип позволяет достичь эффективности в работе через индивидуальный подход к каждому ребёнку, с учётом его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей (заинтересованность, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание, и память ребенка и т. д.). Таким образом, используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, мы сможем услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.

Использование активного сторителлинга помогает достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении. Это развивает образное мышление. Когда дети что-то сочиняют, они изобретают все новые и новые способы для выражения своих мыслей. Сочинение и рассказывание историй помогает детям понять окружающий мир и научиться с ним взаимодействовать, укрепляет связи между людьми. Придумывая разных персонажей, которые выступают от их лица, дети пробуют выражать свои чувства, они делятся своими печалями и радостями, вопросами и надеждами. Они видят, как все остальные реагируют на их рассказ, и это помогает им с большим увлечением отдаваться творчеству. Слушая других, они испытывают новые ощущения и учатся разбираться в себе. Сочиняя и рассказывая истории, дети развивают важные навыки устной речи, общения и слушания. Кроме того, рассказывание историй подготавливает детей к будущим письменным сочинениям.

Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей, на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Сторителлинг – это отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка.

В результате работы с использованием метода сторителлинга  можно говорить об определенных результатах:

- интерес детей к сторителлингу достаточно высокий, каждый хочет быть на месте составителя истории.

- через составление историй речь детей обогатилась, они больше стали применять прилагательные, в том числе и выдуманные, объясняя их значение.

- дети стали активнее на других занятиях (речевой поток, сказанные поочерёдно фразы в процессе создания истории переносятся на поочерёдные ответы на других занятиях)

- родители проявляют себя активными участниками образовательного процесса (сочиняют истории дома).

Данные наблюдения укладываются в рамки ориентиров, к которым мы должны приблизиться, подходя к порогу обучения в школе, и говорят о результативности выбранного метода.

Кроме сочинительства можно придумать очень много игр с «Кубиками историй»:

• Бросить все 9 кубиков, выбрать один из них как точку старта и рассказать историю, сочетающую все выпавшие элементы.

• Раздать кубики всем играющим. Один начинает. По очереди каждый бросает кубик и продолжает историю на основании выпавшей пиктограммы.

• «Помощники»  Выберите только те пиктограммы, которые обладают общим качеством, например, «помогают людям»;

• «Парочки».  Подберите к предметам (цветок) признаки (пришелец) 

Получится «неземной красоты цветок»;

• «Что общее?» Бросьте два кубика и сравните две картинки: найдите общее или отличия. Больше общего можно найти, смешав кубики из разных наборов. Главное творческий подход! Что общего между рыбкой и волшебной палочкой?

• «Ассоциации»  Подберите слово, ассоциирующееся с картинкой. Например,«пчела» - летать, жало, крылышки, полоски, насекомое, испуг, глаз и т. д.

• «Словарь» Соберите всю информацию о слове, обозначенном картинкой (по возрасту). Например. Что? «фонтан» - существительное, глагол (что делает) -«плещется, струится», прилагательное (какой) - «серебристый, шумный, музыкальный» и т. д.

• «Энциклопедия»  Выбери картинку и «расскажи 5 фактов о…»

• Бросьте кубики и рассмотрите их все 30 секунд. Прикройте кубики и постарайтесь вспомнить картинки через минуту. Секрет: картинки легче запомнить, связав их мысленно в историю.

• «Башня» или «Вертикальная история» Выбирайте по кубику из разных наборов и сочиняя историю, складывайте кубики один на другой. Посмотрите, какую высокую башню получится построить!

• «Алфавит»  Найдите по очереди картинки на букву «А», букву «Б» и т. д.,

D:\кубики.png

История придуманная детьми наей группы.

Однажды в сказочном городе, мальчик Ваня пошел в магазин. По дороге у него зазвонил телефон, это ему звонила мышка, которая приглашала его погулять с ним на площадке. Ваня сказал, что сейчас идёт в магазин за йогуртом и потом обязательно с ней погуляет. Когда он зашел в магазин, увидел санки, о которых  давно мечтал. И он их купил. Выйдя на улицу, Ваня удивился, так как с неба сыпались огромные хлопья снега. Что бы быстрее добраться до дома, Ваня сел в автобус. Дома он надел тёплые валенки, взял варежки и пошёл на площадку к мышке. Они весело катались на санках с горы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников.

Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников....

Сказкотерапия - эффективный метод развития речи дошкольников

СЛАЙД 1 Сказка — это сон, приснившийся нации ( философ Иван Ильин) А знаете ли вы, давно ли появилось название- "сказка"?Сказки на Руси известны с древних временРассказывание сказок – старый...

Синквейн - эффективный метод развития речи дошкольника.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Уже в дошкольном возрасте можно в игровой форме учи...

Семинар-практикум : " Сторителлинг - интерактивный метод развития речи детей дошкольного возраста".

Сторителлинг - современная технология развития речи детей дошкольного возраста....

Обобщение опыта Тема «Нетрадиционные методы развития речи дошкольников - как основа познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. Именно в процессе непрекраща...

«СТОРИТЕЛЛИНГ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА»

laquo;СТОРИТЕЛЛИНГ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА»              Федеральный государственный стандарт дошкольного образо...

Сторителлинг - как средство развития речи дошкольников

laquo;Сторителлинг – интерактивный метод  работы с детьми в развитии речи ».Рафикова Э.Т.Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе ...