Краткий конспект на тему «Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ".
консультация
План:
1. Структура, виды образовательной деятельности по диагностическим целям, по содержанию.
2. Вариативные организации образовательной деятельности.
3. Структура развивающего обучения.
4. Разнообразие форм образовательной деятельности.
5. Санитарно – гигиенические требования к максимальной нагрузке на детей раннего дошкольного возраста в образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ". | 50.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткий конспект на тему «Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ.
План:
1. Структура, виды образовательной деятельности по диагностическим целям, по содержанию.
2. Вариативные организации образовательной деятельности.
3. Структура развивающего обучения.
4. Разнообразие форм образовательной деятельности.
5. Санитарно – гигиенические требования к максимальной нагрузке на детей раннего дошкольного возраста в образовательной деятельности.
Основные виды деятельности детей в ДОУ
Детская деятельность | Специфические задачи психолого-педагогической работы | Формы работы |
Двигательная | - накопление и обогащение двигательного опыта детей; - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; - развитие физических качеств | - Физические упражнения. - Физминутки и динамические паузы. - Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная). - Ритмика, ритмопластика. - Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования. - Игры-имитации, хороводные игры. - Народные подвижные игры. - Пальчиковые игры. - Спортивные упражнения - Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке. |
Игровая | - развитие игровой деятельности детей; - формирование положительного отношения к себе, к окружающим; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | - Сюжетно-отобразительные игры. - Сюжетно-ролевые игры: бытовые, производственные, общественные. - Театрализованные игры: игры-имитации (в том числе игры-этюды), ролевые диалоги на основе текста, драматизации, инсценировки, игры-импровизации. - Режиссерские игры: с игрушками-персонажами, прдметами-заместителями. - Игры-фантазирования (ТРИЗ, «Грамматика фантазии» Дж.Родари и др.) - Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом. - Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др. - Дидактические игры: с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные). - Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки; игры Никитина, Воскобовича и др. - Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.) - Игры с элементами спорта: городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол. - Досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные. - Проектная деятельность, н-р, «Школа волшебников» (сочинение сценария и игра- инсценировка придуманной сказки. |
Продуктивная | - развитие продуктивной деятельности; - развитие детского творчества; - приобщение к изобразительному искусству. | - Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь); лепка (глина, пластилин, пластика); аппликация(бумага, ткань, природные материалы) *по замыслу, *на заданную тему. - Художественный труд(поделки из бумаги, картона, поролона, ткани;природного, бросового материала и др.): *украшения к праздникам, *поделки для выставок детского творчества, *подарки, сувениры, *декорации к театрализованным спектаклям, *украшение предметов личного пользования и др. - Конструирование из строительного материала и деталей конструктора: *по образцу (схеме, чертежу, модели), *по условиям, *по замыслу. - Конструирование из бумаги: *по выкройке, *схеме (оригами). - Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка и снега). - Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности(монотипия, кляксография, оттиск, тиснение, набрызг и др.). - Творческая продуктивная деятельность на развитие воображения и фантазии («Жители неизвестной планеты», «Сказочное животное», «Необыкновенный вид транспорта», «Волшебное дерево» и др.) - Разнообразная интегративная деятельность: *рисование иллюстраций к литературным и музыкальным произведениям; *создание коллажей, панно, композиций с использованием разных видов продуктивной деятельности и др. - Детский дизайн: *архитектурно–художественное моделирование («Цветочный город», «Наша улица», «Дворец Снежной королевы», «Страна чудес» и др.); *дизайн интерьера, одежды, украшений, посуды и др. - Организация и оформление выставок. - Проектная деятельность, н-р, «Подарок маме», «Новогодняя мастерская», «Детский сад будущего» и др. |
Коммуникативная | - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи. | - Свободное общение на разные темы. - Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев для театрализованных игр-инсценировок. - Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др. - Коммуникативные игры (на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.) - Придумывание этюдов для театрализации(невербальные средства выразительности). - Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений (см.раздел 1). - Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом. - Дидактические словесные (в том числе народные) игры. - Викторины. - Проектная деятельность, н-р, «Напиши письмо Деду Морозу»; «Книжка-малышка». |
Трудовая | - развитие трудовой деятельности; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатами; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. | - Самообслуживание. - Дежурство(по столовой, по подготовке к совместной образовательной деятельности, в уголке природы – полив растений). - Хозяйственно-бытовой труд: *помощь в уборке группы, *перестановка в предметно-развивающей среде группы и др. - Труд в природе: *работа на осеннем участке – сбор урожая, заготовка природного материала для поделок; *работа на зимнем участке – изготовление кормушек для птиц, их подкормка; уборка снега, изготовление цветного льда; *работа на весеннем участке – изготовление скворечников и подкормка птиц; участие в посадке и поливке растений; *работа на летнем участке –полив растений. - Ручной труд(поделки из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др.): *изготовление атрибутов для игры, *предметов для познавательно-исследовательской деятельности и др. - Проектная деятельность, н-р, «Наша группа» ( детский дизайн) и др. |
Познаватель-но-исследовательская | - развитие сенсорной культуры; - развитие познавательно-исследовательской продуктивной (конструктивной) деятельности; - формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. | - Опыты, исследования; игры-экспериментирования, с разными материалами(см. раздел 1). - Рассматривание, обследование, наблюдение. - Решение занимательных задач, проблемных ситуаций. - Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др. - Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением. - Рассматривание иллюстраций, фотографий впознавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях. - Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, н-р, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др. - Оформление тематических выставок, н-р, «Предметы, которые нас удивили», - «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др. - Оформление уголка природы. - Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.) - Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов). - Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры(см. раздел 1). - Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, н-р, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др. - Поисково-исследовательские проекты,н-р,«Красная книга Ленинградской области»,«Путешествие в прошлое вещей», «Птицы – жители нашего города» и др. |
Музыкально-художествен-ная | - развитие музыкально-художественной деятельности; - приобщение к музыкальному искусству. | - Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки. - Игра на детских музыкальных инструментах. - Шумовой оркестр - Экспериментирование со звуками. - Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы, пляски. - Попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен. - Драматизация песен. - Музыкально-театрализованные игры - Музыкальные и музыкально-дидактические игры. - Концерты-импровизации. - Разнообразная интегративная деятельность: *музыкальное озвучивание картин художников, литературных произведений и др. |
Чтение (восприятие) художествен-ной литературы | - формирование целостной картины мира, в том числе первичных целостных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. | - Восприятие литературных произведений с последующими: *свободным общением на тему литературного произведения, *решением проблемных ситуаций, *дидактическими играми по литературному произведению, *художественно-речевой деятельностью, *игрой-фантазией, *рассматриванием иллюстраций художников, придумыванием и рисованием собственных иллюстраций, *просмотром мультфильмов, *созданием этюдов, сценариев для театрализации, *театрализованными играми, *созданием театральных афиш, декораций, театральных кукол, *оформлением тематических выставок (н-р, «Сказки К.И. Чуковского» и др.) Проектная деятельность, н-р, «Детская киностудия» (создание мультфильма по литературному произведе |
2. Вариативные организации образовательной деятельности.
Вариативность образования - обучение по образовательным программам различного уровня (для талантливых и одаренных детей - повышенный уровень;
общеобразовательный уровень;
коррекционно развивающий уровень; для детей, испытывающих затруднения в обучении)
Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативность - это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями.
Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования.
Таким образом, вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.
Последние годы в России характеризуются возникновением новых видов учреждений воспитательно-образовательного характера для детей, разнообразием педагогических услуг, которые предлагаются детям и их родителям. Наряду с государственными существуют негосударственные детские сады. Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей, но уже имеются учреждения, ставящие целью раннее развитие специальных способностей дошкольников (эстетические центры, дошкольные группы и детские сады при лицеях, гимназиях и т.п.); интеграцию воспитания здоровых детей и детей с некоторыми проблемами физического развития; создание дошкольных групп, работающих в условиях двуязычия, и другие. Такое положение дел в дошкольном образовании непосредственно связано как с возрастающими запросами родителей, желающих поднять общий уровень развития детей, раскрыть у них те или иные способности, подготовить к обучению в определенной школе, так и с изменениями в самом школьном образовании. Есть все основания считать, что в будущем тенденции к разнообразию дошкольно-школьных учреждений будут усиливаться.
В 1995 г., постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». В нем закрепилось право, что дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
С целью защиты ребёнка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:
· охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
· эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
· интеллектуальное развитие ребенка;
· создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей;
· приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
· взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В рекомендациях говорится, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребёнка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).
Вариативность образовательных учреждений
Вариативность образовательных учреждений предусматривается разнообразием типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений (см. табл. 1). Они могут быть выбраны родителями (лицами, их заменяющими) или самими детьми в зависимости от особенностей здоровья, специфики интересов, склонностей, способностей.
- Детский сад;
- Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
- Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
- Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
3. Структура развивающего обучения.
Теория развивающего обучения берёт свое начало в работах И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л. В. Занкова, В.В. Давыдова и др.
Обучение – ведущая движущая сила психического развития ребёнка, становления у него новых качеств мышления, внимания, памяти и других способностей. Продвижение в развитии ставится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Работа с опорой на «зону ближайшего развития» ребёнка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. «Зона ближайшего развития» ребёнка характеризует ту область действий и задач, которые еще не может ребёнок выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого. Но то, что ребёнок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра ставится уже внутренним достоянием ребёнка, его новой способностью, умением, знанием. Так обучение стимулирует развитие ребёнка. Регулирующую роль в системе развивающего обучения выполняют такие дидактические принципы, как обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, обучение быстрыми темпами, познание ребёнком процесса учения и др.
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у учащегося потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотезы, поиск идей и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным. В процессе «добывания» знаний и создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат виде новых фактов. Таким образом, уже в самом процессе обучения ученик поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.
Основная задача педагога в процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.
Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения ребёнка в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обобщение творческого воображения, мышления, памяти, речи.
Центральное технологическое звено развивающего обучения – это самостоятельная учебно-познавательная деятельность ребенка, основанная на способности ребёнка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью.
Суть развивающего обучения в том, чтобы ученик не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
4. Разнообразие форм образовательной деятельности.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.
При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части.
Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребёнка.
Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.
5. Санитарно – гигиенические требования к максимальной нагрузке на детей раннего дошкольного возраста в образовательной деятельности.
СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"
12.9. При реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные занятия) продолжительностью не более 8 - 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 - 10 минут). В теплое время года рекомендуется образовательную деятельность осуществлять на участке во время прогулки.
12.14. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени реализуемой образовательной программы (занятий).
12.16. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать указанные занятия с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п.
13.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2 - 3 раза в неделю. Занятия с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.
Интернетисточники:
https://www.kazedu.kz/referat/128634/1
www.childpsy.ru/lib/books/id/8114.php https://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/58/58907/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативный тренинг компетентности педагогов «Современные подходы к организации образовательного процесса согласно ФГОС»
Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Успешность работы педагога, сопряженно...
Коммуникативный тренинг компетентности педагогов «Современные подходы к организации образовательного процесса согласно ФГОС»
В игровой форме развивать коммуникативные способности педагогов....
«Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ»
РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ: ЗА И ПРОТИВ!...
"Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ"
quot;Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ"...
использование современных подходов к организации образовательного процесса в ДОУ
В настоящее время в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании современных подход...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста – «Утренний круг».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста – «Утренний круг»....
Обзор курсов повышение квалификаций по теме: «Современные подходы к организации образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО»
Модели семейного взаимодействия.Родительские директивы как источник эмоционального неблагополучия ребенка. Программное обеспечение инновационной технологии «Умный пол»....