Опыт кружковой работы «Развитие творческих способностей дошкольников в аппликации методом обрывания»
план-конспект занятия (средняя группа)

Беленко Нина Васильевна

Занятия аппликацией с детьми способствуют развитию творческого потенциала каждого ребенка и создают у него положительный эмоциональный настрой, формируют навыки и умения собственной творческой изобразительной деятельности.

В работе с бумагой методическая литература рекомендует разные виды аппликационных технологий.

В этом учебном году для углубленной работы с детьми своей группы я выбрала аппликацию методом обрывания, т.к. данный вид аппликации доступен детям и с его помощью создаются выразительные образы природных явлений, сказочных персонажей, животных; развивается мелкая моторика синхронных движений обеих рук и т.д.

Прежде чем приступить к работе с детьми, я изучила методическую литературу по теме:

  1. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду.
  2. М.А. Гусакова. Аппликация.
  3. В.С. Горячева. Мы наклеим на листок.
  4. А.Н. Малышева. Аппликации в детском саду.

Также я рассмотрела иллюстрации разных художников к русским народным сказкам, пейзажные картины, наборы открыток о природе и т.д.

В соответствии с требованиями программы нашей возрастной группы я составила перспективный план работы. В основном темы занятий предполагают  коллективные выполнения работы в течение нескольких занятий.

В перспективном плане работы была поставлена цель: «Развитие творческих способностей дошкольников в аппликации методом обрывания»; и намеченной задачи:

  1. Учить детей создавать аппликационный образ путем обрывания и составления его из частей с последующим наклеиванием фигур (листья, овощи, фрукты и т.д.), правильно сочетать их по цвету.
  2. Вызывать у детей интерес к созданию коллективной работы; формировать умение работать рядом друг с другом.
  3. Воспитывать интерес к аппликации методом обрывания.
  4. Развивать эстетическое восприятие, воображение творческие способности детей.

Данная работа проводилась в совместной деятельности во второй половине дня и осуществлялась с подгруппой детей.

При проведении занятий использовались различные методы и приемы: игровые ситуации, чтение художественной литературы; рассматривание картин, иллюстраций, альбомов для животных; наблюдение на прогулках, экскурсиях ит.д.

Например, при создании натюрморта «Дары осени» я использовала игровую ситуацию: приход Бабушки-загадушки с корзинкой фруктов и овощей, загадками о них; рассматриванию иллюстраций с натюрмортом «Овощи и фрукты»; беседа о сборе урожая осенью; дидактические игры «Шеф повар», «Вкусная еда», «Чудесный мешочек». И только после этого дети приступили к работе. Коллективный натюрморт «Овощи и фрукты» в результате применения таких приемов и методов получился ярким и красочным.

Или: при подготовке к выполнению коллективного панно «Желтые, красные листья по ветру вьются, летят…» я с детьми заучивала стихи об осени, осенних листьях, наблюдали за листопадом на прогулках, слушали, как шелестят листья, как кружатся и падают, играли в д/и «Угадай с какого дерева лист?». Во время работы детей я тихонько напевала им слова песни:

«Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят …»

И действительно, получился настоящий листопад.

На первоначальном этапе – сентябрь, первая половина октября – дети учились обрывать маленькие кусочки от большого листа бумаги. Я учила их при этом правильно держать пальцы, чтобы руки работали одновременно, синхронно.

Научившись обрывать кусочки от листа бумаги, мы с детьми стали обрывать полоски – длинные и короткие, обрывать уголки у квадратов и прямоугольников. Постепенно пальчики детей окрепли, из кусочков бумаги стали получаться определенные геометрические формы (круги, овалы и т.д.).

Первые осенние работы на основе бесед и наблюдений получились интересными, дети увлеклись обрыванием и к Новому Году сами захотели украсить группу Снеговичками. В работе участвовали все дети. Ирина Васильевна с одной подгруппой детей вырезала и наклеивала Снеговичков, а я со своей подгруппой детей выполняла эту работу методом обрывания. Раздевалку к Новому Году мы с детьми украсили коллективным панно «Зимний пейзаж», выполненным методом обрывания.

Для альбома дети выполнили еще одну работу «Белый снег пушистый в воздухе кружится …»

Дети увлеклись аппликацией обрыванием, и когда я предложила им выполнить сюжет по русской народной сказке «Колобок», дети с воодушевлением принялись за работу. У нас ни как не получалась лиса, плохо обрывался картон я уже собралась закончить работу с одним колобком, но дети упросили попробовать еще раз, и мы сделали голову лисы из бумаги, которая обрывалась легче и ровнее. Поэтому лиса на панно наполовину из картона, наполовину из бумаги.

За несколько месяцев работы дети научились не только обрывать полоски, круги, овалы, но и научились располагать фигурки так, чтобы получалось композиция. Крупные детали (деревья, пеньки, кустарники и т.д.), подбор фона осуществляла сама, дети обрывали детали предметов и располагали их на листке создавая сюжет. Дети хорошо научились пользоваться клеенкой, салфеткой, клеем; аккуратно намазывать и наклеивать детали.

К этой деятельности подключились и родители. Я знакомила родителей с результатами труда после каждой коллективной работы. За несколько месяцев совместной деятельности мы с детьми изготовили поздравления для мам «Букет для мамы», фрагменты украшений к Новому Году, книгу потешек, стенд в раздевалке «Наши работы». Детские работы мы оформили в альбом «Обрываем уголочки – получаются цветочки».

В апреле мы провели совместное мероприятие с детьми, родителями, на котором каждый ребенок работал в паре с мамой и папой «Веселые посиделки».

Работа с бумагой способствовала развитию у детей терпения и усидчивости, умение доводить начатое дело до конца. Дети научились работать в паре друг с другом, коллективно создавать сюжет, обговаривать заранее, кто будет обрывать, кто будет намазывать, кто будет наклеивать детали. Дети с большим уважением стали относиться друг к другу, ближе общаться. Ведь совместная коллективная деятельность, общий интерес в работе лучше всего объединяет.

Я думаю, мы продолжим эту работу и в следующем учебном году, усложнив совместную деятельность по аппликации методом обрывания, и создадим новые интересные коллективные работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belenko_opyt_kruzhkovoy_raboty.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт кружковой работы

«Развитие творческих способностей дошкольников

в аппликации методом обрывания»

с детьми средней группы № 61

за 2010 – 2011 уч.год.

Занятия аппликацией с детьми способствуют развитию творческого потенциала каждого ребенка и создают у него положительный эмоциональный настрой, формируют навыки и умения собственной творческой изобразительной деятельности.

В работе с бумагой методическая литература рекомендует разные виды аппликационных технологий.

В этом учебном году для углубленной работы с детьми своей группы я выбрала аппликацию методом обрывания, т.к. данный вид аппликации доступен детям и с его помощью создаются выразительные образы природных явлений, сказочных персонажей, животных; развивается мелкая моторика синхронных движений обеих рук и т.д.

Прежде чем приступить к работе с детьми, я изучила методическую литературу по теме:

  1. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду.
  2. М.А. Гусакова. Аппликация.
  3. В.С. Горячева. Мы наклеим на листок.
  4. А.Н. Малышева. Аппликации в детском саду.

Также я рассмотрела иллюстрации разных художников к русским народным сказкам, пейзажные картины, наборы открыток о природе и т.д.

В соответствии с требованиями программы нашей возрастной группы я составила перспективный план работы. В основном темы занятий предполагают  коллективные выполнения работы в течение нескольких занятий.

В перспективном плане работы была поставлена цель: «Развитие творческих способностей дошкольников в аппликации методом обрывания»; и намеченной задачи:

  1. Учить детей создавать аппликационный образ путем обрывания и составления его из частей с последующим наклеиванием фигур (листья, овощи, фрукты и т.д.), правильно сочетать их по цвету.
  2. Вызывать у детей интерес к созданию коллективной работы; формировать умение работать рядом друг с другом.
  3. Воспитывать интерес к аппликации методом обрывания.
  4. Развивать эстетическое восприятие, воображение творческие способности детей.

Данная работа проводилась в совместной деятельности во второй половине дня и осуществлялась с подгруппой детей.

При проведении занятий использовались различные методы и приемы: игровые ситуации, чтение художественной литературы; рассматривание картин, иллюстраций, альбомов для животных; наблюдение на прогулках, экскурсиях ит.д.

Например, при создании натюрморта «Дары осени» я использовала игровую ситуацию: приход Бабушки-загадушки с корзинкой фруктов и овощей, загадками о них; рассматриванию иллюстраций с натюрмортом «Овощи и фрукты»; беседа о сборе урожая осенью; дидактические игры «Шеф повар», «Вкусная еда», «Чудесный мешочек». И только после этого дети приступили к работе. Коллективный натюрморт «Овощи и фрукты» в результате применения таких приемов и методов получился ярким и красочным.

Или: при подготовке к выполнению коллективного панно «Желтые, красные листья по ветру вьются, летят…» я с детьми заучивала стихи об осени, осенних листьях, наблюдали за листопадом на прогулках, слушали, как шелестят листья, как кружатся и падают, играли в д/и «Угадай с какого дерева лист?». Во время работы детей я тихонько напевала им слова песни:

«Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят …»

И действительно, получился настоящий листопад.

На первоначальном этапе – сентябрь, первая половина октября – дети учились обрывать маленькие кусочки от большого листа бумаги. Я учила их при этом правильно держать пальцы, чтобы руки работали одновременно, синхронно.

Научившись обрывать кусочки от листа бумаги, мы с детьми стали обрывать полоски – длинные и короткие, обрывать уголки у квадратов и прямоугольников. Постепенно пальчики детей окрепли, из кусочков бумаги стали получаться определенные геометрические формы (круги, овалы и т.д.).

Первые осенние работы на основе бесед и наблюдений получились интересными, дети увлеклись обрыванием и к Новому Году сами захотели украсить группу Снеговичками. В работе участвовали все дети. Ирина Васильевна с одной подгруппой детей вырезала и наклеивала Снеговичков, а я со своей подгруппой детей выполняла эту работу методом обрывания. Раздевалку к Новому Году мы с детьми украсили коллективным панно «Зимний пейзаж», выполненным методом обрывания.

Для альбома дети выполнили еще одну работу «Белый снег пушистый в воздухе кружится …»

Дети увлеклись аппликацией обрыванием, и когда я предложила им выполнить сюжет по русской народной сказке «Колобок», дети с воодушевлением принялись за работу. У нас ни как не получалась лиса, плохо обрывался картон я уже собралась закончить работу с одним колобком, но дети упросили попробовать еще раз, и мы сделали голову лисы из бумаги, которая обрывалась легче и ровнее. Поэтому лиса на панно наполовину из картона, наполовину из бумаги.

За несколько месяцев работы дети научились не только обрывать полоски, круги, овалы, но и научились располагать фигурки так, чтобы получалось композиция. Крупные детали (деревья, пеньки, кустарники и т.д.), подбор фона осуществляла сама, дети обрывали детали предметов и располагали их на листке создавая сюжет. Дети хорошо научились пользоваться клеенкой, салфеткой, клеем; аккуратно намазывать и наклеивать детали.

К этой деятельности подключились и родители. Я знакомила родителей с результатами труда после каждой коллективной работы. За несколько месяцев совместной деятельности мы с детьми изготовили поздравления для мам «Букет для мамы», фрагменты украшений к Новому Году, книгу потешек, стенд в раздевалке «Наши работы». Детские работы мы оформили в альбом «Обрываем уголочки – получаются цветочки».

В апреле мы провели совместное мероприятие с детьми, родителями, на котором каждый ребенок работал в паре с мамой и папой «Веселые посиделки».

Работа с бумагой способствовала развитию у детей терпения и усидчивости, умение доводить начатое дело до конца. Дети научились работать в паре друг с другом, коллективно создавать сюжет, обговаривать заранее, кто будет обрывать, кто будет намазывать, кто будет наклеивать детали. Дети с большим уважением стали относиться друг к другу, ближе общаться. Ведь совместная коллективная деятельность, общий интерес в работе лучше всего объединяет.

Я думаю, мы продолжим эту работу и в следующем учебном году, усложнив совместную деятельность по аппликации методом обрывания, и создадим новые интересные коллективные работы.

Приложение к консультации

Конспект НОД в О.О. «Безопасность» с детьми

Подготовительной группы № 61 на тему

«Опасный огонек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)

На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значе...

Опыт работы "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования...

Опыт работы: «Развитие творческих способностей дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»

Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Данная работа ...

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей дошкольников посредством аппликации»

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, обратила внимание на то, что дети любят создавать аппликации, это ярко, это интересно и увлекательно, а мне доставляет удовольствие сразу видеть продукт...

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у детей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими с...

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, основанным на движениях под музыку, развивающим музыкальный слух, двигательные способности, а также те психические процессы, ...

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Известно, что творчество способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, за...