Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»
методическая разработка (старшая группа)
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, основанным на движениях под музыку, развивающим музыкальный слух, двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.
В своей работе я использую этюды А.И.Бурениной по программе «Ритмическая мозаика», игры, упражнения И.Каплуновой и И.Новоскольцевой по технологии «Ладушки», «Музыкальное воспитание в детском саду» М.А.Давыдовой, которые как раз являют собой пример “органической связи музыки и движения”.
Основные задачи моей работы по музкально-ритмической деятельности представлены в в моей работе.
Содержание и формы работы нацелены на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_razvitie_tvorch_sposobn_muz-ritm_-.docx | 13.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Опыт работы
«Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, основанным на движениях под музыку, развивающим музыкальный слух, двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.
В своей работе я использую этюды А.И.Бурениной по программе «Ритмическая мозаика», игры, упражнения И.Каплуновой и И.Новоскольцевой по технологии «Ладушки», «Музыкальное воспитание в детском саду» М.А.Давыдовой, которые как раз являют собой пример “органической связи музыки и движения”.
Основные задачи моей работы по музкально-ритмической деятельности представлены в в моей работе.
Содержание и формы работы нацелены на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие.
Я приучаю детей слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и окончанием звучания аккомпанемента. Тем самым тренирую слуховое внимание, волю ребенка, произвольность движений. Обращаю внимание детей на характер исполнения, "вхождение в образ", на необходимость после окончания звучания какое-то мгновение выдержать паузу, ощутить пережитое в музыке. Это относится ко всем композициям — и к простейшим. Танцевальные движения дети осваивают как в процессе исполнения тренингов композиций, включающих элементы парных, народных плясок, так и в специально подобранных танцах, которые разучиваю с детьми индивидуально и подгруппами.
Еще одну, не "музыкальную", но очень важную задачу решаю в процессе обучения движению — это воспитание вежливости, элементарной культуры поведения. Обычно я показываю и объясняю, как мальчик должен пригласить девочку на танец, как затем после танца мальчик отводит девочку на место, благодарит ее. Как правило, эти элементарные правила этикета малыши воспринимают естественно, им нравится их выполнять, и поэтому они легко усваиваются.
В процессе освоения двигательных упражнений дети постепенно начинают ориентироваться в пространстве зала. При этом в начале даю детям возможность найти место для себя, встать свободно там, где хочется, и чтобы другим было удобно. На первых порах помогаю словом. Это может быть прямое указание (кому где удобнее встать, чтобы не мешать остальным) или образное сравнение («рассыпались горошком»).
Построение парами, друг за другом, по кругу это тоже очень сложная задача - я её решаю в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, где эти построения логичны и естественны, а внимание детей сконцентрировано и регулируется музыкой.
В работе придерживаюсь следующих принципов, которые предусматривают
учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и выполнение им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Стремлюсь к непрерывности и регулярности в работе над движениями, опираясь на сознательное и заинтересованное отношение воспитанников и родителей к процессу обучения.
- Подбирая музыку, я стремлюсь к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребёнка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений. Подбирая музыкальные произведения, в первую очередь я обращаю внимание на то, чтобы они были достаточно разнообразными по жанру и характеру. Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, формирует художественный вкус и музыкальную память.
В своей работе использую различные виды танцевальных композиций:
Пляски разного жанра: с элементами народного, бального танцев, хороводных построений. Это, например, «Пляска с платочками» и «Круговая пляска». Танцевальные композиции и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Плясовые элементы, соответствуютщие манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т.п.), имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий. Яркие образы и сюжеты помогают детям ориентироваться в музыкальной композиции. Использую вокально-двигательные разминки, упражнения развивающие координацию речи и движения.
Идя от простого к сложному, в начале работы с младшими дошкольниками уделяю внимание освоению образно-игровых движений. На этих же упражнениях начинается развитие элементарных двигательных качеств: пластичности, ловкости, умений исполнять махи, пружинные, плавные движения, а также основных видов движений.
В работе с детьми среднего дошкольного возраста, уделяю большое внимание на умение передавать в движении разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (весёлая-грустная, шаловливая-спокойная, радостная, торжественная, беспокойная). В начале работы дети испытывают затруднения, поэтому, творческие двигательные задания даю не только во время музыкально-ритмической деятельности, но и на третьем этапе слушания музыки: прослушав музыкальное произведение, определив его название, предлагаю детям передать настроение и характер музыкального произведения в движении.
Использую разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние «весёлый или трусливый зайчик», «хитрая лиса», «бравый солдат». Плясовые движения усложняю, включая элементы народных плясок: поочерёдное выставление ног на пятку, выбрасывание ног, топающий шаг.
В старшем дошкольном возрасте дети достигают кульминации в развитии движений. У детей появляется лёгкость, изящество в исполнении танцевальных композиций. Большой запас танцевальных движений даёт возможность подбирать более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения: Вальс, Мэнуэт, Мазурка, Полонез.
Предлагаю детям творческие задания — сочинить свой вальс, свою польку. Первые попытки не были удачными. Но в течение 2 месяцев появились первые «лидеры», которые неожиданно раскрылись в танце. Движения, их были ритмичными, пластичными, соответствовали музыке. Главное, ребята держались раскованно, непринужденно. Другие дети пока с интересом наблюдали за ними.
Постепенно все увлеклись созданием композиций танца. Лучшие танцы, созданные детьми, использовались на праздниках, вечерах развлечений, на городских мероприяти
Анализируя работу по развитию творческих способностей через музыкально-ритмические движения, я пришла к выводу, что в работе с детьми по данной теме добилась следующих результатов: дети выразительно исполняют движения под музыку, различные образно-игровые упражнения, раскрывающие образ. Самостоятельно выполняют перестроения на основе танцевальных композиций: «Змейка», «Воротоки», самостоятельно находят свободное место в зале, перестраиваются в круг, становятся в пары и друг за другом. Выполняют сложные циклические виды движений: «шаг польки», «переменный шаг», шаг с притопом. Точно и правильно исполняют танцевальные движения «ковырялочка», «рубашка», «стрекоза», «косичка», «козлик» и.т.д. Дети научились самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности: характер музыкальных произведений, темп, динамику. Различают жанры произведений. Дошкольники освоили большой объём разнообразных композиций и отдельных видов движений: «Вальс», «Полька», «Мазурка», «Полонез», «Мэнуэт», «Русский народный танец», танцы с предметами. С удовольствием передают свой опыт младшим дошкольникам, выступая у них на утренниках, развлечениях, показывают простейшие танцевальные движения в процессе образовательной деятельности. Легко организовывают игровое общение с детьми других групп. Особенно дети любят импровизировать: подбирают оригинальные и разнообразные движения, комбинируют их, при составлении танцевальных композиций. Используют знакомые движения в игровых ситуациях под разнообразную музыку.
Рекомендуем также:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей детей посредством музыкально- ритмических и танцевальных движений"
В разработке описывается об опыте работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально- ритмических и танцевальных движений....
Опыт работы «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ...
Опыт работы "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования...
Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...
Опыт работы" "Развитие творческих способностей детей посредством танцевально-ритмических движений"
Развитие творческих способностей детей посредством танцевально-ритмических движений....
Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
Известно, что творчество способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, за...