РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)
рабочая программа (старшая группа) на тему

Лайсле Тарина Петровна

На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.r_2016g_laysle_t.p.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружковой работы «Развитие творческих способностей детей

средствами ручного труда»

«Волшебные ручки»

(срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)

                                 

Автор:

                                                                                 Лайсле Тарина Петровна

                                           воспитатель

Абакан

 2016

Пояснительная записка

Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Идея кружка “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Цель кружка:

Создание условий для формирования навыков, необходимых для изготовления поделок и способов работы с различными материалами с учетом их свойств, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.

Задачи:

- создать условия для детского творчества;

- обучить детей разнообразным способам практических действий с крупой, шерстью, природным, бросовым материалом, и т.д.;

- предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности.

Работа составлена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев. Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка". Поэтому в кружковой работе соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети будут находиться в ситуации успеха, уверенности в своих силах.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд даст позитивный результат.

Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при  художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.

Место программы в режиме дня.

Данная программа рассчитана для реализации в течение 2016-2017 учебного года с детьми 5-6 лет. В форме кружковой работы во вторую половину дня, один раз в неделю: среда, 15.30 ч.

Основными принципами построения программы являются:

  • полноценное проживание ребенком всех возрастных этапов;
  • построение  деятельности основывается на индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых;
  • сотрудничество  с семьей;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
  • целостность  системы, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы;
  • единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
  • преемственность с   примерными основными общеобразовательными программами;
  • индивидуальный подход в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком.

Методы работы:

-индивидуальный;

-групповой;

-наглядный.

Формы работы: 

Теоретические:

-беседа,  рассказ;

-работа с наглядным материалом;

-показ способов    действий.

Практические:

-упражнения для отработки необходимых навыков;

-рассматривание панно, картин, иллюстраций;

-подготовка и проведение выставок детских работ;

-изготовление изделий,  оформление их как подарков для родителей, малышей.

Материалы:

-образцы поделок, панно, композиций из различных материалов;

-книги, альбомы  для работы по образцу;

-природный и бросовый материал: семена растений, засушенные листья, травы     и цветы, скорлупа любых орехов, перья птицы, макаронные изделия, крупы, опилки, чай, спичечные коробки, пробки, яичная скорлупа, нитки, веревки, ткань, тесто, и т.д.;

-бумага: гофрированная, цветная, бархатная, копировальная;

-картон: цветной, белый, упаковочный;

-открытки, Салфетки, фантики, пуговицы, стеклярус, блестки, бисер, бусы;

-цветная пряжа, нитки, вата, пластилин.

-клей ПВА, ножницы, зубочистки, спички.

Структура занятия по ручному труду в старшей группе.

Вводная часть.

Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественное слово. Именно в водной части происходит мотивация детей.

Основная часть (практическая).

Именно в практической части происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирование логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки и подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и  навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе.

Заключительная часть.

Происходит сравнение работ похвала.

Предполагаемые результаты рабочей программы:

Дети должны уметь:

-правильно пользоваться ножницами.

-сгибать лист бумаги в разных направлениях,

-владеть элементарными трудовыми умениями при работе с различным материалом;

-аккуратно, самостоятельно  выполнять творческие задания;

-планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла.

В группе будет:

тематические выставки «Чудо-мастер»:

-Осенний сувенир»;

-«Зимушка-зима»;

-«От всей души» (поделки ко Дню Матери, 8 Марта, 23 февраля).

Учебно-тематический план (4-5 года):

месяц

неделя

тема

цель

Октябрь

I

«Крупинка к крупинке— получается картинка»

Цель: Создание условий для знакомства с техникой рисования клеем и пшеном. Учить посыпать рисунок пшеном аккуратно не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

II

«Листопад, листопад, листья желтые летят…»

Цель: Создание условий для развития навыков наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности (аппликация из сухих листьев).

III

«Нарядный мухоморчик»

Цель: Создание условий для знакомства с характерными особенностями грибов и их разновидностями, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней; научить детей из салфеток делать шарики и приклеивать их на шляпку гриба.

IV

«Лаваш»

Цель: Создание условий для развития детей с техникой лепки из солёного теста. Учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать (раскатывается, мнётся, отрывается)

V

«Цыпленок»

Цель: Создание условий знакомства детей с нетрадиционной техникой «Ниткографии», учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки», развивать творческие способности.

Ноябрь

I

«Барашек»

Цель: Создание условий для знакомства детей с техникой рисования клеем и ватой, заполняя пустое пространство. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

II

«Попугай»

Цель: Создание условий для формирования знания детей нетрадиционной техники «Ниткографии», продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки», развивать творческие способности.

III

«Зайчонок»

Цель: Создание условий для знакомства детей с методом рисования тычка. Закреплять навыки рисования кончиком тонкой кисти, прорисовывать мелкие детали. Углублять представление о цветах (белый, черный). Пробуждать у детей добрые чувства к животным. Дать возможность проявить себя в творчестве и игре.

IV

«Маленький цветочек, мамочке в подарок, приготовлю я

Цель: Создание условий для знакомства детей с техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой»; воспитывать аккуратность. Учить передавать образ цветов, строение и форму используя ладошки рук; закрепить знания цвета (зеленого, желтого, красного).

Декабрь

I

«Зимние узоры, снежинка»

Цель: Создание условий для знакомства детей с нетрадиционной техникой рисование солью. Учить детей равномерно засыпать рисунок нарисованный клеем, развивать творческие способности.

II

«Снеговик»

Цель: Создание условий для знакомства детей с сыпучим материалом – манка. Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование манкой». Продолжать учить детей равномерно засыпать манкой рисунок, выполненный клеем.

III

«Рукавичка»

Цель: Создание условий для знакомства детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов.

IV

«Новогодняя открытка»

Цель: Создание условий для знакомства детей с поделками из яичной скорлупы, вызвать желание сделать подобную своими руками, продолжать закреплять умение пользоваться кистью и клеем.

Январь

I

«Петух»

Цель: Создание условий для знакомства детей с техникой рисования клеем и рисом. Учить посыпать рисунок рисом аккуратно не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

II

«Наряд для куклы»

Цель: Создание условий для развития формирования детей рисовать красками при помощи пальцев; закреплять знание цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

III

«Печенье для кукол»

Цель: Создание условий для развития формирования детей приемам лепки (раскатывать тесто круговыми движениями между ладонями, сплющивать шарик, сдавливая его). Развивать желание лепить, побуждать к внимательным и отзывчивым отношениям.

IV

«Кастрюлька для Юльки»

Цель: Создание условий для знакомства детей с техникой рисования клеем и крупами, комбинируя их. Учить посыпать рисунок крупой, аккуратно не просыпая мимо.

Февраль

I

«Плед на диван»

Цель: Создание условий для знакомства детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов.

II

«Кораблик»

Цель: Создание условий для развития формирования детей рисовать ладошками; дополнять изображение деталями с помощью пальчиков; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

III

«Галстук для папы»

Цель: Создание условий для развития формирования детей рисовать красками при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию и уважение к папам.

IV

«Бескозырка для папы»

Цель: Создание условий для развития формирования детей пользоваться кистью и клеем, последовательно наклеивать части бескозырки. Формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Март

I

«Мимоза»

Цель: Создание условий для развития формирования детей, обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию

II

«Солнышко лучистое»

Цель: Создание условий для детей развития принимать и самостоятельно реализовывать творческую задачу. Развивать воображение, пространственное мышление, глазомер, мелкую моторику (одноразовая посуда и бумага).

III

«Подснежник»

Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисование солью. Учить детей равномерно засыпать рисунок нарисованный клеем, развивать творческие способности.

IV

«Цветочек в горшочке»

Цель: Создание условий для развитие мелкой моторики рук, творческих способностей; вызвать у детей радостное настроение. Учить детей соединять в одной работе несколько приемов ИЗО (рисование ладошками + аппликация)

Апрель

I

«Одуванчик»

Цель: Создание условий для развития знакомства детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов.

II

«Пасха со свечой»

Цель: Создание условий для развития формирования детей, приемам лепки (раскатывать тесто круговыми движениями между ладонями, сплющивать шарик, сдавливая его). Развивать желание лепить, побуждать к внимательным и отзывчивым отношениям.

III

«Черепашка»

Цель: Создание условий для формирования аккуратно намазывать клеем край яичной скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.

IV

«Морские обитатели»

Цель: Создание условий для знакомства детей рисовать ладошками; дополнять изображение деталями с помощью пальчиков; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Май

I

«Мячик для сестренки»

Цель: Создание условий для  знакомства детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения.

II

«Мы волшебники!»

Цель: Создание условий для формирования умений детей закрашивать лист слева на право, аккуратно и не оставляя пробелов по рисунку выполненному свечей. Создать игровую обстановку и радостное настроение.

III

«Гусеница»

Цель: Создание условий для знакомства детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов.

IV

«Подсолнух»

Цель: Создание условий для развития умений закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина.

Заключение

Кружок «Волшебные ручки» направлен на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

Ребята овладевают многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование шерстью, солью и крупы, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают нашу группу.

Список литературы.

  1. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] /Т. С. Комарова, Н.П.Сакулина, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
  2. Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с.
  3. Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» [Текст] / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А.Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
  4. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
  5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б.Венгер. – М.: «Просвещение», 2005.
  6. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г.Ю.Ксензова. – М., 2000.
  7. Комарова,Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова.– М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  8. Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. – Ярославль, 1998.
  9. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.
  10. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет [Текст] /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. – М.: ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста «Волшебные ручки»

Программа предлагает систему кружковой работы по направлению "Конструирование" во второй младшей группе детского сада. Работа ведется с разными материалами....

Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда.

В работе представлен материал по формированию художественно - творческих спопобностей детей....

Презентация по самообразованию "Развитие творческих способностей детей через ручной труд"

Учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества из различных материалов...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...