РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)
рабочая программа (старшая группа) на тему
На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.r_2016g_laysle_t.p.docx | 36.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружковой работы «Развитие творческих способностей детей
средствами ручного труда»
«Волшебные ручки»
(срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)
Автор:
Лайсле Тарина Петровна
воспитатель
Абакан
2016
Пояснительная записка
Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Идея кружка “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Цель кружка:
Создание условий для формирования навыков, необходимых для изготовления поделок и способов работы с различными материалами с учетом их свойств, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.
Задачи:
- создать условия для детского творчества;
- обучить детей разнообразным способам практических действий с крупой, шерстью, природным, бросовым материалом, и т.д.;
- предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности.
Работа составлена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев. Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам.
Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка". Поэтому в кружковой работе соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети будут находиться в ситуации успеха, уверенности в своих силах.
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд даст позитивный результат.
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.
Место программы в режиме дня.
Данная программа рассчитана для реализации в течение 2016-2017 учебного года с детьми 5-6 лет. В форме кружковой работы во вторую половину дня, один раз в неделю: среда, 15.30 ч.
Основными принципами построения программы являются:
- полноценное проживание ребенком всех возрастных этапов;
- построение деятельности основывается на индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- сотрудничество с семьей;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
- целостность системы, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы;
- единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
- преемственность с примерными основными общеобразовательными программами;
- индивидуальный подход в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком.
Методы работы:
-индивидуальный;
-групповой;
-наглядный.
Формы работы:
Теоретические:
-беседа, рассказ;
-работа с наглядным материалом;
-показ способов действий.
Практические:
-упражнения для отработки необходимых навыков;
-рассматривание панно, картин, иллюстраций;
-подготовка и проведение выставок детских работ;
-изготовление изделий, оформление их как подарков для родителей, малышей.
Материалы:
-образцы поделок, панно, композиций из различных материалов;
-книги, альбомы для работы по образцу;
-природный и бросовый материал: семена растений, засушенные листья, травы и цветы, скорлупа любых орехов, перья птицы, макаронные изделия, крупы, опилки, чай, спичечные коробки, пробки, яичная скорлупа, нитки, веревки, ткань, тесто, и т.д.;
-бумага: гофрированная, цветная, бархатная, копировальная;
-картон: цветной, белый, упаковочный;
-открытки, Салфетки, фантики, пуговицы, стеклярус, блестки, бисер, бусы;
-цветная пряжа, нитки, вата, пластилин.
-клей ПВА, ножницы, зубочистки, спички.
Структура занятия по ручному труду в старшей группе.
Вводная часть.
Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественное слово. Именно в водной части происходит мотивация детей.
Основная часть (практическая).
Именно в практической части происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирование логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки и подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе.
Заключительная часть.
Происходит сравнение работ похвала.
Предполагаемые результаты рабочей программы:
Дети должны уметь:
-правильно пользоваться ножницами.
-сгибать лист бумаги в разных направлениях,
-владеть элементарными трудовыми умениями при работе с различным материалом;
-аккуратно, самостоятельно выполнять творческие задания;
-планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла.
В группе будет:
тематические выставки «Чудо-мастер»:
-Осенний сувенир»;
-«Зимушка-зима»;
-«От всей души» (поделки ко Дню Матери, 8 Марта, 23 февраля).
Учебно-тематический план (4-5 года):
Заключение
Кружок «Волшебные ручки» направлен на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Ребята овладевают многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование шерстью, солью и крупы, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают нашу группу.
Список литературы.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] /Т. С. Комарова, Н.П.Сакулина, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
- Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с.
- Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» [Текст] / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А.Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б.Венгер. – М.: «Просвещение», 2005.
- Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г.Ю.Ксензова. – М., 2000.
- Комарова,Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова.– М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. – Ярославль, 1998.
- Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.
- Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет [Текст] /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. – М.: ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Развитие творческих способностей детей через ручной труд "
Делаем поделки в детском саду и дарим родным и близким....
Программа по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста «Волшебные ручки»
Программа предлагает систему кружковой работы по направлению "Конструирование" во второй младшей группе детского сада. Работа ведется с разными материалами....
Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда.
В работе представлен материал по формированию художественно - творческих спопобностей детей....
План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда»
План по самообразованию...
Презентация по самообразованию "Развитие творческих способностей детей через ручной труд"
Учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества из различных материалов...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА «Творческая мастерская» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "СОЛНЫШКО"...