Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей дошкольников посредством аппликации»
материал по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Евгения Валентиновна Скворцова

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, обратила внимание на то, что дети любят создавать аппликации, это ярко, это интересно и увлекательно, а мне доставляет удовольствие сразу видеть продукт деятельности ребенка. И мне стало интересно,а чем можно разнообразить техники аппликации. Так и был сформирован опыт моей работы«Использование нетрадиционных техник аппликации для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного  вида №185

г. Хабаровск.

Обобщение опыта работы на тему

«Развитие творческих способностей дошкольников посредством аппликации»

выполнила воспитатель

 Скворцова Евгения Валентиновна

г.Хабаровск

2020г


Содержание:

1. Актуальность.

2. Цель.

3. Задачи.

4.Новизна данного опыта

5.Принципы.

5. Технология.

6. Условия

7.Результат работы.

8. Перспектива.

10. Приложения


1. Актуальность.

Одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе это формирование творческой личности. Развитие такой личности будет намного эффективней, если начинать её развивать с дошкольного возраста. Чем разнообразнее условия художественной деятельности, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские творческие способности. И здесь на помощь педагогу приходят нетрадиционные техники аппликации, это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

2. Цель: создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста используя различные техники нетрадиционной аппликации.

3.Задачи: 

Обучающие:

  • познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;
  • закрепить правила безопасной и аккуратной работы с различными материалами и инструментами;
  • формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы.

Развивающие:

  • развивать композиционные умения;
  • развивать умение составлять предмет из нескольких частей;
  • развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход;
  • развивать фантазию, творческое мышление и воображение,
  • развивать у детей художественный вкус;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающие:

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость.
  • воспитывать чувство патриотизма, и любви к родной природе.

4. Новизна данного опыта изделия в нетрадиционной технике аппликации выглядят оригинально, приёмы работы с ним просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения, что дает больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Здесь всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. Использование объёмных и  нетрадиционных видов аппликации через сочетание множества материалов и приёмов в различных комбинациях дают положительный результат, позволяя решать разнообразные задачи.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в дошкольном образовательном учреждении аппликация является важным элементом продуктивной деятельности детей. Поэтому этот вид изобразительной техники осваивается в детском саду обязательно вне зависимости от образовательной программы, по которой работает ДОУ. Наш  детский сад работает по программе «Детство», где все занятия группируются вокруг общей темы в определённый отрезок времени. Поэтому решила разнообразить занятия детей по аппликации в совместной с детьми деятельности.

Степень новизны опыта: усовершенствование, введение разнообразия работы с детьми старшего дошкольного возраста.

5.Принципы

Планируя работу с детьми, опираюсь на следующие принципы:

  • Принцип воспитывающего обучения. Стараюсь в обучении достигнуть связи между приобретением знаний, умений и навыков и формированием их как нравственной личности.
  • Принцип развивающего обучения. Овладев простейшими техниками выполнения аппликации из нестандартного материала, ребенок сможет сам выбрать ту или иную технику выполнения, проявить творческую фантазию. Иными словами переход от простого к более сложному.
  • Принцип наглядности в обучении способствует тому, что ребенок имеет возможность увидеть предмет или действие в его реальном, действительном виде, в связи с чем, у ребенка формируется правильное представление о нем.
  • Принцип доступности в обучении. Учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей при отборе материала для того, чтобы предложенный для изучения материал по содержанию и объему был посилен для детей старшего дошкольного возраста. Доступность материала определяется с учетом опыта и знаний детей.
  • Принцип научности в обучении. Стараюсь подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой — был бы понятен и доступен детям.
  • Принцип систематичности и последовательности. Ознакомление с учебным  материалом построила таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень художественной деятельности детей.

6.Технология.

В ходе работы с детьми старшей и подготовительной группы были опробованы следующие нетрадиционные техники аппликации:

  • аппликация из круп и семян.

Для поделки используется гречка, пшено, манка, рис, горох, различные семечки. Аппликации из круп хороши и тем, что для их создания не требуются ни особые материалы или инструменты, ни специальные условия или навыки

  • аппликация с использованием ватных палочек и дисков

Поделки из ватных палочек и дисков своими руками способствуют развитию фантазии у детей, благоприятно отражаются на функционировании мелкой моторики пальчиков. Также мягкие палочки и диски, безусловно, материал простой и доступный.

  • аппликация с нитками

Для работы в этой технике понадобятся нитки (шерсяные) и бумага и клей. Образ создается путем приклеивания ниток к бумаге в виде того или иного предмета.

  • аппликация из гофрированной бумаги.

Гофрированная бумага очень мягкая, нежная и приятная на ощупь, дети с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации поделки невероятной красоты.

  • аппликация из салфеток.

Поделки из салфеток имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики  рук; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления творчества.

  •  «бумагопластика» - позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счёт объема выглядят как настоящие произведения искусства.
  • торцевание - один из видов бумажного рукоделия. С помощью этой техники можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, открытки. Данная техника привлекает детей необычным эффектом "пушистости".
  • обрывная и мозаичная аппликация

Обрывная аппликация – один из видов популярного детского творчества, похожий на мозаику. Ведь и там, и здесь картина постепенно складывается, как мозаика из множества маленьких кусочков-сегментов. Всё максимально просто и доступно, но при этом интересно и занимательно для детей. Контур, нанесённый на картину-фон, стараниями умелых пальчиков медленно превращается в яркую сюжетную картинку.

  • аппликация с элементами оригами

Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса дошкольников. Гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению. В оригами формообразовательные возможности бумаги используются самым естественным образом.

Работы в технике оригами и бумажной пластики была предложена не зря детям старшей и подготовительной групп. Для выполнения данного вида работы дети должны уже обладать достаточным опытом: уметь вырезать, клеить, работать ножницами, закручивая края бумажных полосок для получения эффекта воздушности и т.д

Перспективно-тематический план рассчитан на 2 года

Возрастные группы: старшая группа (5-6 лет) и подготовительная (6-7 лет).

Количество часов: в месяц - 2ч.; в год - 18 часов.

Режим занятий–1 образовательная ситуация продолжительность до 30 минут в старшем возрасте.

Средства реализации:

  • Совместная деятельность воспитателя с детьми: наблюдения, рассматривание иллюстративного материала, игры, детское творчество, образовательная ситуация.
  • Использование наглядно-дидактических пособий, направленных на развитие творческой деятельности.
  • Организация выставок работ, участие в конкурсах различного уровня.
  • Работа с родителями. Это направление предполагает системное взаимодействие для развития творческих способностей

Формы работы:

  • Образовательные ситуации, включающие в себя специально подобранные игры, театрализованную деятельность, упражнения, задания.
  • Упражнения по изготовлению поделок из нестандартного материала.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Рассматривание. Наблюдение.

Для достижения ожидаемого результата разработана модель структуры

образовательной ситуации:

  • Введение в ситуацию в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
  • Основное занятия представляет собой совокупность игр и использования нетрадиционного материала, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
  • Динамическая пауза позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
  • Рефлексия дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.

Используемые материалы:

  • семена растений, крупы
  • цветная бумага, салфетки, картон, гофрированная бумага
  • ватные палочки и диски
  • шерстяные нитки

Инструменты и приспособления:

  • ножницы,
  • карандаш, фломастеры
  • линейка
  • клей ПВА и клей – карандаш
  • кленка для аппликации
  • кисточки для клея и красок.
  • стаканчики непроливайки
  • гуашь

7.Условия

Система работы над решением поставленных задач потребовала

создания определенных условий:

1.Создание предметно- пространственной развивающей среды:

В группе создана соответствующая предметно-пространственная развивающая среда, которую наполнила ИЗО - материалами,  нетрадиционными бросовыми и природными материалами для детского художественного творчества со свободным доступом к материалам и возможностью экспериментирования с ними.

Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах.

Подборала методическую литературу:

  • Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома», 
  • Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду»,
  • Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности»

2. Профессиональная компетентность. Изучила много дополнительной литературы по данной теме, предусмотрела наличие необходимых материалов. Все поделки пробовала сделать дома со своими детьми.

3. Творческая заинтересованность. Как воспитатель, конечно же, заинтересована в том, чтобы у детей расширялись знания об окружающем мире, развивались творческие способности и познавательные интересы, развивалось внимание, память и воображение.

4. Условия творческой деятельности. Реализовать привлечение детей к творческой деятельности с нестандартными материалами можно в игровой ситуации. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию.

Для выполнения трудовых заданий: обучаю детей необходимым способам работы, вырабатывая у них соответствующие навыки, умения, разъясняю смысл работы того значения, которое оно имеет для других детей, помогая детям в планировании, согласовании действий.

Для соблюдения условия свободного выбора, при изготовлении аппликации с усложнением дети сами выбирали технику выполнения исходя из предложенных материалов.

Для включения детей в процесс творческой деятельности, использую мотив взаимопомощи, это стимулирует активность ребёнка, проявить инициативу.

Создаю атмосферу, для появления новых идей, развития чувства защищённости. Чрезмерная критика ребёнка приводит к боязни ошибиться, без инициативности, к привычке делать всё только по указанию взрослого. Поэтому стараюсь подчеркнуть положительные моменты, отметить успех ребёнка чтобы усилить его желание к продолжению дальнейшей деятельности.

5. Сотрудничество с родителями. Для родителей я провела консультации по вопросам организации этой деятельности: «Как развивать творческие способности дошкольников», проводила конкурсы поделок к Новому году, ко дню космонавтики, дню осени, ко дню защитника отечества, к 9 мая, ко дню земли. За участие родители получили грамоты. Подготовила папки передвижки «Домашняя мастерская», «Аппликация из разноцветных ниток», «Развитие творческих способностей», «Взаимосвязь игры и труда в воспитании детей», «Домашняя мастерская». Воспитание детей осуществляется успешно только при совместной работе детского сада и семьи. Чтоб активизировать внимание родителей к педагогическому процессу при индивидуальных встречах рассказываю о работе, которая проводится с детьми в группе

8. Результаты работы

К концу обучения дети иметют представление о разных видах бумаги и ее свойствах, знают понятиями «бумагопластика», «торцевание», «силуэтное вырезывание». Дети научились работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, умеют выполнять аппликацию, используя различные приемы работы с бумагой, научились обдумывать собственный замысел и воплощать его в своей работе. В детях появилось желание желанье работать в коллективе, они научились применять усвоенные знания для решения новых задач. У многих детей начал формироваться эстетический вкус, существенно развилась мелкая моторика пальцев рук, внимание, усидчивость, аккуратность.

Обобщая свой педагогический опыт, выявила следующие параметры, на которые аппликация оказывает положительное влияние:

- развитие художественного вкуса;

- формирование художественных и графических навыков;

- становление эстетического восприятия окружающего мира;

- развитие воображения, творческих способностей, пространственного восприятия и фантазии;

- развитие мелкой моторики.

Обучая дошкольников различным методам аппликации из разнообразных материалов,  создала основу для творческого самовыражения ребенка. Дети сами могут выбирать сюжет для аппликации, материал или сочетание материалов, используют ту или иную технику, которая подходит для наиболее выразительного изображения.

9. Перспектива

В перспективе вижу распространение опыта среди коллег через открытые просмотры НОД, консультации, семинары и конечно же мастер – классы.


10. Приложения

План занятий  по аппликации в нетрадиционной технике в старшей группе.

Содержание

Цели и задачи

Материал

1

Аппликация из крупы «Боровик» 

Цель: Развивать у детей интерес к аппликации

Задачи:

- развивающие: развивать умение работать по трафарету, располагать изображение на листе, совершенствовать навык работы с клеем, упражнять детей в работе с крупами, развивать мелкую и общую моторику рук.

-обучающие: расширять представления и знания детей о грибах, выделяя части гриба (ножка, шляпка, распознавать грибы, называть их названия,

воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

  • белый картон,
  • шаблоны грибов на каждого ребенка,
  • крупа гречневая, рисовая, пшенная,
  • заранее нарезанные зеленые нитки (пряжа),
  • клей ПВА,
  • кисточки,
  • салфетки.

2

Аппликация из крупы «Мышка - норушка»

Цель: создание выразительного образа мышки в нетрадиционной технике аппликации с использованием различных круп.

Задачи:

обучающие: обучать детей создавать аппликацию с использованием различных круп, совершенствовать навык работы с клеем.

развивающие: развивать творческие способности детей, развивать диалоговую речь и ее интонационную выразительность, развивать мелкую и общую моторику рук.

- воспитывающие: воспитывать любовь к русским народным сказкам.

  • распечатанное на картоне  изображение мышки на каждого ребенка,
  • крупа гречневая, рисовая, пшенная, пшеничная,
  • клей ПВА,
  • кисточки,
  • салфетки.

3

Аппликация из ниток «Цыплята»

Цель: создание выразительного образа цыпленка в нетрадиционной технике аппликации с использованием пряжи.

Задачи:

образовательные: продолжать учить детей самостоятельно передавать в своей работе образ птиц – цыплят, с помощью предложенных материалов (ниток); совершенствовать навыки работы кисточкой и клеем;

развивающие: развивать творческие способности детей, мелкую моторику пальцев рук творческое воображение.

мышление, способствовать развитию художественно-эстетического вкуса.

воспитывающие: воспитывать желание согласовывать свои действия с другими детьми.

  • картон цветной для основы,
  • цветная бумага или цветные карандаши,
  • нарезанные шерстяные нитки жёлтого цвета,
  • клей ПВА,
  • клеевая кисть,
  • подставки под кисточки,
  • салфетки для удаления излишков клея.

4

Аппликация из ниток «Осень»

Цель: создание образа осеннего леса в нетрадиционной технике аппликации с использованием пряжи.

Задачи: 

  • обучающие: учить детей красиво располагать изображение на листе бумаги, совершенствовать навык работы с клеем;
  • развивающие: развивать чувство цвета и композиции, творческие способности ребенка через создание аппликации, развивать художественный вкус; развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывающие: воспитывать усидчивость и аккуратность 
  • картон белого или голубого цвета;
  • мелко нарезанные, шерстяные нитки красного, желтого, оранжевого, зеленого и коричневого цвета;
  • трафарет дерева,
  • простой карандаш; клеенка для работы с клеем,
  • клей ПВА,
  • кисточка для клея,
  • подставка для кисточки,
  • тряпочка.

5

Аппликация из ватных дисков «Заячья шуба»

Цель: изобразить выразительный образ животного (зайца) используя ватные диски.

Задачи:

  • обучающие: познакомить с новыми техниками выполнения изображения, совершенствовать навыки работы с клеем, бросовым материалом (ватными дисками);
  • развивающие: развивать интерес детей к нетрадиционной технике аппликации; развивать творческие способности детей, мелкую и общую моторику;
  • воспитывающие: воспитывать у детей доброе отношение к животным.
  • образец готовой работы,
  • лист картона,
  • клей ПВА,
  • подставка для кисточки,
  • кисточки,
  • ватные диски,
  • ножницы,
  • цветные маркеры.

6

Аппликация из ватных дисков «Открытка с каллами»

(И.В.Новикова «Объёмная аппликация в детском саду»

стр. 95)

Цель: изготовление открытки, используя нетрадиционную технику аппликации (из ватных дисков). 

Задачи:

  • обучающие: закреплять умения выполнять поделку пошагово, закреплять технические навыки вырезания;
  • развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук, творческие способности и художественный вкус,
  • воспитывающие: воспитывать аккуратность.
  • цветной картон,
  • цветная бумага,
  • шаблоны листочков,
  • простой карандаш,
  • клей ПВА,
  • ватные диски и палочки,
  • ножницы,
  • краски.

7

Аппликация  с гофрированной бумагой «Поздравительная открытка ко дню победы»

(И.В.Новикова «Объёмная аппликация в детском саду»

стр. 65)

Цель: изготовление поздравительной открытки ко Дню Победы.

Задачи:

  • обучающие: закреплять умение отрезать полоску от листа бумаги по прямой; закреплять умение сминать салфетку, получая цветок;
  • развивающие: развивать умение составлять композицию; развивать художественный вкус и мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма, аккуратность в работе и усидчивость.
  • цветной картон,
  • цветная бумага,
  • гофрированная бумага красного цвета,
  • клей,
  • клеенки,
  • ножницы,
  • тряпочки,
  • пошаговый образец, приготовленные заранее листочки,
  • георгиевская ленточка.

8

Аппликация из салфеток «Рукавичка» по сказке

Цель: украшение силуэта рукавицы аппликацией из салфеток.

Задачи:

  • обучающие: учить детей скатывать из салфеток шарики; упражнять в работе с клеем,
  • развивающие: развивать творческое воображение детей и интерес к изобразительной деятельности, развивать художественный вкус и мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывающие: воспитывать аккуратность в работе с клеем, салфетками.
  • образец;
  • силуэты рукавиц,
  • заготовки из салфеток разных цветов,
  • клеёнки,
  • баночки с клеем,
  • кисти,
  • тканевые салфетки.

9

Аппликация из салфеток «Добрый доктор»

Цель: изготовление объемной аппликации из салфеток.

Задачи:

  • обучающие: закрепить умение детей скатывать из салфеток шарики; упражнять в работе с клеем,
  • развивающие: развивать творческое воображение детей и интерес к изобразительной деятельности, развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывающие: воспитывать аккуратность в работе с клеем, салфетками.
  • образец;
  • шаблоны доктора,
  • заготовки из салфеток разных цветов,
  • клеёнки,
  • баночки с клеем,
  • кисти,
  • тканевые салфетки.

10

Объемная аппликация «Что нам осень принесет?»

Цель: создание тарелки с фруктами в технике объемной аппликации.

Задачи:

  • обучающие: закреплять умение вырезать одинаковые силуэты из сложенной гармошкой бумаги; учить детей создавать объемный предмет, складывая детали пополам и частично склеивая между собой.
  • развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук и развивать творческие способности ребенка через создание аппликации.
  • воспитывающие:воспитывать  усидчивость и аккуратность.
  • бумажная тарелка,
  • полоски цветной бумаги 18x6 см,
  • простые карандаши,
  • ножницы,
  • клей ПВА,
  • кисти для клея,
  • тряпочки,
  • клеенки-подкладки.

.

11

Объемная аппликация «Графиня вишенка»

Цель: создание объемной аппликации «Вишня».

Задачи:

  • обучающие: закреплять умение вырезать одинаковые силуэты из сложенной гармошкой бумаги; учить детей создавать объемный предмет, складывая детали пополам и частично склеивая между собой.
  • развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук и развивать творческие способности ребенка через создание аппликации.
  • воспитывающие: воспитывать  усидчивость и аккуратность
  • образец целый и в деталях;
  • цветная бумага,
  • картон,
  • ножницы,
  • клей,
  • карандаши,
  • салфетка,
  • шаблоны.

12

Объемная аппликация «Кактус»

Цель: создание объемной аппликации «Кактус».

Задачи:

  • обучающие: закреплять умение вырезать одинаковые силуэты из сложенной гармошкой бумаги; учить детей создавать объемный предмет, складывая детали пополам и частично склеивая между собой.
  • развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук и творческие способности ребенка через создание аппликации.
  • воспитывающие: воспитывать усидчивость и аккуратность
  • образец целый и в деталях;
  • цветной картон, цветная бумага,
  • заранее изготовленные шаблоны (цветочный горшок, овал для кактуса, цветок),
  • клей,
  • простой карандаш,
  • ножницы.

13

Аппликация из полосок бумаги «Павлин» по рассказам Барона Мюнхгаузена

Цель: создавать из цветной бумаги объёмное изображение павлина.

Задачи:

  • обучающие: формировать знания, умения и навыки детей по созданию композиции в технике аппликации;
  • закреплять навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
  • развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук и творческие способности ребенка через создание аппликации.
  • воспитывающие:воспитывать усидчивость и аккуратность
  • образец целый и в деталях;
  • цветной картон,
  • цветная бумага,
  • заранее изготовленные полоски из цветной бумаги шаблоны,
  • клей,
  • простой карандаш,
  • ножницы.

14

Аппликация из полосок бумаги «Цикламен »

Цель: учить детей создавать из цветной бумаги объёмное изображение цикламена.

Задачи:

  • обучающие: формировать знания, умения и навыки детей по созданию композиции в технике аппликации;
  • закреплять навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
  • развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук и творческие способности ребенка через создание аппликации;
  • воспитывающие:воспитывать усидчивость и аккуратность.
  • образец целый и в деталях;
  • цветной картон,
  • цветная бумага,
  • заранее изготовленные полоски из цветной бумаги шаблоны,
  • клей,
  • простой карандаш,
  • ножницы.

15

Обрывная аппликация «Голубь мира» (мозаика)

Цель: учить детей из кусочков бумаги создавать определенную композицию.

Задачи: 

- обучающие: познакомить детей с приёмом работы с бумагой: обрыванием.

  • - развивающие: развивать творческие способности ребенка через создание аппликации и развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитательные: воспитывать  усидчивость и аккуратность
  • заготовки цветной бумаги,
  • клей ПВА,
  • салфетки,
  • кисточки,
  • клеёнки,
  • заготовки шаблонов голубей.

16

Объемная аппликация «Лотосы»

Цель: создание объемной аппликации «Лотоса».

Задачи:

  • обучающие: продолжать формировать умения изображать цветы приемами симметричного вырезания из квадрата, путем складывания его пополам;
  • развивающие: развивать представления о красоте окружающего мира, развивать художественный вкус и мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, выполнять работу аккуратно.
  • образец;
  • цветная бумага для оргтехники (розовая, желтая)
  • картон зеленого цвета, карандаш,
  • шаблоны,
  • ножницы.

17

Объемная аппликация «Пионы»

Цель: создание объемной аппликации «Пион».

Задачи:

  • обучающие: продолжать формировать умения изображать цветы приемами симметричного вырезания из квадрата, путем складывания его пополам
  • развивающие: развивать представления о красоте окружающего мира, развивать художественный вкус, творческие способности ребенка через создание аппликации и развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе.
  • образец;
  • цветная бумага для оргтехники,
  • картон,
  • карандаш,
  • шаблоны,
  • ножницы.

18

Аппликация из рваной бумаги «Снегири и синички»

Цель: создание выразительного образа птиц при помощи аппликации из рваной бумаги.

Задачи:

  • обучающие: упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображения из частей на плоскости;
  • развивающие: развивать творческие способности ребенка через создание аппликации, развивать художественный вкус и мелкую моторику пальцев рук
  • воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе.
  • квадраты и прямоугольники бумаги черного, красного, коричневого и белого цветов с контурными изображениями круга, овала или полосок
  • листы картона голубого цвета,
  • клей,
  • баночка для клея,
  • кисточка для клея, подставка для кисточки,
  • клеенка для работы с клеем,
  • тряпочка.

План занятий  по аппликации в нетрадиционной технике

в подготовительной к школе группе.

неделя

содержание

Цели и задачи

материал

1.

Аппликация из крупы «Снеговик » 

Цель: создание выразительного образа снеговика при помощи аппликации из круп.

Задачи:

  • обучающие: уточнять и обобщать представления о зиме; обеспечить условия для свободного выбора детьми материала (круп) для аппликации;
  • развивающие: развивать творческие способности ребенка через создание аппликации; развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывающие:воспитывать чувство сопереживания, желание помочь персонажу.
  • картон с распечатанным на нем рисунком снеговика,
  • крупа (гречка, пшено, рис, пшеничная крупа и др.);
  • клей ПВА,
  • клеёнки,
  • салфетки

2

Аппликация из тыквенных семечек «Осеннее чудо дерево»

Цель: создание образа осеннего дерева в нетрадиционной технике аппликации с использованием тыквенных семечек.

Задачи:

  • образовательная: закрепить знания о сезонных изменениях в природе (осень);
  • развивающая: развивать воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру;
  • воспитывающие: воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, вызвать эмоциональный отклик.
  • картон голубого или белого цвета (для основы),
  • окрашенные семечки тыквы,
  • клей ПВА,
  • кисточки,
  • салфетки.

3

Аппликация из ниток «Веселый клубочек»

Цель: создание выразительного образа котенка в нетрадиционной технике аппликации с использованием пряжи.

Задачи:

  • образовательная: познакомить с техникой - выклеивание силуэта мелко нарезанными нитями, закреплять навыки аккуратного наклеивания.
  • развивающая: развивать творческие способности ребенка через создание аппликации, развивать художественный вкус; развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывающая: воспитывать усидчивость и аккуратность
  • образец
  • лист с силуэтом котенка,
  • клей,
  • салфетка,
  • ножницы,
  • пряжа.

4

Аппликация из ниток «Жираф»

Цель: создание выразительного образа жирафа в нетрадиционной технике аппликации с использованием пряжи.

Задачи:

  • образовательная: закреплять умение работать по трафарету, располагать изображение на листе, совершенствовать навык работы с клеем, упражнять детей в работе с нитками.
  • развивающая: развивать творческие способности ребенка через создание аппликации, развивать художественный вкус; развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывающие: воспитывать усидчивость и аккуратность
  • образец.
  • шаблон жирафа.
  • цветной картон для основы
  • плотная бумага желтого или оранжевого цвета.
  • пряжа коричневого, желтого или оранжевого цвета.
  • цветная бумага.
  • ножницы,
  • простой карандаш,
  • клей ПВА,
  • кисть клеевая,
  • клеенка,
  • тряпочка.

5

Аппликация из ватных дисков «Улицы города» «Улицы города»(Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»Подготовительная группа стр.104)

Цель: создание образа зимнего города в нетрадиционной технике аппликации с использованием ватных дисков.

Задачи:

  • обучающие: познакомить с новыми техниками выполнения изображения из нетрадиционных материалов (ватных дисков);
  • развивающая: развивать творческие способности ребенка через создание аппликации, развивать художественный вкус; развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывающие: воспитывать  усидчивость и аккуратность
  • цветной картон,
  • мягкие белые салфетки,
  • ватные диски,
  • блестки,
  • клей ПВА,
  • ножницы,
  • цветная бумага.

6

Аппликация из ватных дисков «Аисты в гнезде»

Цель: создание образа аиста в гнезде в нетрадиционной технике аппликации с использованием ватных дисков.

Задачи:

  • образовательные: учить создавать в работе образ аиста из ватных дисков;
  • развивающие: развивать эстетическое восприятие, формировать желание создавать красивые работы и выражать себя в творчестве, развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывающие: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

  • образец аиста стоящего в гнезде,
  • ватные диски,
  • полоски коричневого цвета (тонкие веточки);
  • клей-карандаш;
  • желтая гуашь;
  • баночки с водой,
  • фломастеры,
  • кисточки;
  • салфетки,
  • клеенки.

7

Аппликация  с гофрированной бумагой «Черемуха душистая»

(А.Н.Малышева, З.Н. Поварченкова «Занятия по аппликации в детском саду

стр.127 з.16»

Цель: изготовление образа «черемухи» в нетрадиционной технике аппликации.

Задачи:

  • образовательные: закреплять умение располагать изображение на листе, совершенствовать навык работы с клеем,
  • развивающие: развивать творческие способности ребенка через создание аппликации, развивать художественный вкус, развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе.
  • готовая модель 
  • салфетки
  • клей-карандаш
  • цветная бумага

8

Аппликация из салфеток «Звери нашего леса» (А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева

стр.149 3.8)

Цель: создание выразительного образа диких животных нашего леса в нетрадиционной технике аппликации.

Задачи:

  • образовательные: закреплять навыки работы с трафаретами (силуэтное вырезание); формирование умений и навыков в создании аппликативного образа животного
  • развивающие: развивать творческие способности ребенка через создание аппликации, развивать художественный вкус; способствовать развитию такого нравственного качества, как взаимопомощь; развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывающие: воспитывать патриотические чувства - гордость за красоту и многообразие животного мира Хабаровского края.
  • картон,
  • шаблоны животных,
  • ножницы,
  • клей,
  • кисточки,
  • клеенки,
  • салфетки,
  • мелко нарезанные нитки,
  • обрезки цветной бумаги.

9

Аппликация из салфеток «Флаг Хабаровского края»

Цель: изготовление образа флага Хабаровского края в нетрадиционной технике аппликации.

Задачи:

  • образовательные: закрепление знаний детей об истории флага Хабаровского края;
  • развивающие: развивать творческие способности и интерес к изобразительной деятельности посредством аппликации из салфеток; развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывающие: воспитывать внимание, терпение, усидчивость и чувство патриотизма и любовь к Хабаровскому краю.
  • образец флага Хабаровского края,
  • салфетки трех цветов (белого, зеленого, голубого)
  • линейка и простой карандаш,
  • картон для основы
  • клей,
  • кисточка для клея,
  • тряпочка.

10

Объемная аппликация «Зонтик »

Цель: формирование умений детей создавать выразительный образ зонтиков в технике объемной аппликации.

Задачи :

  • обучающие: закреплять умение вырезать одинаковые силуэты из сложенной гармошкой бумаги; учить детей создавать объемный предмет, складывая детали пополам и частично склеивая между собой.
  • развивающие: развивать творческие способности ребенка через создание аппликации, развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывающие: воспитывать  усидчивость и аккуратность
  • образец целый и в деталях;
  • цветная бумага,
  • картон,
  • ножницы,
  • клей,
  • карандаши,
  • салфетка, шаблоны.

11

Аппликация в технике торцевание «Новогодняя ёлочка»

Цель: изготовление образа «Новогодней ёлочки» используя нетрадиционную технику аппликации – торцевание.

Задачи:

  • образовательные: закрепление знаний детей о символе новогоднего торжества
  • развивающие: развивать творческие способности и интерес к изобразительной деятельности посредством аппликации в технике торцевания и развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывающие: воспитывать внимание, терпение, усидчивость .
  • рисунок елочки;
  • гофрированная бумага, нарезанная квадратиками 2×2 (зеленая, розовая, желтая, синяя);
  • карандаш;
  • кисть для клея;
  • клей.

12

Аппликация в технике торцевание «Российский флаг»

Цель: изготовление образа флага Российской федерации используя нетрадиционную технику аппликации – торцевание.

Задачи:

  • образовательные: закрепление знаний детей о флаге Российской федерации;
  • развивающие: развивать творческие способности и интерес к изобразительной деятельности посредством аппликации в технике торцевания и развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывающие: воспитывать внимание, терпение, усидчивость и чувство патриотизма и любовь к Родине.
  • образец флага РФ
  • гофрированная бумага, нарезанная квадратиками 2×2 (белая, голубая, красная),
  • карандаш,
  • кисть для клея,
  • клей

13

Обрывная аппликация «Снегири синички» (мозаика)

Цель: учить детей из кусочков бумаги создавать определенную композицию.

Задачи: 

  • обучающие: закрепить с детьми навык с работы с бумагой в технике обрывания.
  •  развивающие: развивать творческие способности ребенка через создание аппликации и развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывающие: воспитывать усидчивость и аккуратность
  • заготовки цветной бумаги,
  • клей ПВА,
  • салфетки,
  • кисточки,
  • клеёнки,
  • заготовки шаблонов снегирей и синичек.

14

Аппликация в технике оригами «Подснежники»

Цель: закрепление умения складывать бумагу в технике оригами.

Задачи:

  • образовательная: закрепить с детьми навык с работы с бумагой в технике оригами, закрепить навыки и умения работы с ножницами.
  • развивающие: развивать творческие способности ребенка через создание аппликации, развивать мелкую моторику пальцев рук
  • воспитывающие: воспитывать  усидчивость и аккуратность.
  • цветная бумага (белая, зеленая);
  • картон пол альбомного листа;
  • клей карандаш;
  • ножницы

15

Аппликация в технике оригами «Лиса и заяц»

Цель: закрепление умения складывать бумагу в технике оригами.

Задачи:

  • образовательная: закрепить с детьми навык с работы с бумагой в технике оригами, закрепить навыки и умения работы с ножницами.
  • развивающие: развивать творческие способности и фантазию ребенка через создание аппликации, развивать мелкую моторику пальцев рук
  • воспитывающие: воспитывать усидчивость и аккуратность.
  • цветная бумага;
  • картон пол альбомного листа;
  • клей карандаш;
  • ножницы.

16

Аппликация в технике оригами «Ромашка»

Цель: закрепление умения складывать бумагу в технике оригами.

Задачи:

  • образовательная: закрепить с детьми навык с работы с бумагой в технике оригами, закрепить навыки и умения работы с ножницами.
  • развивающие: развивать творческие способности и фантазию ребенка через создание аппликации, развивать мелкую моторику пальцев рук
  • воспитывающие: воспитывать усидчивость и аккуратность.
  • цветная бумага;
  • картон пол альбомного листа;
  • клей карандаш;

ножницы.

17

Объемная аппликация «Хризантемы»

Цель: формирование умений детей создавать выразительный образ цветов (хризантемы) в технике объемной аппликации.

Задачи:

  • образовательная: изготовление подарка, используя цветную бумагу;
  • развивающие: формирование художественно-эстетического вкуса; развитие фантазии и творческих способности детей, развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • воспитывающие: воспитывать у детей доброе отношения и любовь к своей маме, воспитание бережного и уважительного отношение к маме, чувство благодарности за заботу.
  • цветной картон,
  • цветная бумага,
  • белая бумага,
  • клей,
  • кисточка,
  • ножницы.

18

Объемная аппликация «Весенние тюльпаны» (коллективная)

Цель: создание условий для выполнения объёмной аппликации «Весенние тюльпаны».

Задачи:

  • образовательная: формировать умения и навыки в создании объёмной аппликации;
  • развивающие: развивать творческие способности, воображение, фантазию, художественный вкус и развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывающие: воспитывать бережное отношение к цветам, воспитывать аккуратность в работе.
  • бумага офисная, цветная;
  • бумага формата А3

(для фона);

  • клей карандаш;

19

Аппликация с использованием разных освоенных детьми техник  «Берегите землю» (коллективная)

Цель: создание условий для выполнения объёмной аппликации

Задачи:

  • образовательная: формировать умения и навыки в создании объёмной аппликации; закрепить умения работать с бумагой;
  • развивающие: развивать творческие способности, воображение, фантазию; развивать художественный вкус;
  • воспитывающие: воспитывать бережное отношение к нашей планете Земля, настойчивость и желание сделать работу красиво и аккуратно, способствовать развитию такого нравственного качества, как взаимопомощь.
  • бумага офисная, цветная;
  • бумага формата А3

(для фона);

  • клей карандаш;
  • гофрированная бумага, нарезанная квадратиками 2×2 (синяя, зеленая, коричневая),
  • карандаш,
  • кисть для клея,

клей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по развитию музыкальных творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

В данной работе освещены значение,  актуальность, цели, задачи театрализоанной деятельности в ДОУ, а также результаты диагностики детей по данной теме....

Представление опыта работы по теме: "Развитие интеллектуально - познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр"

Представление опыта работы по теме: "Развитие интеллектуально - познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр"...

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"

«… Детский рисунок, процесс творчества – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, насл...

Опыт работы по теме:«Развитие художественно- творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» в средней группе

Опыт работы по развитию художетвенно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности....

Обобщение опыта работы "Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей посредством оригами"

В данной статье  представлен опыт работы по ознакомлению детей с искусством оригами со второй младшей группы...

Обобщение опыта работы на тему «Развитие художественно – творческих способностей детей средствами народного декоративно - прикладного искусства»

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «Развитие художественно – творческих способностей детей средствами народногодекоративно - прикладного искусства»...