Лэпбук, как средство познавательного развития детей с ЗПР
статья (старшая, подготовительная группа)

Никитина Ксения Александровна

итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. В него входят тематические занятия и игры, обсуждения сложных вопросов, выполнения заданий. Только в этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук – как средство познавательного развития детей с ЗПР.

Термин «Lap» - колени, «book» - книга, впервые был придуман Тэмми Дюби, писателем из Вирджинии, США. Такое название дано, потому что любую тему можно уместить в книгу, которая помещается на коленях ребенка – «книжка на коленях». Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов.

 Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению, что очень важно для детей с ЗПР. В ней собирается материал по определенной теме.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:

  • информативен;
  • поли функционален;
  • способствует развитию речи, творчества, воображения, исследовательской деятельности;
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами;
  • структура и содержание его доступны детям;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность.  Развивающие игры и упражнения, преподнесенные в игровой форме, для детей с ЗПР не трудны, интересны и позволяют проводить коррекционную работу, не вызывая негативных эмоций, что очень важно!

Задачи дидактических игры в лэпбуке для детей с ЗПР:

  • учить работать в паре и группе;
  • развивать речь, увеличивать словарный запас;
  • прививать знания о мире;
  • развивать знания о социальных ролях в обществе;
  • учить ставить цели и продумывать пути их достижения;
  • прививать желание доводить дело до конца;
  • развивать воображение.

В самом начале важно взаимодействие ребенок-взрослый, группа детей-взрослый.  В таком случае воспитатель учит детей игровым действиям. Руководит, распределяет роли, помогает адаптироваться в игре и понять последовательность действий.

У нас в стране лэпбук считается методом новым и, пока еще, не получил широкого распространения. Однако лэпбук – это самый популярный метод домашнего обучения, используемый родителями по всему миру.

Характеристики детей ЗПР:

  • низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;
  • незрелость эмоций и воли;
  • недостаточность знаний о форме, размере и цвете;
  • несформированность пространственных отношений,
  • низкий уровень анализа, синтеза, сравнений и умозаключений;
  • низкий уровень морально-ценностных отношений (можно – нельзя);
  • низкий уровень самоконтроля или его отсутствие.

Преимущества использования лэпбука:

1. Можно играть всем вместе - это очень удобно для педагога. Весь материал (картинки, загадки, дидактические игры, стихотворения, поговорки, пословицы) собран в одной папке. Это дает возможность провести занятие, используя один лэпбук по данной теме.

2. Вариативность - основными элементами лэпбука являются карманы, конверты. Это позволяет обновлять, добавлять или совсем менять информацию. Сам лэпбук остается, меняется его наполняемость.

3. Развитие коммуникативных навыков – в процессе групповой игры с данным пособием развивается умение слышать друг друга, учитывать мнение, взгляд, умение договариваться, находить компромисс, общее решение так же развивается речь, мышление, внимание, память, воображение, мелкая моторика рук.

4. Полифункциональность - применение лэпбука возможно во всех образовательных областях.

5. Диффиренцированный подход - дети, которые усваивают программу, могут самостоятельно использовать лэпбук. С детьми, которые не усваивают программу можно проводить групповые занятия или индивидуальные.

6. Многофункциональность - отдельные игры и задания могут выдаваться родителям на выходные для совместного времяпрепровождения с детьми. После использования материалы возвращаются в лэпбук.

Лэпбук в старшем дошкольном возрасте может усложнятся, для этого необходимо усложнить и разнообразить его наполнение.

Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. В него входят тематические занятия и игры, обсуждения сложных вопросов, выполнения заданий. Только в этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лэпбук - как средство познавательного развития младших дошкольников"

laquo;Умейте  открыть перед  ребенком в окружающем  мире что-то одно, но открыть  так,  чтобы кусочек жизни  заиграл перед детьми всеми  красками радуги. Оставляйте...

ЛЭПБУК как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Лэпбук — инновационная форма работы познавательно–исследовательской деятельности....

«Лэпбук - инновационное средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

laquo;Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вок...

"Развивающие возможности лэпбука как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"

ПОНЯТИЕ ЛЭПБУКАЛЭПБУК  - (лепбук, lap – колени, book – книга) тематическая или интерактивная развивающая папка с кармашками, окошками, мини-книгами и всевозможными вкладками, подвижны...