Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

ольга николаевна шабалина - лариса евгеньевна команова

Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_posobiya_lepbuk_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

    У детей с ОВЗ имеются проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, недостатки развития устной речи, сниженная познавательная мотивация, проблемы с концентрацией внимания и организованностью, трудности обработки слуховой информации, специфика развития мышления, и др., что отрицательно влияет на образ жизни детей. Поэтому в работе с детьми с ОВЗ  недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы, важным условием повышения эффективности работы является разработка новых педагогических технологий, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности. 

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог. Результатом такого поиска  стала  тематическая папка или лэпбук. Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал. Получается эффективная работа над любой заданной темой, которая чрезвычайно нравится детям.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. Лэпбук – это отличный способ для развития ребёнка через познавательную деятельность. Возможность самостоятельно собирать и организовывать информацию, применять полученные знания в игровой деятельности, это возможность социализации детей, умения общаться.

В процессе работы с лэпбуком ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, с удовольствием выполняет предложенные игровые задания. Игра ставит детей в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.

Сущность лэпбука заключается в том, что для «оживления» папки ребенку необходимо осуществить какую-либо деятельность: провести наблюдение, выполнить поручения, изучить и исследовать материал. Для ребёнка с ОВЗ очень важно всесторонне развиваться, и лэпбук должен быть направлен на развитие каких-либо умений и навыков, коррекцию имеющихся нарушений.

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде. Он:

-информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступно детям;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность. 

Ожидаемый результат:

-Быстрое запоминание информации (названий, портретов картин, композиторов, стихов, загадок и пр.) по определенной теме.

-Проявление самостоятельности при работе с лэпбуком.

-Проявление повышенного интереса к содержанию папки, а значит к теме пройденного материала.

-Развитие мелкой моторики рук.

-Развитие  мыслительных процессов, внимания, ориентации на листе бумаги, особенностей своего организма

-Запоминание предлагаемой информации на наглядной основе.

-Обогащение словаря.

-Тренажер для рук.

 Лэпбук в работе педагога оказывает неоценимую помощь:

Он помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно.

Лэпбук  хорошо подходит для занятий: в папке содержатся задания разного уровня, поэтому любой ребенок находит себе занятия по силам.; тематические пособия разработаны специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Разновидности тематических папок

Лэпбуки могут иметь несколько разновидностей. В зависимости от назначения, они бывают: учебные; игровые; поздравительные, праздничные; автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк и т.д.)

В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка.

Организация материала: стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, окошки и дверцы, вращающиеся детали, высовывающиеся детали, карточки, пазлы, чистые листы для заметок и т.д.

Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них можно скачать бесплатно в Сети, – это лучший вариант для новичков. Но идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. Это не так уж и сложно – главное, начать и увлечься процессом.

Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

Преимущества использования лепбука. 

Он помогает:

-структурировать сложную информацию

-развивает познавательный интерес и творческое мышление

-разнообразить даже самую скучную тему

-научить простому способу запоминания

-объединить всю семью для увлекательного и полезного занятия.

Игровая технология «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данной технологии происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Эти удивительные папки  для воспитателей являются помощником в работе с детьми с ОВЗ, помогающим организовать активную речевую, коммуникативную и познавательную деятельность воспитанников.