«Лэпбук - инновационное средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
учебно-методическое пособие по развитию речи

Меньшикова Нина Николаевна

«Каким мы хотим видеть наше будущее,

во многом зависит от нас и от тех принципов,

которые мы заложим в сознание детей.

Каков человек, такова его деятельность,

таков и мир, который он создает вокруг себя».

 Ш. Амонашвили.

Модернизация образования, введение ФГОС ДО стали предпосылкой новых непрерывных образовательных поисков среди педагогов дошкольных организаций. Результаты такой деятельности привели к появлению нового современного средства обучения в дошкольной педагогике – это лэпбук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Лэпбук - инновационное средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

«Каким мы хотим видеть наше будущее,

во многом зависит от нас и от тех принципов,

которые мы заложим в сознание детей.

Каков человек, такова его деятельность,

таков и мир, который он создает вокруг себя».

 Ш. Амонашвили.

Модернизация образования, введение ФГОС ДО стали предпосылкой новых непрерывных образовательных поисков среди педагогов дошкольных организаций. Результаты такой деятельности привели к появлению нового современного средства обучения в дошкольной педагогике – это лэпбук.

Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Татьяна Пироженко является автором популярного блога для развития детей «Это интересно!», детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница», создает авторские интерактивные папки-лэпбуки. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. Научной литературы по технологии «лепбук» на данный момент нет. Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии: одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии. По всей видимости, это определяется от ведущей задачи работы с использованием лэпбука. Татьяна Пироженко дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребёнку нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.»

Цель создания лэпбуков: развитие познавательной активности и интеллекта детей. Лэпбук оказывает помощь ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения и закрепления пройденного. В любое удобное время ребенок просто берет лэпбук и с радостью повторяет пройденный материал, рассматривая разработанную сделанную своими же руками книжку.

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому. Позволяет сохранить собранный материал. Объединяет педагогов, детей и родителей. Ну и в конце концов, это просто увлекательно! Эта форма работы помогает воспитателям обеспечить условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В ходе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, художником-иллюстратором, но и дизайнером, сочинителем собственных моментов из жизни, загадок, стихотворений. Такая необычная увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и развития ребенка. Для воспитателей лэпбук — это отличный способ организации познавательной работы детей дошкольного возраста. Лэпбук отвечает требованиям установленным федеральным стандартом к организации развивающей предметно-пространственной среды:

  • информативен;
  • многофункционален;
  • имеет возможность применяться как индивидуально, так и группой детей одновременно (можно так же с участием взрослого как партнера);
  • владеет образовательными свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру культуры;
  • вариативен;
  • его содержание и структура доступны детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает экспериментирование;
  • способствует вовлечению детей в игровую, познавательно-исследовательскую, конструктивную и творческую деятельность.

Идеальный возраст дошкольника для начала занятий с лэпбуками — 5 лет.

Как же изготовить такое пособие?

На первом этапе подготовки необходимо выбрать тему лэпбука, просмотреть необходимую литературу по данной теме. Сложность тематической папки зависит от возраста, интересов и потребностей дошкольников. Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Домашние животные». А можно взять какое-нибудь конкретное животное и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

Разновидности тематических папок в зависимости от назначения могут быть: •учебные;

 •игровые;

•поздравительные,

•праздничные;

•автобиографические.

В зависимости от формы: 

•стандартная книжка с двумя разворотами;

•папка с 3-5 разворотами;

•книжка-гармошка;

•фигурная папка.

При создании лепбука необходимо учесть:

  • эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки),
  • долговечность (с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)
  • минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации) приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами».

 Организация материала: 

•стандартные кармашки;

•обычные и фигурные конверты;

 •кармашки-гармошки;

•кармашки-книжки;

•окошки и дверцы;

•вращающиеся детали;

•высовывающиеся детали;

•карточки;

•стрелки;

•пазлы;

•чистые листы для заметок и т.д.

Второй этап – составление плана. Третьим этапом будет изготовление макета и оформление в натуральную величину. Это необходимо для того, чтобы мы могли реально оценивать площадь лэпбука и размещение его наполнения. Лэпбук разделяется на четыре основные части: познавательная, игровая, творческая и художественно-литературная.

Далее начинаем подбирать материал к каждой части лэпбука. В познавательной части лэпбука располагается информация, которую необходимо усвоить детям, эту часть, как правило, рассказывает и объясняет взрослый (рассказ о животных (городе, явлениях природы и т.д.), показ иллюстраций. Игровая часть – это различные дидактические игры, посредством которых дети усваивают и запоминают новый материал (здесь могут быть «игры-ходилки», «найди пару», «отгадай чьё», «собери пазл», игры на внимание и ассоциации и многое другое). Творческая часть подразумевает собой то, что могут выполнить дети самостоятельно или совместно с родителями, это может быть фото на фоне своего дома, природы, в зоопарке и т.д., это могут быть всевозможные раскраски, задания по теме лэпбука. Художественная часть подразумевает собой подбор сказок, рассказов, стихов, музыки по теме лэпбука. Элементы наполнения могут дополняться и меняться в соответствии с выбранной темой лэпбука. Четвертый этап - презентация лэпбука.

Важно помнить: 1) что готовый лэпбук должен быть удобным в использовании для ребенка, то есть его размеры не должны быть слишком велики, так как это вызовет затруднения в использовании, а также не должны быть слишком маленькими, это усложнит восприятие материала. 2) наполнение должно быть практичным и прочным, соответственно лэпбук должен быть обклеен, игры и наполнение заланимированы или обклеены скотчем. 3) наполнение должно быть интересным для ребенка, нести не только игровой, но и обучающий характер. Не стоит забывать, что лэпбук – это средство обучения, а не игра, то есть в нем должен содержаться познавательный материал, закрепление которого происходит посредством игр. 4) Лэпбук – это совместное творчество взрослого и ребенка, то есть, дети должны быть привлечены к изготовлению лэпбука. Например, предоставление фотографий по тематике лэпбука, сочинение рассказа, сказки по теме лэпбука и другое. 5) Лэпбук может пополнятся и дорабатываться исходя из возраста и потребностей детей. То есть при изучении определенного наполнения лэпбука, например, по животным, можно добавлять новые, не изученные ранее материалы, тем самым расширяя знания детей. Дети дошкольного возраста с удовольствием используют лэпбуки в самостоятельной деятельности, а также в совместной деятельности с педагогом. Создание лэпбука является эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители могут обеспечить организационную поддержку - это экскурсии и походы, техническую-это фото и видео; информационную – это сбор информации для лэпбука и мотивационную - это поддержание интереса, уверенности в успехе.

Таким образом, использование инновационной игровой технологии «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер –класс с педагогами «Лэпбук - как средство математического развития детей дошкольного возраста»

Мастер –класс с педагогами«Лэпбук - как средство математического развития   детей дошкольного возраста»...

ЛЭПБУК как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Лэпбук — инновационная форма работы познавательно–исследовательской деятельности....

Лэпбук - как средство музыкального развития детей дошкольного возраста

Одним из новых способов организации учебной деятельности с дошкольниками и реализации деятельного подхода в их музыкальном развитии является лэпбук....

Использование технологии «Лэпбук», как способа познавательного развития детей дошкольного возраста.

Данный материал рассказывает, как самостоятельно сделать лэпбук, и как его использовать  в работе с детьми....