Графическая готовность ребенка к школе как психолого-педагогическая проблема
статья

Моцарь Ольга Владимировна

В статье представлен  анализ проблемы готовности ребенка к школьному обучению с позиции современной психологии и педагогики. Автор представляет теоретический анализ графической готовности ребенка к школе как важного компонента для дальнейшего успешного обучения.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.В. Моцарь,

МБДОУ «Детский сад № 37», Ленинск-Кузнецкий городской округ, Кемеровская область – Кузбасс, е-mail: motsarel-la@mail.ru

Графическая готовность ребенка к школе

как психолого-педагогическая проблема

Graphicalchild'sreadinessforschool

as a psychologicalandpedagogicalproblem

В статье представлен  анализ проблемы готовности ребенка к школьному обучению с позиции современной психологии и педагогики. Автор представляет теоретический анализ графической готовности ребенка к школе как важного компонента для дальнейшего успешного обучения.

The article presents an analysis of the problem of a child's readiness for schooling from the standpoint of modern psychology and pedagogy. Theauthorpresents a theoreticalanalysisof a child'sgraphicreadinessforschoolasanimportantcomponentforfurthersuccessfullearning.

Готовность ребенка к школе, графическая готовность, подготовка ребенка к школе.

Child'sreadinessforschool, graphicreadiness, child'spreparationforschool.

Постоянное совершенствование и усложнение системы школьного образования повышает актуальность и практическую значимость проблемы подготовки ребенка к успешному обучению в школе.

Трудности обучения письму в первом классе испытывают более 90% детей (Т.Е. Хохлова, В.Ф. Базарный, М.М. Безруких и др.).Помимо этого, у первоклассников часто возникают трудности с прописью букв и цифр, при записи примеров и задач, написании отдельных слов или предложений, рисовании. В дальнейшем, несформированность навыков письма может привести к нарушениям физического здоровья (нарушение осанки, зрения, дыхания) и  функциональной неграмотности[4].

В трудах современных ученых отсутствует единый взгляд на проблему готовности ребенка к школьному обучению. Готовность к обучению в школе большинством ученых определяется как совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и включает в себя следующие компоненты: мотивационную, волевую, умственную, коммуникативную и речевую готовность [6].

В работах Л.И. Божович, В.С. Мухиной Л.С. Выготского, В.В. Давыдова рассматриваются различные аспекты подготовки дошкольников к обучению в школе. Ряд педагогов и психологов исследовали структуру готовности ребенка к школе (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, А. Анастазии др.)[8; 10].

По мнению Д.Б. Эльконина, готовность к школе включает характеристики кризисного развития и комплекс новообразований стабильного и кризисного периодов [10].

В отечественной психологии понятие готовности связывают с теорией установки Д.Н. Узнадзе и личностное отношение к деятельности[9].

В психолого-педагогической литературе выделены отдельные компоненты школьной готовности: достаточный уровень зрительно-моторной координации (Л.А.Венгер), школьно-значимые психофизиологические функций (Р.В.Овчарова)[8].

Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков ввели понятие графическая неготовность к обучению письму, выделив необходимые умения и навыки в базовых и ведущих учебно-важных качествах[5].В отдельных трудах ученых встречаются исследования особенностей развития произвольных движений и регуляции двигательных актов у детей дошкольного возраста(А.В. Запорожец,Б.Г. Ананьев,С.Л. Рубинштейн и др.)[1; 7].

В отечественной психологии и педагогике представлена проблема развития способностей к изобразительной деятельности (З.М.Богуславская, Т.Н. Волкова, В.И.Киреенко, В.В.Холмовская, Т.С.Комарова, Е.И. Игнатьев и др.)[3].В зарубежной психологии М. Фростиг считает, что развитие семи основных компонентов графических способностей приводит к успешному выполнению графических заданий и устраняет многие проблемы, связанные с чтением.

Н.И. Биктимирова, 2004  определяет графическую готовность как комплекс психологических и физиологических качеств, обеспечивающих успешность выполнения графических заданий. По ее мнению, графическая готовность ребенка к школе включает 9 основных компонентов: зрительно-двигательная координация; восприятие фигуры на фоне; константность восприятия; положение в пространстве; пространственные отношения; анализ контура предмета; моторный компонент; глазомер; зрительная память[2].

Графическая деятельность возникает в период раннего и дошкольного детства. Дети учатся различию между графическими элементами, решают элементарные графические задачи.

Основным средством формирования и развития графической готовности у детей дошкольного возраста являются упражнения на развитие речи (пальчиковая гимнастика); на развитие зрительного восприятия, координации, включающие изобразительную деятельность (лепку, рисование, аппликацию, поделки); подобранные графические упражнения (обводка, штриховка, раскрашивание, рисование бордюров и т.п.).

Таким образом, можновыделитьграфическую готовность ребенка к школе в отдельную составляющую, востребованную в обучении. Поэтому необходимо проводить занятия на формирование и развитие графической готовности, начиная уже с дошкольного возраста.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению /Б.Г. Ананьев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.- 48с.

2. Биктимирова, Н.И. Формирование графической готовности ребенка к школе :автореф. дис. на соискание учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.01 / Наиля ИльдусовнаБиктимирова. – Москва, 2004. – 24 с. – Текст : непосредственный.

3. Волкова, Т.Н. Развитие памяти и внимания / Т.И. Волкова. — М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО» ИД «РИПОЛ классик», 2005. —240 с.

4. Копытина, М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению на занятиях в детском саду: автореф. дис. ... канд. психол. наук. 19.00.07 / Копытина Марина Григорьевна. — М., 1993. — 23 с. – Текст : непосредственный.

5. Нижегородцева, H.B. Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. —М.: Изд-во Владос, 2001. —256 с.

6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В.В.Давыдова. — М.: Б.Р.э. 1993.-608 с. Т.1.

7. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии. — СПб: Изд-во Питер, 2000 — 712 с.

8. Стародубова, Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе. /Н. Г. Стародубова //Система воспитания и дополнительного образования детей: от детей до внедрения. Матер, науч.- практ. конф. — Бийск, НИЦ БПГУ, 2001, — С.76-78.

9. Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.

10. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Учпедгиз, 1960. – 312 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школе

В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в ...

Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»

Что такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к обучению к школе, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необ...

Психолого-педагогические условия готовности ребенка к школе

Консультация для родителей будущих первоклассников...

Психолого-педагогические критерии готовности ребенка к школе.

Психолого-педагогические  критерии готовности ребенка к школе.    Основные психолого-педагогические критерии -  это...